Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности




 3.1. Организационно-правовые виды и формы предпринимательской деятельности.

3.2. Классификация субъектов

3.3. Процесс создания субъектов предпринимательской деятельности

3.4. Реорганизация, ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.

3.5. Органы и организационная структура

3.6. Лицензия и лицензирование, сертификат и сертификация

3.7. Несостоятельность (банкротство).

1.1. Организационно-правовые виды и формы предпринимательской деятельности

В абз. 3 п.1 ст. 2 ГК РФ не указан перечень субъектов гражданского права. Основными субъектами выступают физические лица, индивидуальные предприниматели, коммерческие юридические лица, простые товарищества, филиалы юридических лиц. Так называемые публичные субъекты (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) становятся участниками гражданских правоотношений только в случаях, предусмотренных законодателем, в основном через юридических лиц (например унитарные предприятия), учредителями которых выступают РФ, субъекты РФ или муниципальные образования.

Необходимость регистрации физического лица в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность установлена в ст. 23 ГК РФ. Право на осуществление предпринимательской деятельности возникает у физического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с положениями главы  VII.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В случаях, определенных законом гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и без прохождения указанной регистрации (например, при сдаче своей недвижимости в аренду на длительный срок).

Взыскание по долгам предпринимательской деятельности гражданина будет обращено на его собственное имущество.

К предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, по общему правилу, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В силу этого, то, что мы будем рассматривать далее в отношении юридических лиц — коллективных предпринимателей будет распространяться и на индивидуальных предпринимателей.

 

2. Классификация субъектов предпринимательской деятельности

Для полноты восприятия всех субъектов — предпринимателей можно провести их классификацию по следующим основаниям:

- в зависимости от величины капитала (малый, средний, крупный)

- в зависимости от происхождения капитала (национальный, иностранный, совместный)

- в зависимости от формы собственности (частные, государственные, муниципальные)

- в зависимости от сферы деятельности (отраслевой критерий) (промышленные, сельскохозяйственные, сфера торговли, транспорта и т. п.)

- в зависимости от организационно-правовой формы (общеправовой статус) (ИП, АО и т. д.)

- в зависимости от специально-правового статуса

Специальный правовой статус имеют:

- кредитные организации – система банков РФ. Банк – это юридическое лицо определенной организационно-правовой (предусмотренной ГК) формы;

- биржи – это коммерческое юридическое лицо, созданное с целью организации оптовых сделок. Биржи бывают товарными и фондовыми. От бирж отличаются оптовые базы, торговые дома и аукционы, не устанавливающие объективно цену на товар и не концентрирующие товарооборот, на биржах не выставляют на торги индивидуально-определенные вещи.

- инвестиционные компании и фонды – юридические лица определенной орг.правовой формы, выпускающие и размещающие ценные бумаги (посредники в выпуске и реализации ценных бумаг). Инвестиционные фонды (только публичные АО) выпускают ценные бумаги с целью привлечения средств инвесторов, которые они затем от своего имени вкладывают в ценные бумаги или вносят на банковские счета, выплачивая с ценных бумаг и счетов доходы своим акционерам.

- финансово-промышленные группы – договорно-организационная форма предпринимательской деятельности – это совокупность юридических лиц, действующих в целях технической или экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов. В таких группах обязательно создается центральная компания в форме юридического лица для ведения дел группы.

- государственные (естественные) монополии.

Перечисленные субъекты действуют на ранке на законных основаниях.

К числу незаконных субъектов предпринимательской деятельности относятся:

Консорциум – временное договорное объединение предпринимателей для осуществления финансового или промышленного проекта для оформления договора (контракта) с третьим лицом (заказчиком проекта). Правовой базы для регулирования деятельности нет. Центральная компания не создается, но ее функции делегируются лидеру (главный член консорциума среди всех партнеров)

Синдикаты термин аналогичный консорциуму, появился в начале хх века для обозначения объединения однородный промышленных предприятий в целях создания общей конторы (создается в виде юридического лица – АО, ТОО) для продажи создаваемого товара (товаров), Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность.

Пул – форма монополистического договорного объединения предпринимателей с однородным видом деятельности – страховые пулы, торговые, биржевые, патентные и т.п.

Холдинг – финансовая компания, создаваемая на договорных началах для контроля и управления деятельностью финансовых и кредитных организаций через управление контрольным пакетом их акций. Следует иметь в виду, что в настоящее время в Российской Федерации нет действующего закона, регулирующего деятельность холдингов.

Более традиционная классификация коллективных предпринимателей — коммерческих организаций осуществляется в ГК по двум основаниям:

1. По организационно-правовой форме. Любое юридическое лицо, независимо от того, является ли оно коммерческим или некоммерческим, может быть создано и существовать только в той форме, которая указана в Гражданском кодексе, а именно в ст. 50 ГК.

