Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция № 4. Лингвофилософские принципы лингвистики текста




 

История демонстрирует знаменательные вехи на пути к онтологической парадигме. Попытки, и небезуспешные, подобраться вплотную к сущности языка с онтологических позиций предпринимались со времен античности. Греческие философы Парменид, Гераклит, Платон и их последователи создали настолько мощный теоретический конструкт, что он до сих пор питает основные лингвистические теории и парадигмы.

Парменид из Элеи (греч. Παρμενίδες, р. ок. 540 до н. э. или 520 до н. э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Ключевое произведение – поэма «О природе». Разрабатывал вопросы бытия и познания. Основные онтологические постулаты:

G Существует вечное и неизменное бытие, тождественное мысли.

G Помимо бытия нет ничего. Бытие есть, а небытия – нет. Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

G Также и мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

G Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия, но небытия нет.

G Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в небытие, но небытия не существует.

G У бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы. Бытие одно, и не может быть более двух бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга – небытием, его нет.

G Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей[1]. Если имеет части, значит, части отграничены друг от друга небытием. Его – нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть небытие.

G Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Ибо время должно быть отнесено к какому-то процессу.

G Бытие покоится, оно пребывает в вечности, а не во времени.

Гераклит Эфесский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος) – древнегреческий философ-досократик. Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Родился и жил в малоазийском городе Эфесе около 540 г. Единственное сочинение – «О природе». Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Παντα ρει και ουδεν μενει). Создал учение об Огне и Логосе. Органичным развитием (или дополнением) онтологии Парменида явилось учение Гераклита о Логосе – всеобщей закономерности, духовном первоначале, мировом разуме, абсолютной идее. Ключевые категории философии Гераклита – Логос, Судьба, Правда, Бог. По Гераклиту, «природа любит скрываться». Познание сущности бытия затруднено, количественное накопление знаний неспособно открыть Истину, «многознание уму не научает». Приобщение к Логосу – вот единственный способ хоть как-то приблизиться к трансцендентному. Основные онтологические постулаты:

G Всё произошло из Огня и постоянно меняется. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому он есть начало всего сущего, в то время как Вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в Воздух, Воздух превращается в Воду, Вода – в Землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Земля была некогда раскалённой частью всеобщего Огня, но затем – остыла.

G Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

G Всё непрерывно меняется. Вещи и процессы раздвоены на противоположные стороны, неразрывно увязанные друг с другом.

G Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

G Природа любит скрываться.

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. 老子, пиньинь Lǎo Zǐ, VI век до н. э.), древнекитайский философ VI–V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» – написанный на бамбуке занимал три телеги). Дао Дэ Цзин (кит. трад. 道德經, упрощ. 道德经, пиньинь. Dào Dé Jīng, «Книга пути и благодати») – фундаментальный источник даосизма и один из выдающихся памятников китайской классической мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и соседних стран. Основные онтологические постулаты:

G Великое “Дао” – всеобщий Закон и Абсолют – естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие».

G Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него.

G Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

G Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.

G Проявляется же Дао через свою эманацию – через “дэ”, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.

G Дао не может быть изречено. Дао есть начало всех вещей. Для постижения Дао рекомендуется недеяние, безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

Платон (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 г. до н. э., Афины – 348 или 347 г. до н. э., там же) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя – Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон – прозвище, означающее ‘широкий, широкоплечий’. Наиболее яркая фигура из плеяды онтологов. Магистральное направление мысли – об отношении идей к вещам. Идеологически близким к воззрениям Гераклита можно считать учение Платона об Эйдосе – конкретной явленности Бытия. Согласно Платону, «эйдос – наивысшая обобщенная, конкретная сущность вещи; и к нему неприложимы никакие не только вещные, но формально-логические квалификации»[2]. Платон определяет сущее как нечто нераскрытое. «Сущее» указывает только на то, что предмет существует, причем не ставится тут вопроса ни о том, чтó такое этот существующий предмет, ни того, как он существует»[3]. «Платонизм в сущности есть учение о трёх или, если хотите, о четырёх ипостасях, диалектически развёртывающих бытие во всей его целости, – о Едином, Уме (Эйдосе, Идее), Душе и Космосе»[4]. По Платону, Единое – сверхсущее, Единое порождает Ум как способ самосознания. Ум через становление одушевляется. Душа отелеснивается в Космос. Основные онтологические постулаты:

G Мир – это не просто отдельные предметы и явления: в нём общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим.

G Космос – царство идей (эйдосов), полных божественного смысла. Мир подчиняется Идее – живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи.

G Идеи – основа всего Мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей.

