Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТАКТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕСТНОСТИ




В тактическом отношении местность принято подразделять по условиям проходимости, наблюдения и маскировки, а также по степени пересеченности.

По условиям проходимости местность может быть проходимой, труднопроходимой и непроходимой.

Проходимая местность почти не ограничивает скорость, направление движения гусеничных машин и допускает повторное движение по одному следу, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать проходы). Движение колесных машин обычной проходимости несколько затруднено. Возможно почти беспрепятственное (за исключением отдельных направлений) применение боевых машин в различных построениях и движение колонн. Проходимая местность способствует наиболее эффективному применению мотострелковых и танковых подразделений.

Труднопроходимая местность доступна для движения гусеничных машин, но с меньшей скоростью, чем на проходимой местности. Свобода маневра и движение нескольких машин по одному следу ограничены. Движение колесных машин обычной проходимости почти невозможно. Такая местность затрудняет применение боевой техники в развернутых боевых порядках, движение колонн возможно только по дорогам и специально оборудованным колонным путям. Труднопроходимая местность оказывает отрицательное влияние на темпы выдвижения и наступления войск, осуществление маневра силами и средствами по фронту и из глубины.

Непроходимая местность недоступна для движения гусеничных и колесных машин без выполнения значительных работ по прокладке колонных путей.

По условиям наблюдения и маскировкиместность подразделяется на открытую, полузакрытую и закрытую.

Открытая местность представляет собой ровную или слегка всхолмленную безлесную территорию, до 75% площади которой хорошо просматривается во всех направлениях с командных высот.

Эта местность менее благоприятна для защиты от поражающего действия обычного и ядерного оружия, обладает недостаточными маскирующими свойствами от наземного и воздушного наблюдения. Отсутствие естественных укрытий затрудняет скрытное сосредоточение войск и осуществление маневра. Организация обороны на открытой местности значительно усложняется.

Полузакрытая местность является переходной от открытой к закрытой. Как правило, в полузакрытой местности площадь, занятая естественными укрытиями, составляет около 20%, с командных высот просматривается около 50% площади. При расположении подразделений на месте маскировки они почти полностью обеспечиваются естественными масками.

Закрытая местность представляет собой территорию, покрытую лесами, кустарниками, садами, с часто расположенными населенными пунктами, с горным, холмистым или равнинным рельефом. В такой местности площадь, занятая естественными масками, составляет 30% и более, а площадь, просматриваемая с командных высот, менее 25%. Закрытая местность хорошо укрывает естественными масками от наземного и воздушного наблюдения, облегчает скрытное передвижение и маневр войск во всех видах боя, способствует организации защиты от поражающего действия ядерного оружия.

В то же время на закрытой местности затрудняется наблюдение, ориентирование и целеуказание, значительно усложняются управление подразделениями и организация взаимодействия войск на поле боя.

По степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами, канавами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск, местность подразделяется на слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную.

Слабопересеченная местность имеет незначительное количество естественных и искусственных препятствий, легко преодолеваема боевой и другой техникой в любом направлении. На такой местности естественных препятствия занимают менее 10% площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый. Возможно массированное применение боевой техники во всех направлениях.

Местность обеспечивает хороший обзор, особенно с командных высот. В то же время эта местность не обладает защитными свойствами от поражающих факторов ядерного оружия.

Среднепересеченная местность имеет около 20% площади, занятой естественными препятствиями. На такой местности массированное применение боевой техники на отдельных направлениях несколько затруднено. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности. Рельеф обычно холмистый, реже равнинный. Такая местность способствует защите от поражающего действия ядерного и обычных видов оружия.

Сильнопересеченная местность отличается большим количеством труднопроходимых естественных препятствий – гор с крутыми склонами, оврагов, промоин, рек, каналов и канав, болот и т.п. Площадь под естественными препятствиями составляет более 30%. Для такой местности характерны горные рельефы, территории с овражно-балочными и долинно-балочными отдельными направлениями. Эта местность затрудняет наступление и усиливает оборону.

Наличие естественных укрытий способствует организации маскировки и защиты войск от поражающего действия ядерного оружия, скрытных подходов к переднему краю обороны противника. В то же время на этой местности затрудняется наземное и воздушное наблюдение, имеется много непросматриваемых и непростреливаемых участков, ограничиваются возможности быстрого маневра войск, подвоза боеприпасов и горючего, уменьшаются скорости движения боевых машин, требуется выполнение значительных работ по инженерному оборудованию местности.

 

4.СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ

Тактические свойства местности в течение года подвергаются сезонным изменениям. Одна и та же местность в разное время года имеет неодинаковую проходимость, различные условия ориентирования, маскировки, наблюдения и инженерного обеспечения.

Тактические свойства местности весной и осенью. Для весны и осени характерны распутица, половодье и паводки. В период весенней и осенней распутицы верхний слой грунта переувлажняется, теряет свою прочность, становится очень вязким. Движение затрудняется не только вне дорог, но и по всем грунтовым дорогам. Во время паводков возможно затопление пойм на больших пространствах. В балках и лощинах образуются временные водотоки.

Весной и осенью отмечаются резкие колебания температуры воздуха, большая облачность, частые туманы, сильные ветры. Все это ухудшает условия наблюдения и целеуказания.

Тактические свойства местности зимой. Для зимы характерно, прежде всего, промерзание грунтов, образование на реках и других водоемах ледяного покрова, наличие снежного покрова.

Дорожная сеть зимой, как правило, сокращается. Многие дороги, особенно грунтовые, заносятся снегом и становятся непроходимыми для колесных машин. Скорость движения по шоссейным дорогам уменьшается, особенно в период обледенения и снежных заносов.

