Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральный конституционный закон




ФКЗ - регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ (статья 108): принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Основные черты ФКЗ:

1.развивают и дополняют конституцию РФ;

2.принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией;

3.наделены большей юридической силой, чем ФЗ;

4. не могут быть отклонены президентом.

Действующие ФКЗ РФ:

- о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);

- об арбитражных судах в РФ от 28.04.1995;

- о референдуме РФ от 28.06.2004;

- о судебной системе РФ от 31.12.1996;

- об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;

- о правительстве РФ 17.12.1997;

- о военных судах РФ 23.06.1999;

- о государственном флаге РФ от 25.12.2000;

- о государственном гербе РФ от 25.12.2000;

- о государственном гимне РФ от 25.12.2000;

- о чрезвычайном положении 20.05.2001;

- о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;

- о военном положении от 30.01.2002.



Тенденции развития конституционного права на современном этапе

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Создано много научных трудов по вопросам совершенствования конституционно-правового законодательства; конституционного судопроизводства; МСУ (важность и новизна этого института и формирование новой отрасли «муниципальное право»).

Развитие отрасли КП на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1.укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2.обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов РФ федеральным Конституции и законам;

3.совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

4.расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5.совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах РФ;

6.развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7.развитие законодательства, способствующего практическому утверждению МСУ;

8.завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов (например, ФЗ «О Конституционном Собрании»);

9.повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.



Методы науки конституционного права

Наука КП изучает конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли КП, выявляет общие тенденции и закономерности.

Метод конституционно-правового регулирования - совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

1.императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

2.диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении).

В свою очередь они подразделяются на способы воздействия:

1.дозволение - применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов и субъектов Федерации (каждый имеет право на пользование родным языком);

2.обязывание - применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством (каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры);

3.запрещение - применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства (цензура запрещается; принудительный труд запрещен).

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов:

1.метод формально-юридического анализа - позволяет уяснить содержание исследуемого нормативного материала,

2.сравнительно-правовой метод - является важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;

3.исторический метод - позволяет изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

4.системный метод - рассматривает структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;

5.статистический метод - позволяет выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;

6.конкретно-социологические методы - изучают общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...