Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательских отношений




4.1. Индивидуальный предприниматель.

4.2. Коллективный предприниматель.

4.3. Субъекты малого и среднего предпринимательства.

4.4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

4.5. Организаторы торгов.

4.6. Договорные объединения предпринимателей.

Как было уже указано ранее понятие «предприниматель» воспринимается законодателем в двух значениях: индивидуальный предприниматель и коллективный предприниматель.

4.1. Индивидуальным предпринимателем именуется физическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом могут быть предусмотрены отдельные виды предпринимательской деятельности, для осуществления которых гражданам не надо осуществлять государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, при данной регистрации нового субъекта права, в том числе юридического лица не возникает. Физическое лицо как индивидуальный предприниматель приобретает дополнительные права и обязанности. Согласно п. 3 ст. 23 ГК к деятельности индивидуального предпринимателя будут применяться нормы, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц.

Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя регулируется нормами главы  VII.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон о госрегистрации).

Исходя из перечня документов, которые должен представить гражданин для проведения государственной регистрации, следует, что приобретение статуса индивидуального предпринимателя возможно и в отношении несовершеннолетнего. В соответствии с подп. З п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с согласия своих законных представителей, а с 16 лет - самостоятельно, если они в порядке эмансипации объявлены полностью дееспособными или приобрели дееспособность в результате вступления в брак.

Не может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, в отношении которого:

- не утратила силу уже имеющаяся государственная регистрация в таком качестве, либо

- не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или

- решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо

- не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должна быть проведена в срок не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган всех необходимых документов.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу N А64-4798/07-19 указано, что из анализа п. 1 ст. 23, п.1 ст. 2 ГК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ следует, что статус индивидуального предпринимателя подтверждается соответствующим свидетельством и не связан с видами деятельности, перечисленными в нем. При этом отсутствие в свидетельстве конкретного вида деятельности не означает того, что предприниматель не вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом.

Статус индивидуального предпринимателя необходим для физического лица, который собирается заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства как глава крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае другие члены данного хозяйства, как правило члены его семьи, заключают с ним договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

4.2. Коллективные предприниматели.

В качестве коллективного предпринимателя законодатель рассматривает коммерческие организации — юридические лица, которые создаются с целью получения прибыли.

Согласно п. 2 ст. 50 ГК для создания коммерческого юридического лица можно выбрать только следующие организационно-правовые формы: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, крестьянское (фермерское) хозяйство, производственный кооператив, унитарное предприятие. Данный перечень является закрытым и не может быть дополнен никаким иным нормативно-правовым актом (кроме случая внесения соответствующих изменений в ГК).

Данные субъекты более подробно исследуются в процессе изучения курса гражданского права. В данном пособии мы вспомним только общие характеристики названных организаций.

Хозяйственные общества — наиболее популярные в правовом обороте юридические лица, существуют в двух видах: Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) и Акционерное общество (далее по тексту АО).

Деятельность каждого из названных обществ помимо ГК, регулируется также специальным законодательством: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Общее для данных обществ являются:

- возможность их создания любым субъектом гражданского права, в том числе одним лицом,

-  данные общества действуют на основании Уставов и являются едиными и единственными собственниками своего имущества, включая уставный капитал,

- законодатель устанавливает требования к уставному капиталу, включая требование о его минимальном размере,

- как правило, данные общества обладают общей правоспособностью и вправе осуществлять любые виды деятельности,

- структура органов общества представляет собой двузвенную систему: органы управления (включая высший орган — общее собрание) и органы исполнения (включая единоличный исполнительный орган).

Различия между ООО и АО вытекают из построения уставного капитала:

- в ООО уставный капитал может быть разделен на доли как одинакового, так и разного размеров,

- в АО данные доли должны быть одинаковы и каждая доля воплощена в акции.

Хозяйственные товарищества также разделяются на виды — полное товарищество и коммандитное товарищество (товарищество на вере). В каждом из названных товариществ должно быть минимально два учредителя — полных товарища, которые должны обладать статусом предпринимателей (индивидуальных или коллективных). В коммандитном товариществе будет присутствовать еще один учредитель — вкладчик, не обладающий статусом предпринимателя.

Единственным статутным документом для товариществ является учредительный договор, который заключается только между полными товарищами.

