Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры МАК различных школьных ситуаций




Как использовать метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами

Яна Акинкина
педагог-психолог ГБПОУ КСУ № 3, Москва
Екатерина Феребова
учитель истории и обществознания АННО «Школа при Андреевском монастыре», Москва

Материала о том, как работать с метафорическими ассоциативными картами с учащимися, много. Но с педагогами мало, психологи собирают по крупицам. Предлагаем опыт Москвы, где отмечен интерес учителей к данному направлению, педагоги проговаривают и прорабатывают многие свои проблемы. В материале представлены авторские задания и карты.

 


Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним.

Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме. Вы можете использовать их еще и как дополнительный метод при психологической диагностике, сочетая с любыми тестами в зависимости от проблемы.

МАК относятся к проективным методикам. Они помогут вам «разговорить» педагогов, которые плохо идут на вербальный контакт, и прояснить:

· актуальные потребности человека, его трудности;

· текущее состояние (тревожность, страхи, сомнения, неуверенность по какому-то вопросу);

· нереализованные внутренние переживания;

· отношения с окружающими.

Используя МАК в своей деятельности, помните:

1. Любую из карт каждый человек описывает и интерпретирует по-своему. Нет правильных и неправильных описаний.

2. Описание может быть полным и кратким, абстрактным и точным. Интерпретировать карту не обязательно.

3. Во время беседы с педагогом замечания и интерпретация карт с вашей стороны недопустимы. Интерпретирует карту только учитель,
т. к. ваше и его видение могут не совпадать.

МАК помогут прояснить: • актуальные потребности, трудности; • текущее состояние; • нереализованные внутренние переживания; • отношения с окружающими

 

 

 

Примеры заданий, которые основаны на использовании авторской разработки МАК1, приведены в приложении 1. В колоде представлены карты, которые иллюстрируют различные школьные ситуации (конфликт, ответ у доски, получение плохой отметки, взаимоотношения учителя с учеником и ученика с родителями), а также карты для работы с эмоциями педагогов. Примеры карт приведены в приложении 2.

Эти карты вы можете также использовать, чтобы:

· проработать тему трудностей и поиска смысла в работе педагога;

· помочь отреагировать эмоции, оживить внутреннего ребенка, найти ресурсы для решения проблем;

· отработать навыки конструктивного выхода из трудных, в т. ч. конфликтных ситуаций.

Приведенные задания подходят для работы с другими колодами МАК: «Колесо жизни», «ОН», «Shen hua», «Persona», «Ecco», «Тинейджеры».

Используйте задания в групповой и индивидуальной работе.

Не любой педагог-психолог может нарисовать карты и написать задания с ними, только тот, который работает с МАК и проходил обучение по работе с МАК. Представляем один из вариантов работы.






Приложение 1

Примеры заданий с МАК

«Что в моих мыслях»

Предложите педагогу лист с контуром человеческой головы. Попросите выбрать карты, которые отражают рабочие ситуации, присутствуют в его мыслях на данный момент, и поместить их на изображение головы. После обсуждения попросите педагога выбрать ту карту-ситуацию, от которой он в своих мыслях хотел бы освободиться.

Примечание. При групповой работе выбранные карты педагоги помещают в шляпу, которую необходимо заранее подготовить.

«Какая я книга?»

Предложите педагогам порассуждать на тему, какой книгой каждый из них мог бы быть — жанр, название, краткое описание сюжета. Далее попросите выбрать из колоды карты- иллюстрации для книги.

«Лабиринт решений»

Предложите педагогу изображение лабиринта. Дайте установку: лабиринт — это олицетворение выхода из некой проблемной ситуации, из которой можно выйти, выкладывая путь из ассоциаций. Попросите педагога для каждой ассоциации подобрать метафорическую карту и выложить путь к выходу. Обсудите выбранные ассоциации, а также эмоции, вызванные самим «выходом» из лабиринта.

«Педагогическая пирамида Маслоу»

Предложите педагогу вспомнить классическую пирамиду потребностей по Маслоу:

1) физиологические — голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребность в безопасности — комфорт, постоянство условий жизни и т. д.;

3) потребность в принадлежности — социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;

4) потребность в признании — самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, карьерный рост;

5) потребность в самовыражении — личное самосовершенствование, самореализация, развитие своих возможностей.

Попросите педагога к каждому пункту подобрать метафорическую карту.

«Я и трудный ученик (трудный класс): чем мы схожи?»

Попросите педагога выбрать и положить по левую руку метафорическую карту, которая олицетворяет его самого, по правую — карту, которая олицетворяет трудного ученика (трудный класс). Далее предложите ему подумать, чем (как) можно сблизить выбранные две карты, а затем вытянуть из колоды несколько карт наугад (количество в данном случае неважно) и выложить ими дорожку между первыми двумя картами. Каждую вытянутую наугад карту педагог должен интерпретировать — чем изображенное на ней похоже на его ситуацию, какой отклик вызывает.

«МАКовые коллажи»

Предложите педагогу составить коллажи из метафорических карт на несколько тем:

1. «Идеальный педагог».

2. «Трудности работы».

3. «Что мне нравится в моей работе».

«Учитель словно музыкальный инструмент»

Предложите педагогу выбрать карту, которая олицетворяет его, или волнующую его ситуацию, или отражающую его настроение на данный момент. Попросите его подумать над вопросами:

· Какую музыку можно подобрать к этой карте?

· Какие эмоции вызывает эта музыка?

· Какой инструмент в ней ведущий?

· Чем этот инструмент схож с педагогом, его работой?

«МАКовая видеоистория»

Предложите педагогам сделать презентацию с использованием метафорических карт на тему «Как проходит мой рабочий день».

«Что было?»

Предложите педагогу ответить на вопросы, подобрав к каждому из них карту-ответ:

1. Что мне самому нравилось в школе?

2. Каким я представлял себе идеального и плохого учителя?

3. Какой я представлял себе работу учителя?

Обсудите ответы.

«Мой день»

Предложите педагогу выбрать пять карт, которые олицетворяют каждодневные ситуации в его профессиональной деятельности. Обсудите, какие эмоции (приятные, неприятные) вызывают эти карты, чем похожи и различны рабочие будни. Далее попросите педагога выбрать карты-ситуации, которыми он хотел бы заменить карты-ситуации, вызывающие негативные эмоции.

Вернуться в текст

Приложение 2

Примеры МАК различных школьных ситуаций

Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf Скачать карту в pdf

Вернуться в текст

1 Данную колоду авторы готовят к выходу. В ближайшее время все карты и методичка с упражнениями будут доступны для бесплатного скачивания в Интернете.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsh.ru)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...