2. По видам прав учредителей по отношению к юридическому лицу. Если учредитель обладает правом участия в организации и вправе формировать высший орган управления, то он становится участником данной организации, а само юридическое лицо относится к виду корпоративных.

При отсутствии у учредителя указанного права формируется унитарное юридическое лицо.

Для наглядности восприятия материала данные классификации коммерческих юридических лиц можно представить в одной таблице:

 

КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИТАРНЫЕ
1. хозяйственные товарищества: полное товарищество и товарищество на вере 2. хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество 3. крестьянские (фермерские) хозяйства, 4.  хозяйственные партнерства, 5.  производственные кооперативы.   1. государственные и муниципальные унитарные предприятия  

 

Следует помнить, что и некоммерческие юридические лица при определенных законом условиях вправе осуществлять деятельность, приносящую прибыль. Эти организации также в свою очередь делятся на корпоративные и унитарные организации в силу указанного выше основания и могут быть созданы в организационно-правовых формах, указанных в ГК:

 

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИТАРНЫЕ
1. потребительские кооперативы, 2. общественные организации, общественные движения, 3. ассоциации (союзы), 4. нотариальные палаты, 5. товарищества собственников недвижимости, 6. казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, 7.  общины коренных малочисленных народов Российской Федерации   1. фонды, 2. учреждения, 3. автономные некоммерческие организации, 4. религиозные организации, 5.  государственные корпорации, 6.  публично-правовые компании.  

    

3.3. Процесс создания, реорганизации, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.

Одним из существенных признаков субъекта предпринимательского права, как уже говорилось является легитимность его деятельности на рынке.

Под легитимностью понимается зарегистрированность лица в установленном порядке и появление в следствие этого правосубъектности, в том числе общей или специальной компетенции, подтвержденной в установленном порядке (лицензии и т.п.). Через легитимацию осуществляется организационная связь субъекта права с законодательством. Это выражается в том, что субъект может быть создан только в том порядке, который предусмотрен законом. Нарушение этого порядка приводит к признанию незаконной деятельность субъекта.

Хозяйствующий субъект можно создать несколькими способами.

1. Распорядительный (или учредительно-распорядительный). Для этого способа требуется разрешение специального государственного органа. Применяется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые создаются по решению ( распоряжению) Правительства (РФ или субъекта Федерации).

2. Явочный (или учредительный) при котором субъект создается по инициативе физических или юридических лиц. Таким способом создается большинство коммерческих и некоммерческих юридических лиц.

3. Нормативно-явочный (или дозволительно-учредительный) предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа при простой явке желающего заниматься хозяйственной деятельностью. Разрешение дается только при соблюдении установленных законом требований. Таким способом образуются индивидуальные предприниматели.

 Любой из названных способов приводит к легитимации, возникающей в результате государственной регистрацией.

 Согласно п. 2 ст. 51 ГК юридическое лицо, а согласно п. 1 ст. 23 индивидуальный предприниматель считается созданным с момента государственной регистрации. Юридическое значение регистрации состоит в том, что субъект после регистрации получает юридический статус (совокупность прав и обязанностей). В связи с тем, что регистрация имеет указанное правообразующее значение, она реализуется на основе принципов публичности, достоверности и гласности (общеизвестности).

Основной целью регистрации является необходимость государственного контроля за возникновением новых субъектов на рынке и за процессом их хозяйственной деятельности.

Регистрация является одним из требований законности хозяйственной деятельности.

Регистрация позволяет государству регулировать налогообложение и планировать (регулировать) развитие экономики.

Регистрация реализует один из существенных принципов хозяйственной деятельности – гласность.

От понятия и содержание процесса регистрации отличается понятие и процесс создания субъекта предпринимательской деятельности. Первое — более широкое понятие и используется в двух смыслах: как процесс, состоящий из ряда действий – этапов и периодов, и как одномоментный юридический факт.

Для раскрытия понятия процесс создания необходимо остановиться на понятиях «этап» и «период».

 По словарю Даля под понятием «этап» в русском языке подразумевается «привал, отдых ночлег, переход» или «острог на перепутье для ночлега арестантов». В Словаре иностранных слово указывается, что понятие «этап» французского происхождения и имеет 5 значений – во-первых, все то, о чем говорится в словаре Даля, затем оно означает часть дистанции в спортивных соревнованиях, а в переносном смысле еще и отрезок времени в развитии какого-либо движения или процесса.

Что касается понятия «период», то согласно любым словарям оно означает – срок, промежуток времени, время от одного события до другого, длительность события.

