Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тюбу: экономические районы Тюокоти и Токай.




Тюбу: экономический район Хокурику.

1. Тюбу – крайне неоднородный и сложно структурированный регион в центральной части Хонсю, традиционно разделяемый на районы Хокурику, Тюокоти и Токай, делящие между собой префектуру Гифу, а последний - частично включающий преф. Миэ, относящуюся к экономическому району Кинки. ВРП Тюбу (2009 г.): 17,74% ВВП (89,61 трлн иен); население – 21,812 млн чел. (17,08% населения страны).

2. Хокурику, объединяющий префектуры Ниигата, Исикава, Тояма и Фукуи, расположен в средней части западного побережья о-ва Хонсю. ВРП-2009: 4,15% ВВП (20, 9796 трлн иен); население-2009: 5, 47 млн чел. (4,3% населения страны). Гористый характер территории, ограниченное число заливов и бухт, подходящих для строительства морских портов сказались на том, что эта часть территории Японии осваивалась гораздо менее интенсивно, чем другие центральные районы. Хокурику является основным районом добычи нефти и газа (преф. Ниигата). Гидроэнергетический потенциал, благодаря горным рекам, довольно высок, но освоен на 50%. В префектуре Фукуи расположен каскад АЭС (ныне приостановлены, одна станция перезапущена). Продовольственная самообеспеченность рисом довольно высока, но по большинству других продуктов регион испытывает потребность ввоза извне. В структуре базовых отраслей промышленности первое место занимают машиностроение (станкостроение, электротехника), металлообработка и цветная металлургия. Сложившиеся промышленные узлы: Куробэ–Тояма–Такао (специализируется на цветной металлургии и химической промышленности); Канадзава–Комацу (промышленное машиностроение) и Фукуи–Сабаэ–Такэфу (электротехника, текстильная промышленность).

Главную роль в районе имеют автомобильный и морской транспорт, железнодорожный относительно малоразвит. Ниигата связана с Токио линией Дзёэцу-Синкансэн. 14 марта 2015 года состялось открытие движения по линии Хокурику-Синкансэн, которая связала столицу страны с городами Тояма и Канадзава. Часть нового маршрута прошла по ранее проложенным скоростным путям до Нагано (Нагано-синкансэн построили к зимней Олимпиаде 1998 г.). Добраться из Токио в Канадзаву теперь можно всего за два с половиной часа. В дальнейшем планируется связать новую железнодорожную ветку до Киото.

 Крупнейший порт района – Тояма.

3. Ниигата. Самый крупный в стане производитель риса (прежде всего – элитного сорта «косихикари» из р-на Уонума, а также производимых из риса продуктов: рисовой муки, сакэ (третье место в стране после Хёго и Киото), рисовых крекеров «бэйка», упакованных рисовых колобков «моти»). Культивирование риса обеспечивает сырьем развитие не только пищевой, но и бумажной и химической промышленности. Место концентрации производства метрических приборов для авто- и мототранспорта (90% национального и 30% мирового производства). Развита металлообрабатывающая промышленность. В маленьком городе Цубамэ производится 90% японских ложек и вилок (вместе с г. Сандзё занимают второе место после Осака по производству столовых ножей, ножниц, гаечных ключей). Нефте- и газодобыча предопределили первенство префектуры и по производству керосиновых обогревателей. Под натиском китайского импорта, остается лидером Японии по производству трикотажных изделий. Более тринадцати старинных ремесел здесь охраняется законом.

Исикава.  Значительные площади заняты рисом сорта «косихикари» (70%). По стоимости морепродуктов опережает все 12 префектур япономорского побережья (3-е место по объемам вылова). Исторически развита текстильная промышленность, обусловившая национальное лидерство и по производству разнообразного текстильного оборудования и мировое лидерство по производству ткацких станков. Префектура выделяется также как национальный лидер по стоимости продукции производственного машиностроения в расчете на одного занятого; больше половины работающих по найму здесь трудятся в общем и электротехническом машиностроении. В префектуре расположены предприятия крупнейшего не только в Японии, но и в мире (2-е место) производителя строительной и горнодобывающей техники «Комацу». Электроприборостроение получило дополнительный импульс к развитию после размещения здесь корпорацией «Фудзицу» крупнейшего в мире производства оптических сканеров. Из традиционных промыслов особо выделяется производство золотого листа и декоративных изделий с его применением, а также лаковые изделия и керамика. Знаменитый «Кэнрокуэн» – один из трех лучших парков Япони.

