Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние родительской позиции на развитие ребёнка




Тип позиции Характерные словесные выражения Способ поведения с ребенком Влияние на развитие ребенка
Принятие и любовь «Люблю ребенка, несмотря ни на что» Нежность, занятия с ребенком Чувство безопасности, нормальное развитие личности
Явное отвержение «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться» Невнимательность, жестокость, избегание контактов Агрессивность, склонность к совершению преступлений, эмоциональная неразвитость
Излишняя требовательность «Не хочу ребенка такого, какой он есть» Критика, отсутствие похвалы, придирчивость Фрустрация, неуверенность в себе
Чрезмерная опека «Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя целиком» Чрезмерные поблажки или ограничение свободы Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности

 

Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим». Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание, которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой иА. Лунъковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

1. «Не живи».В бытовой речи это послание может передаваться частыми причитаниями и высказываниями следующего типа: «Глаза мои на тебя бы не смотрели», «Чтоб ты сквозь землю провалился». Расширенный вариант директивы проявляется в «воспитательных» беседах родителей на следующие темы: «Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет», «Как тяжелы и ужасны были роды», «Воспоминания о желании прервать беременность». Скрытый смысл директивы - желание управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бессознательно принять решение, что он источник всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Негативное влияние этой директивы состоит в том, что невротическая вина разрушительна. Ребёнок может выполнять эту директиву следующим способом — демонстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома. Ребенок специально нарывается на наказание для уменьшения тотального чувства вины. Реальное наказание служит средством для разрядки эмоционального напряжения ребенка, так как ему проще чувствовать себя виноватым перед родителями за конкретное событие, а не за факт собственного рождения.

2. «Не будь ребенком». В бытовой речи это может проявляться, например, следующим образом: «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и т. П. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для молодых инфантильных родителей.

3. «Не расти». Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В бытовом языке она проявляется в следующих высказываниях: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься». Подчеркивается прелесть раннего детства. Такую директиву дают родители, которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь «пустого гнезда», в которое неизбежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы - «только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку». Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.

4. «Не думай». В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих фразах, обращенных к ребенку: «Не бери в голову», «Не умничай», «Не рассуждай, а делай». В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллектуальную деятельность. Могут встречаться следующие варианты данной директивы: «Не думай о чем-то конкретном». В этом случае родители стремятся оградить ребенка от травмирующей ситуации. Скрытый смысл такой директивы состоит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх. Еще одной разновидностью директивы: «Не думай» является следующее послание родителей «Нечего рассуждать, дави на чувство».Чаще всего этот родительский «посыл» обращен к девочке. Приняв его, она начинает чувствовать себя виноватой, если решает технические задачи, принимает управленческие решения, занимается политикой и т. п.

5. «Не чувствуй».Эта директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкретные чувства. Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые доступны. Вариантом данной директивы может быть родительский запрет на «физические ощущения». Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям, сигналам тела. (Например, родители приучают его игнорировать свои пищевые потребности, заставляя есть не тогда, когда хочется, а в соответствии с внешними режимными правилами.)

6. «Не достигай успеха».Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов по типу: «Сами мы университетов не кончали», «У тебя ничего не получится». Родителя высмеивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»). Скрытый смысл директивы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок (например, при завершении ответственного проекта вдруг возникает некое обстоятельство или причина, разрушающие успешное начинание).

7. «Не будь лидером».Получая такую директиву, ребенок часто слышит подобные слова: «не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все». Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей.Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стремятся доминировать в семье.

8. «Не принадлежи никому, кроме меня».Такую директиву передают родители, имеющие проблемы в общении. Они видят в ребенке единственного друга. Родители всячески подчеркивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой.

9. «Не будь близким».Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку, состоит в следующем посыле: «Любая близость опасна, если это близость не со мной». В отличие от предыдущей директивы, она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой.

10. «Не делай».Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: «Ничего не делай сам — это опасно. За тебя все буду делать я». При такой директиве активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». Фактически люди не догадываются, что выполняют таким образам родительскую директиву.

11. «Не будь собой».Такая директива может, например, базироваться на непринятии родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны этому полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями, чтобы получить родительскую любовь. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным полом. Данная директива может проявляться в виде указания на то, что ребенок должен быть похож на какого-то другого. Например: «Твой друг это может, а ты — нет, делай как он». Скрытый смысл директивы состоит в следующем: родители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к недостижимому идеалу.Став взрослым, такой человек постоянно собой недоволен и считает это недовольство моральной добродетелью, а также может испытывать зависть по отношению к другим.

12. «Не чувствуй себя хорошо».В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в присутствии ребенка: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…». Ребенок приучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение.

Важно отметить, что проявление любви со стороны ребёнка также может носить разный характер. На основании своего жизненного опыта ребёнок может прийти к разным внутренним позициям. Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре обобщенные установки ребёнка по отношению к родителям и к себе:

1. «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже». В таком случае родительским отношениям с ребёнком характерны:

А) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

Б) признание автономности, своеобразности личности ребёнка;

В) признавая права ребёнка, родители не забывают о своих желаниях, стремятся реализовать собственные жизненные планы;

2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Эта позиция чаще всего возникает в семьях с преобладающим культом ребёнка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола.

3. «Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам». Семьи, которых ребёнок может ощущать свою нелюбовь, внешне очень разнообразны. В одних семьях детям уделяется много внимания, в других – дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребёнка зависит от психологических особенностей жизни семьи.

4. «Я не нужен и не любим». Оставьте меня в покое. Ребёнок может демонстрировать свою глупость, плохие привычки, неуклюжесть – всё ради того, чтобы «отпугнуть» от себя взрослого.

Противоположным полюсом понятия «принятие» является понятие «отвержение». Отвержение – нарушение родительско-детских отношений. Отвержение выделяется многими психологами в неблагоприятный тип воспитания (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д. И. Исаев, А. С. Спиваковская и др.)

Каждый родитель время от времени испытывает к детям чувства принятия и неприятия. Степень принятия может завесить от: характеристики личностей самих родителей (это люди обычно уверенные, с высоким уровнем толерантности и т.п.); детерминации области принятия самим ребёнком (дети могут быть высокоагрессивны, физически непривлекательны, обладать чертами, которыми трудно восхищаться); ситуации и состояний, в которых находятся родитель и ребёнок (родителю труднее принять плохое поведение ребёнка в гостях, чем дома, или если он болен и устал).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...