Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ




Вводные понятия

Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.

В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины:

«труд» (work) — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов;

«задача», «задание» (task) — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий;

«трудовой пост», «должность» в организации (position); трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;

«работа» (job) или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда — один человек или команда, группа);

«профессия» — область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Используются и другие термины, например «специальность» (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении). В англоязычных странах применяются такие термины: «occupation» — профессия, занятие, как группа сходных видов работ в разных учреждениях; «vocation» — профессия — главное дело жизни, призвание; «career» — карьера, понимаемая как последовательность постов, работ, профессий, которые человек занимает в течение жизни, характеристика общей схемы трудовой жизни;

36


«профессиональная роль» (role) — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).

Изучение профессий может проводиться как исследование конкретных видов профессиональной деятельности либо с точки зрения профессионального развития, карьеры (см. гл. 4 и 7). Рассмотрим далее проблемы психологического изучения конкретных видов профессионального труда. Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.


Профессиографирование и профессиограммы

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Название неточное, так как проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека — субъекта труда. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма». Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигиенисты, менеджеры (например, в области менеджмента организации существует задача аттестации трудовых постов или должностей).

В качестве примера описания профессии можно привести описание должности менеджера по персоналу в производственной организации (приложение 1). Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии (Квалификационный справочник..., 2001, с. 59 — 60).

В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных ка-

37


тегорий. Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).

В обзоре американских исследований по психологии профессий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:

разработка научных теорий, понятийного аппарата;

совершенствование методов изучения, анализа профессий;

профессиональная роль и должность;

мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность трудом;

индивидуальный стиль труда;

типы личности и типы профессий;

методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;

совершенствование профессиональных умений, тренинг;

содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);

социально-психологические проблемы в трудовом поведении;

варианты профессиональных карьер в разных профессиях;

профессиональная демография, профессиональная мобильность;

информация о профессиях в карьерном консультировании;

технологии карьерного консультирования;

карьерное консультирование особых групп населения.

Какая бы цель ни стояла перед психологом труда (научная или практическая), программа ее реализации включает как обязательный начальный этап работы сбор сведений о конкретных видах труда профессионалов, с которыми психологу предстоит иметь дело.

Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию:

название работы (и синонимы);

указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия;

краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта:

Что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)

Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает работа?)

Почему делает ? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?)

38


Какие требования предъявляет работа к субъекту труда ? Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США (Укке Ю.В., 1972, с. 172).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...