Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов




Важной особенностью современного педагогического образования является ориентация на подготовку педагогов, обладающих не только системой определенных знаний и умений, но и способных решать конкретные практические задачи. Это определяет необходимость подготовки педагогов с учетом и на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход является одним из главных инструментов модернизации педагогического образования. Он позволяет одновременно решать задачи как личностного развития обучающегося, так и совершенствования профессиональной деятельности педагога.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке предполагает формирование и развитие у студентов определенного набора компетенций, которые в дальнейшем обеспечат их успешное вхождение в профессиональную деятельность.

Компетенция является потенциальной характеристикой личности, которой может овладеть будущий педагог. Компетенцию можно определить как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые способствуют освоению содержания обучения или последующей деятельности.

Компетенции являются определенными нормами, которые позволяют определить цели, содержание и результаты профессиональной подготовки педагога. Владение компетенциями предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, а также наличие ценностных ориентаций, убеждений, целей и ценностей. Овладение какой-либо компетенцией проявляется в готовности выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной и иной деятельности.

Компетенции, которыми должен овладеть педагог, определяются в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) соответствующего уровня образования.

Так, например, в образовательных стандартах высшего образования результаты образования представлены тремя группами компетенций: 1) универсальные или общекультурные, 2) общепрофессиональные, 3) профессиональные или специальные (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика групп компетенций

Группа компетенций Характеристика компетенций Дисциплины, способствующие формированию
1.Общекуль-турные компетенции Носят универсальный характер и одинаково значимы вне зависимости от профиля обучения. Включают компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения и позволяющие ему успешно взаимодействовать в социуме, решать практические задачи. Являются основой для формирования профессиональных компетенций. Формируются в ходе освоения дисциплин базовой части учебного плана
2.Общепрофес-сиональные компетенции Необходимы при выполнении любой профессиональной деятельности. Едины для определенного направления подготовки.    Обеспечивают готовность к решению наиболее общих профессиональных задач. Формируются преимущественно в ходе освоения дисциплин базовой части учебного плана
3. Профессио-нальные (специальные) компетенции Вариативны, определяются с учетом профиля подготовки. Обеспечивают готовность и способность целенаправленно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности. Формируются в ходе освоения дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору студента.

 

Общекультурные компетенции имеют широкий спектр использования и включаются во все образовательные программы соответствующего уровня подготовки. Так, в результате освоения программы бакалавриата выпускники должны овладеть следующими общекультурными компетенциями: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития, использовать естественнонаучные и математические знания; способностью к коммуникации, самоорганизации и самообразованию; способностью работать в команде, использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности, а также готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.

Общепрофессиональные компетенции являются общими для определенного направления подготовки. Например, в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки "Педагогическое образование" выпускники должны овладеть следующими общепрофессиональными компетенциями: готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии и обладать мотивацией к профессиональной деятельности; готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования; способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом особенностей и потребностей обучающихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.

Профессиональные компетенции могут изменяться в зависимости от профиля подготовки. Они определяются с учетом видов профессиональной деятельности, которыми должны овладеть  будущие педагоги.  Например, выпускники, освоившие программу бакалавриата по направлению подготовки "Педагогическое образование" должны быть готовы к ведению педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...