Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выкраивание деталей швейного изделия




Ход занятия.

I.Организационный момент(4 мин.)

1. Приветствие

2. Проверка явки учеников

3. Проверка готовности к занятию (технической, санитарной, психологической)

4. Сообщения ученикам их общей задачи на этом этапе занятия – Ознакомления с этапами подготовки ткани к раскрою, разложения лекал на ткань, раскрой деталей.

II.Активизация познавательной деятельности учащихся(5мин)

1. Проверка домашнего задания:

Проверка приготовления учащимися лекал прихватки.

2. Учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие бывают прихватки?

- Дла чего служат прихватки?

- Из каких деталей состоит квадратная прихватка?

- Как вы думаете, что такое раскрой ткани?

- Что такое долевая нить?

- Как вы думаете, как нужно раскладывать выкройки на ткани?

- Как вы думаете, для чего нужны припуски?

III.Изложение нового материала(25 мин.)

Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной операции —раскрою ткани. На производстве ее выполняет закройщик.

Для выкраивания деталей швейного изделия необходим большой стол, на котором удобно разместятся материал, все необходимые инструменты и приспособления. У настоящего мастера они всегда должны быть исправны и храниться в специально отведенном месте.

Подготовка ткани к раскрою.

Декатирование — влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем. Выполняется для того, чтобы готовое изделие не дало усадки после первой же стирки. Хлопчатобумажные и льняные ткани перед раскроем стирают, сушат и хорошо разутюживают. (запись определения в тетрадь)

Выравнивание срезов. Если ткань отрезана неровно, необходимо выровнять срезы. Для этого с укороченной стороны ткани нужно рассечь кромку на глубину 3 см и оторвать неровный кусок до противоположной кромки. Можно выдернуть вдоль среза одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке (рис. 1). Второй срез выравнивают точно так же. Если ткань имеет достаточно ровные срезы, их можно специально не выравнивать.

Рисунок 1

Устранение перекоса. Ткань с выровненными срезами складывают вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки (рис. 2, а). При наличии перекоса срезы ткани совмещают, согнув ткань пополам, растягивают ее по диагоналям, держа за уголки (рис. 2, б).

Рисунок 2

Срезание кромок. Кромки ткани перед раскроем всегда срезают, потому что они более жесткие, чем ткань.

Выявление дефектов. Перед раскроем ткань внимательно рассматривают с целью обнаружения дыр, пятен, неравномерной окраски, утолщенных нитей. Такие места отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они попали между деталями выкройки (в отходы ткани).

Настил ткани. Подготовленную ткань раскладывают на столе, согнув ее пополам по долевой нити лицевой стороной внутрь, совмещают кромки и разглаживают руками. Для экономной раскладки выкроек ткань не всегда складывают ровно пополам по ширине. Иногда ее подгибают только на нужную ширину, соответствующую размеру выкройки (рис. 3, а). Часто ткань раскладывают на столе в один слой изнаночной стороной вверх.

Раскладка выкроек

В первую очередь на ткани раскладывают большие детали выкройки, а между ними — мелкие. На тканях с направленным рисунком детали выкройки должны быть разложены в одном направлении. Если ткань гладкокрашеная или имеет мелкий ненаправленный рисунок, их можно раскладывать без учета расположения рисунка (рис 3, б).

Рисунок 3

Ткацкие фабрики вырабатывают ткани различной ширины. В зависимости от этого, а также от вида модели и величины выкройки, подготовленную ткань перед раскроем можно сложить по долевой нити, по поперечной нити, под углом 45 ° к долевой нити или разложить ее во всю ширину.

Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.

Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками. В первую очередь прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем — края деталей по припускам на швы, располагая булавки по линии швов. Расстояние между булавками обычно 7,5 см.

Припуски на швы

При раскрое очень важно точно разметить припуски на швы, пользуясь линейкой и портновским мелком. Это облегчает в дальнейшем стачивание деталей: собместив срезы деталей, можно быть уверенным в том, что линии шва тоже совпадут. Величина припуска на шов зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали изделия.

Выкраивание деталей швейного изделия

Детали швейного изделия вырезают по намеченным контурам припусков на швы с помощью портновских ножниц (конструкция их такова, что при раскрое нижнее лезвие не приподнимает ткань). Портновские ножницы держат таким образом, чтобы широкое лезвие опиралось на стол. Каждую вырезанную деталь кроя откладывают в сторону, не отделяя от нее выкройку.