Говоря о этапах и периодах процесса, следует иметь в виду, что каждый из них предполагает наличие цели, достижение которой и означает окончание этапа или периода. При этом следует иметь в виду, что значимость цели для результативности всей деятельности у этапа более высокая, чем значимость периода.

Исходя из сказанного о процессе создания можно говорить как о ряде последовательно протекающих этапов и периодов.

Процесс создания субъекта предпринимательской деятельности включает 3 периода – подготовительный (дорегистрационный), регистрационный (собственно регистрация) и послерегистрационный. Каждый период имеет свои этапы. От последовательности и полноты содержания каждого этапа и периода процесса создания субъекта зависит точность исполнения законодательства и результативность деятельности участника рынка. Следует иметь в виду, что процесс создания субъекта является матрицей, то есть некоторой системой действий, урегулированных нормами права. Соблюдение последовательности и содержания действий в матрице приводит к задуманному результату. В случае создания субъекта результатом является законный участник рыночных отношений.

Правовое регулирование процедуры создания хозяйствующих субъектов реализуется в следующих нормативных материалах:

Гражданский кодекс РФ (часть 1)

Закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц». Вступил в силу с 8 августа 2001 г.

Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» от 29 августа 2001 г. № 1088

Требования к оформлению документов, предоставленных на государственную регистрацию, указаны в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

Первый период имеет цель подготовку к регистрации и предполагает прохождение следующих этапов:

- решение вопроса о способности учредителя заниматься предпринимательской деятельности (осознанности признаков предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ), компетентность, деловой портрет);

- выбор вида деятельности (в том числе место регистрации, адрес);

- выбор организационно-правовой формы (в том числе подбор учредителей);

- формирование уставного (складочного) капитала;

- разработка учредительных документов (желательно разработка бизнес-плана);

- проведение организационных мероприятий (проведение учредительного собрания, голосование об учредительных документах, избрание кандидатов на руководящие должности, порядок регистрации и т.д.);

- оформление пакета документов для регистрации.

Хочется подчеркнуть несколько важных характеристик участника рынка. В частности, для ведения предпринимательской деятельности важна индивидуализация субъекта.

Любой субъект индивидуализируется наличием следующих средств

- наименованием – именем, фирменным наименованием

- местом нахождения или регистрации

- деловой репутацией

Существуют и средства индивидуализации (идентификации) продукции, работ и услуг, выполняемых субъектом хозяйственной деятельности: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, реклама. Средствами, обеспечивающими автономию деятельности субъекта являются коммерческая и служебная тайна

Указанные элементы оцениваются как нематериальные активы субъекта, которые возникают или в момент возникновения субъекта (момент регистрации), или с момента наступления конкретных юридических фактов или с момента получения специальных прав (лицензирование, сертификация и пр.)

Интересно рассмотреть вопрос о индивидуальном наименовании, в частности понятии фирма. Легальное понятие фирмы дано в Положении о фирме, утв. Постановлением ЦИК, Совнаркомом 22 июня 1927 года, в котором говорится «Фирма – это орган принадлежащий юридическому лицу». В современном понятии фирмой можно называть как структуру юридического лица, правомочную выступать в хозяйственном обороте от имени этого лица. Продолжая эту мысль следует признать, что фирма должна быть легитимизирована или локальными нормативными актами, или регистрацией соответствующими гос. органами.

Второй период — регистрационный - полностью описан в законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель этого периода — внесение сведений о субъекте в соответствующие реестры. В процессе регистрации решается вопрос о полноте, достоверности, законодательному соответствию документов, подаваемых в регистрирующий орган. В настоящее время регистрация осуществляется органами налоговой службы регионов РФ.

Срок регистрации не должен превышать 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Процесс регистрации предполагает прохождение следующих этапов:

- выбор регистрирующего органа;

- подача документов;

- проверка документов специалистами регистрирующего органа;

- решение вопроса о возможности регистрации

(возможен факультативный период в случае отказа от регистрации)

- при положительном решении внесение в реестры и оформление соответствующих документов;

- выдача учредительных документов заявителю.

Третий период — послерегистрационный — имеет цель завершение легитимации субъекта и подготовку к началу деятельности субъекта на рынке.

Этапы:

- получение кодов ИНН (как правило это производится одновременно с регистрацией в налоговом органе);

- в случаях, предусмотренных законом о лицензировании, оформление лицензии (для банков производится одновременно с регистрацией);

- регистрация в органах статистики (получение соответствующих кодов;

- заключение договоров с фондами обязательного страхования (медицинский, пенсионный и пр.);

- изготовление печатей и штампов (если это предусмотрено учредительными документами);

- оформление приказов о назначении на должность руководителя исполнительного органа и бухгалтера (главного бухгалтера);

- оформление банковской карточки у нотариуса;

- открытие счета (счетов) в банке;

- организация производственных помещений (возможна аренда);

- разработка структуры организации, подбор персонала и оформление договоров, регулирующих трудовую деятельность (трудовых, гражданско-правовых). На этом периоде желательна разработка внутренних юридических и финансовых документов.