В товариществах также есть складочный капитал, но в отличии от уставного капитала законодатель не устанавливает к нему каких-либо требований. Это объясняется тем, что в случае недостаточности средств у товарищества для погашения всех требований его кредиторов, к имущественной ответственности будут привлечены его учредители — полные товарищи.

В товариществах, в отличие от других юридических лиц нет органов управления или исполнения. Управление делами в товариществах по общему правилу осуществляется путем принятия соответствующего решения каждым из полных товарищей.

В учредительном договоре они вправе избрать иные модели управления либо поручить введение дел одному из товарищей, либо осуществлять управление путем принятия решения единогласно.

Хозяйственные партнерства на виды не делятся. В ГК они только названы, а регулирование деятельности данных коммерческих юридических лиц осуществляется отдельным законом - Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".

Данное юридическое лицо может быть создано двумя и более лицами (физическими или юридическими лицами), независимо от наличия или отсутствия у них статуса предпринимателя.

По общему правилу хозяйственное партнерство может осуществлять любые виды деятельности. Но в качестве особенностей статуса данной организации указанный закон вводит запрет на осуществление партнерством рекламы своей деятельности и участия в качестве учредителя в иных юридических лицах (кроме союзов/ассоциаций).

При учреждении партнерства учредителями заключается соглашение об управлении партнерством, в котором могут быть предусмотрены дополнительные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей; сведения о предмете деятельности партнерства; условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства и иные условия.

Кроме данного соглашения в хозяйственном партнерстве действует также Устав.

Какие органы должны быть сформированы в партнерстве, их структура и полномочия должны быть указаны в соглашении об управлении партнерством.

Однако, законодатель в качестве обязательного для партнерства органа указывает на единоличный исполнительный орган, который может быть избран только из числа самих участников — физических лиц. С избранным для осуществления функций единоличного исполнительного органа лицом подписывается договор, в котором от имени партнерства выступает лицо, уполномоченное решением учредителей партнерства при учреждении партнерства, либо лицо или орган управления партнерства, определенные соглашением об управлении партнерством.

Производственный кооператив осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами ГК и Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах". Согласно данным нормативным актам производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Минимальное число физических лиц — учредителей производственного кооператива - 5 человек. Закон разрешает участвовать в качестве члена кооператива любому физическому лицу, достигшему возраста 16 лет.

Юридическое лицо может участвовать в деятельности кооператива через своего представителя .

Основные обязанности участников кооператива заключаются во внесении ими паевого взноса в соответствии с Уставом кооператива и принятие личного участия в деятельности кооператива. Последняя обязанность может быть предусмотрена не для всех участников. Но при этом число членов кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

Все имущество кооператива (включая паевые взносы членов кооператива, прибыль, полученная в результата деятельности кооператива и пр.) принадлежит самой организации на праве собственности. Данное имущество делиться на паи его членов, размеры и состав которых определяется уставом кооператива.

Система органов в кооперативе также двузвенная:

1. Органы управления. Высший орган — общее собрание членов кооператива. Если число членов кооператива более 50, то может быть создан второй орган управления — наблюдательный совет.

2. Органы исполнения — коллегиальный орган (правление) и единоличный исполнительный орган (председатель кооператива).

Кооператив может привлекать на основании трудового договора наемных работников. Однако законодатель ввел количество ограничение в отношении наемных работников:средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не должна превышать тридцати процентов численности членов кооператива.

Коммерческой организацией является также унитарное предприятие, которое может быть создано только публичным субъектом (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием). В силу этого не бывает частных предприятий, а только государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие. Учредитель, наделяя имущество предприятие, не передает ему право собственности на это имущество. Само предприятие владеет данным имуществом на ограниченном вещном праве - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество не распределяется по долям, вкладам между работниками организации и является неделимым.

Создание и деятельность унитарного предприятия регулируется не только ГК, но и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Согласно данному закону на предприятии должен быть сформирован уставный фонд в минимальном размере, который составляет

- для государственного предприятия не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

-  Для муниципального предприятия не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации данного предприятия.

Основным документом унитарного предприятия является устав.

В отличии от иных, рассмотренных нами ранее коммерческих организаций унитарные предприятия имеют ограниченную правоспособность. Предприятие вправе осуществлять права и исполнять обязанность, то осуществлять виды деятельности только для достижения цели создания, определенной в уставе.