G Идеи – это божественное регулирование всех процессов происходящих во Вселенной. Идеи – это целевые причины, заряженные энергией устремления; между идеями существуют отношения координации и подчинения.

G Высшая Идея (главная в иерархии) – Идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество.

Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 г. до н. э., Стагир – 322 г. до н. э., Халкидика) – древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 348 г. до н. э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику. Его взгляды на физическую сторону мира имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Следующим этапом эволюции онтологических взглядов на язык стало аристотелевское понятие «чтойности». Чтойность это «1) смысл вещи, 2) данный как неделимая и простая единичность и 3) зафиксированный в слове»[5]. Бытие, по Аристотелю, многослойно. Сущие актуализируются, высвечивая то одну свою сторону, то другую. Границы между сущими условны и размыты. Имеет место обмен чтойностями. Смыслы трансформируются, вещи приобретают новое звучание, становятся новыми вещами.

Онтологические взгляды Аристотеля нашли свое отражение в его учении о началах бытия под названием «Метафизика».

Основные онтологические постулаты:

G Метафизика – учение о первопринципах бытия или первая философия. Первоначал четыре: материя – «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).

G Форма – «то, что». Сущность вещей. Действующая причина (начало) – «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Цель – «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

G Материя – многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неучтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

G Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

G Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».

G Сущее уже не существует, нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия».

G Акт и потенция (действительность и возможность): акт («энергия») – деятельное осуществление чего-либо; потенция – сила способная к такому осуществлению.

G Концепции пространства и времени: субстанциональная – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира; реляционная – рассматривает существования материальных объектов.

G Бытие – это объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальная форма всех форм. Бытие характеризуется системой категорий. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности – индивидуального бытия, и второй сущности – бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, действие, страдание.

G Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный.

Плотин (др.-греч. Πλωτῖνος) (род.204/205 г. н. э., Ликополь, Древний Египет – ум. 270 г. н. э., Минтурны, Кампания) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Бога как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую из себя все многообразие вещей путем эманации («излияния»). В центре философии Плотина – диалектика трёх основных онтологических субстанций – Единого, Ума и Души. Плотин впервые даёт чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает всё сущее и мыслимое и ему предшествует. Основные онтологические постулаты:

G Всякая вещь как таковая, прежде всего, отлична от всего иного, как некое уникальное «одно»[6]. Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и всё сущее, взятое в нераздельном множестве, и всё сущее, взятое в абсолютной единичности. Из Единого всё «изливается», «произрастает».

G Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизречённым, абсолютным Благом.

G Вторая ипостась – Ум (нус, νόος) – рождается как следствие этой эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме.

G Третья ипостась – Мировая Душа (псюхе, ψυχή) – следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю – начало физического и чувственного мира.

G Материя – это лишённое всякой онтологической самостоятельности многое. Материя – только «восприемница» вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т. п.

G В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому – первичное неизбежное зло. Однако, хотя в силу этого чувственный мир является соответственно неразумным и злым, в то же время он разумен и прекрасен, поскольку в чувственно воспринимаемом образе проявляет свой идеальный первообраз, так как причастен божественной сущности.

G Душа есть смысловое функционирование Ума за его пределами, “логос ума”. Душу никак нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний.

Нагарджуна (санскр. नागार्जुन, “серебряный змей”; Nāgārjuna; кит. 龍樹, Lóngshù Луншу; яп. 龍樹, Рю:дзю; кор. 용수, йонгсу; телугу నాగార్జునా) – великий индийский мыслитель, основатель буддийской школы Мадхъямаки и ведущая фигура в буддизме Махаяны, его называют также Вторым Буддой. Точные годы жизни Нагарджуны не известны, предположительно – II–III в. (150–200). Исходным пунктом для дискурса Нагарджуны является признание им принципа причинно-зависимого происхождения (пратитья-самутпада) в качестве методологической базы. Основные онтологические постулаты:

G Всё существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным, и нет ничего (ни одной дхармы), что было бы не причинно обусловлено.

G Ничто (ни одна дхарма) не обладает своебытием (свабхава), т. е. нет такой сущности, которая бы самодовлела, которая существовала бы сама по себе, в силу своей природы.

G Никаких самосущих сущностей нет, ибо заимствованное бытие не есть подлинное Бытие, подобно тому, как взятые в долг деньги не есть настоящее богатство[7].

G Цепь причинной обусловленности разомкнута: никакого абсолютного «заимодавца» (Бога, Абсолюта) нет, и явления бесконечно сами обусловливают существование друг друга.

G Все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Бессмысленно «различать дхармы»: они вполне «равностны» относительно друг друга (самата) в их пустотности.

G Возможно исключительно внесемиотичное постижение (интуирование) природы реальности, природы того, что поистине есть. Для всех дхарм пустота – их общий сущностный признак.

G Всё, что семиотично, знаково, описываемо, вербализуемо – лишь видимость и кажимость, плод деятельности различающей мысли (викальпа) и её конструкт (кальпана).

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354–430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей. При этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный – Блаженный Августин. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина доминировал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он было заменён христианским аристотелизмом Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд – «О граде Божием». Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает учение о предопределении. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе Любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Основные онтологические постулаты:

G Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив всё сущее в нашем мире. Деяния Бога есть Благо, а значит и всё сущее, именно потому, что оно существует, есть Благо. Зло – не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

G Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник Блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в Мире. Мир один и несколько миров быть не может.

G Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

G Бог сверхприроден. Мир, Природа и Человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Бог (Абсолют) – не безличное существо (как в неоплатонизме) и единство всего сущего, а личность, сотворившая всё сущее.

G Бог бестелесен, а божественное начало бесконечно и вездесуще.

G Человек – это душа, которую вдохнул в него Бог.

G Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Отсюда Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

G С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

G Главная цель Человека – спасение перед Страшным Судом.

Ибн Араби(полное имя Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн ал-Араби ал-Хатими ал-Таи الامام محي الدين محمد بن علي بن محمد بن عربي الحاتمي الطائي الأندلسي ) (ар. Мурсия, 28 июля 1165 – Дамаск, 10 ноября 1240) – исламский богослов из Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Получил прозвание «величайший учитель» (аш-шайх ал-акбар). В 1200 оставил Иберийский полуостров и отправился в хадж. Прожил рядом с Меккой три года. В 1204 уехал в Анатолию. С 1217 жил в Багдаде. Основные онтологические постулаты:

G Бытие едино (вахдат аль-вуджуд).

G Между Богом и Миром не существует различия.

G Бытие следует воспринимать целокупно во взаимосвязи всех его элементов, что есть истинный монотеизм (таухид).

G Человек, которому удастся максимально соответствовать божественному промыслу и который обретёт гармонию как с окружающим его миром, так и с миром своей собственной души (внутренним миром), может называться “совершенным человеком” (аль-инсан аль-кямиль).

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя – 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Блаженного Августина) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Основные онтологические постулаты:

G Естественное Бытие и человеческий разум обладают лишь относительной самостоятельностью.

G Природа завершается в Благодати, Разум – в Вере, философское познание и естественная теология, основанная на онтологии Сущего, – в сверхъестественном Откровении.

G Акт Бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

G Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не подразумевает существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

G Мир – совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только вБоге сущность и существование нераздельны и тождественны. Только Бог – подлинное, истинное Бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием.

G Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

Вильгельм фон Гумбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt; 22 июня 1767 – 8 апреля 1835, дворец Тегель, Берлин) – немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, основоположник теоретического языкознания. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта. Сочетая в себе, в традициях своего времени и наследуя великим деятелям Возрождения, – разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине, друг Гёте и Шиллера. Крупнейший представитель классической, фундаментальной лингвистики[8]. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о “внутренней форме языка” как выражении индивидуального миросозерцания народа. В. фон Гумбольдт выработал метод, при помощи которого можно прийти к исконному единству феноменов культуры, и создал лингвистический фундамент для объединения человекоориентированных отраслей. Основные онтологические постулаты:

G Язык есть орган внутреннего бытия, своими корнями сросшийся с силой национального духа; язык есть продукт языкового сознания нации;

G Язык возникает из таких глубин человеческой природы, что в нём никогда нельзя видеть намеренное произведение;

G Языку присуще самодеятельное начало (SelbstthÒtigkeit), он есть непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба;

G Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а сама деятельность (Energeia);

G Звук возникает в нас, как трепетный стон, и исходит из нашей груди, как дыхание самого бытия. Помимо языка, сам по себе он способен выражать боль и радость, отвращение и желание;

G Язык и жизнь суть нераздельные понятия;

G Язык целиком зависит от бессознательной энергии, приводящей в действие человеческую индивидуальность, и от формы, в которую этот процесс выливается;

G Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определённые фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком;

G Язык начинается непосредственно и одновременно с первым актом рефлексии, когда человек из тьмы страстей, где объект поглощён субъектом, пробуждается к сознанию – здесь и возникает слово, а также первое побуждение человека к тому, чтобы внезапно остановиться, осмотреться и определиться;

G Отдельные удачные выражения вызывают восторг и радость. Песни, молитвенные формулы, изречения, сказки пробуждают желание выхватить слово из летучего потока диалога; их сохраняют, переиначивают, им подражают.

