Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап 4. Представление работы руководителю для её предварительной оценки




Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Чуприс О.И.

Цегельник О.В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

 

для студентов юридического факультета
Белорусского государственного университета

 

Рецензент:

Белова Т.А.

Рекомендовано учебно-методической комиссией юридического факультета БГУ 26.12.2013 г. (протокол № 3)

 

Минск

2013

 

 


Значение подготовки курсовой работы

Подготовка курсовой работы предусмотрена учебным планом для развития способностей студентов к самостоятельной исследовательской деятельности и является одним из видов самостоятельной работы студента.

Выполнение курсовой работы служит: углубленному изучению определенной темы и, как следствие, росту знаний студента; формированию умений использования литературных источников – по поиску, отбору и изучению информации; овладению методами анализа правовых актов, выработке навыков изложения изученного материала; развитию мышления, формированию собственной позиции студента по правовым вопросам и логического ее выражения.

Этапы выполнения работы:

выбор темы работы

составление плана работы

написание работы

представление работы руководителю для её предварительной оценки

ознакомление с замечаниями и предложениями руководителя (при их наличии)

доработка курсовой работы

представление окончательного варианта работы

защита курсовой работы.

На каждом из этапов студенту необходимо взаимодействовать с руководителем работы (в различной степени, обусловленной существом того или иного этапа). Уже на этапе выбора темы студент должен явиться на консультацию к руководителю без специальных указаний с его стороны.

Руководитель оказывает студенту помощь при подготовке работы, консультирует его по всем возникающим вопросам. При этом работа выполняется самостоятельно студентом.

 

Структура и объем курсовой работы

Структура работы представлена частями, размещаемыми в следующей последовательности:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (Приложение 1) с указанием названия темы курсовой работы, ее автора, научного руководителя, кафедры, по которой выполнялась работа и т.д.

2. Оглавление, где указывается название и страницы размещения в курсовой работе введения, глав, параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений и т. п.

3. Перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости).

Введение.

5. Основное содержание работы, в котором выделяются главы и параграфы с указанием их наименования, и излагается соответствующий материал.

6. Заключение, в котором подводятся итоги исследования, обобщаются и формулируются выводы.

7. Список использованных источников, в котором содержится перечень источников с указанием их порядкового номера.

8. Приложение (при необходимости) включает схемы, графики, таблицы, анкеты, проекты статей нормативных правовых актов и т.д.

9. Список опубликованных научных работпо теме курсовой работы (при их наличии).

Каждая часть работы (введение, главы, параграфы, заключение и др.) должна иметь заглавие, а также начинаться с новой страницы (за исключением разделов). Названия частей работы приводятся прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт с размером на 1–2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте. Так же печатают заголовки глав.

Объем курсовой работы (без учета списка использованных источников и приложений) 25 – 35 страниц текста через интервал 18 пунктов, шрифт - 14 pt Times New Roman, подготовленного на компьютере (поля страниц: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см), указываются номера страниц (титульный лист не нумеруется).

Требования к объему работы должны быть соблюдены. При значительном количестве информации по избранной теме умение уложиться в предлагаемый объем помогает приобрести и развить навыки выделения главного, обобщения информации, формулирования собственных выводов.

Этап 1. Выбор темы работы

Выбор темы работы осуществляется, по общему правилу, в соответствии со списками тем, имеющимися на кафедре. Данные списки помогают сориентироваться в тематике работ. Руководитель оказывает содействие в выборе темы. Однако студент и руководитель могут уточнить тему из списка, изменить ее или согласовать тему, не представленную в тематике курсовых работ.

Критерии выбора темы курсовой работы: актуальность, новизна, уровень разработанности, научный, практический интерес, потенциал разработки в будущем.

Приемлем вариант, когда тема курсовой работы выбирается с учетом планируемой тематики дипломной работы, научно-исследовательской деятельности – докладов на конференциях, публикаций, работ для участия в конкурсах. Материал курсовых работ, выполненных в течение нескольких курсов обучения, может войти в будущую дипломную работу.

Для формирования у студентов умений и навыков работы в команде возможна выдача группового задания, предусматривающего работу нескольких студентов над одной общей темой. В этом случае каждому из них устанавливаются индивидуальные задачи в соответствии с объемом и уровнем общих требований по теме. При этом выводы студентов, полученные по итогам выполнения индивидуальных заданий, не должны противоречить друг другу, а соотноситься с выводами всех студентов, полученными в рамках общей темы.

Выбор темы и ее утверждение оформляются заявлением по установленной форме (Приложение 2).

Руководителем курсовой работы выдается задание студенту (Приложение 3), которое прилагается к курсовой работе. Задание должно быть выдано студенту:

в очной форме получения высшего образования в первые две неделипосле начала семестра, в котором учебными планами они предусмотрены;

в заочной форме получения высшего образования во время лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии, предшествующей семестру, в котором учебными планами они предусмотрены.

Соответственно, студент в указанные сроки должен явиться к руководителю для его получения.

 

Этап 2. Составление плана работы.

Студентам первого курса наименования глав, параграфов, нормативные и литературные источники, др. информация рекомендуются руководителем работы. На последующих курсах студент должен самостоятельно подготовить проект плана и обсудить его с руководителем.

План может включать только главы (минимум две) либо состоять из глав и параграфов (также минимум два). В работе возможно наличие глав, как состоящих из параграфов, так и не включающих параграфы.

Названия глав и параграфов не могут совпадать с названием всей работы, тем более быть шире по содержанию названия работы.

План строится исходя из темы курсовой работы, от общего к частному и далее к особенному. Тема курсовой работы, ее цель и задачи, сформулированные во Введении как структурной части курсовой работы, должны соответствовать друг другу (см. также рекомендации по написанию Введения).

План Основного содержания работы должен по объему соответствовать теме, так же как сформулированные во Введении задачи должны в совокупности соответствовать по объему цели. Названия глав и их объем должны соответствовать сформулированным во Введении задачам.

Из названия глав должно быть видно, что в каждой из них рассматриваются отдельные самостоятельные вопросы темы, которые не соотносятся между собой как часть и целое.

Названия параграфов по объему (содержанию) должны в совокупности составлять объем названия главы. Названия параграфов также должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

 

Этап 3. Написание работы

Общие положения. В процессе написания работы студент работает с литературой, нормативными правовыми актами и иными источниками, делает собственные выводы и умозаключения, формируя необходимые компетенции. Процесс написания работы заключается в том, чтобы по источникам – литературе и правовым актам, анализируя правоприменительную (в том числе судебную практику) – разобраться в существе темы, сформировать свое отношение к изученным вопросам, а затем изложить в работе основные положения, обеспечив их взаимную связь и непротиворечивость (см. также материал, посвященный рекомендациям по написанию Введения).

Наряду с материалом из источников, в курсовую работу следует стремиться включать собственные идеи. Такие идеи, при условии их обоснованности, являются наиболее ценным компонентом работы. Рекомендуется, чтобы они касались и теоретических вопросов, и ориентированных на практику предложений.

Текст работы должен отражать приобретенные студентом знания по соответствующей теме и быть результатом его познавательного труда.

Текст курсовой работы (основной ее части) как итог мыслительного процесса, результат комплексного и системного исследования, как минимум, должен включать:

теоретические положения;

анализ нормативных актов;

В то же время текст курсовой работы (основной ее части) может содержать:

анализ исторического развития (генезис) законодательства и теоретических представлений по теме; анализ действующего законодательства и практики применения права Республики Беларусь (ее конкретной отрасли), сравнительно-правовой анализ законодательства и практики Республики Беларусь и других стран; анализ современной теории – точек зрения ученых, научных подходов к решению проблем по теме курсовой работы, прикладные характеристики, выводы, предложения и др.

Выводами и предложениями, к которым пришел студент в результате исследования соответствующего вопроса и которые представляют собой краткие ответы на сформулированные во Введении задачи, должны заканчиваться каждая глава и по возможности параграф работы.

Включать в работу следует положения, с которыми студент разобрался, которые он в состоянии пояснить и обосновать. Даже если положения основной части курсовой работы целиком состоят из материала, опубликованного в источниках, работа все равно должна показывать усилия студента по отбору соответствующих положений, их осмыслению и систематизации в тексте работы, при этом студент обязан ссылаться на использованные источники.

