Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности проведения экспертизы




Лекция № 9

(специальности 030501.65)

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

 

Подготовил: д.м.н, доцент
Погодина Т.Г.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики от 10.06.05, протокол № 16

Начальник кафедры криминалистики, полковник милиции

                 А.Ф. Лубин

 

 

Нижний Новгород

2005


Тема 9

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

План

1. Правовые аспекты судебно–психиатрического освидетельствования несовершеннолетних

2. История развития подростковой психиатрии

3. Криминогенность в подростковом возрасте. Пубертатный криз и девиантное поведение.

4. Психопатология, наиболее распространенная в подростковом возрасте

5. Особенности производства судебно –психиатрической экспертизы

Литература

Основная:

1. Дмитриев А.В., Клименко Т.В., Судебная психиатрия –М, 1998,.

2. Судебная психиатрия: Учебник. Под ред. Б.В. Шостаковича–М.1999

3. Виленский О.Г. Психиатрия. – М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 2000,

4. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия: Учебное пособие для вузов/Под ред. З. О Георгадзе. – М.: Закон и право, 2004.

5. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», – М. , 1992.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, - М., 2002

Дополнительная:

7. Смирнова Е.М. Судебная психиатрия: Конспект лекций, - С. Петербург, 2001,

8. Законодательство Российской Федерации в области психиатрии: Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»/ под ред. Т.Б. Дмитриевой.- М.: Спарк, 2002.

9. Морозов Г.В., Судебная психиатрия – М.,1988,

10. Аргунова Ю. Применение нормы об ограниченной вменяемости. Российская юстиция, № 11,1998.


1. Правовые аспекты судебно–психиатрического
освидетельствования несовершеннолетних

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо остановиться на возрасте, с которого наступает уголовная ответственность.

По уголовному законодательству, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подростки в возрасте 13-16 лет привлекаются к ответственности лишь за отдельные виды преступлений, которые предусмотрены ст. 20 УК РФ (убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, кража). Полная уголовная ответственность наступает после 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет могут привлекаться к ответственности по всем статьям уголовного кодекса, но в случае осуждения отбывают наказание, как и подростки 14-16 лет, в особых учреждениях, где получают соответствующее воспитание и обучение. [1]

При небольшой общественной опасности содеянного к ним может применяться не уголовное наказание, а принудительные меры воспитательного характера, в частности, помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

Введение в УК ч.3 ст 20 определило новый более дифференцированный подход к понятию возраста наступления уголовной ответственности, с учетом особенностей психического развития (темп, своевременность). При этом отмечено, что если в период несовершеннолетия (14-16 лет) имеется отставание в психическом развитии, подросток не подлежит уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 4 «Закона о психиатрической помощи...» психиатрическая помощь несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет оказывается по просьбе или с согласия его законных представителей.

В уголовном производстве по делам несовершеннолетних могут участвовать родители, опекуны, попечители, а также защитники. Они призваны защищать права несовершеннолетнего. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора, либо по ходатайству защитника может участвовать педагог.

Основной задачей судебно-психиатрической экспертизы является правильная квалификация психического состояния, диагностика и судебно-психиатрическая оценка. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, помещенные в психиатрический стационар подлежат обязательному освидетельствованию комиссией врачей – психиатров не реже 1 раза в месяц в течение первых шести месяцев, при продлении лечения не реже 1 раза в шесть месяцев. 

2. История вопроса.

 

Подростковая психиатрия представляет собой особый раздел психиатрии. В России подростковая психиатрия начала свое существование еще в 1919 году в рамках новой дисциплины - «Педологии». Однако решением ЦК ВКП (б) от 4.06.1936 года педология была объявлена лженаукой и «ликвидирована»[2]. Подростковая тематика долго была запретной. Только в 70-х годах отечественная подростковая психиатрия стала оформляться как самостоятельная дисциплина, появились учебные пособия, монографии (Ковалев В.В., Гурьева В.А., 1979; Личко А.Е., 1983 и др.).

В Европе в отличие от нашей страны, становление подростковой психиатрии по существу завершилось к началу 60-х годов. Показателем признания новой дисциплины явилось выделение детско-подростковой секции на III Интернациональном конгрессе в Париже еще 1949 году.

