Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы для самостоятельной работы по дисциплине «Качественные и количественные методы исследований в психологии»




1. Основные направления теоретических и прикладных психологических исследований.

2. Различие между качественными и количественными методами исследования в психологии.

3. Возможные классификации методов психологических исследований.

4. Метод наблюдения: возможности и ограничения. Схемы наблюдений: схема наблюдения Р.Бейлса, Л.Картера, А.Залужного.

5. Виды наблюдения, основные этапы, единицы наблюдения, способы регистрации данных.

6. Определение метода анализа документов, основное его назначение. Виды документов. Контент-анализ как разновидность метода анализа документов.

7. Основные этапы контент-анализа и их содержание. Составление классификатора. Единицы счета.

8. Эксперимент как ведущий метод научного познания. Виды переменных. Разновидности гипотез.

9. Виды экспериментов. Квазиэксперимент. Основные этапы эксперимента. Проблема репрезентативности выборки.

10. История создания и использования метода социометрии. Круг решаемых задач. Аутосоциометрия.

11. Социометрический критерий. Этапы обработки результатов. Персональные и групповые индексы.

12. Интервью как метод социально-психологического исследования. Разновидности интервью.

13. Этапы организации интервью. Виды вопросов.

14. Анкетирование. Достоинства и недостатки метода.

15. Этапы подготовки анкеты. Виды вопрос в анкете. Требование к формулировке вопросов.

16. Метод экспертных оценок. Смысловые инварианты и решаемые задачи.

17. Причины оценочного субъективизма экспертов. Типы экспертных групп.

18. Этапы оценивания. Схемы экспертных процедур.

19.  Фокус-группа как метод социально-психологического исследования.

20. Рекрутирование участников фокус-групп. Требования к месту и времени проведения, техническому оснащению.

21. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы. Стратегии поведения модератора.

22. Позиции психолога-практика в работе с клиентами. Основные стратегии работы практического психолога.

Основная литература:

1. Алмаев, Н. А. Применение контент-анализа в исследованиях личности. Методические вопросы [Электронный ресурс] / Н. А. Алмаев. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - 978-5-9270-0242-9. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221124 (дата обращения 17.05.2013).

2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М.: Академический проект, 2010. - 381 с. - 978-5-8291-1188-5. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921 (дата обращения 17.05.2013).

3. Самойленко, Е. С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Электронный ресурс] / Е. С. Самойленко. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 416 с. - 978-5-9270-0179-8. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87420 (дата обращения 17.05.2013).

4. Экспериментальный метод в структуре психологического знания [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии РАН, 2012. - 832 с. - 978-5-9270-0248-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221209 (дата обращения 17.05.2013).

 

Дополнительная литература:

5. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: Монография. - М.: РГИУ, 2007. - 286 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование, М., 1982, в 2-х т.

7. Введение в психодиагностику /учебное пособие/ под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой, М., Академия, 1997

8. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

9. Кэмпбелл, Дональд. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - СПб. : Соц.-психол. центр, 1996. - 391 с.

10. Мельникова О.Т.. Фокус-группы в маркетинговом исследовании : методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Академия, 2003. - 272 с.

11. Методы социальной психологии / ред. Н. С. Минаева. - М. : Академический проект, 2007. - 351 с.

12. Милграм, Стэнли. Эксперимент в социальной психологии / Стэнли Милграм. - 3-е междунар. изд. - СПб. : ПИТЕР, 2001. - 336 с.

13. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева, Ростов-на-Дону, Феникс, 1996

14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: ЭКСМО, 2010. 480 с.

15. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности, М., 1980.

16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : Омега-Л, 2007. – 567 с.

 

 

Дисциплина: Теория и практика семейной психотерапии

Вопросы для самостоятельной работы (выбираете любые два)

 

1. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

2. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

3. Субсистема родителей и субсистема детей.

4. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

5. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).

6. Представления о семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта.

7. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи (В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бендлер, П. Вацлавик).

8. Методика детриангуляции К. Джонсона.

9. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

10.Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

11.Стратегическая модель работы с семьей.

12.Основанная на опыте модель работы с семьей.

