Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ




Восточные славяне в древности. Складывание древнерусского государства.

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.К эпохе средневековья восходит т.н. миграционная теория. Первым ее автором был древнейший летописец Нестор. В "Повести временных лет" он указал на Нижний Дунай и Паннонию /Венгрию/ как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. Другая средневековая теория носит название "скифо-сарматской". Согласно ей, предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад. В роксоланах предков славян видел М.В.Ломоносов.

Крупнейший ученый начала XX в. А.Шахматов выдвинул "прибалтийскую" теорию славянской прародины.

Среди других теорий интересна "азиатская", выводящая славян с территории Средней Азии. Подтверждение этой теории её сторонники находят в "Велесовой книге", созданной якобы волхвами не позднее X в. Однако подлинность этого документа ряд исследователей ставят под сомнение.

Из последних вариантов миграционной теории назовем ту, которая усматривает славянскую прародину в Сибири. Мощное городище, открытое в 1982 г. в местности Диринг-Юрях к северу от Якутска, её сторонники считают древнейшим поселением праславян.

В противоположность различным вариантам миграционной теории, историография советского периода признавала автохтонность происхождения славян.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Первоначальный ареал их расселения - от Прибалтики на севере до Карпат на юге. Некоторые ученые ,напр. академик Б.Рыбаков, считают, что упоминаемые Геродотом /V в. до н.э./ "скифы-пахари"- это и есть праславяне . Другие присоединяют к ним и еще один народ, упоминаемый Геродотом - невров, проживавших в лесах к северу от скифов.

2 часть. В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло гуннское нашествие /IV в. н.э./. Нашествие гуннов вызвало массовые миграции в Евразии, продолжавшиеся по VII в. включительно, и получившие название "Великое переселение народов". Оно положило начало истории многих современных народов, в т.ч. и русского.

Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород. Роль катализатора, способствовавшего их объединению, сыграли т.н. варяги, в которых видят выходцев из Скандинавии. Под 859 г. в летописи помещено сообщение о том, что варяги брали дань с кривичей. Под 862 г. - сообщение о их изгнании, а затем о новом их призвании в качестве наемной дружины. Однако варяги захватывают в Новгороде власть, их конунг Рюрик становится правителем. В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

Киевская Русь в 9-11 веках.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами[14].

Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира I. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Князья-Рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями. Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др. Попытки укрепить власть предпринимали и Ярославичи, но менее успешно (Изяслав Ярославич погиб в междоусобице).

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были городав кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды. В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ

Раздробленность явилась закономерным следствием феодализации общества, проходившего на фоне ослабления центральной власти. В основе этого процесса лежали такие объективные явления, как рост феодальной земельной собственности, обогащение провинциальной знати, рост и развитие городов. При сохранении натурального хозяйства и слабости рыночных связей все это вело к экономической независимости княжеств. И знать и горожане теряли заинтересованность в великокняжеской власти, начинали тяготиться ею, т.к. Киев постоянно требовал денежных выплат и участия в военных предприятиях. Боярство и городская верхушка стали опорой местных князей в их стремлении к утверждению своего суверенитета и закреплению за собой земельных держаний.Кроме того, развитие феодализма сопровождалось усилением социальной борьбы. Чтобы держать зависимое население в повиновении, феодалам нужен был аппарат принуждения и подавления на местах, а не в далеком Киеве.

Во 2-й половине XII процесс образования системы отдельных княжеств завершается. Для своего времени феодальная раздробленность была прогрессивным явлением: она открыла дорогу для упрочения феодальных отношений, способствовало развитию городов, росту производительных сил, общему подъему экономики и культуры не только в центре, но и во всех землях.

Вместе с тем она не прекратила княжеские усобицы и значительно ослабила обороноспособность Руси, что, учитывая особенности ее геополитического положения, было особенно опасным.

Характерной особенностью феодальной раздробленности на Руси было сохранение элементов национально-государственного единства:

· сохранялся нравственный авторитет власти киевского князя, как старшего среди русских князей;

· сохранялось общерусское церковное единство. Епископы в княжества ставились киевским митрополитом совместно с киевским великим князем;

· сохранялась традиция проведения общерусских княжеских съездов, хотя князья могли и не посчитаться с их решениями;

· сохранялось единство языка, культурной традиции.

Все это не отрицает того, что каждая русская земля являлась суверенным государством, полностью самостоятельным в своей внутренней и внешней политике. Русские княжества приняли в основном форму феодальных монархий. Характерной чертой их внутриполитической жизни была борьба за реальную власть между князьями и боярством.

Особое место занимала Новгородская земля, где утвердился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде было вече.

Оно принимало законы, решало вопросы войны и мира, заключало торговые договоры, приглашало князей и т.д.

Функции княжеской власти оговаривались в специальных договорах. Князь выступал как военачальник и судья.

Вече выбирало посадника - главу администрации, выполнявшего функции премьер-министра, тысяцкого - начальника ополчения и налоговой службы, "Совет господ" - постоянно действующее правительство республики. Возглавлял Совет архиепископ , также выбиравшийся горожанами.

В целом политические процессы на Руси в I-й трети XIII в. развивались в направлении усиления тенденции к централизации. При естественном развитии политической жизни это неминуемо привело бы к восстановлению единства Руси.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...