Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 8
Чтобы обучить человека анализу ситуаций общения в целом и особенностей своего общения в частности, научить его употреблять слова, выражения, интонации применительно к целям коммуникации, используют различные учебно-методические приемы. Одиниз таких приемов, позволяющих добиться хороших результатов в овладении видами речевойкоммуникации, – разыгрывание ситуаций в сфере деятельности конкретного специалиста,т. е. деловая игра. Профессиональная цель достигается при имитационном моделировании определенных аспектов профессиональной деятельности. Здесь важно отметить тот факт, что обучаемый, оказываясь в условиях, которые близки к реальным, имеет возможность оценить свои силы и знания, убедиться в необходимости восполнять и совершенствовать их. Имитационное моделирование, кроме того, способствует укреплению интереса обучаемых к своей будущей профессии. Общая цель профессионального общения реализуется через различные образцы диалогической и монологической речи. Участники игры в каждой конкретной ситуации должнысоветоваться друг с другом, возражать, доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника и стараться его понять. Основная функция диалогического общения в деловой игре – коммуникативная, ноданный вид общения, как отмечал известный психолингвист А.А. Леонтьев, выполняет и«диагностическую, имотивационнуюфункцию, побуждающуюобучаемых стремиться к более совершенному овладению общением на русском языке». В ряде случаев, когда участники деловой игры отстаивают свою точку зрения иливыражают свою позицию и мотивируют ее, их речь приобретает монологическийхарактер. Поэтому в систему предваряющих деловую игру упражнений специалисты рекомендуют включать упражнения по обучению монологическим высказываниям, коммуникативная цель которых – убедить партнера по общению в своей правоте, согласиться либо несогласиться с ним, обосновав свою точку зрения. Общение в ходе игры является в значительной степени неподготовленным и требуетбыстрой речевой реакции: включения в диалог или высказываний в монологической форме.Поэтому уже усвоенные ранее речевые образцы должны гибко использоваться в новой ситуации. Потребностью участников игры может быть вызвана и активизация пассивно усвоенной лексики или речевых образцов. Таким образом участники игры расширяют сферу своей речевой деятельности.В процессе деловой игры существенное значение приобретают следующие общеметодические положения. 1. Наличие модели социально-экономической системы. Принятое обучаемыми решение не воздействует на модель системы, не изменяет ее состояние, т. е. обучаемые не имеютсведений о последствиях принятых ими решений. Эти последствия рассматриваются гипотетически, умозрительно, как возможные. 2. Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условияхотсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной,групповой роли. 3. Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов. 4. Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, покоторой в общем виде предстоит принять решение. 5. Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежитконечный результат, т. е. само решение. 6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создаетсяследующими средствами: • соревнованием групп по достижению цели; • неполнотой информации об объекте; • оцениванием деятельности обучаемых; • несоответствием ресурсов и цели. При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры длявыработки и принятия решения. Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения: • нетрадиционный для участников игры подход к обучению; • коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условиядля воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников друг на друга); • возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т. е. «исправиться» безморальных потерь для обучаемого; • возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников. К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся: • возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли; • обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации; • выполнение психологических требований по подбору игровых групп, распределениюролей с учетом личностных особенностей участников и др. Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются: 1) реализация ситуации выбора. Это средство предполагает три компонента: • наличие более одного варианта; • вера участника в возможность для него выбирать любой вариант; • возможность для участника добавить вариант. Если хоть один из первых двух компонентов отсутствует, ситуации выбора нет и принятие решения невозможно. Наличие альтернативы сразу же переводит деловую игру в другое качество – тренинг. Третий компонент позволяет принимающему решение проявить свои творческие способности; 2) несоответствие между ресурсами и целью; 3) соревновательный характер деятельности игровых групп; 4) противодействие руководства игры замыслам играющих; 5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объектигрового моделирования в процессе игры; 6) процедурные средства воздействия на участников, если они в своей деятельностиотклоняются от предписанных им речевых целей (функциональных и игровых). Такимисредствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии спринятой системой оценивания. Роли в деловой игре.При обучении основам речевой коммуникации могут использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента студентов, степени их языковой подготовки и ряда других факторов. Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются: • структурой игры; • определенными функциональными обязанностями лиц, в роли которых выступаютучастники игры; • установленными правилами игры и методикой ее проведения; • принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников. Количество действующих лиц в деловой игре может быть различным. Следуетотметить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так иоценивание вклада (речи) каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого методаобучения. Роли в игре определяются преподавателем – разработчиком игры в соответствии сееучебными целями. Кроме того, по мнению специалиста в этой области Л.Г. Вишняковой,в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделированияимитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организацииигры: роли арбитров, членов жюри (судей), оппонентов, в том числе тайных, и т. п. Система оценивания игры.Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельностиучастников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяетустановить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательныйхарактер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические). В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действийучастников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и системуштрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание ходаделовой игры и оценивание (анализ) ее результатов. Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? Заоснову можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать: 1. Эффективность сформированного участниками игры решения. 2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр 3. Взаимодействие участников внутри игровых групп. 4. Личностные качества участников деловых игр При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать культуру речи, коммуникабельность, соблюдение речевого этикета. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |