Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственно-правовая система Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.




Государственный строй

 Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

 Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

 При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

 С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.

 Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

 

Основные черты права Древнего Вавилона

 Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

 Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

 * объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;

 * усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы- реформа административного аппарата;

 * упорядочение правосудия в стране.

Хаммурапи законы, свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901—02 при раскопках на месте столицы древнего Элама — г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии.

Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — "падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Х. з. в научной литературе рассматриваются либо как сборник действовавшего права (это наиболее вероятная точка зрения), либо как юридический трактат, изображающий картину "социальной справедливости", либо как отчёт царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности. На Х. з., возможно, оказали влияние более древние (20—19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Х. з. повлияли на позднейшее законодательство древней Передней Азии. Рус. пер. Х. з. см.: "Вестник древней истории", 1952, № 3; "Хрестоматия по истории Древнего Востока", 1963, с. 196—219.

 

Государственно-правовая система Древней Индии. Законы Ману.

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганге, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения.

 В конце 3-го тысячелетия до нашей эры с северо-запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.

 Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать:

 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (II половина II тысячелетия до нашей эры);

 2. Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда (II тысячелетия до нашей эры - IV в. до нашей эры);

 3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до нашей эры);

 4. Кризис и феодализация государства (III в. до нашей эры - IV в. нашей эры). На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т. е. 4-х сборников Вед (Ригведа, Самоведа, Яджирведа, Атхарваведа) религиозного содержания, свидетельствует о том, что одни делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они были военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.

Право Древней Индии

При характеристике права Древней Индии особое внимание уделяется дхармашастрам и артхашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Яджна-валькьи, Дхармашастра Нарады и др.) составлялись брахманами для своих учеников. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.) - это сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.

Правовое положение населения. Индийское общество делилось на 4 группы (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии - охраной подданных и управлением государства; вайшии - скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы - касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты «неприкасаемых».

Правовое регулирование имущественных отношений. Праву Древней Индии известны понятия владения и права собственности, движимого и недвижимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца. Способами обеспечения исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство.

Семья и наследование. Женщины вступали в брак с 12 лет, а мужчины с 16. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Древнеиндийская семья носила патриархальный характер, женщина в ней занимала подчиненное положение. Дхармашастры предусматривают множество случаев, когда мужчина мог оставить свою жену или взять в дом другую. Развод по инициативе женщины не допускался дхармашастрами, но упоминался в артхашастрах.

Преступления и наказания. Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей части уголовного права: необходимая оборона, как обстоятельство, исключающее преступность деяния; соучастие в преступлении; рецидив, как обстоятельство, отягчающее наказание. Преступникам из высших варн назначалось более мягкое наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Но из этого правила было исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, предусмотренная в дхрмашастрах за какое-либо деяние, зачастую отличалась от установленного в артх. наказания за то же преступление.

Серьезные преступления против государственной власти и религии (посягательство на государственную власть, проникновение в царский дворец, мятеж, похищение «имущества богов» и др.) наказывались смертной казнью. За убийство также назначалась смертная казнь.

Ману законы

Ману законы (санскр. Манавадхармашастра), древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление М. з. индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. М. з. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав; 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий — варн; 2-я — правила жизни человека в период ученичества; 3—4-я — правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и прочее); 6-я — правила жизни отшельника; 7-я — наставления об обязанностях царя и управлении государством; 8-я — наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9—10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; 11-я — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; 12-я — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

В дошедшем до нас виде М. з. были составлены, по-видимому, около 2 века до н. э. — в 1 веке н. э. Основной материал в М. з. можно отнести ко времени существования империи Маурьев — 4—2 века до н. э. (но во всех главах есть места более древние). М. з. — ценный источник для изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...