Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое задание. Графическая модель «календаря ширмы» по состоянию природы на весенний период.




Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы – это модель, отражающая состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным «месяцем» с четырьмя неделями по семь дней; неживая природа представлена графой «погода» семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа – это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе «Живая природа». В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки «погоды», рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных — все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь.

Каждый день недели имеет свое обозначение цветом. Наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — красный. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, в теплое время — желтым, в прохладу — зеленым, а в мороз — синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц — «галочками» характерного для вида цвета).''

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью.

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев — это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность — сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае — в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

На рисунке 5 показан самодельный мольберт-ширма «календарь природы»[10].

На нем отражены:

- месяц,

- день недели,

- число месяца.

Имеется табель-лист наблюдения за погодой.

В комплект входят:

- картонный градусник с нитчатым указателем температуры,

- дополнительные карточки (дни недели, числа месяца),

- карточки-игры (найди отличия, двигай фишки на тему "весна"),

- картинки для коллажей и бесед (солнышки, облака, перелетные птицы, сосульки, проталинки, первоцветы и т.п.),

- круги со стрелками "месяцы", "время года", "день недели",

- прищепки с основными погодными явлениями (неживая природа),

- прищепки с объектами живой природы,

- ячейки для мелкого природного материала.

 

Рисунок 5 – Календарь природы.

 

Заключение

 

Модель — это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Моделирование — метод, использование которого способно активизировать процесс учения дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

Передача экологических знаний — это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности — показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Приложение 1

Зимняя подкормка птиц — одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

— Начинает подкормку (в средней полосе России) в конце октября — начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

— На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек — из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

— Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну — две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения.

Приложение 2

Покровительственная окраска – это защитный окрас и форма животных, которые делают их обладателей незаметными в местах их обитания. [9]

Список литературы

1. Дюбко Л. Организация переписки с животными по работе над проектом «Письма животным» http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-perepiski-s-zhivotnymi-po-rabote-nad-proektom-pisma-zhivotnym.html

2. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Равтович Т.С. https://pptcloud.ru/pedagogika/modelirovanie-v-ekologicheskom-obrazovanii-detey-doshkolnogo-vozrasta

3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00187299_0.html

4. Программа 'Семицветик' блок «Планета Земля» хрестоматия «Про Небо и Землю: сказочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды разных стран по тематике блока http://doshkolniki.org/ekologiya/335-programma-semiczvetik.html

5. Роль моделирования наглядных пособий в экологическом воспитании детей в старшем дошкольном возрасте.   https://www.ronl.ru/kontrolnyye-raboty/pedagogika/426343/

6. Сафонова Н. Использование метода моделирования в ДОУ http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-modelirovanija-v-dou.html

7. Средства обучения и их методанализ. studfiles.net/preview/5919151

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

9. Чистякова Д. А. Белка у школы 59 (видео) https://vk.com/videos37405986?section=uploaded&z=video37405986_456239040%2Fpl_37405986_-1

10. Чистякова Д. А. Настольный мольберт-ширма «календарь природы» https://vk.com/dyduka?z=photo37405986_456250706%2Falbum37405986_238892637%2Frev










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...