13.Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

14.Вмешательства, которые меняют структуру неблагополучных семей.

15.Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

16.Техника "Семейная скульптура" и ее использование в работе с семейными проблемами.

17.Методика "Генограмма" и ее использование в работе с семейными проблемами.

18.Техника "Семейная хореография" и ее использование в работе с семьей.

19.Методика "Ролевая карточная игра" и ее использование в работе с семьями.

20.Методика "Экокарта" и оказание помощи семье с использованием этой методики.

21.Методика "Соломенная башня" и работа с семьей с помощью этой методики.

22.Методика "Семейное пространство" и работа с семьей с помощью этой методики.

23.Методика "Семейная социограмма" и ее использование в практике работы с семьями.

24.Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") С. Кратохвила.

25.Методика "Супружеский договор" ("Техника списка").

26.Методика "Супружеская конференция".

27.Методика "Семейный совет".

28.Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова.

29.Опросник "Реакции супругов на конфликт" А.С. Качаряна и его использование в практике работы с супружескими конфликтами.

30.Формы выражения супругами любви друг другу как проблема внутрисемейных отношений.

31.Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями.

32.Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера, углублением и расширением отношений.

33.Техника "Воспоминание" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

34.Техника "Семейные фотографии" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

35.Техника "Семейное кукольное интервью" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

36.Проективная техника "Если бы я был..." и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

37.Техника "Завершение предложения" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

38.Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком.

39.Общение с ребенком при высокой степени его отрешенности.

40.Общение с ребенком при высокой степени его ранимости и чувствительности при контактах.

41.Опросники "Анализ семейного воспитания" (АСВ), "Родителей оценивают дети" (РОД) и их использование в практике работы с семьями.

Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов.

 

Основная литература:

1 Немов, Роберт Семенович. Психологическое консультирование : учебник для вузов : / Р. С. Немов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 575 с.

 

. Дополнительная литература:

1 Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с.

2 Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Д, Бретт ; пер. с англ. Г.А. Павлова. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1996. – 224 с.

3 Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 144 с.

4 Вебер, Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. – 304 с.

5 Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1998. – 205 с.

6 Витакер, К. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бамберри. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1997. – 161 с.

7 Елизаров, А. Н. Программа курса "Психология семьи и семейное консультирование" / А. Н. Елизаров // Психология в вузе. Научно-методический журнал. – 2005. – №1. – С. 11 – 32

8 Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2004. – 320 с.

9 Маданес, К. Стратегическая семейная терапия / К. Маданес. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1999. – 272 с.

10 Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман ; пер. с англ. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1998. – 304 с.

11 Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова ; под общ. ред. В. С. Торохтий. – Москва : Сфера, 2005. – 223 с.

12 Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс ; пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. – Москва : Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. – 976 с.

13 Саймон, Р. Один к одному : Беседы с создателями семейной терапии / Р. Саймон ; пер. с англ. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1996. – 224 c.

14 Семья в психологической консультации : опыт и проблемы психологического консультирования / Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, А. Г. Шмелев [и др.] ; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – Москва : Педагогика, 1989. – 206 с.

15 Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – Том 2. / А. С. Спиваковская. – Москва : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 464 с.

16 Хейли, Д. Стратегии семейной терапии / Д, Хейли, М. Эриксон ; перевод с англ. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

17 Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2001. – 400 с.

18 Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – Москва : Независимая фирма "Класс", 2001. – 208 с.

19 Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство / Р. Шерман, Н. Фредман. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1997. – 336 с.

20 Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – Москва : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 512 с.

21 Шнейдер, Л. Б. Семейная психология :учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер.- Изд. 3-е. – Москва [и др.] : Академический Проспект [и др.], 2007. – 734 с.

22 Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 656 с.

 

 

Дисциплина: Психокоррекция кризисных и стрессовых состояний

(выбираете любые 2 темы)

Темы для рефератов:

1. Проблема стресса в современной психологии.

2. Психология экстремальных состояний.

3. Личность в критической ситуации.

4. Психологические модели психической травмы.

5. Личность в условиях психической депривации.

6. Профессиональный стресс.

7. Стресс в педагогической деятельности.

8. Стресс в спортивной деятельности.

9. Стресс в учебной деятельности.

10. Стресс в семье.

11. Стресс пожилого возраста.

12. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.

13. Индивидуальные особенности устойчивости к стрессу.

14. Оценка стресса и копинга.

15. Первая помощь при стрессе.

16. Адаптация к стрессу.

17. Способы выхода из кризисных ситуаций - конструктивные и деструктивные.

18. Преодоление стресса.

19. Психологические аспекты саморегуляции состояний.

20. Современные технологии управления стрессом.

21. Техники, увеличивающие адаптационный потенциал личности.

22. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Вопросы к зачету по дисциплине по дисциплине

"Стресс и его регуляция. Постстрессовые состояния"

1. Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в

прикладных психологических исследованиях.

2. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном

и поведенческом уровнях.

3. Стресс и здоровье человека. Понятие психического здоровья. Критерии оценки влияния

стресса на здоровье человека.

4. История развития исследований стресса в физиологии и психологии. Основные этапы.

5. Классическая концепция стресса Г.Селье. Общий адаптационный синдром.

6. Фазы (стадии) развития стресса по Г.Селье.

7. Субсиндромы стресса (Л.А.Китаев-Смык).

8. Фазы развития адаптационного синдрома при обычном течении стресса и при воздействии

чрезвычайных нагрузок.

9. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования.

10. Виды стресса.

11. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика

подходов.

12. Экологический подход к изучению стресса. Трактовка понятия "стресс" в рамках

парадигмы соответствия "личность-среда" и методология исследований.

13. Когнитивная модель психологического стресса Р.Лазаруса. Субъективный образ

проблемной ситуации и роль механизмов когнитивной оценки в формировании стрессовых

реакций.

14. Регуляторный подход к анализу стресса.

15.Трансактный подход к изучению стресса. Модель Т.Кокса и возможности ее практического

использования.

16. Признаки развития стресса.

17. Стресс-факторы абсолютного и опосредующего характера.

18. Личностные стресс-факторы: особенности темперамента, акцентуации характера, тип

поведения "А".

19. Индивидуальные различия в реагировании на стресс, их причины.

20. Толерантность к стрессу.

21. Психологические защитные механизмы, направленные на преодоление стресса.

22. Личностно-ориентированный подход к преодолению стресса.

23. Стратегии (копинг-механизмы) преодоления стресса. Индивидуальные стили

"совладающего поведения".

24. Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления

стресса.

25. Проблемно-ориентированный подход к преодолению стресса.

26. Когнитивный подход к преодолению стресса.

27. Ресурсный подход к преодолению стресса.

28. Понятие "экстремальности" и экстремальных условий деятельности. Абсолютная и

относительная экстремальность. Классификация факторов прямого и опосредующего влияния на степень экстремальности ситуации.

29. Понятие травматического стресса. Типы травматических ситуаций. Реакции накопленного

стресса.

30. Посттравматический стресс (ПТС).

31. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Психологические механизмы

развития ПТСР.

32. Диагностические критерии ПТСР.

33. Психологические последствия ПТСР.

34. Теоретические модели преодоления ПТСР.

35. Стресс и состояния психической напряженности. Операциональная и эмоциональная

напряженность, роль мотивационно-личностных факторов в их развитии. Формы проявления

состояний эмоциональной напряженности.

36. Стадии переживания критических жизненных ситуаций (модель Хоровитца).

Закономерности динамики и психологическая характеристика каждой из стадий.

Особенности психологической помощи на каждой из них.

37. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса. Фиксация

негативных проявлений в форме устойчивых индивидуально-личностных характеристик

поведенческих нарушений.

38. Изменения в поведении при длительном переживании стресса. Формирование

поведенческих риск-факторов и их влияние на здоровье человека.

39. Развитие личностных и профессиональных деформаций в процессе длительного

переживания стресса.

40. Синдром психического выгорания. Теоретические модели психического выгорания.

41. Личностные факторы развития психического выгорания.

42. Синдром хронической усталости.

43. Состояние страха. Причины, виды, внешнее и внутреннее выражение страха, факторы,

влияющие на его интенсивность. Преодоление страха.

