Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов исследований.




Анализ зависимости между динамикой результатов среднего образования и показателями экономического развития страны на примере России и Китая.

Введение.

Современное цивилизованное общество сейчас находится в состоянии перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Как и индустриализация, этот процесс происходит постепенно, неравномерно, но неотвратимо. Следовательно, перед государством, которое не хочет остаться на обочине мирового прогресса, встает вопрос: каким же образом перестроить уже устоявшийся уклад жизни на «новые рельсы»?

Одним из важных аспектов перехода к постиндустриальному экономическому устройству является внедрение инноваций в производственный процесс, стремительное развитие наукоемких областей промышленности, а это невозможно без человеческого капитала: людей, которые обладают нужными компетенциями для разработки и применения новых технологий. Соответственно, одной из основных задач любого государства в данный момент является развитие научной школы и, соответственно, среднего и высшего образования.

Здесь можно выделить две основные стратегии поведения. Первая - взращивать собственные научные кадры с юных лет, улучшая среднее образование. Это требует больших материальных вложений, во многом чуть менее эффективно в краткосрочной перспективе, но более эффективно в долгосрочной.

Вторая стратегия - работать акцептором молодых перспективных ученых со всего мира, привлекая их за счет хорошей материальной базы в лаборатории, поддерживать их переселение на постоянное место жительства в эту страну. Эта стратегия дает более ощутимый эффект в краткосрочной перспективе за счет быстрого притока кадров, но может оказаться провальной в дальнейшем.

Также важно для сегодняшней ситуации осознавать и место России и ее системы образования в мире. Школьники и студенты - это те, кто в дальнейшем будут двигать науку вперед, а также (что очень важно для экономики) - придумывать, как внедрить передовые достижения в рутинное производство, удешевив его, сделав более продуктивным или улучшив качество получаемой продукции. Следовательно, пришло время для переоценки системы подготовки научных кадров и выбора одной из стратегий действий, приведенных выше.

В данном материале будет проанализирована первая стратегия действий на примере Китая и ситуация в современной России. Гипотеза состоит в том, что рост экономического развития, начиная с 1992 года, коррелирует (возможно, с задержкой) с ростом образовательных результатов в стране.

Для анализа качества среднего образования были использованы результаты международных олимпиад по физике, математике и биологии, результаты международного теста PISA. Для анализа экономического благополучия страны были использованы показатели ВВП. Также были использованы данные о расходах на науку и исследования внутри этих стран (это позволяет приблизительно оценить, использует ли страна стратегию по «переманиванию» ученых). Период анализа данных - 1992 - 2015 года (для теста PISA - 2000-2015).

 

Результаты анализа данных.

Примечание: пунктирной линией обозначены линии тренда по версии Excel

Международная биологическая олимпиада. Здесь: оранжевый - Китай, синий - Россия. По оси Y - лучший результат в личном зачете.

Международная олимпиада по математике. По оси Y - место в командном зачете. Здесь: оранжевый - Россия, синий - Китай.

 

 

Международная олимпиада по физике. По оси Y - место в командном зачете. Здесь: оранжевый - Россия, зеленый - Китай.

Результаты теста PISAпо читательской грамотности среди школьников 15 лет. Желтый - Россия, синий - Китай.

 

 

ВВП Китая и России.

Расходы на науку Китая и России.

Анализ результатов исследований.

По результатам анализа статистических данных можно сделать следующие выводы.

В данный момент Китай испытывает экономический подъем. В то же время мы можем сказать, что результаты Китая в тесте PISA(оценивает когнитивные способности случайной выборки учащихся 15-ти лет) также растут, хотя и менее значительно. Также Китай стабильно показывает хорошие результаты на международных олимпиадах по естественным наукам, что, скорее всего, обеспечивает ему хорошую кадровую базу за счет одаренных участников в самой стране.

Другой вопрос в том, что прирост ВВП и прирост в образовательных результатах имеют разный темп. Этому можно найти три объяснения: 1) интенсивный подъем результатов случился раньше рассматриваемого периода (выпускники школ того периода пришли в реальное производство и произвели этот экономический взрыв); 2) Китай очень активно использует стратегию по концентрации молодых ученых в своей стране (это объяснение подтверждают растущие расходы на науку); 3) рост образовательных результатов является следствием роста ВВП и уровня жизни (образование связано с общей социальной ситуацией в стране). Для выбора одной из этих гипотез необходимо расширить выборку данных (но тогда мы теряем Россию из выборки), проанализировать миграцию ученых в китайские лаборатории. а также наблюдать за ситуацией в динамике.

 

Что касается России, можно сказать, что в средних образовательных результатах наблюдается крайне небольшой рост. В показателях на Международных олимпиадах, хотя в них наблюдаются выбросы результатов, наблюдается более значительный рост. ВВП же находится (как и расходы на науку) в состоянии, которое можно характеризовать как стагнацию (небольшой рост присутствует, но он очевидно меньше, чем у образовательных результатов на олимпиадах). Это позволяет заключить, что рост образовательных достижений наших школьников еще не возымел на рост ВВП значительного влияния - они еще не успели сделать в науке что-то важное с экономической точки зрения. Возымеет ли - покажет время. В данном случае расширять выборку результатов бесполезно, т.к Россию как страну считаю корректным рассматривать только с 1992 года - Советский союз - это совсем другая история.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...