Тояма. Кроме традиционного рисосеяния (по доле заливных полей – 95.9%, №1 в Японии), известна выращиванием тюльпанов. Префектура является местом расположения самого концентрированного промышленного узла западного побережья Японии. Исторически развита фармацевтическая промышленность. В обрабатывающей промышленности особо выделяются производство роботов, электротехники (здесь расположено крупнейшее производственное подразделение «Панасоник», выпускающее полупроводники, микрокомпьютеры для телекоммуникационного оборудования; второе в стране производство электровыключателей), металлопродукции (медь, алюминий). Дешевая гидроэнергетика (ГЭС на р.Куробэ– главной туристской «мекке» префектуры Тояма, известной самой высокой дамбой высотой 186 метров и живописнейшим ущельем, входящим в число 30 главных природных достопримечательностей Японии и в число особо охраняемых природных объектов) предопределила развитие цветной металлургии (№1 в Японии по производству меди, ферросплавов, магния, алюминия и сопряженной продукции, в частности, алюминиевых оконных рам национального лидера – фирмы YKK).

Фукуи. Префектура - №1 в Японии по общему показателю уровня жизни (высчитывается по 150 показателям). Город Цуруга до войны был центральным портом на побережье Японского моря, до революции здесь было русское консульство. Г. Сабаэ знаменит тем, что здесь производится 90% японских очков (с оправами фирмы «Мондзю»), более 90% стекла в Японии и 20% стекла в мире изготавливается в этом городе. В префектуре самая большая концентрация АЭС (14 остановленных ныне реакторов; летом 2012 г. один возобновил работу после катастрофы на «Фукусима-1»). Среди местных уникальных производств – арфы (№1 в Японии), тонкий блестящий шелк «хабутаэ», керамика, лаковые изделия, изготовленная ручным способом рисовая бумага, агатовые поделки, ножи и др.

Выводы по теме:

1. По японским меркам Хокурику относится к среднеразвитым районам, однако, учитывая темпы его развития в 1980-90-е гг., наличие крупного портового хозяйства в Тояме, большие гидроэнергетические ресурсы, а также потенциал дальнейшей передислокации промышленности из более урбанизированных регионов, можно оценить перспективы развития данного подрайона Тюбу как многообещающие.

2. Несмотря на скромный уровень валовых показателей региона, в таких префектурах, как Тояма и Фукуи, достаточно высокий уровень качества жизни.

3. Традиционные ремесла и исторически сложившиеся промышленные производства бережно сохраняются усилиями предпринимательских кругов и местных властей.

   

Тюбу: экономические районы Тюокоти и Токай.

 

1. Район Токай объединяет префектуры Аити, Сидзуока, южную часть префектуры Гифу, а также часто относимую к району Кинки префектуру Миэ.  ВРП-2009: 11,39% ВВП (57, 5362 трлн иен); население-2009: 13, 077 млн чел. (10,24% населения страны). Район Токай — третий по экономическому потенциалу, в структуре экономики главное место занимает обрабатывающая промышленность, на которую приходится свыше 36% национального дохода района. На торговлю приходится 18%, сферу услуг — 13,4%, финан­сы и кредит — 9,1%, добывающую промышленность — 0,4, транспорт и связь — 6,0%, сельское, лесное и рыбное хозяйст­во - 2,7%.

Район характеризуется быстрым ростом численности насе­ления и высокой плотностью — около 4 тыс. человек на 1 кв. км. площади, а также высоким уровнем урбанизации. Основная масса населения сконцент­рирована в индустриальной зоне Тюкё, включающей также промышленные центры, как Нагоя и Тоёта. Район Токай выде­ляется высоким качеством рабочей силы. Этот фактор способ­ствовал развертыванию здесь высокотехнологических произ­водств.

Район имеет внуши­тельную энергетическую базу в лице единой системы ГЭС и ТЭС. Частично электроэнергия поступает из других регионов страны. Сельское хозяйство района Токай не обеспечивает потребно­сти населения в продовольствии, хотя и располагает благопри­ятными почвенно-климатическими условиями для производст­ва сельхозпродукции. Доля аграрного сектора в формировании национального дохода незначительна. Причиной того — интен­сивное промышленное строительство за счет сельскохозяйст­венных земель.