В условиях длительных низких температур происходит глубокое промерзание грунтов. При замерзании они становятся очень плотными и прочными. В результате местность, труднопроходимая и непроходимая вне дорог в летний период, превращается зимой в легкопроходимую для всех видов боевой и другой техники. Автомобильные дороги (автозимники) прокладываются по замерзшему грунту путем расчистки или уплотнения снежного покрова или по льду рек, озер и болот. При недостаточной толщине льда производится усиление его путем намораживания или устройства настилов. Автозимники допускают движение автомобилей в колоннах со средней скоростью 25-30 км/ч.

В зимних условиях промерзший грунт укреплений и укрытий ослабляет воздействие на них ударной волны ядерного взрыва, снижает уровень радиации.

С другой стороны, глубокое промерзание грунтов существенно затрудняет инженерное оборудование местности. Работа в промерзших грунтах выполняется гораздо медленнее, требует применения специальных инструментов и оборудования.

Глубина промерзания грунта во многом зависит от его механического состава, глубины залегания грунтовых вод, увлажненности его и толщины снежного покрова. Чем мельче частицы грунта, тем больше его пористость и влагоемкость и меньше глубина промерзания. Так, глинистые почвы промерзают на гораздо большую глубину, чем черноземные. Возвышенные участки промерзают глубже, чем низинные и заболоченные. Промерзание грунтов всегда заканчивается несколько выше уровня залегания грунтовых вод. В лесу глубина промерзания грунтов примерно в 2 раза меньше, чем на открытом месте. Толстый слой снега также резко сокращает глубину промерзания грунтов.

Для преодоления замерзших водных преград по льду устраивают ледяные переправы. Они могут проходить по естественному или усиленному льду в зависимости от его толщины.

Ледяной покров на различных водоемах хорошо защищает воду от радиоактивного заражения частицами, выпадающими по следу облака ядерного взрыва.

Большое значение для боевых действий войск зимой имеет значительное промерзание болот. Непроходимые для всех видов боевой и другой техники летом, промерзшие болота становятся удобными путями движения вне дорог. Обычно промерзание болот происходит одновременно с замерзанием водоемов и грунтов. Осенью, до образования глубокого снежного покрова, они замерзают достаточно быстро. После образования значительного снежного покрова скорость замерзания болот намного уменьшается. В случае, когда снежный покров образовался с осени, некоторые болота вообще не замерзают, представляя собой опасные скрытые препятствия.

Большое влияние на боевые действия войск оказывает снежные покров. При глубине снежного покрова 30-40 см движение колесных машин вне дорог становится практически невозможным. Скорость танков, движущихся по снегу глубиной 60 – 70 см, снижается в 1,5 – 2 раза по сравнению с летними условиями. А личный состав в пешем порядке (без лыж) может передвигаться свободно по снегу глубиной не более 20 – 30 см.

Проходимость лесов зимой резко сокращается из – за снежных заносов и скрытых под снегом пней и других препятствий. Снижаются маскирующие и защитные свойства лиственных лесов (боевая техника обнаруживается с воздуха непосредственно или по следам машин). В результате снежного заноса оврагов и лощин видимый рельеф местности сглаживается, существенно изменяя внешний облик.

5.ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Топографическое обеспечение является одним из видов боевого обеспечения войск и представляет собой комплекс мероприятий по подготовке и доведению до штабов и войск топогеодезических данных, необходимых для решения разведывательных и других задач. Оно организуется и осуществляется в целях изучения и оценки местности при подготовке и выполнении боевой задачи, а также для эффективного использования оружия и боевой техники. Конкретные мероприятия по топографическому обеспечению решения разведывательных задач определяются конкретными условиями.

Главной задачей топографического обеспечения является обеспечение разведывательных соединений, частей и подразделений топографическими картами. Топографические карты предназначены для изучения местности и оценки ее тактических свойств при планировании разведки, организации взаимодействия и управлении разведывательными органами, при ориентировании на местности и целеуказании, для определения координат объектов (целей) противника.

Доведение карт до командиров разведывательных органов осуществляется, как правило, одновременно с получением боевой задачи. При этом каждый командир обеспечивается топографическими картами тех масштабов, которые обеспечивают лучшим образом успешному выполнению поставленных задач. Вышестоящие командиры и штабы кроме предназначенных им карт, обеспечиваются также картами тех масштабов, которыми обеспечиваются подчиненные им командиры и штабы. Это необходимо для более надежного и согласованного управления войсками на основе одной и той же (по масштабу и году издания) карты. Обеспечение топографическими картами производится с учетом районов предстоящих действий. Нормы, порядок и вся система обеспечения войск топографическими картами разрабатываются и устанавливаются на основе требования войск.

Важной задачей топографического обеспечения является снабжение войск специальными картами и фотодокументами. Они предназначаются для информации командиров разведывательных органов и штабов о современном состоянии местности, ее изменениях в районах предстоящих действий, а также о других специальных данных, необходимых для планирования, организации и выполнения поставленных задач. Виды и содержание специальных карт и фотодокументов, их количество, сроки изготовления и порядок доведения до войск устанавливаются штабами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военная топография тесно связана с другими предметами обучения, особенно с тактической, огневой и специальной подготовкой. Многие вопросы военной топографии, такие как ориентирование на местности, выполнение полевых измерений при разведке противника и местности, подготовка данных для стрельбы, целеуказание, и другие вопросы, являются составной частью этих дисциплин. Поэтому знания, полученные на занятиях по военной топографии, должны совершенствоваться в процессе изучения других дисциплин, на полевых занятиях и учениях.

                                                     Преподаватель цикла №5

подполковник         С. Сабонин

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 573.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...