Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. 1.2. Психологизм в русской литературе




Во второй половине XIX века начинается относительно новый этап в развитии психологизма, который связан с широким распространением реалистического метода. Реализм пытается познать объективную реальность в ее типических свойствах, в связи с этим на передний план в произведении выносится интерес к корням изображаемых явлений и стремление установления причинно-следственных связей между ними. Это привело к усилению психологического изображения в произведении, к точности в показе психологических процессов и состояний.

 

Реализм показывает личность как индивидуальность, отталкиваясь не только от обстоятельств жизни, но и от отношений с людьми, психологических и моральных норм. В реалистических произведениях характер героя показывается со всех сторон, обличается его действительная сущность.

 

На развитие психологизма благотворно повлияло усиление в XIX веке ряда направлений: усиливается влияние ценности человеческой личности и растет мера ее идейной и моральной зависимости; из-за увеличения числа отношений, в которые вступает человек, осложняется сам исторически складывающийся тип личности. В связи с развитием и усложнением мышления, кругозор отдельного человека расширяется и обогащается духовная культура в целом. Данные процессы побуждают дальнейшее развитие психологизма.

 

В русской классической литературе второй половины XIX века психологизм достигает вершины. Значительный расцвет психологизма связан с резким возрастанием интереса к идейно-нравственной проблематике. Именно русская литература XIX века с особой остротой ставила проблемы идейно-нравственной сущности человека, моральной ответственности личности. Герои русской литературы, по мнению А. Б. Есина, «в своих философско-этических поисках руководствуются высокими идеалами добра и справедливости, гармонии личного и общего. Они ищут не удобную позицию в мире, а высшую, безусловную нравственную правду, не допускающую компромиссов». Это первая причина усиления психологического начала в произведениях. Но психологизм оказывается незаменимой формой изображения действительности и в обратной ситуации: забвение нравственных идеалов ведет к деградации личности. Нравственный крах, распад личности передается через глубокое воспроизведение чувств и переживаний героев. Есин делает вывод о том, что психологизм – «форма гуманизма, форма утверждения высоких идейных и нравственных норм».

 

Великие писатели, которые были выдающимися исследователями человеческих душ, оставили нам ценнейшее наследие - психологические средства художественного описания внутреннего мира человека, а литературоведы создали теоретическую базу исследований психологизма, которая позволяет продуктивно изучать это явление в школьном курсе литературы.

 

В русской классической литературе второй половины XIX века наиболее ярко психологизм проявляется в творчестве Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.П. Чехова и др. В восприятии каждого из писателей психологизм принимает разные формы и приобретает новые черты.

 

Л.Н. Толстой уделял огромное внимание нравственному самосовершенствованию, ввиду этого идейно-нравственные поиски героев являлись ведущей линией в проблематике всего произведения. Герои Толстого – это характеры динамичные, меняющиеся под воздействием впечатлений и переживаний. Лев Николаевич использует психологические приемы для того, чтобы развитие характера было значительно ближе к реальности. В любом душевном движении и переживании писателю важен нравственный смысл. Особенности такого подхода Л. Н. Толстого к человеку обусловили принципы психологизма в его романах.

 

Организация изучения психологизма требует выделения необходимых для этого произведений. Начальные представления о психологизме можно сформировать при изучении автобиографической повести Л. Толстого “Детство” в 6 классе и повести Л. Толстого “Отрочество”, которая рекомендуется для внеклассного чтения в 7 классе. Следующий этап - формирование представлений о психологическом романе при изучении романа М. Лермонтова “Герой нашего времени” в 9 классе. Наиболее важный этап формирования представлений о психологизме, на наш взгляд, связан с изучением романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” и романа Л.Толстого “Война и мир” в 10 классе. Эти произведения составляют литературную основу для изучения психологизма, содержат значительный потенциал влияния на духовное развитие личности, возможности моделировать личностно-ориентированное обучение.

 

Якиманская И. сформулировала основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения, которые позволяют определить подходы учителя к организации изучения психологизма в школьном курсе литературы.

 

Важнейшими среди них являются:

1) выявление личного субъектного опыта;

2) сопоставление личного опыта и художественного изображения;

3) создание проблемной ситуации, в которой учащийся осуществляет выбор;

4) обеспечение позитивного влияния на трансформацию опыта учащегося;

5) самооценка учащимися своей деятельности.

 

Выявление личного опыта требует создания личностных ситуаций, которые актуализируют в учебно-воспитательном процессе свойства личности, проявления личностных функций обучаемого.