Токай издавна специализируется на производстве продукции различных отраслей машиностроения, особенно транспортного (за исключением судостроения). В префектуре Аити (город Тоё­та) расположен центр японского автомобилестроения. Этот го­род часто сравнивают с Детройтом. На район Токай приходится до 35% общего количества производимых в стране автомобилей. Важными для Японии являются и местные предприятия станко­строения, электромашиностроения, радиоэлекроники, точного машиностроения (оптика, фото и киноаппаратура, медицин­ское оборудование и т.п.) Район обеспечен серьезными произ­водственными мощностями химической, металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Доля Токай в неф­тепереработке страны равна примерно 10%.

2. Обращает на себя внимание неравномерность размещения производственных мощностей по территории региона. Заводы и другие промышленные объекты строились преимущественно в префектуре Аити, внутри и вокруг которой сложилась про­мышленная зона Тюкё(названная так по «псевдониму» Нагоя – «срединная столица», из-за промежуточного положения между двумя столицами: Токио и Киото). В 1990-2000-е гг. она вышла на первое место по таким показателям, как стоимость отгруженной промышленной продукции и количеству занятых среди четы­рех таких зон Тихоокеанского пояса, уступая зоне Хансин лишь по количеству предприятий. В нее входят промышлен­ные объекты почти 40 городов и свыше полусотни поселков центральной части префектуры Аити, юга префектуры Гифу и севера префектуры Миэ. Численность населения зоны — око­ло 5,5 млн человек. В зоне создается свыше 12% продукции об­рабатывающей промышленности Японии. Центром зоны яв­ляется город Нагоя и десятки расположенных вблизи него малых городов и поселков. Специализация зоны — автомоби­лестроение. В зоне Тюкё сосредоточены крупные предприятия черной и цветной металлургии, производящие, в частности, специальные стали и сплавы (43 крупных завода), а также нефтехимической промышленности (60 заводов, из них 20 крупнейших) размеще­ны в гор. Йоккаити). Восточное побережье зал. Суруга (преф. Сидзуока) – место дислокации крупного промышленного узла – «тёзки» всего района – Токай когё тики.

В настоящее время в преф. Яманаси сооружен испытательный участок будущей линии Тюо-Синкансэн, где в апреле 2015 г. установлен рекорд скорости магнитно-левитационного состава – 603 км/час.

3. Аити.  Кроме абсолютного символа префектуры – многочисленных предприятий, вовлеченных в кэйрэцу «Тоёта», не менее значимыми являются производства авиационно-космической техники и керамики. По общей стоимости отгруженной промышленной продукции префектура многие годы первенствует в стране с показателем окола 40 трлн иен. Мощный импульс развития инфраструктуры префектура получила в середине 2000-х гг. в связи с проведением в г. Нагоя Всемирной выставки ЭКСПО-2005 – обновленные скоростные автодороги, международный аэропорт Тюбу и т.д. У префектуры самые высокие показатели личного владения автотранспортом. Грузооборот порта Нагоя составляет 110 млн т. в год. Здесь сложились мощные традиции предпринимательства, элиту которого, кроме упомянутой группы «Тоёта», образуют транспортная «Токай рёкяку тэцудо» и энергетическая «Тюбу дэнрёку».

Несмотря на промышленную развитость, префектура – национальный лидер по производству разных видов капусты (и белокочанной, и цветной, и брокколи, а также такой овощной культуры как подбел японский, известной любителям суси под именами: «фуки», «болотный ревень» и «белокопытник»); инжира; выращиванию перепелов. В Нагоя функционирует Центральная Японская товарная биржа и расположены штаб-квартиры крупнейших сетей универмагов (4M1T: «Мацудзакая», «Мицукоси», «Маруэй», «Мэйтэцу» и «Такасимая»). На вокзальной площади под землей расположен крупнейший в Японии подземный торговый центр. Он представляет первый в Японии подземный шоппинговый квартал.

