Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по выполнению контрольной работы




МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

Учебная программа, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов

заочной формы полного и сокращенного сроков обучения по специальностям:

270100 «Технология хранения и переработки зерна»

270300 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

270500 «Технология бродильных производств и виноделие»

170600 «Машины и аппараты пищевых производств»

 

 

Уфа 2007

    Рецензент

    Кандидат экономических наук, доцент Рувенный И.Я.

 

 

    Ханнанов К.М.

    Менеджмент и маркетинг: Учебная программа, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов.

 

    Методические указания предназначены для самостоятельного изучения, выполнения контрольных работ и подготовки к зачету по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» студентами заочной формы обучения по специальностям 270100 – «Технология хранения и переработки зерна», 270300 – «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 270500 – «Технология бродильных производств», 170600 – «Машины и аппараты пищевых производств».

 

                                                                      © Ханнанов К.М.

                                                                                         © ОГУ, Уфимский филиал, 2007

 

Содержание

    с .
  Введение……………………………………………………………………... 4
  Цели и задачи дисциплины…………………………………………………. 4
  Учебная программа……………………..…………………………………… 5
  Методические указания по выполнению контрольной работы…………... 8
  Темы контрольных работ……………………………………………………. 9
  Список литературы…………………………………………………………... 11

 

Введение

        Курс «Менеджмент и маркетинг» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин Федерального компонента (ОПДФ.12.02.) программы обучения по направлению подготовки дипломированных специалистов:

655600 «Производство продуктов питания из растительного сырья»

     Специальности:

270100 «Технология хранения и переработки зерна»

270300 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

270500 «Технология бродильных производств»

 

655800 «Пищевая инженерия»

  Специальность:

170600 «Машины и аппараты пищевых производств»

 

Цели и задачи дисциплины

 

    Целью изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» является ознакомление студента с методами формирования целей предприятия и разработки средств их достижения, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; в рыночных условиях.

    Для этого решаются следующие задачи:

    – для определения необходимости управления предприятием рассматриваются его характеристики во взаимосвязи и показывается роль маркетинга в достижении целей предприятия с учетом специфики отрасли;

    – для развития кругозора студента и понимания. влияния среды на достижение целей предприятия рассматривается содержание среды, методика проведения маркетинговых исследований и изучается процесс управления маркетингом;

    – для понимания студентом специфики работы менеджера рассматриваются основные функции предприятия: стратегическое планирование, организацию как процесс, мотивацию персонала и контроль деятельности, показывается роль каждой функции в достижении целей предприятия с учетом специфики отрасли;

    – для формирования навыков работы менёджера изучаются также вопросы общего руководства, необходимости обладания качествами лидера ; умения управлять собой, группами (формальными и неформальными), : умения разрешать конфликты в организации;

    – для выработки навыков принятия решений, изучается теория принятия решений и роль коммуникации в эффективном менеджменте;

    –для изучения специфики малого бизнеса даются особенности управления им.

    Студент должен знать:

    – факторы среды, влияющие на результативность работы предприятия; методику проведения маркетинговых исследований, основы процесса управления

маркетингом;

    – теорию принятия рациональных решений и способы совершенствования коммуникации в организации;

    – основы формирования планов предприятия; построение организационных структур и методов эффективного делегирования полномочий; мотивации персонала и контроля деятельности.

    Студент должен уметь:

    – провести анализ конъюнктуры рынка;

    – на основе анализа макро- и микросреды выбрать стратегию предприятия и стратегию маркетинга;

    – вырабатывать в себе качества, необходимые менеджеру и маркетологу;

       – оценивать особенности коллектива и выбрать соответствующий, стиль управления.

 

Учебная программа

 

    Тема 1. Вводная.

    Основные характеристики пищевого предприятия, предприятия общественного питания и обоснование необходимости управления им. Роль маркетинга в достижении целей предприятия.

    Понятие предприятия(организации) и требования, предъявляемые к нему. Основные характеристики предприятия: преобразование ресурсов, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда (структура предприятия), вертикальное разделение труда (структура управления предприятием), необходимость управления. Основные функции предприятия: общее руководство, финансы, маркетинг, производство.

    Общее руководство, понятие и масштабы управления, управленческие роли и навыки.     

    Понятие и роль маркетинга в достижении целей предприятия (маркетинг в менеджменте). Эволюция маркетинга, концепции управления маркетингом. Место менеджмента и маркетинга в развитии предприятия отрасли.

 

    Тема 2 Влияние макро и микросреды на результативность работы предприятия. Маркетинговые исследования.     

    Внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структур; технология и человеческий фактор).

    Значение и характеристики внешней среды с учетом специфики отрасли. Роль маркетинговых исследований в изучении среды прямого (поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы) и косвенного (технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы) воздействия на предприятие. Цели маркетинговых исследований, отбор источников информации и их анализ. Специфика исследования рынка продуктов питания.

 

    Тема 3 Теория принятия решений и роль коммуникаций в эффективном менеджменте.