44. Состояние тревоги и причины его возникновения. Теоретические подходы к изучению

состояния тревоги. Способы противодействия тревоге.

45. Тревожность как свойство личности. Скрытая и открытая тревожность. Генез и

профилактика тревожности.

46. Состояние фрустрации. Виды фрустрационного реагирования. Этапы развития состояния

фрустрации.

47. Причины развития и психологические механизмы фрустрации.

48. Защитные механизмы личности при фрустрации.

49. Феномен психической депривации. Виды депривации и их последствия. Способы

преодоления психической депривации.

50. Состояние одиночества. Виды и проявления одиночества. Научные подходы к изучению

одиночества.

51. Паника как экстремальное психическое состояние. Виды паники, факторы возникновения,

механизмы развития паники.

52. Состояние массового экстаза как экстремальное психическое состояние.

53. Проблема управления стрессом как часть проблемы регуляции психических состояний.

54. Психопрофилактика и коррекция стресса. Объектная и субъектная парадигмы. Общая

классификация методов борьбы со стрессом.

55. Основные теоретические концепции саморегуляции психических состояний.

56. Непосредственные методы воздействия на состояние человека. "Пассивный" и активный

субъект психопрофилактики. Примеры средств "внешнего" воздействия на состояние

человека.

57. Опосредующие методы профилактики и коррекции стресса (объектная парадигма).

7.1. Основная литература:

1. Нестерова, О. В. Управление стрессами [Электронный ресурс] : учеб.пособие / О. В.

Нестерова. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2012. -

(Университетская серия). http://znanium.com/bookread.php?book=451386

2. Журавлев А. Л., Сергиенко Е. А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте.

М., 2011 http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=10841&ln=ru

3. Прохоров А.О., Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш. Психология состояний: учебное пособие

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ВПО 030301

"Психология" / [А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, Г. Ш. Габдреева и др.]; под ред. проф. А. О.

Прохорова.?Москва: Когито-Центр, 2011. ?623 с.

http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=методология+психических+состояний&currBookId=

7.2. Дополнительная литература:

1. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса: ч. 1:

Теория и методы. М., 2007

http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=методы+психологии&currBookId=5800&ln=ru

2. Под общ. ред. Н.В.Тарабриной. Практическое руководство по психологии

посттравматического стресса: ч. 1: Теория и методы. М., 2007

http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=5800&ln=ruСекач М Ф.

3. Психология здоровья : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / М.

Ф. Секач ; Моск. открытый соц. ун-т .? 2-е изд. ? Москва : Акад. Проект : Гаудеамус, 2005 .

189 с

4. Саморегуляция психических состояний : психологические технологии и диагностика :

учебное пособие / Г. Ш. Габдреева, М. Г. Юсупов ; Казан. (Приволж.) федер. ун-т . Казань :

[Отечество], 2013 . 153 с.

5. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л.

Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. -

6. Столяренко Л. Д. Психология личности : учебное пособие по специальности "Психология" и

рабочая программа по курсу "Психология личности" / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин . Изд.

3-е .? Ростов-на-Дону : Феникс, 2014 . 574 с.

7.3. Интернет-ресурсы:

Информация по теме дисциплины - http://www.twirpx.com/file/473234/

Информация по теме дисциплины - http://www.no-stress.ru/stress/stress_science.html

Информация по теме дисциплины - http://do.gendocs.ru/docs/index-293249.html?page=14

Информация по теме дисциплины - http://referat.resurs.kz/ref/stress608

Информация по теме дисциплины - http://student.psi911.com/list47.htm

 

 

7 Перечень тем самостоятельной работы по дисциплине:«Психиатрия»

1. Эпидемиология психических расстройств.

2. Прогрессивный паралич.

3. Психические расстройства, обусловленные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

4. Медицинская психология и внутренние болезни.

5. Социальные аспекты психиатрической помощи, методы профилактики и реабилитации пациентов на различных этапах заболевания.

 

 

Дисциплина : Экзистенциальные аспекты в психологии ВНИМАНИЕ! В ГРУППЕ ВЫЛОЖЕНА МЕТОДИЧКА ПО ЭТОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...