Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Немцы и турки покинули Новороссийск ушли в Севастополь. Белые заняли город и взялись за расправу с оставшимися там красноармейцами и моряками, которых было 800...Стр 1 из 2Следующая ⇒
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Цикл среднего профессионального образования УТВЕРЖДАЮ Начальник цикла среднего профессионального образования В.В. Саенко « ___ » ________________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения лекции/урока по дисциплине «Литература» . Т.5.1. Особенности русской литературы 20-х годов Специальность 20.02.04 Пожарная безопасность
Рассмотрена на заседании ПМК №___ «____» _______________ 2018 г., протокол № __
Железногорск 2018 I. Цели занятия Дать учащимся наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 1920-х годов; отметить особенности звучания темы революции и гражданской войны в творчестве писателей и поэтов. 2.Помочь учащимся понять концепцию гражданской войны в произведениях А.Фадеева, И.Бабеля, А.Весёлого и М.Шолохова; Воспитание у ребят гуманных чувств, толерантности, потребности определять свою позицию по отношению к тому или иному историческому событию или литературному явлению, ответственности за свои поступки. II. План занятия
III. Литература Основная Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. Журавлев В.П. и др. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях-5-е издание. М.: Просвещение, 2018. Дополнительная Литература. 11 класс. Планы- конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. Г Фефилова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru IV. Учебно-материальное обеспечение - Технические средства обучения: компьютер, проектор - Презентация, видеоматериалы V. Текст занятия Организационный момент -подготовка к уроку, конспекты Актуализация опорных знаний -Какие периоды выделяются в развитии русской литературы 20 века? -Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже 19-20 века? Почему Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»? -Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм? Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач эпиграф к уроку: История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя, Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить бездумною любовью И не любить без памяти нельзя. Я. Смеляков. «День России» Литература в не меньшей (а подчас и в большей) степени, чем наука, формирует представление об истории. Создав немало мифов о революции, литература, тем не менее, еще в 20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах художников переменах (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). Долгое время мы не представляли всей полноты этой картины времени, поскольку целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса. Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, В. Зазубрина, А. Платонова, В. Вересаева, книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина, М. Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века. Всех писателей начала 20 века объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. Тема: Особенности русской литературы 20-х годов Задачи: рассмотреть особенности литературного процесса 1920-х годов; отметить особенности звучания темы революции и гражданской войны в творчестве писателей и поэтов. Тема революции в творчестве Фадеева. Роман «Разгром» Работа над темой урока
Учебник стр 355-357 «Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы». «Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры. |
Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.
Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.
Беседа идет по самостоятельно прочитанным книгам:
– А. Фадеев. «Разгром», И. Бабель. «Конармия».
– А. Ремизов. «Плачи».
– И. Шмелев. «Солнце мертвых».
– Б. Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».
– Б. Лавренев. «Ветер».
– Д. Фурманов. «Чапаев».
Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь? Трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет.
Из воспоминаний Е. И. Ковтюха командующего 1-ой колонной Таманской армии, а затем всей армией, прототипа главного героя романа А.С.Серафимовича "Железный поток":
Немцы и турки покинули Новороссийск ушли в Севастополь. Белые заняли город и взялись за расправу с оставшимися там красноармейцами и моряками, которых было 800...
Их пригнали под конвоем к начальнику гарнизона , который приказал вывести пленных за город и ждать распоряжений. Их вывели за город. Скоро появился и полковник; подойдя к конвою, он приказал построить всех пленных в две шеренги, одна от другой на двадцать шагов, лицом к лицу. Когда перестроение было закончено, он подал команду всем пленным стать на колени и наклонить головы вперёд, а конвою рубить "этим босякам головы", что конвой и исполнил. Трупы полковник приказал не убирать несколько дней для острастки местному населению.
Ужасающая расправа белых в г. Новороссийске продолжалась три дня. Офицеры и казаки, перепившись, превратились в каких-то разъярённых хищных зверей, насиловавших тысячи невинных женщин и детей. В эти три дня белым командованием было разрешено вступившим в Новороссийск частям делать что кому нравится. Впоследствии выяснилось, что белые за эти дни изрубили всех оставшихся раненых красноармейцев как в лазаретах, так и в эшелонах, находившихся на станции. Почти такую же расправу учинили над оставшимися беженцами, отпустив только некоторых женщин, раздетых и изнасилованных.
... За гранью, где кончается "военная добыча" и "реквизиция", открывается мрачная бездна морального падения: НАСИЛИЯ И ГРАБЕЖА.
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 134.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...