Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры МАК различных школьных ситуаций
Как использовать метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами Яна Акинкина Материала о том, как работать с метафорическими ассоциативными картами с учащимися, много. Но с педагогами мало, психологи собирают по крупицам. Предлагаем опыт Москвы, где отмечен интерес учителей к данному направлению, педагоги проговаривают и прорабатывают многие свои проблемы. В материале представлены авторские задания и карты.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним. Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме. Вы можете использовать их еще и как дополнительный метод при психологической диагностике, сочетая с любыми тестами в зависимости от проблемы. МАК относятся к проективным методикам. Они помогут вам «разговорить» педагогов, которые плохо идут на вербальный контакт, и прояснить: · актуальные потребности человека, его трудности; · текущее состояние (тревожность, страхи, сомнения, неуверенность по какому-то вопросу); · нереализованные внутренние переживания; · отношения с окружающими. Используя МАК в своей деятельности, помните: 1. Любую из карт каждый человек описывает и интерпретирует по-своему. Нет правильных и неправильных описаний. 2. Описание может быть полным и кратким, абстрактным и точным. Интерпретировать карту не обязательно. 3. Во время беседы с педагогом замечания и интерпретация карт с вашей стороны недопустимы. Интерпретирует карту только учитель,
Примеры заданий, которые основаны на использовании авторской разработки МАК1, приведены в приложении 1. В колоде представлены карты, которые иллюстрируют различные школьные ситуации (конфликт, ответ у доски, получение плохой отметки, взаимоотношения учителя с учеником и ученика с родителями), а также карты для работы с эмоциями педагогов. Примеры карт приведены в приложении 2. Эти карты вы можете также использовать, чтобы: · проработать тему трудностей и поиска смысла в работе педагога; · помочь отреагировать эмоции, оживить внутреннего ребенка, найти ресурсы для решения проблем; · отработать навыки конструктивного выхода из трудных, в т. ч. конфликтных ситуаций. Приведенные задания подходят для работы с другими колодами МАК: «Колесо жизни», «ОН», «Shen hua», «Persona», «Ecco», «Тинейджеры». Используйте задания в групповой и индивидуальной работе. Не любой педагог-психолог может нарисовать карты и написать задания с ними, только тот, который работает с МАК и проходил обучение по работе с МАК. Представляем один из вариантов работы. Приложение 1 Примеры заданий с МАК «Что в моих мыслях» Предложите педагогу лист с контуром человеческой головы. Попросите выбрать карты, которые отражают рабочие ситуации, присутствуют в его мыслях на данный момент, и поместить их на изображение головы. После обсуждения попросите педагога выбрать ту карту-ситуацию, от которой он в своих мыслях хотел бы освободиться. Примечание. При групповой работе выбранные карты педагоги помещают в шляпу, которую необходимо заранее подготовить. «Какая я книга?» Предложите педагогам порассуждать на тему, какой книгой каждый из них мог бы быть — жанр, название, краткое описание сюжета. Далее попросите выбрать из колоды карты- иллюстрации для книги. «Лабиринт решений» Предложите педагогу изображение лабиринта. Дайте установку: лабиринт — это олицетворение выхода из некой проблемной ситуации, из которой можно выйти, выкладывая путь из ассоциаций. Попросите педагога для каждой ассоциации подобрать метафорическую карту и выложить путь к выходу. Обсудите выбранные ассоциации, а также эмоции, вызванные самим «выходом» из лабиринта. «Педагогическая пирамида Маслоу» Предложите педагогу вспомнить классическую пирамиду потребностей по Маслоу: 1) физиологические — голод, жажда, половое влечение и т. д.; 2) потребность в безопасности — комфорт, постоянство условий жизни и т. д.; 3) потребность в принадлежности — социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность; 4) потребность в признании — самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, карьерный рост; 5) потребность в самовыражении — личное самосовершенствование, самореализация, развитие своих возможностей. Попросите педагога к каждому пункту подобрать метафорическую карту. «Я и трудный ученик (трудный класс): чем мы схожи?» Попросите педагога выбрать и положить по левую руку метафорическую карту, которая олицетворяет его самого, по правую — карту, которая олицетворяет трудного ученика (трудный класс). Далее предложите ему подумать, чем (как) можно сблизить выбранные две карты, а затем вытянуть из колоды несколько карт наугад (количество в данном случае неважно) и выложить ими дорожку между первыми двумя картами. Каждую вытянутую наугад карту педагог должен интерпретировать — чем изображенное на ней похоже на его ситуацию, какой отклик вызывает. «МАКовые коллажи» Предложите педагогу составить коллажи из метафорических карт на несколько тем: 1. «Идеальный педагог». 2. «Трудности работы». 3. «Что мне нравится в моей работе». «Учитель словно музыкальный инструмент» Предложите педагогу выбрать карту, которая олицетворяет его, или волнующую его ситуацию, или отражающую его настроение на данный момент. Попросите его подумать над вопросами: · Какую музыку можно подобрать к этой карте? · Какие эмоции вызывает эта музыка? · Какой инструмент в ней ведущий? · Чем этот инструмент схож с педагогом, его работой? «МАКовая видеоистория» Предложите педагогам сделать презентацию с использованием метафорических карт на тему «Как проходит мой рабочий день». «Что было?» Предложите педагогу ответить на вопросы, подобрав к каждому из них карту-ответ: 1. Что мне самому нравилось в школе? 2. Каким я представлял себе идеального и плохого учителя? 3. Какой я представлял себе работу учителя? Обсудите ответы. «Мой день» Предложите педагогу выбрать пять карт, которые олицетворяют каждодневные ситуации в его профессиональной деятельности. Обсудите, какие эмоции (приятные, неприятные) вызывают эти карты, чем похожи и различны рабочие будни. Далее попросите педагога выбрать карты-ситуации, которыми он хотел бы заменить карты-ситуации, вызывающие негативные эмоции. Вернуться в текст Приложение 2 Примеры МАК различных школьных ситуаций Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Вернуться в текст 1 Данную колоду авторы готовят к выходу. В ближайшее время все карты и методичка с упражнениями будут доступны для бесплатного скачивания в Интернете.>>Вернуться в текст Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |