Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Представление о душе философов милетской школы




А. С. Лучинин

История психологии.

Конспект лекций

 

 

 

 

Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр.

 

Данное учебное пособие включает в себя основные темы, понятия и вопросы, входящие в программу курса "История психологии". Материал пособия изложен в соответствии с учебным планом для данной дисциплины, утвержденным Министерством образования РФ.

 

Конспект лекций станет незаменимым помощником для студентов вузов при подготовке к сессии.

 

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

1. Представление о душе философов милетской школы

2. Гераклит. Идея развития как закон (Логос). Душа («психея») как особое состояние огненного начала

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия

4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла. Бессмертие души

8. Учение Аристотеля о душе

9. Психологические взгляды стоиков

10. Эпикур и Лукреций Кар о душе

11. Александрийская школа врачей

12. Психофизиология Клавдия Галена

ЛЕКЦИЯ № 2. Философское учение о сознании

1. Плотин: психология как наука о сознании

2. Августин: христианское раннесредневековое мировоззрение

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие естествознания

1. Расцвет естествознания на Арабском востоке

2. Психологические идеи средневековой Европы

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения

ЛЕКЦИЯ № 4. Психология нового времени XVII в

1. Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта

2. Материализм и идеализм

3. Философско-психологическая система Р. Декарта

4. Материалистическая теория Т. Гоббса

5. Учение Б. Спинозы о психике

6. Сенсуализм Д. Локка

7. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии

ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие психологии в эпоху просвещения

1. Англия. Развитие ассоциативной психологии

2. Французский материализм

3. Германия. Развитие немецкой психологии в XVIII–XIX вв

4. Философский этап развития психологии

ЛЕКЦИЯ № 6. Становление психологии как самостоятельной науки

1. Естественнонаучные предпосылки становления психологии

2. Возникновение первых экспериментальных разделов психологии

ЛЕКЦИЯ № 7. Основные психологические школы

1. Кризис психологии

2. Бихевиоризм

3. Психоанализ

4. Гештальтизм

ЛЕКЦИЯ № 8. Эволюция школ и направлений

1. Необихевиоризм

2. Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории

3. Неофрейдизм

4. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

5. Гуманистическая психология

ЛЕКЦИЯ № 9. Психология в России

1. М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии

2. А. Н. Радищев. Человек как часть природы

3. Философско-психологические воззрения А И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А Добролюбова

4. Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии

5. П. Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте

6. И. В. Сеченов: психический акт подобен рефлексу

7. Развитие экспериментальной психологии

8. Рефлексология

9. П. П. Блонский – психология развития ребенка

10. Единство сознания и деятельности

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Представление о душе философов милетской школы

VII–VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (колонизация, развитие торговых отношений, становление городов и т. д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Начало научного миросозерцания связы вают с Милетской школой, существовавшей в VII–VI вв. до н. э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии.

Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического. Они полагали, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстанционально, т. е. по состоянию, проявлению и выражению этого первоначала.

Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания.

Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое.

Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему.

Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Оно противостояло анимизму. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Современного психолога не могут не привлечь тонкие наблюдения Фалеса в области нравственного поведения человека. Человек, считал он, должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей.

Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобразованиями и формами воды и влаги, то его согорожанин Анаксимандр (610–547 гг. до н. э.) принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Анаксимандр, отрицая качественную определенность первоосновы, полагал, что она не могла бы быть первоосновой, если бы совпадала со своими проявлениями. Подобно Фалесу, душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апейрона.

Анаксимандр был первым из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных – человек. Согласно философу человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним.

В отличие от Фалеса и Анаксимандра другой философ милетской школы Анаксимен (588–522 гг. до н. э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...