Эдмунд Гуссерль (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просснице, Моравия (Австрия) – 27 апреля 1938, Фрайбург) – немецкий философ, основатель феноменологии. Окончательной проверкой всякого знания для Гуссерля была феноменологическая интуиция или непосредственное усмотрение сущности. Ввёл понятие интенциональности – направленности сознания. Для нас это положение представляется крайне важным, поскольку характеризует деятельность сознания как целеполагающую, ориентированную, предметную. Основные онтологические постулаты:

G Феномены могут обманывать нас кажимостью и непостоянством.

G Требуют смысловой определённости самоочевидность и аутентичность феномена; рамки его самоданности должны быть очерчены.

G Необходимо приостановить или замедлить всякую веру в независимое существование объектов сознания, которая присуща нашей “наивной” или “естественной” установке.

G Бытие объектов сознания не отрицается и не сводится к иллюзии, но всё познавательное внимание должно быть обращено исключительно на их сущность как феноменов и на сами акты интуирования.

G Саму субъективность следует рассмотреть и понять как особого рода реальность, какпервичную “бытийственную” основу, в которой осуществляются исходные смыслы всех форм человеческой активности.

G Истинным бытием, в котором действительно существует человек, является его собственная история, смысл и значение которой создается не абстрактным движением логических категорий, а реальными поступками её участников.

G Само мыслящее сознание и его компоненты – “регион абсолютного, аподиктического или чистого сознания, или трансцендентального ego” – первичная предметная область всякой онтологии.

Анри Бергсон (фр. Henri Bergson, 18 октября 1859 – 4 января 1941, родился и умер в Париже) – один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни. Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные онтологические постулаты:

G Онтология – двуедина: онтология объективного мира и онтологическая схема того же мира в познающем сознании.

G Онтологическому априоризму должно быть противопоставлено симпатическое прозрение, или интуиция.

G Интуиция инстинктивна (потому что нелогична и недискурсивна) и в то же время интеллектуальна (так как выходит за пределы непосредственно переживаемого и не отгорожена совершенно от рефлексии).

G Возможные огрехи в точности интуиция компенсирует непосредственностью обращения к бытию.

G Бытие предстояще и имеет статус возможности. В основе динамики бытия лежат эмердженция и стохастизм как принципы спонтанности и вероятностности события.

G Время есть непрерывный поток перехода неопределенности в достигнутую определённость, полную, однако, неопределённости по отношению к будущему.

G Для образа быть и быть воспринятым сознанием – состояния, различающиеся между собой по степени, а не по природе.

G Образы – это и есть первая материя, а становление – обретение или смена формы, дающей образу специфику.

G Онтология личности – это онтология переживающего становление потока языкового сознания.

G Сущее есть фактор опыта; креативность есть актуализация потенциальности, а процесс актуализации – это и есть событие опыта.

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена – 29 апреля 1951, Кембридж) – австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей ХХ века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

Л. Витгенштейн последовательно развивал лингвистическую парадигму, который считал, что результатом философии является не формулирование специфических философских положений, а критика языка с целью прояснения высказываний. Таким образом, философия языка также не лишена онтологических притязаний и не отказывается от вопроса об истине, и утверждение Л. Витгенштейна о том, что мы не способны к истинному видению мира без предварительной критики языка, является не чем иным, как сохранением философской традиции. Ранний Л. Витгенштейн – это его «Логико-философский трактат» (1921), который обычно относят к логико-позитивистской направленности в духе Фреге-Рассела (хотя эта точка зрения, на наш взгляд, представляется довольно спорной). Поздний Витгенштейн – это «Философские исследования» (1951): не такие стройные и логически выверенные, как Трактат, но изобилует примерами тонкого семантического анализа обыденного языка. Л. Витгенштейн предложил теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира. Основные онтологические постулаты:

G Язык и мир – центральные понятия всей философии; они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой – набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.

G В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.

G Весь язык – это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются бессмысленными.

G О чём невозможно говорить, о том следует молчать.