3. Высокая криминогенность в подростковом возрасте подчеркивалась неоднократно. Вместе с тем обращает на себя внимание, что в настоящее время количество подростков правонарушителей с психическими отклонениями значительно выше, чем в общей популяции. Среди преступлений, совершенных подростками с психическими нарушениями удельный вес убийств в 3 раза выше, чем среди преступлений у психически здоровых несовершеннолетних. Те же соотношения обнаружены при половых преступлениях (9,8% против 3,6%). Габа А.И. описывает наиболее характерные для изучаемой категории общественно опасные деяния. Для подростков с отклонениями в психике характерны:

1) умышленные убийства:

- знакомых лиц женского пола подросткового возраста, совершенные вблизи мест проведения различных увеселительных мероприятий, проявлениями особой жестокости, непринятием мер по сокрытию следов преступления,

- детей в возрасте от 3 до 10 лет, совершенных в дневное время в безлюдных местах неподалеку от места жительства субъекта деяния или жертвы,

- лиц женского пола престарелого возраста (старше 70 лет), совершенные по месту жительства жертвы либо в безлюдных местах, сопряженные с особой жестокостью,

- лиц подросткового возраста, совершенные на чердаках в подвалах, и других местах бесцельного времяпрепровождения несовершеннолетних и молодежи из хулиганских побуждений подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения ,

- лиц мужского пола, у которых значительно ослаблена способность к самообороне вследствие сильного алкогольного опьянения, совершенные подростками в группах, будучи в нетрезвом состоянии, из хулиганских побуждений,

2) изнасилования:

- лиц подросткового возраста, совершенные в позднее ночное время вблизи мест проведения увеселительных мероприятий либо в местах времяпрепровождения подростковых групп негативной ориентации

- малолетних детей (в возрасте от 3 до 12 лет), совершенные несовершеннолетними в одиночку в дневное время в безлюдных местах,

3) кражи из подвалов, сараев, дачных построек, киосков и иных объектов, имеющих слабую техническую укрепленность, совершенных группой со сверстниками Непосредственными предметами преступного посягательства чаще всего являются продукты питания, а также вещи и предметы, не представляющие собой ценности,

4) совершенные с применением силы открытые хищения предметов носимой радиотехники, часов, одежды, обуви, велосипедов, денег у детей и подростков в общественных местах на виду у граждан, а также такие хищения личных вещей у престарелых лиц женского пола;

5) хулиганские действия, выразившиеся в беспричинном, жестоком избиении граждан.

При этом в отличие от других стран у нас на экспертизу направляется только 10 % подростков, совершивших криминальные действия. При этом основная масса освидетельствований проходит амбулаторно. Зачастую не все члены комиссии, а иногда никто из членов комиссии не являются специалистом в подростковой психиатрии. Это определяет большой процент ошибочных заключений.

 

4 Понятие пубертантного криза и его связь с девиантным поведение подростка

Психика несовершеннолетних в силу их возрастных особенностей является особенно восприимчивой к негативному воздействию социальной среды и склонной к возникновению в ней специфических отклонений, которые оказывают серьезное влияние на восприятие различных внешних воздействий, ответную реакцию на раздражители, формирование направленности личности. Эти отклонения не только вызывают девиации в поведении, но и придают ему, в том числе криминальному поведению, существенное своеобразие.[3]

Девиантное поведение в настоящее время рассматривается как отклоняющееся от сложившихся в обществе социально-правовых и моральных норм; как социально дезадаптированное поведение; как поведение саморазрушающее, поскольку имеет место нанесение индивидом вреда самому себе. В научной психологии были проанализированы основные положения девиантного поведения различными авторами, как зарубежными, такими как: Эриксон, Говард Кэплан, Габиани; так и отечественными, такими как: Личко, Кон И.С.