    Организационные решения, типичные для функций управления. Классификация решений, подходы к принятию решений. Рациональное решение проблемы, факторы, влияющие на процесс принятия решений. Причины принятия неверных решений. Модели и методы принятия решений, дерево решения, прогнозирование спроса на рынке продуктов питания.

    Роль коммуникаций в принятии решений и эффективном .менеджменте. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Коммуникационный процесс, совершенствование искусства общения и коммуникаций на предприятии.

 

    Тема 4. Процесс управления маркетингом.

    Анализ рыночных возможностей с учетом специфики отрасли. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга (товар, цена, распределение и стимулирование объема). Действия на рынке (претворениё в жизнь маркетинговых мероприятий) с учетом специфики рынка продуктов питания.

 

    Тема 5. Основные функции управления.

    5.1.Стратегическое планирование и маркетинг.

    Сущность, функции и достоинства стратегического планирования. Миссии и цели предприятия. Влияние ценностей и целей высшего руководства на формирование целей предприятия. Характеристика целей, возможные цели предприятия. Соотношение целей и задач. Уровень целей и планов.

    Методические основы разработки стратегического плана с учетом специфики отрасли и размера предприятия. Оценка и анализ внешней среды, роль службы маркетинга в связях с внешней средой. Возможности и опасности внешней среды. Характеристика типов рынков, на которые может выйти предприятие: потребительский, институциональные (предприятий, посредников государственных учреждений), международный. Сегментирование рынка. Анализ рыночных возможностей с учётом специфики продукта.

    Анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия: маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, трудовые ресурсы, культура и имидж предприятия.

    Анализ комплекса маркетинга. Типы товаров, с которыми предприятия выходят на рынок, товарные знаки и марки, упаковка, этикетки, жизненный цикл товаров, номенклатура и ассортимент.

    Цены на товары, ценообразование; факторы, влияющие на решение о цене, методы ценообразования с учетом специфики товара и рынка.

    Структура распределительной системы, выбор канала распределения. Типы посредников, физическоё распределение с учетом специфики продукта.

    Продвижение товара, стимулированиё сбыта, роль рекламы.

    Выбор стратегии предприятия: факторы, влияющие на стратегический выбор. Оценка и учет возможного риска с учетом специфики отрасли.

    Выбор маркетинговой стратегии по товару, ценам, каналам распре деления и стимулированию сбыта с учетом специфики продукта и рынка.

    Реализация стратегических альтернатив. Тактика, политика, процедуры и правила при реализации стратегического плана. Согласование планирования и контроля. Оценка стратегического плана предприятия стратегий маркетинга с учетом рынка продуктов питания.

    Вопросы социальной ответственности и деловой этики при разработке целей предприятия и средств их достижения. Этика маркетинга с учетом специфики рынка продуктов питания.

 

    5.2. Организация как процесс.

    Организация выполнения задач предприятия, сочетание задач и людей. Методология разработки структуры предприятия, этапы проектирования. Высокие и плоские структуры. Норматив управляемости. Бюрократическая организационная структура, ёе достоинства и недостатки. Функциональная структура, продуктовая структура, структура, ориентированная на потребителя, региональная структура. Адаптивная структура и ее разновидности: проектная и матричная. Централизованные и децентрализованные организации. Виды структур маркетинговой службы. Особенности организационных структур предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

    Возможность распределения и координации задач, взаимоотношений полномочий. Ответственность и делегирование полномочий. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия. Препятствия к эффективному делегированию полномочий.

 

    5.3. Мотивация персонала.

    Понятие мотиваций, первоначальные концепции. Содержательные и процессуальные теории мотивации; их практическая значимость.

    5.4. Контроль деятельности.

    Необходимость контроля, его виды (предварительный, текущий, заключительный), процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля, возможные негативные последствия. Характеристики эффективного контроля. Особая значимость функции с учетом производства продуктов питания.

 

    Тема 6. Управление персоналом. 

    Роль руководителя как лидера. Личностный, поведенческий и ситуационный подход к лидерству. Типы власти и их использование в практике управления.

    Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на эффективность работы групп. Конфликты, их роль и метод решения.

    Требования к современному менеджеру и маркетологу.

    Формирование трудовых ресурсов; планирование их количества, набор, отбор, компенсация труда,. профориентация и адаптация, обучение, оценка трудовой деятельности продвижение по службе (повышение, понижение, перевод, увольнение). Специфика формирования ресурсов на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса.

 

Тема 7. Управление производством.

    Стратегия предприятия и производственная стратегия.

    Взаимосвязь маркетинга и производства. Проектирование производственной системы: проектирование продукции, выбор процесса и планирование производственной мощности, размещение мощностей и оборудования, проектирование рабочего процесса, измерение работы, системы компенсации труда.

    Функционирование производственной системы: гарантии качества продукции, прогнозирование, состав плана. Планирование маркетинговой деятельности предприятия.

