Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ взаимосвязи себестоимости, объема, прибыли




Содержание.

Введение.

1. Расчет себестоимости и прибыли.                                                     Стр. 4

2. Анализ варианта снижения цены.                                                      Стр. 11

3. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема, прибыли.                  Стр. 18

4. Расчет и оценка показателей эффективности использования производственных ресурсов.                                                              Стр. 24

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

    Целью курсовой работы является освоение теоретических основ курса «Экономика предприятия», а также приобретение студентами практических навыков расчета экономических показателей, понимания их сущности и взаимосвязи. Выполнение работы позволит оценить влияние различных методов начисления амортизации и оценки запасов на себестоимость и прибыль предприятия, а также оценить влияние снижения цены на прибыль предприятия, его финансовую устойчивость, и показатели эффективности использования ресурсов.

    Задачами выполнения курсовой работы является освоение методики расчета ряда показателей, а также показателей, характеризующих их взаимосвязь, получение практических навыков выполнения аналитических исследований, понимание сущности и важности этих показателей в работе предприятия.

 

Исходные данные

Показатели

Значение(тыс. руб.)

1. Прямые материальные затраты в себестоимости реализованной продукции, тыс.руб.

-

    а) по стоимости первых закупок

3080

    б) по стоимости последних закупок

3800

2.Прямая заработная плата основных производственных рабочих, тыс.руб.

5760

3.Стоимость технологического оборудования, тыс.руб.

11200

4.Норма амортизации оборудования, %

15

5. Год эксплуатации

2

6.Накладные расходы всего, руб.

5960

    в том числе переменных

890

7.Количество реализуемой продукции, шт.

8150

8.Стоимость реализуемой продукции, тыc.руб.

20200

9.Планируемое снижение цены, %

13,8

10.Коэффициент эластичности

1,24

11.Полная стоимость основных средств, тыс.руб.

23500

12.Норма запасов материалов, дни

43

13.Норма запаса готовой продукции, дни

28

14.Норма амортизации основных средств, %

8

 

  1. Расчет себестоимости и прибыли.

Обычно под затратами понимают стоимость потребленных для изготовления продукции ресурсов. Для управления менеджерам нужны не просто затраты, а информация об издержках на конкретный товар (продукт или его партия, услуги, выполнение работы).

Раньше многие системы калькулирования себестоимости с полным распределением затрат ориентировались только на одну цель – калькулирование для оценки запасов и определения прибыли. Такой подход не позволял представить в подходящей форме данные для других целей. Современные системы, в основе которых лежит классификация затрат на переменные и постоянные, более сбалансированы. Наряду с традиционными задачами они включают обеспечение надежной базы для прогнозирования экономических последствий следующих решений.

1.  Выпуск какой продукции продолжать?

2. Покупать ли новое оборудование?

3. Менять ли существующую технологию, ориентацию производства?

4. Какую установить цену?

5. Целесообразно ли снижать существенную цену?

Переменные и постоянные затраты – это два основных типа издержек. Каждый определяется в зависимости от того, меняются ли итоговые затраты в ответ на колебания объема производства.

Переменные затраты изменяются в общей сумме пропорционально изменениям объема.

Постоянные - остаются без изменения.

Существуют три основных элемента затрат на производство продукции:

1.  Основные материалы – затраты на материалы, входящие в состав производственной продукции. Их можно отнести на конкретную продукцию. К основным материалам обычно не относят незначительные расходы, так как более точное исчисление производственных затрат не дает экономического выигрыша. Такие материалы обычно называются вспомогательными и относятся к косвенным производственным расходам.

2. Прямо относимые трудозатраты – это заработная плата рабочих, если она может быть отнесена на конкретную продукцию. Косвенная заработная плата – это вся прочая оплата труда на предприятии, которую невозможно или нецелесообразно относить на конкретную продукцию.

3. Косвенные расходы – это все прочие затраты, кроме прямых статей, связанные с процессом производства. Косвенные расходы можно подразделить на два вида:

а) переменные косвенные расходы, например энергия, расходы по снабжению и т.п.;

б) постоянные косвенные расходы, например рента, страхование, налоги, амортизация и т.п.