Анализ противоправного поведения несовершеннолетних должен учитывать обстоятельства формирования и наиболее типичные особенности подростков и юношей. Асоциальное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием различных факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Как ни различны формы девиантного поведения подростков и юношей, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. В популярной литературе утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных семьях. На самом деле такие семьи дают 40-50% преступности. В последние два десятилетия две трети подростков – преступников росли в полных семьях.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Подростковый возраст в биологическом смысле – это возраст полового созревания. В психологическом плане он характеризуется крайней противоречивостью. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития. Важнейшее психологическое образование – чувство зрелости – представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток реально еще не достиг. Юношеский возраст в биологическом плане – это период завершения физического созревания.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков и юношества. Юность – это завершение первичной социализации, начинающейся в подростковом возрасте. Промежуточность общественного положения и статуса подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяет и особенности психики.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились.

Личность «трудного» подростка характеризуется, прежде всего, низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах его воспитания – в семье и школе. Стремясь освободиться от опеки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. В этом возрасте наблюдается тенденция к перестройке отношений со сверстниками. Для подростка характерно стремление к утверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых формах, может происходить в асоциальных формах.

Для понимания причин девиантного поведения несовершеннолетних важно знать, какой субъективный личностный смысл имеет для них такое поведение. В этом плане целый ряд исследований подтверждает гипотезу Э. Эриксона о значении для подростка отрицательной идентичности, в которой подросток подчас ищет и находит убежище от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка в девиантную субкультуру.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки подростка увеличивают его привлекательность для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. Одновременно они вызывают отрицательное отношение и санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Патологические изменения в центральной нервной системе, влияя на процесс развития психики подростков, обусловливают появление особо специфичных именно для подросткового возраста расстройств, объединенных под названием пубертатного криза. Он представляет собой особую почву для повышения криминальной активности, связанной, прежде всего, с чрезвычайно агрессивными проявлениями вследствие интенсивного возникновения в этот период у несовершеннолетних идей мести, неприязни, убийства, своей ущербности, страхов, болезненного фантазирования и стремления к самоутверждению, некритического отношения к своим возможностям; сопряженной со стремлением к немедленной реализации таких идей, а также извращенных влечений (садистских, сексуальных) в виде общественно опасных деяний. Этим во многом объясняется специфический психологический механизм совершения криминальных деяний лицами данной категории.

Подростковая психиатрия немыслима без признания «идет развития», введенной и раскрытой I. N. Iachson (1864), E. Kretschmer (1927) и др. Характерность неравномерного, кризисного протекания пубертатного периода для нормального психического созревания определяет трудности диагностики а подростковом возрасте, поскольку границы между нормой и патологией в этот период весьма расплывчаты. Наиболее адекватным является выделение в пубертате двух фаз: «негативной» (12-15 лет) и «позитивной» (16-18 лет). Первая их них – фаза дезорганизации, выраженной психической нестабильности – наиболее значима для выявления и начала психических расстройств. Позитивная фаза – фаза стабилизации и гармонизации. При патологии может происходить смещение фаз во времени, может нарушаться темп, выраженность подростковых психологических проявлений.

В патологии, в зависимости от ряда факторов, клиническая характеристика каждой из фаз и их длительность может меняться. Например, при задержках развития негативная фаза, будучи пролонгированной, может захватывать не только весь позитивный период, но и продолжаться после 18 лет. При патологическом протекании негативной фаза, даже при благополучной среде значительно усиливается риск совершения правонарушений. (пример: суицид демонстративный у психопата из собственной практики).

В период пубертата могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и пр. ).

Существует несколько систематик девиантного пубертатного криза. Остановимся более подробно на одной, которая включает три группы (Гурьева В.А.):

1) психологический криз созревания, который ограничивается только количественными увеличением присущих данному возрасту психологических особенностей и противоречий, отличается парциальностью девиаций, несоответствием биологического созревания и корригируемой социальной дезадаптацией,

2) «патологический пубертатный криз» включает психические расстройства личностного регистра в виде пубертатной психопатологии ( патологические фантазии, сверхценные идеи, невротические и неврозоподобные синдромы, аффективные нарушения, расстройства влечений, гебоидные состояния), При этом имеют место:

 а) карикатурное и трудноконтролируемое стремление к самоутверждению с помощью механизмов псевдокомпенсации,

б) искаженная подростковая эмоциональность, черствость, жестокость,

в) оппозиционность вплоть до враждебности,

г) крайний непримиримый максимализм в оценках и решениях,

д) тенденция к образованию комплексов, сверхценный характер увлечений, упорный поиск абсолютных истин и сверхидеалов,

е) склонность к индуцированию,

ж) склонность к рефлексии и пр.

3) «Дисгармоничный пубертатный криз» исчерпывается личностными нарушениями по психопатическому и психопатоподобному типу. Могут быть нарушения поведения до делинквентных форм..

Клинический опыт показывает, что первое впечатление о психическом состоянии подростка часто бывает ошибочным не только в связи с особенностями психических заболеваний, но также с неумением в этом возрасте сообщать о своих недугах, последовательно защищать себя, частой бравадой и наклонностью к вымыслам, возможностью корригировать свое поведение в беседе с официальным лицом.

5. Наиболее распространенные нервно – психические расстройства переходного возраста

В подростковой психиатрии выделяют ряд синдромов, имеющих судебно-психиатрическое значение. Это синдром дисморфомании, синдром психического инфантилизма, синдром гебоидности.

Дисморфомания – простой синдром, проявляющийся болезненным убеждением о наличии у себя какого-либо воображаемого или утрированного дефекта внешности или функции.[4] Не устраивает форма носа, ушей, полнота, худоба, форма ног и пр. Этому всегда сопутствует сниженный фон настроения, «симптом фотографии» (уничтожение своих фотографий для избегания травмирующих ситуаций), избегание общения. Страх стать объектом насмешек, всеобщего внимания. Для таких состояний характерна диссимуляция, стремление скрывать эти мучительные переживания. При этом возможны суицидальные намерения. 

Психический инфантилизм – это психическая незрелость, проявляющаяся нарушением темпа созревания психики с отставанием развития эмоционально-волевой сферы и форм реагирования личности. Его признаками являются несамостоятельность, повышенная внушаемость, преобладание стремления к удовольствию, беспечность, трудность в прогнозировании результатов деятельности. Зачастую психический инфантилизм сочетается с признаками соматической незрелости, задержкой в росте, аномалиями развития отдельных органов и систем. В таких случаях говорят о психофизическом инфантилизме.

Синдром гебоидности – непсихотическое психическое расстройство, характеризующееся сочетанием патологически преувеличенных пубертатных свойств (преимущественно гротескно-карикатурное оппозиционнлсть) с аффективно-волевыми нарушениями и патологией влечения. Ведущие симптомы – сверхценные образования, патологические влечения, явления стереотипий. Сверхценные образования проявляются в абсолютном непонимании абсурдности своих занятий и высказываний. Патологические влечения выражаются в поучении удовольствия от унижения окружающих, в подчеркнутом проявлении высокомерия, примитивной мотивации поступков, расторможенности влечений, нарциссизме. Явления стереотипий выражаются в том, что поведение становится все более бессмысленным, возможны раскачивания часами из стороны в сторону; перебрасывание вещей из одной руки в другую, стрельба из игрушечного пистолета в одежду родителей и пр. Такая деятельность лишена смысла и определенной цели. Ряд авторов рассматривает гебоидный синдром в рамках подростковой вялотекущей шизофрении, хотя он может быть вариантом патологического пубертатного криза.

В практике судебно-психиатрической экспертизы подростков часто встречаются формирующиеся психопатии. Преобладают протестные реакции : отказ, агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения. Реже встречаются патологически замкнутые подростки (аутичные ), у которых пубертат проявляется повышенной склонностью к мудрствованию, резонерству, философствованию, мнительностью, страхами, обидчивостью, ранимостью.

От психопатий следует отличать психопатоподобное поведение подростков с педагогической и социальной запущенностью. В таком случае социальная дезадаптация связана не с болезненными личностными расстройствами. Такой подросток в отношении авторитарных для него лиц будет проявлять уважение, будет жить по законам определенной группы. В это же время подросток холоден и равнодушен, может проявлять агрессию к родным, учителям, сверстникам. В случае необходимости они могут вести себя в соответствии с общепринятыми принципами морали. Для лиц с психопатией гибкость поведения не характерна. В своей микрогруппе такие несовершеннолетние с психопатоподобным поведением активны, могут быть лидерами, инициативны.