 

При изучении повести Л. Толстого “Детство” учитель создает личностную ситуацию в форме психологического эсперимента – предлагает учащимся вспомнить, как они смогли преодолеть причиненную им когда-либо личную обиду, описать испытанные чувства, назвать признаки обиды. После обмена мнений об опыте преодоления обиды учащиеся изучают художественное описание Л. Толстым обиды Николеньки Иртеньева. Использование указанного приема помогает читателю не просто постигнуть то, что происходит в сознании, в душе героя, но и глубже пережить его внутреннее состояние. Такой подход к изучению произведения способствует формированию способности учащихся к сопереживанию, а также обогащению их духовного и эмоционального опыта. Учитель объясняет, что смысл описанной Л.Толстым обиды Николеньки Иртеньева заключается в том, что ситуация обиды заставляет подростка задуматься о своих отношениях с другими людьми, способствует выработке умения самооценки своих действий.

 

Психологическая близость содержания повести “Отрочество” внутреннему миру подростка обусловлена обозначенным в повести кругом проблем, с которыми сталкиваются дети 13-14 лет. Это проблемы неминуемого и часто тяжелого разлада духовно формирующейся личности с миром, с окружающей действительностью.

 

Учитель ставит перед учащимися проблему обозначить эпизоды, ситуации, которые произвели на них особенно сильное впечатление, наиболее созвучны их жизненному опыту. Семиклассники называют состояние “затмения”, после того как на Николеньку одно за другим обрушиваются злоключения. Такие эпизоды повести позволяют сблизить внутренний мир подростка и содержание повести, приводят к пониманию того, что душевные кризисы и конфликты личности с окружающим миром преодолимы. Уже на данном этапе формирования представлений о психологизме есть возможность показать душевный кризис подростка как важный момент развития характера.

 

Изучение повестей Л. Толстого “Детство” и “Отрочество” позволяет решить проблему, в какой из повестей больше места занимают герой, его сознание и душа. Школьники осознают, что в повести “Детство” много места отведено размышлениям Николеньки Иртеньева об окружающих его людях, оценка их поступков, достоинств и недостатков, а в “Отрочестве” герой сосредоточен на себе, постоянно испытывает свои собственные силы, другие же персонажи и ситуации являются своего рода катализатором мыслительной и эмоциональной работы в нем, смысл которой герой видит в том, чтобы “исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым...”. В “Детстве”, “Отрочестве”, “Юности” Л. Толстой показывает процесс искажения естественной природы Николеньки Иртеньева под воздействием обстоятельств и дальнейшее его очищение усилиями личной воли.

 

Психологизм предстает перед учащимися как художественное изображение внутреннего мира человека, которое характеризуется глубиной и остротой проникновения писателя в душевный мир героя, в подробном описании различных психологических явлений, состояний и процессов, переживаний.

 

Стоит отметить наиболее важный прием психологизма, который использует прозаик – диалектику души. Данный термин ввел Н. Г. Чернышевский, дающий ему такое описание: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других, как чувство, непосредственно вытекающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем».

 

Диалектика души позволяет наглядно проследить процесс нравственного самосовершенствования во всех деталях. Данный прием требовал максимально полного и подробного воспроизведения всех нюансов духовной жизни человека, для чего Толстой обращается к такой разновидности повествовательно - композиционной формы, как поток сознания – логически законченный внутренний монолог, который создает впечатление беспорядочного потока мыслей и переживаний. Но, если показывать такой хаотичный внутренний мир человека, можно столкнуться с абсолютным его непониманием. Поэтому, для упорядочения этого потока мыслей и состояний героя писатель применяет принц ип аналитического объяснения. Все сложные психологические состояния писатель раскладывает на составляющие, но при этом сохраняет у читателя ощущение слитности, одновременности этих компонентов явления. Как психологический прием нужно отметить и стремление к максимальной словесной точности, придирчивость в отборе языковых средств и подборе синонимов.

 

То же самое делает и И. А. Гончаров. В «Обломове» интерес автора равномерно сосредоточен на исследовании внешней и внутренней жизни главного героя. Внешне Обломов статичен, погружен в пассивное созерцание происходящего. Он не совершает никаких поступков, лишь ведет перебранку с Захаром и беседует с «посетителями». В связи с этим характер героя преимущественно раскрывается через речевую манеру, бытовые подробности. А его равнодушие к жизни обусловливает ведущее значение в характеристике происходящего авторского повествования.

 

Рисуя неподвижность героя, автор все глубже проникает в его внутреннюю жизнь. Перед нами раскрывается диалектически сложный, многогранный мир души Обломова. Автор стремится воспроизвести динамику внутренней жизни через сцепление противоречий.

 

Наиболее полное выражение душевный конфликт находит во внутренних монологах в период любовного увлечения.

 

Более глубокое раскрытие душевной диалектики Обломова обусловлено усложнением концепции характера, а также вниманием к индивидуальным свойствам личности. В «Обломове» писатель все больше склоняется к воссозданию внутреннего мира человека незаурядного, индивидуально-личное своеобразие которого делает его исключением в своей среде.

