Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ




ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

(Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг, выдержка из ФЗ «о рынке ценных бумаг», указаны в переложении с.)

- Высшие органы власти- Государственная Дума, Президент, Правительство;

- Государственные органы министерского уровня:

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг,

- Министерство финансов РФ,

- Центральный банк РФ,

- Государственный комитет по антимонопольной политике,

- Государственный страховой надзор.

ФКЦБ имеет следующие основные полномочия: ФКЦБ уже несколько лет как не существует.

- разрабатывает основные направления развития фондового рынка;

- координирует деятельность других государственных органов на рынке ценных бумаг.

- устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции: учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

- лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг;

- регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

- контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов по вопросам выпуска ценных бумаг;

- направляет им обязательные предписания.

- обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынке ценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

- устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- содействует развитию образования и организует исследования в этой области.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государственным органом регулирования рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их первичное размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами, регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей, как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

- осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимой активности на рынке;

- сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу;

- сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данного вида, позволяя им диктовать свои цены;

- тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- использование «утечки информации» о ценных бумагах;

- пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;

- вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;

- «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;

- игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;

- продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;

- изменение цен закрытия в свою пользу.

ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Инсайдерской информацией является информация, недоступная широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:

- честность и справедливость;

- надлежащее исполнение профессиональной деятельности;

- обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;

- получение информации о клиентах;

- предоставление информации клиентам;

- регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынка в результате объективных и субъективных обстоятельств (например, финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Поддержание стабильности рынка с помощью рыночного надзора состоит в следующем:

- идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;

- обоснование манипулирования рынком;

- информирование регулирующих органов с целью расследования состоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;

- контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиентами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;

- контроль за соблюдением норм раскрытия информации всеми участниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...