Клинический пример:

В.И.,16 лет, обвиняется в покушении на убийство часового мастера, под руководством которого подросток работал в течение последнего года.

Со слов тетки известно, что В. рано потерял родителей, воспитывался у родных. Рос крепким, здоровым ребенком, ничем не болел. Учился удовлетворительно, в школе вел себя правильно, но всегда был замкнутым, малообщительным, скрытным, эгоистичным. Учась на часового мастера, работал в мастерской до последнего времени. О его интересах, планах тетка ничего не знает, так как он с нею ими никогда не делился, «жил в доме как чужой».По своему физическому развитию превышает возраст, половое созревание закончено. Внутренние органы без изменений.

В. правильно ориентирован в месте, времени, собственной личности. Держится спокойно, естественно. Мимика скудная, маловыразительная, голос глухой, речь мало модулированная. Внешне доступен, на вопросы отвечает коротко, формально. Получить сведения о его переживаниях, стремлениях не удается. «Жил как все… ел, пил, учился, потом работал. В свободное время спал, потом ходил в кино. О будущем не думал, как выйдет, так и буду жить.».Настроение всегда ровное, безразличное. Разговор о преступлении и предстоящей ответственности не волнует. Свой поступок мотивирует тем, что уже давно рал у соседей и знакомых часы в ремонт, которые продавал, вырученные деньги тратил на еду «люблю вкусно поесть».Под различными предлогами оттягивал возвращение часов, когда это стало невозможно решил обокрасть мастерскую и убежать.

Для этого «пришлось «убить мастера, так как он не оставлял к комнате одного. Несколько дней ждал удобного момента, и , когда в мастерской никого не было кроме него и мастера, нанес удары кирпичом (специально принесенным ). В это время кто-то вошел, и В не успел скрыться. Рассказывает все это спокойно, вялым тоном, без тени волнения. Этическая оценка поступка для него недоступна: « а что же мне было делать, если с меня часы требовали, а у меня их не было». Мастера не жалеет, хотя говорит, что он хорошо относился и многому научил. О своей судьбе не волнуется; «отсижу лет пять, больше не дадут». В палате мало заметен. Бездеятелен, много спит, валяется в постели, изредка разговаривает с кем-либо из соседей. Мышление конкретное, суждения логичны, запас знаний и навыков соответствует полученному образованию.

Резко выраженная эмоциональная тупость, вялость. Скудность интересов, пониженная активность, вызвали предположение о наличии шизофренического процесса. Однако динамическое наблюдение показали, что несмотря на скудную эмоциональность, другие нарушения отсутствуют. Поступки В. обдуманны, целенаправлены, учтена конкретная обстановка. Был создан определенный план как уехать, где реализовать часы. Имеющиеся характерологические отклонения не препятствовали осознаванию своих действий, предвидеть последствия поступков. Комиссия признала В. психопатом с эндокринными нарушениями и дала заключение о вменяемости. [5]

Важное значение в судебно-психиатрической практике имеют также расстройства влечений у подростков. Сюда относят и страсть к бродяжничеству, поджоги, сексуальные извращения, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, чаще клей, лекарства).

Собственно психозы составляют небольшой процент среди проходящих экспертизу подростков.

 Очень часто приходится иметь дело с органическими поражениями головного мозга и среди них с последствиями энцефалита, травм головного мозга. В таком случае изменения психики проявляются чаще в виде интеллектуальных нарушений. Отмечаются снижение внимания, памяти, замедленность, торпидность мышления. Может быть задержка психического развития, вспышки ярости, раздражительности. Существенное значение имеет умственная отсталость. В таком случае оценивают , в первую очередь, повышенную внушаемость, нарушение мотивации, неспособность корригировать свое поведение.

Реактивные состояния у несовершеннолетних встречаются достаточно редко. Это объясняется тем, что взрослого человека, по-видимому травмируют не столько непосредственная обстановка в которой он находится, сколько переживания, постоянные мысли о предстоящем суде, напряженный поиск выхода из сложившейся ситуации, тревога о будущем. В противоположность этому ребенок, ввиду незрелости малого жизненного опыта, ребенок обычно мало думает о последствиях правонарушения. Незрелая психика , неспособность к длительной фиксации на тягостных переживаниях также препятствует образованию стойких и клинически развернутых реактивных состояний. Поэтому при экспертизе несовершеннолетних чаще приходится иметь дело не с реактивными состояниями, а с интенсивными , кратковременными реакциями, возникающими в ответ на конкретную, травмирующую ситуацию – допрос, суд, экспертиза и т.п.