 

В «Обломове» Гончарова интересует судьба человека, духовная жизнь, которая связана с процессом становления личности. Но главные герои предстают перед нами как уже сложившиеся, а их биографические истории приводятся в тексте ретроспективно. Действие «Обломова» относится к прошлому. И в произведениях Л. Толстого примечательна такая организация художественного времени при психологическом анализе. Для писателя характерно расхождение между тем временем, в котором реально происходит переживание, и временем рассказа о нем.

 

Длительность рассказа о состоянии не зависит от длительности самого переживания. Подобная организация художественного времени позволяет донести до читателя все богатство внутреннего мира героев, подробно объяснить психологические процессы и состояния.

 

Новаторство Чехова в области психологизма во многом обусловлено его обращением к особому герою, и своеобразным подходом к этому герою. В отличие от Л. Н. Толстого Чехов сосредотачивается на внутреннем мире обыкновенных людей, а не исключительных личностей. Он анализирует так называемое «обыденное сознание», то есть сознание такого человека, который погружен в поток повседневной материальной жизни. Главное внимание писателя в изображении внутреннего мира сосредоточено на воссоздании смутных, не всегда осознанных движений, отдельных настроений и впечатлений. Важными становятся не столько психологические составляющие, сколько общий эмоциональный тон, который их пронизывает. Обычно это ощущение тоски, страха, беспокойства, неудовлетворенности. Воссоздание внутреннего мира такого героя потребовало особых приемов психологического изображения. Есин называет главной чертой чеховского психологизма «скрытый, косвенный психологизм подтекста». В рассказах и повестях Чехова внимание не акцентируется на внутренней жизни персонажа, в отличие от Гончарова. У него нет описаний психологических состояний, занимающих страницу или более. О состоянии героя сообщается наряду с внешними деталями, а часто упоминается мимоходом. Писатель не ставит своей задачей детальное воспроизведение психологического состояния героя, он лишь формирует ведущий эмоциональный фон, причем нередко для этого комбинирует разные формы психологического изображения. Это может быть внутренний монолог, авторское психологическое сообщение, деталь-впечатление, умолчание.

 

Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний мир героев, не стремится последовательно описать каждое психологическое состояние. Писатель пытается найти и художественно воссоздать основу, доминанту внутренней жизни героя, передать ведущий психологический настрой персонажа. При создании глубины и тонкости психологического изображения Чехов активно обращается к читательскому сопереживанию, сотворчеству. Скрытности и неакцентированности чеховского психологизма способствует прием психологического умолчания. Читатель при этом – такой же творец. Чехов подключает ассоциации, воспоминания, впечатления, – все то, что поможет читателю создать психологический образ. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов.

 

В теории познания И. А. Гончаров отводил особую роль непосредственному восприятию, жизненному опыту, отмечал важность синтетического, целостного восприятия явлений, к которому помогает идти анализ. В первых романах Гончаров более подробно передает все этапы познания, систему впечатлений, способствующих изменению мировоззрения героев. Однако он далек от изображения течения психического процесса, не стремится к раскрытию глубинных основ человеческой психологии. Движение внутренней жизни персонажей писатель прослеживает, преимущественно используя не собственно прямую речь, что способствует непосредственности изображения сознания. Это же делает и А. П. Чехов. Эффект сопереживания в прозе Чехова создается за счет использования не собственно-прямой речи, во многом заменившей традиционную форму внутреннего монолога героя, и деталей-намеков, которые помогают читателю домыслить недостающее в соответствии с замыслом автора.

 

Особого внимания заслуживает нетрадиционное использование Чеховым художественной детали в психологическом пейзаже. Психологическое состояние персонажа не прямо воссоздается, а приписывается нейтральным картинам природы. «Над садом светил полумесяц, и на земле из высокой травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви», – именно так передано счастливое состояние влюбленных в рассказе «Учитель словесности».

 

А у Гончарова же в «Обломове» между жизнью человека и природы как будто стираются границы, и душевное состояние героев, течение любовного чувства характеризуются через явления природы. Жизнь человека воспроизводится писателем так же через природные явления, как смена времен года, геологические изменения. Как смену времени в течение суток обрисовывает свою жизнь Обломов («Она не была похожа на утро...»).

 

В романе М. Лермонтова “Герой нашего времени” особого внимания заслуживает исповедь литературного героя. Предварительно учитель предлагает учащимся написать сочинение-миниатюру с описанием наиболее сложных моментов своей жизни. Такое описание служит смысловым “мостиком” между личным опытом учащегося и изображением исповеди в литературном произведении. Обсуждение особенностей художественной исповеди в романе помогает учащимся понять причины душевного кризиса личности, которые обусловлены противоречивым единством мыслительной и эмоциональной деятельности человека. Новаторство Лермонтова проявилось “в раскрытии психологических закономерностей интеллектуальной жизни, опережающей жизненный опыт”.