Затраты детализируются в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля какого-либо элемента мала, его выделение не имеет смысла.

Классификация расходов на «затраты на продукт» и «затраты на период» относительно нова для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли. Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, они могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли. Эквивалентом затрат на продукт в промышленности является производственная себестоимость.

Затраты на период с движением физических единиц готовой продукции не связаны, они сразу списываются на реализацию и уменьшают прибыль. К затратам на период относятся административные и коммерческие расходы.

Традиционный отчет о финансовых результатах подразделяет расходы в зависимости от их функциональной роли, например, на производственные, реализационные (коммерческие) и административные.

При маржинальном подходе общая сумма постоянных расходов показывается обособленно, прежде чем будет отражена сумма чистой прибыли. Это обособление общей суммы постоянных расходов помогает сосредоточить внимание менеджеров на проведении постоянных расходов и контролировать совместное выполнение долгосрочных и краткосрочных планов.

Финансовый отчет, построенный по результатам калькулирования себестоимости по переменным издержкам, строится по следующей схеме приведенной в таблице:

Таблица 1 - Отчет о прибылях и убытках

Показатели

Сумма (тыс. руб.)

Выручка

20 200

Вычитаются производственные затраты на проданную продукцию (включая постоянные производственные расходы)

10520

Валовая прибыль

9680

Вычитаются коммерческие и административные расходы

6944

Чистая прибыль

2736

К Таблице 1: Отчет о прибылях и убытках заполнен для случая оценки материальных запасов методом LIFO и линейной амортизации.

Строка 2 таблицы 1 содержит производственные затраты на проданную продукцию (включая постоянные производственные расходы) и рассчитывается следующим образом:

стр.1+стр.2+стр.3*(стр.4/100%)

где все данные берутся из Таблицы А, а именно…

стр.1 – Прямые материальные затраты в себестоимости реализованной продукции, тыс.руб.

стр.2 – Прямая заработная плата основных производственных рабочих, тыс.руб.

стр.3*(стр.4/100%) – Амортизация  технологического оборудования по ставке =(стр.4).

Коммерческие и административные расходы приняты равными:

 (стр.11-стр.3)*(стр.14/100)+стр.6.1

(стр.11-стр.3)*(стр.14/100) – Амортизация основных средств по ставке =(стр14).

Стр.6.1 – Накладные расходы, всего, руб.

Таблица 2 - Финансовый отчет

Показатели

Сумма (тыс. руб.)

Выручка

20 200

Вычитаются переменные расходы:  

 

• производственные

8 840

• коммерческие

890

• административные

 

Всего переменных расходов

9 730

Маржинальный доход

10 470

Вычитаются постоянные расходы:

 

• производственные

2664

• коммерческие

5 070

 • административные

 

Всего постоянных расходов

7734

Чистая прибыль

2736
     

 

Комментарии к Таблице 2. Выручка взята непосредственно из исходных данных (Табл.А).

Производственные переменные расходы – взяты как сумма Прямых материальных затрат в себестоимости реализованной продукции, тыс.руб. и Прямой заработной платы основных производственных рабочих, тыс.руб.

Коммерческие и административные переменные расходы объединены, т.к. по исходным данным их невозможно разделить, и приняты условно равными Переменным накладным расходам.

Производственные постоянные расходы приняты как амортизация основных фондов и технологического оборудования.

Таблица 3 – Расчет методом суммы чисел

 

Показатели

Варианты расчетов

FIFO и равномерная амортизация (тыс. руб.) FIFO и ускоренная амортизация (тыс. руб.) LIFO и равномерная амортизация (тыс. руб.) LIFO и ускоренная амортизация (тыс. руб.)
Выручка 20200 20200 20200 20200
Переменные расходы всего, в т. ч. прямые материальные затраты 3080 3080 3800 3800
· заработная плата рабочих 5760 5760 5760 5760
· переменная часть накладных расходов 890 890 890 890
Маржинальный доход 10470 10470 9750 9750
Постоянные расходы всего, в т. ч.: 7734 9229 7734 9229
· амортизация основных средств, в т. ч. 984 1676.4 984 1676.4
· амортизация технологического оборудования 1680 2482.6 1680 2482.6
· постоянные накладные расходы 5070 5070 5070 5070
Всего затрат 17464 18959 18184 19679
Чистая прибыль 2736 1241 2016 521