Унитарные предприятия могут выступить учредителем других коммерческих и некоммерческих организаций с предварительного разрешения учредителя-собственника предприятия. Единственный запрет на возможность быть участником/учредителем другого юридического лица относится к кредитным организациям.

Управление предприятием осуществляется его учредителем — собственником имущества предприятия. Исполнение решений учредителя предприятия производит единоличный исполнительный орган — руководитель.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Кроме данных коммерческих организаций участие в предпринимательской деятельности принимают и структурные подразделения данных организаций. Структурные подразделения по статусу не являются юридическими лицами и в своей деятельности подчиненны создавшему их юридическому лицу. К структурным подразделения относятся представительства и филиалы. Оба структурных подразделения должны быть расположены вне места нахождения основного юридического лица. Разница между ними — в осуществлении тем или другим функций. Филиал предназначен для выполнения всех тех функций, которые выполняет основное юридическое лицо. Представительство создано для представления интересов головной организации, в том числе в судебных процессах.

Сведения о филиалах и представительствах должны содержать в ЕГРЮЛ.

 

3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

В некоторых случаях особенности правового статуса предпринимателя обусловлено как экономическими факторами (как, к примеру, для субъектов малого и среднего предпринимательства), так и осуществляемыми видами деятельности (к примеру, на организованном рынке ценных бумаг).

На примере некоторых субъектов мы рассмотрим особенности в правовом положении таких предпринимателей.

Специфика правосубъектности и осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определены, в основном, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Далее по тексту Закон о малом предпринимательстве).

Согласно нормам указанного закона субъектами малого и среднего предпринимательства названы малые предприятия (в том числе, микропредприятия) и средние предприятия.

Таковыми предприятиями могут быть как юридические лица (но только в строго определенных организационно-правовых формах: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства), так и индивидуальные предприниматели при соответствии определенным Законом о малом предпринимательстве условиям.

Так, отнесение к малому или среднему предпринимательству хозяйственных обществ осуществляется в том случае, если:

- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий составляет до 100 человек, для средних — от 101 до 250 человек.

- Доход данной организации, полученной от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации . Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" такие предельные значения составляют для микропредприятий - 120 млн. рублей; для малых предприятий - 800 млн. рублей; для средних предприятии - 2 млрд. рублей.

При соответствии хозяйствующего субъекта условиям, установленным законодателем, сведения о данном субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Получение статуса субъекта малого или среднего предпринимательства необходимо для получения льгот или иных преференций со стороны государства. Государство, в целях поддержки таких субъектов предпринимательства, может вводить следующие меры:

- специальные налоговые режимы,

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и правила ведения налогового учета и составления статистической отчетности,

- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

- обеспечение развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные меры.

Для получения поддержки со стороны государства субъект малого и среднего предпринимательства должен представить документы, которые подтверждают их статус соответствующего субъекта.

При этом следует учитывать, что даже при соответствии условиям, когда организация может быть отнесена к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, государство не будет оказывать поддержку в отношении:

1. кредитных организаций,

2.страховых организаций (за исключением потребительских кооперативов),

3. профессиональных участников рынка ценных бумаг,

4. ломбардов;

5. осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

6. в других случаях установленных законов.

4.4. Среди специальных субъектов предпринимательской деятельности следует выделить профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данные субъекты обладает специальной правоспособностью в силу специфики деятельности, осуществляемой на организованном рынке ценных бумаг – фондовой бирже. Все профессиональные участники — юридические лица.

Особенности правоспособности субъектов определяется получением необходимых разрешений (лицензий) для осуществления определенных видов деятельности. К таким видам деятельности (а соответственно, к субъектам) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" относит:

- брокерскую деятельность (брокер),

- дилерскую деятельность (дилер),

- деятельность форекс-дилера,

- деятельность по управлению ценными бумагами (управляющий),

- депозитарную деятельность (депозитарий),

- деятельность по введению реестра владельцев ценных бумаг,

Брокер - организация, которая на основании возмездного договора с клиентом и по его поручению совершает гражданско-правовые сделки с ценными бумагами (к примеру, договор купли-продажи акций). Для совершения платежей в пользу или от клиента брокер должен осуществлять через отдельный банковский счет, открытый на его имя (специальный брокерский счет). Зачислять на данный счет свои деньги брокер не имеет права. В силу этого на данный счет не может быть обращено взыскание по долгам брокера.