Карл Гюстав (Густав) Юнг (нем. Carl Gustav Jung ) (26 июля 1875, Кесвиль – 6 июня 1961, Кюснахт) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. В связи со смертью Юнга не опубликован обобщающий труд с систематизированным понятийным аппаратом. Но вот уже без малого столетие, а особенно последние пятьдесят лет – его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода – «психологи-юнгианцы» – продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Юнг также оказал влияние на культурологию и стал предтечей трансперсональной психологии и, как справедливо отмечает В. В. Налимов, «расширил наше понимание бессознательного, введя представление о личном и коллективном бессознательном и, соответственно, представление об архетипах, показав при этом на большом транскультуральном материале роль символов в психодинамике. Юнг с удивительной проницательностью оценил силу воображения»[9]. Основные онтологические постулаты:

G Личность детерминирована не только её опытом, обучением и воздействием окружающей среды; каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения»; «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено»;

G Бессознательное характеризуется наличием нескольких уровней: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы;

G Существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в архетипах, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж – 15 апреля 1980, Париж) – выдающийся французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист, педагог. Размышления о бытии сущего, о человеческом сознании и личностных переживаниях, о запредельном и неведомом присутствуют в большинстве литературно-художественных и философских произведениях Сартра.

Квинтэссенцией метафизических взглядов философа можно считать во многом эпохальную для онтологии книгу «Бытие и ничто».

     Основные онтологические постулаты:

G Дуализм бытия и кажимости без права гражданства в философии; Сущее есть феномен, то есть оно обозначает себя как организованную совокупность качеств. Себя, но не свое бытие. Бытие – просто условие всякого раскрытия: оно есть бытие-для-обнаружения, но не раскрытое бытие.

G У сущего нельзя отнять его бытие, бытие – всегда наличествующая основа сущего, оно в нём повсюду и нигде – в частности;

G Небытиекак условие раскрытия, но бытие как явление, которое можно закрепить в понятиях;

G В сознании нет ничего субстанциального – это чистая “видимость” в том смысле, что оно существует лишь в той мере, в какой являет себя. Именно потому, что оно – чистая видимость, полная пустота;

G Совокупность «объект – сущность» создаёт организованное целое: сущность не в объекте, она – смысл объекта, логическое основание ряда явлений, которые её открывают;

G Другой является неизбежным посредником, соединяющим меня со мной самим; я стыжусь, каким я являюсь другому.

Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 – 26 мая 1976) – немецкий философ, автор фундаментальной онтологии и апологет сущностно-бытийного подхода к языку. Создал учение о бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), М. Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ М. Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний М. Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма. Однако сам М. Хайдеггер к этому направлению не примкнул, а вместо этого, находясь целиком в “лаборатории” Гуссерля, приступил к созданию фундаментальной онтологии. Развитием её он занимался до конца своих дней. М. Хайдеггер близок нам, поскольку актуализирует взгляд на бытие, “отелеснивает” его, опорной точкой становится сам человек с его мировосприятием, мирочувствованием. Но только в этой – экзистенциальной – части. Сущность Бытия может быть достигнута! только путем “нахождения общего знаменателя” индивидуальных онтологий. М. Хайдеггер предложил более фундаментальный проект бытия, чем теория познания: человек становиться не созерцающим со стороны субъектом познания, а активным участником бытийного процесса раскрывающегося бытия. Человек постигает бытие и себя в нём экзистенциально, будучи онтологически инкорпорированным.

Основные онтологические постулаты:

G Человек – это такой способ бытия, для которого может быть поставлен вопрос о смысле этого бытия.

G Бытие, которое обладает способностью вопрошать о бытии вообще, есть Dasein, или вот-бытие.

G Дазайн – это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще.

G Дазайн бытийствует как экзистенция.

G Через выявление экзистенциальной структуры дазайн человек может обрести смысл бытия. Эти структуры называются экзистенциалами.

G Как способ существования человека, экзистенциалы предшествуют категориям и понятиям. Такое предшествование лежит в основе феномена понимания и является его пред-структурой.

G Понимая, человек мыслит.

G Мысль даёт слово бытию.

G Мысль реализуется в языке.

G Язык удерживает открытым “просвет бытия”.

G Язык есть “дом” бытия.

Гадамер Ганс-Георг (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900, Марбург – 12 марта 2002, Гейдельберг) – немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины ХХ в., известен, прежде всего, как основатель “философской герменевтики”. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 году защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С 1939 по 1947 годы – профессор в Лейпцигском университете (в 1946–1947 – ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года). Гадамер постулировал герменевтику не как науку толкования объекта, но как собственно способ отношения к бытию. Разработал собственную – герменевтическую – онтологию языка, в котором усмотрел игровое начало. Основные онтологические постулаты:

G Бытие, которое может быть понято, есть язык;

G Язык – не инструмент или знак того или иного произвольно избираемого содержания, а «медиум» раскрытия бытия;