Таким образом на уровень себестоимости продукции и прибыль влияют такие факторы как: 1) объем прямых материальных затрат, величина которых зависит от используемого метода оценки запасов: FIFO и LIFO; 2) метод начисления амортизации: равномерный или ускоренный.

Линейный метод расчета амортизации прост, нагляден и в определенной степени, учитывает процесс равномерного износа основных фондов на весь срок службы. Недостаток этого метода в том, что здесь не учитывается моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы амортизируемых объектов.

При использовании метода ускоренной амортизации большая часть первоначальной стоимости основных средств списывается в первые годы их использования. Но при этом предприятие в эти годы теряет часть прибыли, посредством увеличения постоянных расходов.

Группировка постоянных и переменных расходов по элементам затрат неприменима для решения ряда вопросов, связанных с прогнозированием затрат и контролем за их расходованием. В связи с этим применяется группировка расходов по калькуляционным статьям, которая позволяет определить затраты по месту их происхождения, по видам продукции.

Анализ варианта снижения цены

В рыночных условиях производители товара стремятся максимизировать получаемую ими прибыль, т.е. разницу между выручкой произведенной ими продукции и затратами на ее производство. Принимая решение об объеме производства, менеджер стремится выбрать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выбор во многом зависит от степени эластичности спроса, уровня затрат на производство продукции, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Для расчета коэффициента эластичности спроса находят частное от деления процента изменения количества товаров на процент изменения цены:

 

=

Если снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка падает, спрос не эластичен ( <1). Отсюда, если эластичность меньше единицы, то фирма может повышать цены и тем самым наращивать выручку и прибыль.

Если снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема продаж, так что общая выручка остается неизменной, то эластичность спроса равна единице ( =1).

Если снижение цены вызывает такое снижение продаж, что общая выручка возрастает, то спрос эластичен ( >1). В этом случае фирма может снижать цены и тогда выручка будет расти за счет увеличения спроса. Однако увеличение объема продаж не всегда приводит к увеличению прибыли предприятия.

Поэтому, принимая решение о снижении цены для стимулирования спроса, менеджер должен оценить его влияние на размер прибыли.

Используя исходные данные для определения влияния цены на изменение прибыли необходимо выполнить следующие расчеты:

Прежде всего, необходимо рассчитать увеличение объема продаж по формуле:

 

,

 

Где Q- прирост объема продаж %;

- коэффициент эластичности спроса;

- процент снижения цены.

Расчет издержек и прибыли с учетом возросшего объема производства

Выручка после снижения цены может быть рассчитана по формуле:

 

Вн =Q*(1+ )*Р*(1- ).

 

Общая сумма переменных издержек после увеличения объема производства рассчитывается следующим образом:

 

Спер н = С пер*(1+ ),

 

Где С пер – общие переменные издержки до снижения цены и увеличения объема производства.

Постоянные издержки с ростом объема производства не изменяются, и их сумма берется из предыдущего расчета.

Если в результате снижения цены, несмотря на увеличение объема производства и реализации продукции, произошло снижение прибыли, необходимо далее рассчитать объем продаж и коэффициент эластичности спроса, при которых заданное снижение цены продукции могло быть целесообразным, то есть не привело бы к снижению прибыли.

Изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне можно рассчитать по формуле:

 

Q’= ,

 

Где Пс – прибыль на единицу продукции до изменения цены, руб.;

Yпер – удельный вес переменных издержек в себестоимости продукции до изменения цены;

Спе – полная себестоимость единицы продукции до снижения цены, руб. ;

’ – снижение цены, руб. ;

Отсюда коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падение прибыли, рассчитывается так:

 

 

Анализ влияния снижения цены на выручку и прибыль выполняется для двух вариантов:

1.Расчет для варианта, имеющего наибольшую прибыль.

2.Расчет для варианта, имеющего наименьшую прибыль.

 

 

Таблица 4 – Расчет прибыли после снижения цены.

Показатели

FIFO равномерная амортизация (тыс. руб.)

LIFO и равномерная амортизация (тыс. руб.)

До снижения цены После снижения цены До снижения цены После снижения цены
Выручка 20200 20404 20200 20404
Переменные затраты 9730 11395 10450 12238
Постоянные затраты 7734 7734 7734 7734
Чистая прибыль 2736 1275 2016 432

 

Вариант, имеющий наибольшую прибыль:

1. Находим цену

Р = В/Q = 20200 / 8150 = 2,48 тыс. руб.

 

2. Рассчитаем увеличение объема продаж

 

 = 1,24 * 13,8=17,11%

 

3. Находим новую выручку

Вн = Q * (1+ ) * Р * (1- ) = 8150 * (1+ 17,11/100) * 2,48 * (1-13,8/100) = 20404 тыс. руб.

 

4. Находим объем продаж новый

Q нов. = Q * (1+ ) = 8150 * 1,1711 = 9544,5

 

5. Находим переменные затраты после изменения цены

 

Спер н = С пер * (1+ ) = 9730 * (1+ 17,11/ 100) = 11395 тыс. руб.

 

6. Находим изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне

 

Q’ = = 0,34 / (0,34- 0,34+ (1- 55,7%)* 2,14 = 0,36

Пс = 2736 / 8150 = 0,34 тыс. руб.

Yпер = (9730/ 17464) * 100% =55,7%

С пе = 17464/ 8150 = 2,14 тыс. руб.

Р нов. = 2,48 – 13,8% = 2,14 тыс. руб.

Р’= Р – Р нов. = 2,48- 2,14 = 0,34 тыс. руб.

 

7. Находим коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падения прибыли

 

 = (0,36 * (2,14+ 0,34)) / 0,34 = 2,63

 

Вариант, имеющий наименьшую прибыль:

1.Находим цену

Р = В/Q = 20200 / 8200 = 2,48 тыс. руб.

2. Рассчитаем увеличение объема продаж

 

 = 1,24 * 13,8=17,11%

 

3. Находим новую выручку

Вн = Q * (1+ ) * Р * (1- ) = 8200 * (1+ 16,37/100) * 2,48 * (1-12,4/100) = 20404 тыс. руб.

 

4. Находим объем продаж новый

Q нов. = Q * (1+ ) = 8150 * 1,1711 = 9544,5

 

5. Находим переменные затраты после изменения цены

 

Спер н = С пер * (1+ ) = 10 450 * (1+ 17,11/ 100) = 12238 тыс. руб.

 

6. Находим изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне

Q’ = = 0,34 / (0,25 - 0,34 + (1- 57,5%) * 2,23) = 0,4

Пс = 2016 / 8150 = 0,25тыс. руб.

Yпер = (10 450 / 18184) * 100% =57,5%

С пе = 18184/ 8150 = 2,23 тыс. руб.

Р нов. = 2,48 – 13,8% = 2,14 тыс. руб.

Р’= Р – Р нов. = 2,48- 2,14 = 0,34 тыс. руб.

 

7. Находим коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падения прибыли

 

 = (0,4 * (2,23+ 0,25)) / 0,34 = 2,92

 

Вследствие этого можно сделать вывод, что на прибыль влияют такие факторы как объем производства, выбор которого во многом зависит от эластичности спроса, уровня затрат на производство, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Ограничителем для снижения цены служат переменные затраты, т.к. при увеличении объема продаж увеличиваются и данные издержки, что в свою очередь отрицательно влияет на размер прибыли.

 

Анализ взаимосвязи себестоимости, объема, прибыли

Объектом маржинального анализа является оценка различных, возможных решений, принимаемых в условиях конкуренции, позволяющая выбрать наиболее эффективные из них. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными, если они основаны на анализе взаимосвязей себестоимости, объема и прибыли.