Брокер вправе предоставить своему клиенту взаймы денежные средства или ценные бумаги. При этом условия такого предоставления формируются либо в отдельном договоре займа, либо положения о займе включаются в договор на брокерское обслуживание.

При этом сделки, которые совершает брокер в интересах клиента, но за счет предоставленных им заемных средств именуются маржинальными. Данные маржинальные сделки допускаются законодателем при условии предоставления клиентом в качестве обеспечения денежных средств или ценных бумаг в залог. При неисполнении клиентом своих обязанностей заемщика, брокер вправе самостоятельно реализовать предмет залога для компенсации своих расходов.

Дилеромможет быть или коммерческое юридическое лицо или государственная корпорация, если это разрешено в федеральном законе, на основании которого создана данная госкорпорация.

В отличие от брокера дилер совершает сделки купли-продажи от своего имени и за свой счет. При этом заключение данного договора осуществляется путем публичного объявления дилером цены покупки/продажи указанных ценных бумаг. Данное публичное объявление возлагает на дилера обязанность по заключение договор на указанных им условиях.

В рамках дилерской деятельности выделяют такого субъекта как форекс-дилер. В качестве дополнительного требования к статусу данного субъекта установлена необходимость вступления его в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров. Также установлены требования к минимальному размеру собственных средств форекс-дилера – не менее 100 млн рублей.

Особенность данного субъекта состоит:

- в определении контрагента , с которым он праве заключить договор (только физические лица, не обладающие статусом предпринимателя) и

- договорах , которые он заключает с этим физическим лицом (к примеру, двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения).

Деятельность форекс-дилера является исключительной, а это значит , что он не вправе осуществлять и иные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление ценными бумагами и/или денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги. При управлении указанными объектами доверительный управляющий должен указывать, что действует в данном статусе.

Следующим профессиональным участником рынка ценных бумаг является депозитарий, который оказывает другой стороне — депоненту услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги на основании заключенного между сторонами депозитарного договора (договора о счете депо).

При заключении договора о счете депо не происходит перехода права собственности на ценные бумаги от депонента к депозитарию.

В отношении каждого депонента депозитарий открывает отдельные счета для учета бездокументарных ценных бумаг.

Держатель реестра осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Данная деятельность включает в себя такие действия как сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Сам по себе реестр владельцев ценных бумаг представляет собой систему записей о лицах, которым открыты лицевые счета , записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На рынке ценных бумаг выделяется также такой субъект как клиринговая организация.

Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество. Особенности правового статуса такого общества составляет запрет на осуществление определенных видов деятельности, указанных в Федеральном законе от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". К таким видам деятельности относятся, в частности, производственная, торговая и страховая деятельность, и иные виды деятельности.

Каких-либо отдельных требований к структуре органов клиринговой организации, ее работникам законодатель не содержит. Единственное требование заключается в запрете передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому субъекту гражданского права – управляющей организации.

Клиринговая организация осуществляет деятельность по определению подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовку документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств, а также обеспечение исполнения таких обязательств.

Неттинг - полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга.

Осуществление клиринговой деятельности происходит на основании договора об оказании клиринговых услуг, заключаемый между клиринговой организацией и участником клиринга.

Данный договор является возмездным и заключается путем присоединения ко всем его условиям участником клиринга.

Содержание договора основывается на Правилах клиринга, которые должны быть утверждены клиринговой организацией и зарегистрированы в Банке России.

В данных Правилах должны быть определены условия осуществления клиринговой деятельности, к примеру:

- требования к участникам клиринга,

- порядок и условия допуска обязательств к клирингу;

- порядок проведения клиринга, в том числе порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула);

- права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента.

4.5. Организаторы торгов

Кроме указанных выше профессиональных участников рынка ценных бумаг законодатель выделяет субъектов, оказывающих услуги по проведению торгов, проводимых на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Такой субъект именуется организатором торговли, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах". Организатором торгов может быть только юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества (ООО или АО), которое имеет лицензию биржи или торговой системы. Соответственно, организаторами торговли является биржа и торговая система.