G Человек, живущий в мире, не просто снабжен языком как некоей оснасткой – но на языке основано и в нём выражается то, что для человека вообще есть мир;

G Подлинное бытие языка в том только и состоит, что в нём выражается мир; язык обретает своё подлинное бытие лишь в разговоре;

G Язык так пугающе близок нашему мышлению и в процессе своего осуществления в столь малой мере является его предметом, что он как бы сам скрывает от нас своё бытие;

G Языковая бессознательность как была, так и остаётся действительным способом бытия языка;

G Мы понимаем язык постольку, поскольку мы в нём живём;

G Языковые игры и есть то, в чём мы, учащиеся – а когда мы перестаём быть ими? – возвышаемся до понимания мира;

G Можно указать общую черту, свойственную отражению сущности игры в игровом поведении: всякая игра – это становление состояния игры. Очарование игры, её покоряющее воздействие состоит именно в том, что игра захватывает играющих, овладевает ими;

G Речь идет не об игре с языком или с обращающимися к нам содержаниями опыта мира или предания, но об игре самого языка, которая с нами заигрывает, обращается к нам и вновь умолкает, спрашивает и в нашем ответе осуществляет себя самое.

Бенедетто Кроче (итал. Benedetto Croce; 25 февраля 1866 – 20 ноября 1952) – итальянский интеллектуал, критик, философ, политик, историк, эстетик. Представитель неогегельянства. Кроче сильно повлиял на эстетическую мысль первой половины ХХ столетия. Кроче считал, что философская наука должна была сконцентрироваться на своём единственном и главном предмете – духе. Подобно гегельянской системе, дух у Кроче развёртывается, меняя свои ипостаси: как интуиция (эстетика), как синтез общего и индивидуального (логика), как воля единичного (экономика) и как воля всеобщего (этика). Соответственно эти ипостаси были исследованы Кроче в следующих трудах: «Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика» (1902), «Логика как наука о чистом понятии» (1905) и «Философия практики. Экономика и этика» (1909). В отличие от Гегеля, в философской системе Кроче важнейшее место занимала интуиция, из которой он выводил логическую ступень превращения духа. Эту связь Кроче считал основополагающей для формирования следующих двух – практических – ипостасей духа. Кроче – крупнейший философ языка. Его самая известная работа называется «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» (1902) – знаменитая “утопия”, совершившая революцию в теории языка. Основные онтологические постулаты:

G В повседневной жизни на интуитивное познание ссылаются непрерывно. Интуиция слепа; интеллект наделяет её зрением;

G То, что не объективируется в каком-либо выражении, не является интуицией или представлением, а есть ощущение и естественность. Дух интуирует только действуя, оформляя, выражая;

G Интуиция даёт нам мир, феномен; понятие даёт нам ноумен, дух.

G Кто плохо рассуждает, плохо говорит и пишет.

G Через посредство теоретической формы человек постигает вещи; через посредство практической формы он вносит в них изменения. Через посредство первой человек усвояет вселенную, через посредство второй он её творит.

G Философия языка и философия искусства суть одно и то же.

Алексей Фёдорович Лосев (10 (22) 1893, Новочеркасск – 24 мая 1988, Москва) – русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943). Развил собственную генологию – онтологическое учение о едином. Предложил радикальную версию философии языка, изложив её в знаменитом «восьмикнижье». Основные онтологические постулаты:

G Постулируется классическая гегелевско-неоплатоновская трёхшаговая схема: 1) бытие; 2) выход бытия в своё “иное”; 3) возвращение бытия к себе из отчуждённого состояния; собирание и восстановление себя, но теперь уже с “добычей”, с опытом воплощения и творения[10].

G В теории специфически языкового знака выделяется три типа бытия.

G Первый тип – самая обыкновенная действительность. Материальная в основе, нас окружающая и всё из себя порождающая.

G Второй тип – та же действительность, но только взятая не сама по себе, а в своей форме или идее.

G Наконец, третий тип – бытие среднее, т. е. промежуточное между объективно-действительным и мыслительным бытием. Это бытие словесное, которое от мыслительного бытия отличается тем, что оно не есть воспроизведение действительности, но есть только определённого рода преломление этого мышления в целях понимания действительности. Это бытие семантическое.

G Сущность в своём бытии есть смысл, в инобытии – явление, в своём становлении – существование, в своём ставшем – вещь, в своём для-себя-бытии есть действительность, в своей эманации – выражение.

Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орёл – 7 марта 1975, Москва) – русский философ, литературовед и теоретик искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник концепции драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Исследовал художественные принципы романа Франсуа Рабле. М. Бахтин считается основоположником металингвистики – науки «об идеологиях», как её называл сам учёный, предметом которой должна стать жизнь языка и в языке. М. Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие лингвокультурологические понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, амбивалентность. М. Бахтин – автор фундаментальных лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, тилистике и теории речевых жанров. Основные онтологические постулаты:

G Предмет гуманитарных наук – выразительное и говорящее бытие;

G Становление бытия – свободное становление. Этой свободе можно приобщиться, но связать её актом познания (вещного) нельзя;

G Бытие выражения двусторонне: оно осуществляется только во взаимодействии двух сознаний (я и другого); взаимопроникновение с сохранением дистанции; это – поле встречи двух сознаний, зона их внутреннего контакта;

G Понимание как видение смысла – не феноменальное, а видение живого смысла переживания и выражения;

G Надо уметь уловить подлинный голос бытия, целого бытия, бытия больше, чем человеческого, а не частной части, голос целого, а не одного из партийных участников его;

G В большом опыте мир не совпадает с самим собою (не есть то, что он есть), не закрыт и не завершён;

G В каких формах и сферах культуры воплощён этот большой опыт, большая, не ограниченная практикой память, бескорыстная память? В языке и непубликуемых сферах речевой жизни, символах народной смеховой культуры;

G Опасность делает серьёзным. Её минование разрешается смехом;

G Тяга, свойственная всем культурным людям, – приобщиться толпе, замешаться в толпу, слиться с толпой, раствориться в толпе; не просто с народом, а с народной толпой, толпой на площади, войти в сферу специфического фамильярного общения, вне всяких дистанций, иерархий и норм; приобщиться большому телу;

G Каждая вещь имеет два имени – высокое и низкое; слияние хвалы и брани как голос целого;

G Слово было сильнее человека, он не мог быть ответственным, находясь во власти слова; он чувствовал себя глашатаем чужой правды, в высшей власти которой он находился;

G Слово не знает, кому оно служит, оно приходит из мрака и не знает своих корней;

G Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст;

G Дух может быть дан только в знаковом выражении, в текстах;

G Язык, слово – это почти всё в человеческой жизни. Но не нужно думать, что эта всеобъемлющая и многограннейшая реальность может быть предметом только одной науки – лингвистики и может быть понята только лингвистическими методами;

G Реально-жизненное общение – предмет металингвистики.

Юрий Михайлович Лотман (28 февраля 1922, Петроград – 28 октября 1993, Тарту) – выдающийся советский литературовед, культуролог и семиотик, учёный с мировым именем. Лотман развил собственную семиотическую теорию культуры и ввёл в научный обиход понятие «семиосфера». Основные онтологические постулаты:

G Механизм смыслопорождения обусловлен взаимным напряжением взаимонепереводимых и одновременно проецируемых друг на друга языков – конвенционального (дискретного, словесного) и иконического (континуального, пространственного).

G Семиосфера – синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и являющееся условием функционирования отдельных семиотических структур и, одновременно, их порождением.

G Семиотическое пространство как интеллектуальный мир обволакивает человека, находясь в постоянном взаимном общении с индивидуальным интеллектуальным миром человека; Мысль – внутри нас, но и мы – внутри мысли;

G Мы погружены в пространство языка. Мы даже в самых основных условных абстракциях не можем вырваться из этого пространства, которое нас просто обволакивает, но частью которого мы являемся и которое одновременно является нашей частью;

G Сознание человека обнаруживает глубокую аналогию с устройством культуры как коллективного интеллекта;

G Текст несёт тройные значения: первичные – общеязыковые, вторичные, возникающие за счёт синтагматической переорганизации текста и сопротивления первичных единиц, и третьей ступени – за счёт втягивания в сообщение внетекстовых ассоциаций разных уровней – от наиболее общих до предельно личных;

G Языковое пространство имеет динамическую интертекстуальную природу – тексты людей в контексте друг друга.

Василий Васильевич Налимов (4 ноября 1910 – 19 января 1997) – советский и российский учёный. Создатель и руководитель нескольких новых научных направлений. Занимался проблемами математизации биологии, анализом оснований экологического прогноза, вероятностными аспектами эволюции, проблемами языка и мышления, философией и методологией науки, вероятностной теорией смыслов. Действительный член РАЕН (1996), член редколлегий международных научных журналов. Награждён почетным знаком РАЕН «За заслуги в развитии науки и экономики» (1996), удостоен почётного звания «Классик цитирования» (по оценкам американского Института научной информации, 1990). Творческое наследие включает более 30 книг и 250 статей по различным отраслям знания. Основные онтологические постулаты:

G Мир – это семантический вакуум. Метазнак без значения. Смыслы упакованы.