В соответствии с заданием руководителя, выданного с учетом темы, курсовая работа может иметь реферативный характер и содержать реферативное обобщение оригинальных теоретических исследований по конкретной научной проблеме. В этом случае она включает полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме, включая анализ материалов по одному из вопросов. В ней может анализироваться история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, полученные посредством сравнительного анализа литературы.

 

Работа должна быть написана грамотно и аккуратно, набрана на компьютере, вычитана, без опечаток и технических погрешностей, без повторов, в т.ч. – смысловых. Новый абзац следует начинать с красной строки. Текст необходимо выравнивать по ширине. Названия частей работы в ее тексте обычно выравниваются по центру, а в оглавлении – по ширине.

Студент должен соблюдать установленные руководителем сроки выполнения работы, иные указания руководителя без его напоминаний.

При выполнении курсовой работы нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы подготовить качественную работу и сделать это в срок. Сроки – значимая составляющая правового регулирования и юридической профессии. Если содержание работы является показателем познавательных способностей студента, то соблюдение сроков позволяет судить о его дисциплинированности и организованности.

 

Структура Введения и общие рекомендации по его написанию. Введение состоит из нескольких компонентов. Остановимся на самых важных.

 актуальность темы курсовой работыопределяется теоретической и практической значимостью темы, включает обзор литературы, состояние законодательства и юридической практики по теме и обоснование необходимости исследования проблемных вопросов;

 объект исследования – это определенная область реальности, социальное явление, как правило, это урегулированная правом определенная область общественных отношений);

 предмет исследования – как правило,подлежащие исследованию институты права или нормы права;

 цель курсовой работы – ожидаемый результат исследования (цель должна соответствовать теме курсовой работы);

 задачи курсовой работы – это этапы продвижения к цели; они определяются планом курсовой работы (ее Основной части) – поставленные задачи и главы курсовой работы содержательно должны совпадать. Формулировку задачи рекомендуется начинать словами: выявить (выявление), сравнить (сравнение), раскрыть, оценить, разработать, исследовать, систематизировать, уточнить и т.д.

 методы исследованияспособы достижения цели, способ решения какой-либо конкретной задачи)

 опубликованность результатов исследования (наличие данной части предполагается, если по теме курсовой работы студент является автором публикаций)

 структура и объем курсовой работы (указывается из каких структурных элементов состоит работа, количество глав, параграфов, количество наименований в списке использованных источников, а также объем работы в страницах).

Обычно введение окончательно оформляется, когда уже готов текст основной части курсовой работы. Каждая из указанных частей Введения начинается с ее заголовка и выделяется полужирным шрифтом.

Объем введения курсовой работы может равняться 1-3 страницам.

 

Работа с источниками и оформление списка источников. Имеются три группы источников, которые используются для написания работы:

- правовые акты: нормативные и индивидуальные;

- специальная литература: учебная, научная, иная (публикации в СМИ, статистические справочники, доклады и выступления и др.). К специальной литературе относятся источники на иностранных языках. Специальные источники существуют в виде книг, статей, в иной печатной либо электронной форме;

- материалы юридической практики и архивные материалы (содержат опубликованную практику, неопубликованную практику и архивные материалы).

Лишь специальная литература может непосредственно формировать материал работы – содержащиеся в них положения при условии осмысления студентом допускается включать в текст работы. Работа с правовыми актами должна отражать результаты их анализа студентом и по возможности не дублировать их текст.

Как адаптированные, так и дословные заимствования должны сопровождаться ссылками на источник. Отличие между адаптированными и дословными заимствованиями из источников заключается в том, что дословные заимствования оформляются в кавычках.

Следует обратить внимание на обусловленные научным стилем языка способы изложения в работе собственных идей студента:

По нашему мнению, … / На наш взгляд, ... / Как представляется, ... / Полагаем, что ... / Думается, что ... / Считаем целесообразным … / Предлагаем … / Следовало бы…

Работа с правовыми актами. Любой правовой акт, требующийся для подготовки работы, необходимо изучать и использовать в действующей редакции с учетом изменений и дополнений.

Источниками правовой информации, соответствующими указанным требованиям, являются Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), правовые базы «Эталон», «КонсультантПлюс».

Использование в курсовой работе нормативных правовых актов в устаревшей редакции не допустимо за исключением случаев, когда проводится историческое исследование развития норм законодательства или сравнение. При этом акты в недействующей редакции должны быть приведены в Списке использованных источников.

Адаптированные и дословные заимствования сопровождаются ссылками на источник – правовой акт, оформляемыми как и ссылки на литературу (в виде квадратных скобок).

 

В соответствии с выделением трех групп источников (правовые акты, специальная литература и материалы юридической практики) структурируется и Список использованных источников в работе.

Список правовых актов формируется с учетом их юридичесой силы и хронологии в следующем порядке:

- нормативные правовые акты Республики Беларусь, в т.ч. международные нормативные правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь;

- индивидуальные правовые акты;

- недействующие нормативные правовые акты Республики Беларусь;

- действующие международные правовые акты, не ратифицированные Республикой Беларусь;

- недействующие международные правовые акты, не ратифицированные Республикой Беларусь;

- действующие акты законодательства зарубежных стран;

- недействующие акты законодательства зарубежных стран.

Списки специальной литературы, а также материалы практики и архивные материалы формируются в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий (названий материалов). Источники на иностранных языках отражаются в конце списка специальной литературы.

Иную последовательность размещения использованных источников студент может избрать только по согласованию с научным руководителем, что должно быть обусловлено особенностями темы.

Ссылки на источники в тексте работы следует давать, проставляя после использованного источника в квадратных скобках порядковый номер источника из списка использованных источников и номер страницы, части правового акта и т.п., на которые дается ссылка. Например, [14, с. 26], [18, ст. 2].

Нельзя включать в список использованных те источники, на которые не даны ссылки в тексте работы.

Использование текста других авторов без ссылок на них не допускается и является плагиатом.

Оформление списка использованных источников следует осуществлять с учетом правил, установленных Приложением 2 к Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденных постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. Некоторые примеры описания источников приведены в Приложении 4 данных рекомендаций.

Несоблюдение правил оформления источников в Списке использованных источников является ошибкой, за которую снижается отметка по курсовой работе.

 

Общие рекомендации по подготовке Заключения. Заключение – важный структурный элемент курсовой работы, в котором подводятся итоги исследования. В нем необходимо системно и последовательно изложить наиболее важные положения (выводы), предложения по работе.

Выводы и предложения, сформулированные в главах и параграфах, содержательно повторяются в Заключении как структурной части курсовой работы. Общий вывод в конце Заключения – ответ на поставленную цель.

Выводы и предложения должны быть ясными, четкими, однозначными, непротиворечивыми, изложены с использованием научного стиля.

Объем заключения, как правило, составляет около двух-трех страниц. Аргументация, доказательства и анализ в заключении не допускаются.

 

Вычитывание текста курсовой работы. Вся работа должна быть вычитана и проверена. В любой работе имеются и такие положения, заметить ошибки в которых можно только при их сопоставлении. Подобное надо сравнивать с подобным – рекомендуется сравнивать написание одних и тех же положений, реквизитов, фиксируемых в работе несколько раз. Например, должны быть идентичными: названия глав, параграфов в оглавлении и тексте работы; обозначения правового акта при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); сведения об авторе применяемого источника при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); приведенные в оглавлении номера страниц частей работы и фактические номера страниц, на которых начинаются соответствующие части, а также указанное в конце Введения количество глав, параграфов, Приложений тому, из чего реально состоит курсовая работа.

 

Этап 4. Представление работы руководителю для её предварительной оценки

Данный этап связан с представлением руководителю первоначального варианта курсовой работы, по которому руководитель сделает замечания, внесет предложения для повышения качества окончательного варианта работы. Хотя представляемый руководителю вариант работы не является окончательным, его следует выполнять с полным соблюдением отмеченных в настоящих методических рекомендациях положений. Это необходимо для того, чтобы руководитель мог оценить правильность всех аспектов работы и своевременно помочь студенту в исправлении ошибок.

И первоначальный, и доработанный варианты требуется сдавать на проверку с учетом установленных сроков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...