Лицензии данных субъектов определяют возможность осуществлять деятельность по организации торгов, но в тоже время запрещают осуществлять определенные виды деятельности : производственная, торговая и страховая деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иные виды деятельности, указанные в Законе «Об организованных торгах».

Помимо основной функции — организовать проведение торговли между допущенными участниками торгов в отношении определенных объектов гражданских прав по единым , установленным правилам биржа и торговая система осуществляют контрольные функции.

В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона «Об организованных торгах»:

«7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;

2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;

3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.»

Независимо от вида организатора торговли (биржа или торговая система) законодатель устанавливает общие требования к органам управления данной организации и к ее работникам.

Каждый организатор торговли должен иметь Совет директоров, коллегиальный исполнительный и единоличный орган, а также подразделения, ответственные за организацию системы управления рисками, за внутренний аудит, контролер, за осуществление деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие должности в указанных органах организатора торговли должны иметь высшее образование и соответствовать установленным Центральным Банком требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов в соответствии с Приказом ФСФР России от 04.10.2012 N 12-84/пз-н "Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2012 N 25892).

Избрание (назначение) лица на указанную должность допускается с предварительного согласия Банка России.

Установлен ряд условий, при наличии которых физическое лицо не может осуществлять должностные функции в указанных органах организатора торгов. В качестве таких условий законодатель в частности указывает на наличие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти; или наличие административного наказания в виде дисквалификации и пр.

Запрещено одному лицу совмещать осуществление функций по нескольким органам организатора торговли. К примеру, функции единоличного исполнительного органа не вправе осуществлять руководитель службы внутреннего контроля.

Кроме требований к работникам, осуществляющих полномочия соответствующего органа, законодатель предусмотрел требования и к учредителям исследуемых организаций. Данное требование сформулировано как запрет на возможность являться учредителем, обладающим 5 и более процентами акций, если лицо:

1) зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) совершило нарушение, за что была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации.

Одним из организаторов торгов является биржа, в качестве которой может выступать только акционерное общество. То, что данное АО – биржа, должно быть указано в фирменном наименовании.

Следующий организатор торгов может быть создан и как акционерное общество и как общество с ограниченной ответственностью в фирменное наименование которого вынесены словосочетания "торговая система" или "организатор торговли" в любом падеже.

При этом торговая система не вправе оказывать услуги, которые могут оказываться только биржей.

Законодателем сформулированы требования и к субъектам, с которыми организаторы торгов (биржа, торговая система) вправе вступать в договорные правоотношения. К таким субъектам относятся рассмотренные ранее профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые были допущены к торгам в установленном порядке, а именно: дилеры, управляющие и брокеры, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, центральный контрагент, Банк России, а также Федеральное казначейство.

Оформление договорных отношений между участниками торгов осуществляется при непосредственном содействии со стороны биржи или торговой системы путем установления соответствия двух разнонаправленных заявок от двух участников торгов и фиксирования их в реестре договоров . При этом момент возникновения договора приравнивается к моменту регистрации указанных заявок в данном договоре. Составления в этом случае одного документа, подписанного обоими сторонами не требуется.

 

6. Участие в предпринимательской деятельности возможно посредством создания договорного сообщества предпринимателей на основании договора простого товарищества (договор о совместной деятельности).

Указанный договор регулируется нормами главы 55 ГК. Согласно положениям указанной главы, если договор заключается для получения прибыли, то сторонами договора становятся только предприниматели (индивидуальные и/или коллективные). В результате заключения данного договора (в простой письменной форме) нового субъекта права, к примеру, юридического лица не возникает.

Заключив договор простого товарищества его участники обязаны внести в общее дело вклады в виде денег или иного имущества, а также знаний, навыков, деловых связей, деловой репутации.

Размер внесенного вклада определяет размер получаемой прибыли каждым участником, равно и размер расходов , которые они должны нести для осуществления общего дела.

То имущество, которое внесли товарищи в общее дело становится их общей долевой собственностью. Также все  новое имущество, приобретенное в процессе деятельности договора простого товарищества поступает в общую собственность.

Для учета общего имущества, расходов и доходов необходимо вести отдельный учет, в том числе бухгалтерский. Ведение такого учета может быть поручено одному из участников договора.

Ведение же общих дел в рамках исполнения договора простого товарищества предоставляется каждому товарищу от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено.

Участники договора - товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 128.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...