G Личность – это текст в контексте Макротекста Бытия.

G Сущность сознания и личности – в спонтанности, понимаемой как открытость вероятностному распаковыванию смыслов семантического Континуума.

G Спонтанность сознания подключает человека к вселенской смысловой матрице, в которой смыслы упорядочены согласно вероятностной логике.

G Трансцендентность личности следует понимать как психосоматическую декапсулизацию и семантическую интерференцию с Вселенной смыслов.

Окончание лекции


[1] Данное положение Парменида, высказанное им более двух с половиной тысяч лет назад, обрело современное звучание в трудах лингвистически ориентированных философов-холистов, например, М. Хайдеггера и М. М. Бахтина. Оба, выступая на разных научных площадках и решая разные теоретические задачи, постулируют единство и неделимость на части (не путать с элементами!) “вот-бытия”, “коммуникативной ситуации”, “речевого жанра” и “высказывания”, полагая их реальными единицами языкового бытия.

[2] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. С. 185.

[3] Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 504.

[4] Там же. С. 620.

[5] Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 724.

[6] “Различение” есть маркер “языковости”. Через различение (аудиовизуальное, тактильное, температурное, темпоральное, семантическое, аксиологическое) Бытие раскрывает себя человеку. Различение можно считать универсальным маркером любой языковой манифестации. В основе элементарной фиксации некоего сущего в качестве объекта самого поверхностного внимания лежит различение, а значит, проявление языка. Переключение внимания с предмета на предмет, пассивное созерцание пейзажа, неосознанная череда ассоциативных образов обусловлены действием языка и без обязательной вербализации воспринятого, осмысленного, изречённого. Различение присутствует как в собственно бытии (человек актуализирует, выделяет различные фрагменты бытия), так и в самом способе, в котором бытие воспринимается человеком, – языке. Очевидно, данным обстоятельством и обусловлено языковое многообразие и чрезвычайно сложная и во многом запутанная системная типология языков. Различение следует считать центральным моментом “языковости”. Не различаю – значит не вижу, не понимаю, не делаю предметом сознания. Подтверждение нашим словам мы находим и М. Хайдеггера: «Язык бытует как сбывающееся различие мира и вещи». – ХайдеггерМ. Язык. СПб.: Интеллект, Эйдос, 1991. С. 17.

[7] Данный постулат Нагарджуны коррелирует с фундаментальными положениями М. Хайдеггера о довлеющем характере бытия по отношению к сущему, а не наоборот, как, скажем, у Аристотеля и его последователей вплоть до неопозитивистов наших дней. Однако сразу оговоримся, что учение Нагарджуны, с нашей точки зрения, не отличается строгой последовательностью суждений. Это наглядно демонстрируют его дальнейшие постулаты, перемежёвывающиеся то с холистическим, то с атомистическим мировоззрением.

[8] Эрнст Кассирер писал о Гумбольдте: «Уже с раннего времени изучение языка стало для Вильгельма фон Гумбольдта центром всех его духовных интересов и устремлений. «В сущности, – писал он в 1805 г. Вольфу, – всё, чем я занимаюсь, – это изучение языка. Я полагаю, что мне удалось открыть искусство, позволяющее использовать язык как средство, с помощью которого можно исследовать высоты и глубины, а также многообразие всего мира». Это искусство Гумбольдт оттачивал во множестве сочинений по языкознанию и истории языка, прежде чем представить его последний и самый блестящий образец в большом обобщающем введении к исследованию о языке кави. Правда, в работах Гумбольдта по языкознанию и философии языка гениальному владению этим искусством не всегда соответствует осознание того, что он совершает. Его произведения как творения духа нередко превосходят то, что он сам выражает по их поводу в ясных и чётких понятиях. Но и затемнённость некоторых понятий Гумбольдта, так часто вызывавшая нарекания, всегда несёт в себе и продуктивный содержательный момент – правда, такой момент, который по большей части невозможно заключить в простую формулу, в абстрактную дефиницию, но который оказывается действенным и плодотворным лишь в целом конкретной работы Гумбольдта над языком». – КассирерЭ. Философия символических форм. С. 83–84.

[9] Налимов В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 2-е изд. М.: Водолей Publishers, 2007. С. 91.

[10] См.: Доброхотов А. Л. «Волны смысла», или генология А. Ф. Лосева в трактате «Сáмое самó» // Лосев А. Ф. Вещь и имя. Сáмое самó. С. 19.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...