О наличии взаимосвязи между прибылью, объемом и себестоимостью проданного товара исчерпывающее представление дает график.

График позволяет сразу ответить на вопросы, при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, и при каком объеме продаж ее не будет.

Он также определяет точку, в которой затраты на производство и сбыт продукции будут равны выручке от продаж. Эта точка носит название критического объема продаж.

Технология маржинального анализа базируется на следующих концепциях и зависимостях:

1. Маржинальный доход: превышение выручки с продаж (В) над совокупными переменными затратами (Спер), относящимися к определенному уровню продаж:

 

МД=В-Спер=Q(Р-СIпер),

 

Где Q- уровень продаж, нат.ед .;

Р- цена единицы продукции, ден.ед.;

СIпер- переменные издержки на единицу продукции, ден.ед..

2.Коэффициент покрытия (kп) есть доля валовой маржи в выручке:

 

kп=МД/ВI.

 

3.Сила операционного рычага:

 

ОР=МД/П=I/I-а,

 

Где П – прибыль предприятия до налогов и процентов, ден.ед.

а – коэффициент структуры валовой маржи:

 

а=Спост/МД.

 

Таким образом:

· Чем больше для постоянных затрат в валовой марже, тем сила операционного рычага больше;

· Чем меньше доля прибыли в валовой марже, тем больше сила операционного рычага и риск деятельности предприятия.

4. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные и постоянные затраты, отнесенные на данный товар.

Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю:

 

ПR=Спост/kn/

 

5.Запас финансовой прочности (кроме безопасности) – это величина допустимого снижения выручки в денежных единицах, при котором предприятие теряет прибыль и не имеет убытков:

 

ЗФП=В-ПR.

 

6.Запас надежности (ЗФП) – это запас финансовой прочности в относительных единицах:

 

ЗН=ЗФП/В

 

Существует аналитическая зависимость запаса надежности предприятия от коэффициента структуры валовой маржи:

 

ЗН=1-а.

 

Таким образом, чем больше доля постоянных затрат в валовой марже, тем меньше запас финансовой прочности.

7. Существует аналитическая взаимосвязь между силой операционного рычага и запасом финансовой прочности.

Эту взаимосвязь характеризует универсальное уравнение, показывающее, что произведение запаса надежности и силы операционного рычага в результате всегда будет давать единицу, а именно:

 

ЗН*ОР=1.

8. Критический объем продаж – это количество продаваемой продукции, соответствующее порогу рентабельности. Расчет критического объема продаж можно производить по формулам:

 

Qкрит=ПR/Р,

Qкритпост/ (Р-СIпер)

 

Расчет показателей выполняется для двух вариантов, имеющих наибольшую и наименьшую прибыль, как до изменения цены, так и после ее снижения.

 

 

Таблица 5 – Расчет себестоимости, объема и прибыли.

Показатели

FIFO и равномерная амортизация(тыс. руб.)

LIFO и равномерная амортизация(тыс. руб.)

Изменения после изменения цены(тыс. руб.)

До изменения цены После изменения цены До изменения цены После изменения цены Вариант 1 Вариант 2
Выручка 20200 20404 20200 20404 204 204
Переменные затраты 9730 11395 10450 12238 1665 1788
Постоянные затраты 7734 7734 7734 7734 0 0
Чистая прибыль 2736 1275 2016 432 -1461 -1584
Маржинальный доход 10470 9009 9750 8166 -1461 -1584
Коэффициент покрытия 0,52 0,44 0,48 0,4 -0,08 -0,08
Сила оперативного рычага 3,83 7,07 4,84 18,9 3,24 14,06
Порог рентабельности 14873 17577 16112,5 19335 2704 3222,5
Запас финансовой прочности 5327 2827 4087,5 1069 -2500 -3018,5
Запас надежности 0,26 0,14 0,2 0,05 -0,12 -0,15
ЗН*ОР = 1 1 1 1 1 0 0
Критический объем 5997 7087,5 6497 7796,4 1090,5 1299,4

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...