Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы развития логистики в современной экономике




 

История

Исторически логистика развивалась как военная дисципли­на. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обо­значая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспе­чению войск всем необходимым. Приоритетное зна­чение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энцикло­педическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления переме­щением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организа­ция их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «ло­гистика» в России широкого применения не имел: «слово «ло­гистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, СПб, 1896 год).

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает разви­ваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономич­ного обеспечения войск всем необходимым. «Без самой тща­тельной, основанной на точных математических расчетах, ор­ганизации тыла, без налаживания правильного питания фрон­та всем тем, что ему необходимо для ведения военных опера­ций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих ты­ловое снабжение, немыслимо никакое сколько-нибудь пра­вильное, разумное ведение больших военных операций.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо­русский словарь и сегодня переводит слово «логистика» как: воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.

Имеется исключи­тельно научное направление развития логистики — математи­ческое. Живший в XVII—начале XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл ло­гистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 году на философ­ской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедиче­ских изданиях XX века и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика.

Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается эффективное упра­вление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике при­ходится на 60-70 е годы и связано с достижениями в области ком­муникационных технологий. Появившаяся возможность сквозно­го отслеживания всех этапов движения сырья, деталей и гото­вой продукции позволила четко увидеть огромные потери, до­пускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от ис­пользования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

Расширение сферы применения логистики, которое наблю­дается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными пото­ками.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, можно выделить общий признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникши­ми трудностями со сбытом товаров, исторически в более ран­ний период, чем логистика. В середине XX века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и примене­ние маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкуренто­способности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а, во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинго­вых приемов можно было резко уйти вперед.

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распро­странение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало широко использоваться в экономике.

В современной экономике выделяют три этапа развития логистики.

Первый этап 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными пото­ками в сфере обращения. Задачи оптимизации распределения решались и прежде: оптимизация поставля­емых партий, размещения складов, транспортных маршрутов и графиков, однако традиционно эти задачи решались обособленно. Интеграция отдельных функций распреде­ления материальных ресурсов дает существенный экономический эффект.  Транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара,  в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транс­порта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Графически степень логисти­ческой интеграции участников процесса продвижения матери­ального потока к конечному потребителю на первом этапе раз­вития логистики представлена на рис. 1,2,3.

Рис. 8. Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер

 

Следует отметить, что совместное решение отдельных за­дач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные ме­тоды, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е го­ды XX века. В этот период логистика стала охватывать производственный процесс. Данный этап характеризуется следующим:

v быстрый рост стоимости логистических процессов и резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

v рост профессионализма менеджеров - логистиков;

v широкое использование компьютеров для сбора информа­ции, контроля и планирования;

v централизация процессов распределения;

v четкое определение действительных издержек распределе­ния;

v определение и осуществление мер по уменьшению стоимо­сти продвижения материального потока до конечного потреби­теля.

Графически логистическая интеграция, достигнутая в 80-е годы, представлена на рис. 2.

К взаимодействию складирования и транс­портирования начинает подключаться планирование производ­ства. Это позволило сократить запасы, повысить качество об­служивания покупателей за счет своевременного выполнения за­казов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характери­зуется тем, что совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 3):

v концепция логистики о необходимости интеграции начинает признаваться большинством участников снабжения, производства и сбыта;

v развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

v современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движе­ния продукта от первичного источника сырья до конечного по­требителя;

 

 

ПРИМЕР:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...