Эта реакция иногда протекает по типу психомоторного возбуждения с агрессией, стремлением куда-то бежать, разрушать все, что встречается на пути, с криком, бранью и слезами. Возбуждение возникает немотивированно и внезапно, продолжается недолго и так же внезапно обрывается, иногда заканчивается состоянием общего истощения и сонливостью. Иногда возникают реакции заторможенности, при которых испытуемый сидит неподвижно, на вопросы не отвечает, лицо может быть амимично, может обнаруживаться растерянность, нарушение ориентировки, страх.

Для несовершеннолетних особенно характерны тяжелые аффективные реакции. Исследования Н.Б. Морозовой показали, что существует аффективная кумуляция на фоне психогенного развития подростка.[6] Как правило формируется в три этапа под воздействием пролонгированного психогенного травмирования в семье одним из родителей. На первом этапе происходит изменение эмоциональной ориентации подростка, поляризация его отношения к родителям. На втором этапе формируется комплекс сверхценных переживаний. Третий этап характеризуется упрочением замыслов, развитием явлений агрессивного фантазирования, как бы проторяющим дорогу криминальному аффекту. Разрешающий внешний повод («последняя капля») может быть ничтожным.

Аффективный деликт с агрессивным фантазированием может встречаться и у молодых обвиняемых. Он типичен для дисгармоничных, личностно незрелых солдат, испытывающих трудности межличностной адаптации, подвергшихся «неуставным отношениям». Примером может служить подэкспертный Л., 18 лет, обвиняемый в убийстве сослуживцев.[7] . В субъективно трудной обстановке, связанной со стечение ряда обстоятельств (конфликт с начальством, разрыв с любимой девушкой, тяжеля физическая работаи пр. ), при невозможности изменить ситуацию, у Л возникло компенсаторное агрессивное фантазирование с применением противоправных действий. После обострения конфликта один из вариантов этих фантазий был изложен в личной тетради подэкспертного, обсуждался с товарищем. При психологическом обследовании установлены признаки личностной акцентуации с личностной незрелостью.

Данный феномен представляет собой следствие работы защитных механизмов личности и не может рассматриваться как сознательное планирование будущей агрессии. Может быть учтен как симптом неэффективности процессов психологической компенсации.



Особенности проведения экспертизы

Абсолютная предпочтительность стационарной экспертизы несовершеннолетних подчеркивалась еще Н.И. Озерецким в 1936 году. Он писал: «точная диагностика возможна лишь после длительного наблюдения и тщательного всестороннего анализа личности подростка в целом».[8] Предпочтительна комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Задачи ее, в соответствии с ч. 3 ст 20 УК установление наличия и причин отставания в психическом развитии несовершеннолетнего с целью ответа на вопросы: 

- Мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в момент совершения общественно опасного деяния; мог ли он в полной мере руководить ими?

-Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, и если да, то в чем оно выражается, каковы его причины?

-мог ли несовершеннолетний в полной мере руководить своими действиями в этот момент, если учесть наличие и характер указанного отставания в психическом развитии?[9]

Основными особенностями расследования общественно опасных деяний изучаемой категории являются:

- необходимость активного использования помощи специалистов в области судебной психиатрии и психологии в анализе информации полученной в результате проведения следственного осмотра (места происшествия, трупа), опросов очевидцев,

- необходимость проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении каждого несовершеннолетнего, совершившего общественно опасного деяния, за которое он может быть привлечен к уголовной ответственности, и активного применения ее результатов в целях решения вопроса о вменяемости (ограниченной вменяемости) ее, субъекта деяния, соответствия уровня психического развития несовершеннолетнего его возрасту и др.