 

Изучение психологизма в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” предполагает анализ душевных мук Родиона Раскольникова. Особую роль автор отводит снам и видениям, которые перекликаются с реальными жизненными событиями. Написание учащимися сочиненияминиатюры в форме письма к другу о своем самом впечатляющем сне позволяет учителю опираться на личный опыт сновидений учащихся и организовать анализ художественного изображения снов и видений в романе. С помощью этого приема учитель готовит учащихся к введению в сложный мир Ф. Достоевского.

 

Действие романов Ф. Достоевского имеет точную прописку в пространстве и времени, но мир Достоевского: чувства и страсти, переживаемые героями, - имеет общечеловеческий, вневременной смысл. Самое сложное, самое противоречивое явление в мире – человек, за душу которого, говорит Достоевский, вечно борются бог и дьявол. Самое интересное в человеке - его “тайная мысль”, идея. Есть идеи, которые обдумываются, вынашиваются людьми в течение долгих лет, но есть и такие, которые неожиданны для самого их носителя: они возникают стихийно, вопреки здравому смыслу и только по простой человеческой прихоти: хочу - и буду! Студент Раскольников (будущий юрист!) в уме своем разрабатывает философию вседозволенности, или зла во имя добра, мысленно поделив людей на тех, кто “может все”, и тех, “тварей дрожащих”, кому суждено и велено лишь раболепствовать перед сильными и великими. Достоевский пишет свой роман именно для опровержения “философии” раскольниковых. Преступление не совместимо с совестью, с бессмертием человеческой души.

Преступника ждет не только человеческий, но и вечный суд. Он сам себя должен наказать, должен выстрадать покаяние.

 

Достоевский создал свою философию человека. Он показал нам сложность и алогичность человека; показал в человеке социальное и асоциальное; вскрыл роль в поступках человека не только сознания, но бессознательного. На фоне неугасаемого стремления упростить человека, свести его всецело к продукту чего-то внешнего мысли Ф.Достоевского воспринимаются как уважение автономии и первозданности человека. Ю. Кудрявцев отмечает такую особенность творчества Ф. Достоевского как многокруговость. Почти каждое произведение Достоевского включает три круга: событийное, временное, вечное. Каждый из этих кругов отражает проблемы текущие, социальные, философские. Совокупность проблем, в трех кругах проявившихся, дает нам “сумму” Достоевского, его мировоззрение.

 

Целостное, неделимое, в своей сути не менявшееся. Связующим звеном всех кругов является человек; в первом круге отражается не существенное, внешнее в человеке, его быт; второй круг представляет собой как бы отрицание первого; человек отрицается социальной общностью от быта к социальности. Рассматриваются условия, оказывающие влияние на человека. Третий круг – своего рода отрицание отрицания. Снова возврат к человеку. Но не к его внешнему, не к его быту, а к его внутреннему, к его сути, к смыслу его существования. Событийное отрицается временным, а оно, в свою очередь, вечным. Текущее отрицается социальным, социальное – философским. Три взаимосвязанных круга и каждый предполагает своего читателя. Ибо для восприятия проблем того или иного круга важен не только уровень восприятия мира писателя, но и уровень читателя. Только четкое понимание трех кругов в творящем и воспринимающем творчество способно положить конец спорам о мире Достоевского. Только с вершин мировоззрения можно постичь до глубин мир Достоевского. Завершается работа над романом написанием сочинения на тему “Мотивы преступления Раскольникова”.

 

При изучении психологизма в романе Л. Толстого “Война и мир” необходимо акцентировать внимание на проблеме нравственного выбора. Написание учащимися сочинения-миниатюры в форме монолога на тему “Мой выбор” подводит их к пониманию ситуации нравственного выбора, в которой реализуется свобода каждого человека.

 

Рассматривая взаимосвязь свободы и необходимости, Л. Толстой приходит к выводу, что свобода и необходимость – не только объективная, но и субъективная мера событий. Как бы не отстаивал разум законы необходимости в истории, внутреннее сознание каждому человеку говорит о его свободе. Свобода – первый и вернейший признак жизни. Но углубляясь в сущность исторического процесса, отвлекаясь от внешнего и случайного, необходимо, пишет автор “Войны и мира”, отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость. Главным врагом свободы является насилие человека над человеком. Проблема насилия, вопрос об источниках его возникновения, о его формах, значении в общественной жизни, действии на нравственную жизнь людей, о его правомерности или неправомерности – всегда были в центре мировоззрения писателя. Единственным средством радикального уничтожения зла может быть только непротивление злу насилием. Насилие губит не только тех, против кого оно непосредственно направлено, оно губит и самих насильников, так как развращает их, убивает в них все человеческое.

 

Психологизм в русской литературе представляет собой передачу автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...