Требования к качеству кроя(запись в тетрадь)

· Рисунок ткани на всех деталях кроя должен иметь одинаковое направление.

· Величина припусков на швы (за некоторыми исключениями) должна быть стандартной: 30 мм — для низа изделия, 10 мм — для пояса и 15 мм — для всех остальных срезов.

· Ширина припусков на швы не должна меняться по всей длине соответствующего среза.

· Срезы изделия должны быть ровными.

Правила безопасной работы

При неосторожном обращении с ножницами, иголками и булавками можно получить различные травмы. Поэтому запомните необходимые правила:

· Класть ножницы на стол надо справа от себя. Их лезвия должны быть сомкнутыми, направленными от себя.

· Передавая ножницы, их следует держать за сомкнутые лезвия.

· Не поднимайте ножницы высоко над столом и не размахивайте ими.

· Перед работой подсчитайте количество булавок, предварительно выбросив ржавые и поврежденные.

· Во время работы булавки должны лежать в специальной коробочке или игольнице.

· Не берите булавки в рот и не вкалывайте в одежду.

· После работы пересчитайте булавки и убедитесь, что их количество осталось прежним.

IV.Вводный инструктаж(10 мин.)

1. Учитель сообщает ученикам, что сегодня они будут учиться подготавливать ткань к раскрою и раскраивать из нее детали прихватки. Дале он объясняет технологию выполнения трудового занятия.

Подготовить ткань к раскрою:

· Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка.

· Выявление дефектов.

· Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

· Проутюжить ткань.

Разложение выкройки на ткань:

· Продекатировать ткань

· Раскладываем цветную ткань лицевой стороной вниз

· Раскладываем бумажные выкройки на изнаночную сторону ткани, учитываем направление долевой нити

· Прикалываем каждую деталь булавками к ткани

· Детали обводим мелом рядом с контуром бумажной выкройки.

· То же самое проделываем с прокладочной тканью, только тут можно не обращать внимание на лицевую сторону.

· Припуски для нашей прихватки не нужны

Раскрой изделия:

· По контурам на ткани вырезать детали прихватки

1. Напомнить какие детали и в каком количестве должны получиться – 2 детали из цветной ткани, 1 деталь из прокладочной  ткани, ленточка длинной 50 см.

2. Сообщить о приемах самоконтроля:

· Необходимо проверять себя после каждого действия, что бы была возможность для исправления допущенной ошибки.

· Проверять себя, пользуясь теоретическим записанным материалом и выданными технологическими картами.

3. Рассказать о критериях выставления оценок:

«5» Раскрой ткани произведен правильно. Экономная раскладка ткани. Нет дефектов на ткани. Соблюдены долевые нити.

«4» Раскрой ткани произведен правильно. Неэкономная раскладка. Нет дефектов на ткани. Не соблюдены долевые нити.

«3» Раскрой ткани произведен не правильно. Экономная раскладка ткани. Видны  не большие дефекты на ткани. Не соблюдены долевые нити.

«2» Раскладка ткани выполнена не правильно.  Не экономная раскладка ткани. Видны дефекты ткани. Не соблюдены долевые нити.

4. Напомнить о технике безопасности:

· Аккуратно работать с ножницами, булавками, с иглой и утюгом.

V.Самостоятельная работа учеников(35 мин.)

1. Учащиеся выполняют практическое задание. (Пользуясь приложением 1 «Технологическая карта»

2. Текущий инструктаж:

- через 5 минут – выяснить, как учащиеся приступили к работе, поняли ли ход действий

- через 20 минут – контроль за правильностью выполнения приемов работы, соблюдением техники безопасности, выявление возможных ошибок. Возможными ошибками могут быть: неправильная лицевая сторона, проутюжить, нарушение долевой нити и др.

За 5 минут до окончания самостоятельной работы – выяснить, готовы ли ученики к сдаче работы.

IV.Заключительный инструктаж(8 мин.)

1. Уборка рабочих мест

2. Контроль выполнения задания

3. Подведение итогов

4. Выставление отметок

5. Выдача домашнего задания

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...