- специфические характеристики интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности несовершеннолетних с отклонениями в психике обусловливают тактики проведения отдельных следственных действий с их участием, прежде всего тех, которые предполагают наиболее тесный психологический контакт, в первую очередь, допроса, очной ставки и проверки показаний на месте

Если опрос ведется правильно и налажен контакт с несовершеннолетним, наиболее непосредственные и искренние высказывания бывают с глазу на глаз, наедине с опрашиваемым. Поэтому нужно с большой осторожностью относится к присутствию третьего лица, независимо от того специально приглашенное это лицо или кто-то из родителей. В первом случае, если третье лицо присутствует в качестве пассивного слушателя, не вмешиваясь в допрос, его нужно удалить из поля зрения несовершеннолетнего (посадить за другой стол, к окну и т. д.); если же оно принимает участие в опросе, его вопросы, манера, форма опроса не должны идти вразрез с опросом следователя.

Особого внимания требует вопрос о присутствии родителей при опросе несовершеннолетних. Этого нужно было бы по возможности избегать, так как выражение лица, случайный утвердительный кивок, улыбка матери могут оказать влияние на высказывания ребенка, не говоря о невыдержанности родителей, вмешательства в разговор со своей трактовкой происшедшего. Поэтому, если присутствие родителей неизбежно, их также желательно помещать вне поля зрения ребенка.

В некоторых случаях присутствие родителей влияет на откровенность высказываний несовершеннолетних. Так, например, мальчик 14 лет давал свидетельские показания по поводу развратных действий в присутствии матери. Тем самым была создана обстановка мало способствующая откровенным высказываниям, так как меньше всего мальчики-подростки склонны беседовать на сексуальные темы в присутствии матерей.

Опрос несовершеннолетних, проводимый следователем, как правило является не первым и это обстоятельство должно быть учтено. Обычно, пока дело дойдет до судебно-следственных органов, многие лица –родители, педагоги, соседи и др. опрашивают несовершеннолетних и следователь получает уже откорректированный вариант. Наибольшую ценность представляет свободный рассказ свидетеля о событии, который он обычно дает в ответ на вопрос « Что ты знаешь об этом деле?». Запись свободного рассказа должна быть по возможности, дословной.

Большое влияние на показания оказывает не только содержание вопроса, но и сама форма его. Вопрос, сформулированный следователем должен быть сформулирован нейтрально, исключая возможность внушения, наведения на определенный ответ. Об этом свидетельствует известный эксперимент.

В качестве одного из свидетелей выступает 15-ти летний мальчик с нормальным интеллектом, хорошо успевающий в школе, общительный, но несколько неустойчивый. При обследовании врач-психиатр предлагает ему отвернуться от письменного стола и назвать предметы, стоящие на нем. Затем уверенным тоном спрашивает: «Где стоит деревянная подставка для ручек – у стены или ближе к краю стола?». Мальчик, подумав, отвечает: «У стены.» «Какая она? Кустарной работы? Резная или гладкая?» – «Красная, резная». В действительности никакой подставки не было. Все ответы были построены в форме подсказок, чтобы выявить внушаемость подростка.

Таким образом, проведение судебно–психиатрической экспертизы несовершеннолетним имеет ряд существенных особенностей, знание которых важно как следователям, так и психиатрам.


[1] Судебная психиатрия под ред. проф. Шостаковича Б.В.,М., «Зерцало», 1997, стр.366.

[2] БМЭ.-М.,1955. – С.626.

[3] Габа А.И. Криминалистическая характеристика и особенности расследования общественно опасных деяний несовершеннолетних с отклонениями в психике. Автореферат дис. канд. юридич. наук. Минск,2002.

[4] Бухановский А. О. . «Общая психопатология».- Ростов на Дону «Феникс», 2003, стр.272-273.

 

[5] Наблюдение Бунеева А.Н.

[6] Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности. Автореферат канд дисс. М., 1986.

[7] Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолго-психиатрическая экспертиза, Изд. Московского университеиа, 1999, с. 191.

[8] Судебно-психиатрические аспекты подростковой психиатрии В.А. Гурьева, Э.А. Бурелов,в сб. актуальные проблемы общей и судебной психиатрии под ред. проф Т.Б.Дмитриевой, М,1993.стр.43-44.

[9] Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого – психиатрическая экспертиза Изд. Московского университета,1999 с.290-291.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 91.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...