    Методы оценки эффективности производственной системы: влияние производственной системы на размер издержек производства.

    Эффективность маркетинговой деятельности: сопоставление затрат и результатов.

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

1. Контрольная работа включает в себя 2 вопроса (темы). Первая тема – из раздела «Менеджмент», вторая тема – из раздела «Маркетинг»

2. Варианты тем контрольной работы выбираются по двум последним цифрам порядкового номера зачетной книжки. В таблице по вертикали «А» приведена предпоследняя, а по горизонтали «Б» – последняя цифры от 0 до 9 порядкового номера зачетной книжки студента. Пересечение вертикальной и горизонтальной линии в таблице определяет порядковый номер темы в списке вопросов контрольных работ. 

выполняется в ученической тетради или печатается на формате А4.

3. Студент должен указывать: Ф.И.О., шифр, курс, специальность, название предмета, дату выполнения работы, наименование темы, план работы, список используемой литературы.

4. В списке использованной литературы указывать: автора, название, издательство год издания.

  Б

Последняя цифра шифра

А   0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Предпоследняя цифра шифра

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5
3 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
7 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5
8 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
9 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Темы контрольных работ

(Темы контрольных работ одновременно являются вопросами для подготовки к зачету)

    I. Менеджмент

1.  Понятие, основные характеристики организации (предприятия)

2.  Сущность содержание понятия менеджмент

3.  Принципы и методы менеджмента

4.  Разновидности менеджмента

5.  Развитие менеджмента: этапы и научные школы

6.  Общие функции процесса менеджмента

7.  Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.

8.  Факторы внутренней среды организации

9.  Факторы внешней среды организации

10. Социальная ответственность и этика в менеджменте

11. Миссия и цели организации

12. Стратегическое планирование в менеджменте

13. Организационные структуры управления

14. Разработка управленческих решений

15. Руководство, стили руководства

16. Мотивация и ее теоретические основы

17. Контроль в процессе управления

18. Конфликты и пути их разрешения

19. Организационная культура и управление ею

20. Человеческий фактор в менеджменте

21. Менеджер, его место и роль в организации

22. Менеджмент персонала

23. Проектирование производственной системы

24. Производственный менеджмент

25. Оценка эффективности управленческого труда

 

    II.  Маркетинг

 

1. Маркетинг и потребности

2. Сущность управления маркетингом

3. Эволюция маркетинга, концепции управления маркетингом

4. Маркетинговые исследования

5. Факторы макросреды маркетинга

6. Факторы микросреды

7. Анализ сильных и слабых сторон

8. Стратегии конкуренции

9. Объекты маркетинговых исследований

10. Типы рынков: потребительский, институциональный, международный

11. Сегментирование рынка

12. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)

13. Типы товаров, товарные знаки и марки, упаковка, этикетки

14. Товарная номенклатура и товарный ассортимент

15. Жизненный цикл товаров

16. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара

17. Ценообразование. Факторы, влияющие на решение о цене

18. Методы и стратегии ценообразования

19. Структура распределительной системы, выбор канала распределения

20. Типы посредников, физическое распределение.

21. Продвижение товара, стимулирование сбыта, роль рекламы

22. Этика маркетинга

23. Планирование маркетинговой деятельности

24. Структура маркетинговой службы

25. Эффективность маркетинговой деятельности

 

 

Список литературы

 

1. Анн Х., Багиев Г. Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2005. – 736.: ил.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби,  

Изд-во Проспект, 2005.–504 с.

3. Вильям Дж. Стивенсон. Управление производством, -пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Лаборатория базовых знаний», ЗАО «Издательст­во «БИНОМ», 2002 - 928 с!

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528 с.: ил.

5. Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.: ил.

6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент — С.-Пб. Питер Ком, 2006 — 896 с.: ил.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2006. – 736 с.

8. Маркетинг. Учебник—практикум./ Под ред. Ващекина Н.П. — М. : МГУК,

1999 - 566 с.

9. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.: ил.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — пер. с англ. -  

М., «Дело», 2006 — 702 с.

11. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов/Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2002. – 367 с.

12. Питер Д. Диксон. Управление маркетингом. — пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ» 1998 — 560 с.

13. Прикладной маркетинг (на примере сахарной промышленности) — учебное по

собие. Тульская Н.С., Косикова Ю.А., Костенко А.В. и др. — М.:

МГУПП, 2000—97с.

14. Рекомендации по организации маркетинга на предприятиях хлебопекарной

промышленности (разработали Косован А.П., Шифман З. Б., Тульская Н.С. и

др.). — М.: МГУПП, 1998 — 80 с.

15. Речмен Д., Мескон М., Боуви К., Тилл Д. Современный бизнес. — пер. с англ. – М.; «Республика», 1995 (в 2-х томах).

 

Периодическая литература

1. Пищевая промышленность.

2. Менеджмент в России и за рубежом

3. Российский журнал менеджмента

4. Маркетинг

5. Маркетинг в России и за рубежом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 117.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...