Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление социальной работы как профессиональной деятельности.




С конца Х1Х – начала ХХ веков социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. В разных странах официальное признание социальной работы как профессии, введение специальности и закрепление должности социального работника в государственных правовых документах было предопределено различными временными рамками. Генезис социальной работы как профессиональной деятельности, обозначившийся в конце ХIХ века, был тесно связан с реализацией новых идей и концепции в области социальной деятельности Мэри Элен Ричмонд.

В 1898 г. была открыта первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Идея создания этого профессионального учебного заведения принадлежала М.Э. Ричмонд. В своем первом труде «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899 год) Мэри Элен Ричмонд впервые обосновала научные методы социальной работы. В 1917 году издается еще одно ее произведение – «Социальные диагнозы». В этой книге Ричмонд наиболее полно представляет свой метод социальной работы, получивший в дальнейшем название «индивидуальный метод социальной работы». Появление теоретической базы в сфере социальной работы привело к созданию первых школ по подготовке профессиональных работников, а произведения Ричмонд стали первыми учебными пособиями.

В традициях американского менталитета формировалась идеология индивидуализма, согласно которой Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как невозможность индивида полноценно построить свою независимую самостоятельную жизнь. Она отводила клиенту специфическую роль, роль больного, полагала, что задачей социального работника является «социальное врачевание» индивида, находящегося в сложной жизненной ситуации, и формирование способности человека самостоятельно решать свои проблем.

За основу понимания социальной работы как профессионального вида деятельности она взяла медицинскую модель, согласно которой взаимодействие социального работника и клиента рассматривалось как совокупность определенных структурных элементов, представляющих собой следующую логическую цепочку: сбор фактов – социальный диагноз – социальная терапия. Ею была проведена мысль о том, что самым основным в социальной работе является постановка социального диагноза и использование его при выборе метода оказания социальной помощи индивиду или его семье.

В определенной ситуации с учетом конкретных обстоятельств установленный диагноз позволяет помочь выявить причину возникшей проблемы клиента и найти пути ее решения. Социальный диагноз предполагал оценку личности клиента и его социального положения, поэтому Ричмонд рассматривала социальную помощь как совокупность мер, результатом которых являются изменения и индивида, и социальной среды. Социальные мероприятия по оказанию социальной помощи клиенту она подразделяет на две категории, обусловливающие друг друга: косвенный метод лечения; непосредственный метод. Косвенный метод проявляется в воздействии на социальную среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный метод состоит в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений.

Косвенный и непосредственный методы воздействия на клиента обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы – психологическое и социологическое. Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей. В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали сильное влияние теории З. Фрейда. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. С усилением влияния психоанализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценке его личности, оценка же ситуации становится вторичной.

Отношения между клиентом и социальным работником приобретают авторитарный характер. Задачей социального работника становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности, оказание помощи в его адаптации к окружающей среде.

Новое направление стало развиваться в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг., оно было связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.

Функциональной школой за основу было взято желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках функциональной школы была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи – ее предоставления и приема. Основной акцент при этом делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Было введено понятие самоопределения – права клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Мери Элен Ричмонд.

Теоретическим основанием функциональной школы явилась концепция В. Робинсона: клиент ставится в центр процесса оказания помощи, клиент сам выбирает тему для обсуждения своего прошлого.

В отличие от сторонников диагностической школы представители функциональной считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то он сам способен поставить диагноз своей проблеме. Задача специалиста состоит в принятии на себя ответственности за процесс оказания помощи и за формирование отношений между социальным работником и клиентом.

По утверждению функциональной школы, невозможно познать «Я» другого человека. Вместо этого необходимо создавать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. В этой связи от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Подготовка социального работника должна заключаться в «тотальном вживании», которое способствует саморазвитию и самопознанию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...