Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О методике подготовки к семинарским занятиям




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский Государственный Экономический Университет

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

 

______________Л.М. Капустина

«___»__________________2011 г.

 

 

История

 

Методический комплекс

Направление  подготовки

Все направления

 

Профиль подготовки

Все профили

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

Екатеринбург

2011

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

 

история

                              

Методический комплекс

Отв. за выпускКурасова А.А., канд. ист. наук, доцент

 

Авторы-составители:

 

Борзихина И.В., канд. ист. наук, доц.

Галлямова Р.З., ассистент

Иванов А.В., канд.ист.наук, доц.

Казакова-Апкаримова Е.Ю., канд.ист.наук, доц.

Каменская Е.В., ст. преподаватель

Керимов А.А., канд.ист.наук, доц.

Клинова М.А., канд.ист.наук, доцент

Коноплева Л.А., канд. ист. наук, доц.

Кружкова Т.И., канд.ист.наук, доц.

Курасова А.А., канд.ист.наук, доц.

Кутепов К.С., ассистент

Мартюшова И.Л., канд. ист. наук, доц.

Суворов М.В., канд.ист.наук, доц.  

Трофимов А.В., д-р ист. наук, проф.

Шиловцев А.В., канд. ист. наук, доц.

 

                               ©Уральский государственный

                                      экономический университет, 2011


Введение 

 

Курс «История» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом более высоком уровне полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам.

Цель дисциплины «История» – сформировать у студентов целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

Курс способствует формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, окажет помощь студентам в понимании проблем и реалий со­временного мира. Изучение отечественной истории в высшей школе позволяет студентам выйти на качественно иной уровень логического мышления, является необходимой ступенью в овладении другими курсами социально-гуманитарного цикла.

Задачи курса:

-ознакомить студентов с многоконцептуальным подходом к изучению истории России;

-ознакомить студентов с факторами своеобразия российской истории;

-сформировать у студентов умение оперировать получен­ными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, анализи­ровать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними.

Курс истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции.

Во-первых, познавательную функцию, состоящую в самом изучении исторического пути нашего народа, в объективном изложении всех явлений и процессов, составляющих историю страны в ее целостности, как позитивного, так и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница, наставница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития, поскольку для правильного определения ориентиров движения необходимо знать предшествующий исторический путь.

В‑третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторических концепций, представлений и гипотез. Задача курса – объективное освещение исторического опыта. Изучение истории формирует историзм мышления, приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.

В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воздействием. Она показывает роль личности в развитии общества, моральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная истории.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

понимать механизмы исторической преемственности в развитии России;

уметь анализировать процесс развития России с учетом ее исторически сложившейся социокультурной, политической и экономической специфики;

иметь целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

О методике подготовки к семинарским занятиям

 

Основными формами самостоятельной работы в вузе являются: подготовка реферата, сообщения по теме, контрольная работа. В каждом конкретном случае следует выполнять соответствующие требования. Так, для написания реферата по предлагаемой кафедрой теме необходимо использовать не менее 10 книг, статей и других источников. В реферате должно быть введение и заключение; во введении следует обосновать актуальность темы, в заключении сделать обстоятельные выводы, важным требованиям является также правильное оформление научного аппарата (см. Приложение).

Сообщение к теме занимает 10–15 минут семинарского занятия. К оформлению сообщения не предъявляется строгих требований, но содержание должно включать актуальность темы, суть вопроса, заключение. Сообщение перед аудиторией должно быть в форме самостоятельного изложения вопроса, а не чтения подготовленного текста.

Обратите внимание на то, что в данном издании представлена лишь небольшая часть методического пособия (только вопросы к темам и список рекомендуемой литературы). Для полноценной подготовки к семинарским занятиям необходимо зайти на портал электронных образовательных ресурсов УрГЭУ, на открытый портал кафедры общей и экономической истории (файл История Метод. комплекс 2011 подроб.). Все необходимые формы подготовки к семинарам (методические указания, задания для самостоятельной работы, темы сообщений, контрольные вопросы и т.п.) представлены в указанном файле в электронном виде.   

В условиях балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента активная работа на семинарах и качественное выполнение заданий по самостоятельной работе являются важнейшей предпосылкой для успешной сдачи экзамена.

 

Общая литература к темам 1–12 (учебники и учебные пособия)

Илларионова, Е.В.. Отечественная история [Текст] / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. –М., 2008.

История России XVIII–XIX вв. [Текст] / под ред. Л.В. Милова. М., 2010.

История России в новейшее время 1985–2009 гг. [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2010.

Кузнецов, И.Н. Отечественная история [Текст] : учебник для студентов вузов / И.Н. Кузнецов. – М., 2010.

Ланцов, С.А. Политическая история России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Ланцов. – СПб., 2009.

Мунчаев, Ш.М. История России [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов.  – М., 2009.

Орлов, А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2011.

Отечественная история [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата / [авт. кол. А.В. Трофимов. А.А. Курасова, И.В. Борзихина и др.] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. –  Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст] : учебник для студентов вузов / Н.И. Павленко. – М., 2011.

Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] : учебник для вузов /А.Н. Сахаров. – М., 2011.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный,  А.В. Трофимов. –Екатеринбург, 2005.

Шумилов, М.И.  История России: конец XIX – начало XXI  в. [Текст] : учебник для вузов / М.И.  Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008.

 

Тема 1. Место и роль России в мировом историческом процессе

2 часа

1.Основные теоретические измерения российского исторического процесса: цивилизационное, модернизационное, формационное, либеральное.

2.Факторы своеобразия российской истории: природно-климатиче-ский; геополитический; этно-конфессиональный; социокультурный.

 

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

1) Как определяли место России в мировой истории Н.М. Карамзин,
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Б.Н. Миронов?

2)  Является ли российская цивилизация самостоятельной; если да, то какие характерные черты ей присущи?

3) Как взаимосвязаны природно-климатический фактор и прикрепление крестьян к земле?

4) Каковы в историческом плане сильные и слабые стороны крестьянской общины?

5) В исторической ретроспективе для России какие геополитические условия можно считать благоприятными, а какие нет?

6) В чем сходство и различие двух ветвей христианства – католической и православной?

7) Из элементов каких культур формировалась русская культура?

 

 


Литература

Алексеев, В.В. Российская цивилизация (признаки, этапы развития, итоги и уроки)  [Текст] / В.В. Алексеев // Уральский исторический вестник. – 2010. – № 3.

История России с позиции разных идеологий [Текст] : учеб. пособие / под ред.
Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007.

Методологические проблемы истории [Текст] / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск, 2006.

Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса [Текст] / Л.В. Милов. – М., 2006.

Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад [Текст] / под ред. Л.П. Репина. – М., 2010.

Побережников, И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу [Текст] / И.В. Побережников. – М., 2006.

Смоленский, Н.И. Теория и методология истории [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Смоленский. – М., 2010.

Соловей, В.Д. Кровь и почва русской истории [Текст] / В.Д. Соловей. – М., 2008.

Чернобаев, А.А. Русская историография XI – начала XXI века [Текст] / А.А. Чернобаев, В.Д. Камынин, Н.М. Рогожин, А.Е. Шикло. – М., 2010.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...