Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы развития малого бизнеса в России




Становление малого предпринимательства в стране включало в себя несколько этапов развития. Различные исследователи выделяют разные этапы. А. Ф. Самигуллина и В. З. Гатауллин выделяют три этапа – с 1988 по 1990; с 1991 по 1993 и с 1994 г. по настоящее время . А. В. Виленский говорит уже о четырёх: с конца 1980-х до 1992 г.; с 1992 по 1994 г.; с 1995 г. и далее период с 1996 г. по настоящее время . С. А. Иванов выделяет пять этапов: первый (1985–87), второй (1987–1988), третий (1988–1990), четвёртый (1991–1992) и пятый (1993 – по настоящее время) [10]. В работе И. П. Бойко и М. Мессенгиссера тоже выделяются четыре этапа:

1. «романтический этап» (1987–1991гг.);

2. «шоковый этап» (1992–1994 гг.);

3. «этап несбывшихся надежд» (1995–1998 гг.);

4. «этап начинающейся зрелости» (1999 – по настоящее время) [1].

Т. А. Селищева выделяет также четыре этапа развития, но несколько расплывчато:

1. С конца 1980-х до начало 1990-х;

2. С начала 1990-х до финансового кризиса 1998 г.;

3. С 1998 г. по 2002 г.;

4. С 2002 г. по настоящее время [13].

Для сравнения приведём периодизацию развития крупного предпринимательства, разработанную и опубликованную в 2002 г. Я. Паппэ. Первый этап: 1992 г. – первая половина 1995 г., второй этап – вторая половина 1995 г. – 1997 г., третий этап: 1998–1999 гг., четвёртый этап: 2000–2001гг.

Организация Опора России в конце 2011г. выделила три волны развития малого бизнеса. Первая началась с краха распределительной системы СССР и закончилась в конце 90-х, чему немало способствовал кризис 1998 г., вторая волна продолжалось до конца 2007 г., третья началась с 2008 г. и продолжается до сих пор.

Наша периодизация содержит 6 этапов. Первый этап (1987– первая половина 1992 гг.) практически идентичен с первым этапом в периодизации А. В. Виленского. Данный этап можно характеризовать как «этап возрождения» Ведь долгое время частное предпринимательство находилось вне закона, хотя, безусловно, полностью не исчезало, достаточно вспомнить феномен цеховиков. Второй этап (вторая половина 1992–1995 гг.) мы обозначим как «этап бурного роста». За это время число субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем в 3 раза.

Следующий третий этап (1996–1999 гг.) определим как «этап неоправдавшихся ожиданий». За это время произошло как сокращение общего числа малых предприятий, так и среднесписочная численность работников. Четвёртый этап (2000–2003 гг.) охарактеризуем как «этап робко-умеренного роста». Если число субъектов малого предпринимательства практически не увеличилось, то всё-таки увеличился оборот, инвестиции и среднесписочная численность работников. Пятый этап (2004–2007 гг.) определим как «этап значительного роста» В данный период показатели малого предпринимательства существенно возросли.

С 1 января 2008 г. вступило в силу большинство положений ФЗ-№ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и с этого момента можно начать отсчёт шестого этапа развития малого предпринимательства.

В силу задержки появления свежих статистических данных мы не имеем возможности провести полноценный анализ данного периода, и это будет сделано в будущем.

Малый бизнес, как считает ряд экспертов, играет ведущую роль в экономической системе, и, безусловно, нуждается в государственной поддержке. Для устойчивого развития малого бизнеса в регионах одним из эффективных способов является субсидирование.

Выделим ряд основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России. Это инфраструктурные, кадровые и финансовые препятствия, решение которых необходимо в ближайшем будущем.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

· в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

· повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

· уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

· способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

· в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

· большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

· расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...