Сидзуока. Сидзуока – главная чайная «плантация» старны. Не менее устойчивы ассоциации префектуры с мотоциклами – здесь сосредоточено производство знаменитых компаний «Ямаха» и «Судзуки». Также развито точное приборостроение (предприятия компании «Тосиба» и др.). Сидзуока – префектура, которую часто называют «главной улицей» Японии, поскольку она находится на старинном тракте Токайдо, связывающем столицу с районом Кансай. П-ов Идзу фактически целиком представляет собой вулканическую поверхность со сплошными горячими источниками. Классическим «онсэновым» городом с массой японских гостиниц-рёкан и шикарных отелей является излюбленное место токийцев Атами. Симода – достопамятное для России место. Именно здесь перед самым подписанием первого торгового Трактата между Россией и Японией в 1855 году был поврежден цунами фрегат миссии вице-адмирала Путятина «Диана», затонувший через несколько дней в соседней бухте Хэда.

4. Экономический район Тюокоти образуют префектуры Нагано, Яманаси и северо-западная часть префектуры Гифу. Нагано– «крыша Японии»: здесь центр «японских Альп», рай для туристов. Здесь самая низкая преступность, традиционно высокий уровень культуры и образования; почетное второе место (после преф. Фукуи) по общему показателю уровня жизни (высчитывается по 150 показателям). Место проведения зимней Олимпиады, послужившей поводом к строительству ветки Синкансэн. Однако имя «Восточная Швейцария» для префектуры заслужили не горные курорты, а производители часов элитных брендов (прежде всего – компании «Сэйко»). Также префектура славится развитым точным приборостроением, производством компонентов электронного и информационно-телекоммуникационного оборудования. Среди продукции пищевой промышленности знамениты местные сакэ, вина, мисо.

Гифу. Общенациональную известность имеют такие местные производства, использующие богатство местных лесов, как японская бумага (сорт «Мино васи»), бумажные фонари, зонтики, а также знаменитая керамика «Мино яки». Современное промышленное производство представлено разнообразными машиностроительными предприятиями, особо выделяются авиакосмическое машиностроение (заводы компаний «Мицубиси дзюкогё» и «Кавасаки дзюкогё»). Среди туристических объектов – уникальные деревни с домами, крытыми соломой, в частности – Сиракава (объект всемирного культурного наследия, защищаемый ЮНЕСКО). В г. Огаки (недалеко от Нагоя) расположен один из динамично развивающихся технопарков «Софтопия Дзяпан», в г. Какамигахара – другой кластер венчурного предпринимательства «Техно Дзяпан» – это уже территория индустриальной зоны Тюкё экономического района Токай.

Яманаси. Гористая префектура с малочисленными равнинами. Используя веерообразную землю с хорошо дренированными почвами низины Кофу широко распространено выращивание таких фруктов как виноград (особый горный сорт, из которого делают «первое в Японии» бордо), персики (№1 в стране), сливы и т.д. Также здесь производят вино из выращенного в этой префектуре винограда. Бутилированная минеральная вода из Яманаси регулярно занимает самые высокие места в ежегодно издаваемом списке источников чистой и вкусной воды Японии, успешно продается в токийских и нагойских супермаркетах (многие знаменитости пьют только эту воду). Когда-то в этой префектуре процветало шелководство, но после войны пошло на убыль.
Развитие тяжелой промышленности затрудненно отсутствием крупных рек и выхода к морю. В префектуре Яманаси получило распространение производство ювелирных изделий, в основном из полированых кристаллов кварца, который добывают в этой префектуре. Префектура №3 в Японии (после Фукуи и Нагано) по общему показателю уровня жизни (высчитывается по 150 показателям). Здесь размещены производство роботов (компании «Фанук»), микрочипов. Главный туристический объект – гора Фудзи и озера у ее подножия. Испытательная станция экспериментальной линии «Маглев» (сверхскоростные поезда на магнитной подушке) находится в городе Цуру.

Выводы по теме:

1. Крупнейший индустриальный узел Тюкё является центрообразующим не только для района Токай, но и для промышленности соседних регионов.

2. Исторические и географические факторы, предопределяющие динамику социально-экономического развития районов Токай и Тюокоти, дополняются программами регионального развития, формирующими высокотехнологичные кластеры в регионе.

3. Современная промышленность в данных районах соседствует не только с сохраняемыми местными промыслами, но и самыми знаменитыми и высококлассными курортами в окрестностях г.Фудзи и п-ова Идзу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 670.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...