 

3.4. Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Реорганизация— процедура, в результате совершения которой перестает существовать одно юридическое лицо (реорганизованное), но возникает новое — с правами и обязанностями реорганизованного.

В зависимости от лица, которое приняло решение о реорганизации последняя может быть классифицирована на добровольную и принудительную. В первом случае решение принимается самой организацией посредством решения учредителей или органа юридического лица уполномоченного на принятие такого решения учредительными документами. Второй случай следует рассматривать более как санкцию, в случае нарушения организацией законодательных норм, к примеру, при нарушений условий конкуренции. В этом случае решение принимается уполномоченным государственным органом.

Законодатель указывает на 5 форм проведения реорганизации, в результате которых возникают следующие правовые последствия:

1. Слияние — два и более юридических лица сливаются в одно, при этом они перестают существовать, но их права и обязанности переходят к вновь возникшему.

2. Присоединение — одно юридическое лицо входит в состав другого. При этом вошедшее перестает существовать, новой организации не возникает, а юридическое лицо к которому произошло присоединение увеличивается за счет прав и обязанностей присоединившегося.

3. Выделение — из состава существующего юридическое лицо выделяется одно или несколько новых юридических лиц. Организация, из которой выделились новые субъекты продолжает свою деятельность , но с меньшим объемом прав и обязанностей, которые она передала вновь возникшим.

4. Разделение — из одного юридического лица происходит формирование двух и более новых организаций. Организация, прошедшая разделение, перестает существовать.

5. Преобразование — смена организационно-правовой формы. К примеру, было общество с ограниченной ответственностью, стал производственный кооператив.

Независимо от выбранной формы реорганизации правопреемство сопровождается составлением передаточным актом, а сама процедура должна проходить в определенной последовательности:

1. После принятия решения о реорганизации надлежит в  течение трех рабочих дней письменно уведомить уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

2. Реорганизуемое юридическое лицо обязано дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывать в соответствующих средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые получают право требовать досрочного исполнения или досрочного прекращения обязательства.

3. В процессе реорганизации следует составлять передаточный акт, в котором указывается к какому из вновь создаваемых и какие права и обязанности переходят.

4. Процедура реорганизации считается завершенной (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) в момент государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Как следует из правовых последствий осуществления реорганизации, в результате ее осуществления юридическое лицо перестает существовать, появляется новое — с правами и обязанностями от реорганизованной организации. Единственное исключение — применение такой формы реорганизации как выделение. После ее проведения возникает новый субъект права — организации, и реорганизованное юридическое лицо также продолжает существовать.

Прекращение юридического лица происходит также в результате его ликвидации. В отличии от реорганизации при ликвидации не происходит передача прав и обязанностей от одного юридического лица к другому.

Ликвидация также бывает добровольной (по решению учредителей, в силу истечения срока, на который создавалось юридическое лицо и т.д.) и принудительной (в силу существенных , неустранимых нарушений со стороны самой организации).

Независимо от того, кто принял решение о ликвидации — данная процедура должна быть осуществлена лицом, принявшим данное решение в следующем общем порядке:

1. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации следует уведомить письменно об этом  государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. На основании такого сообщения в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данное юридическое лицо находится теперь в процессе ликвидации.

2. Назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят все полномочия по управлению организацией и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

3. Ликвидационная комиссия выявляет имущество организации (в том числе дебиторскую задолженность) и кредиторов.

Если ликвидационной комиссией устанавливает недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

 При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

4. Для выявления кредиторов ликвидационная комиссия опубликовывает сообщение о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации).

5. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

6. Начинается выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке установленной ГК очередности.

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц .

В установленных законом случаях, юридическое лицо может прекратить свое существование в упрощенном порядке — путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц на основании решения регистрирующего органа согласно ст. 64.2. ГК, ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Такой порядок применяется к юридическому лицу, которое в силу наличия определенных характеристик признается недействующим. Такие характеристики должны присутствовать у организации в последние 12 месяцев, предшествующие моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения:

- не представление соответствующих документов по отчетности,

- не проводилось ни одной операции по банковскому счету.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно быть опубликовано в течение трех дней с момента его принятия . Одновременно с решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Если такие заявления16 последуют, то исключить из ЕГРЮЛ данную организацию уже будет нельзя.

3.5. Органы и организационная структура юридических лиц

В соответствие со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через создаваемые в соответствии законом и учредительным документом органы. В законе и в соответствующем учредительном документе определяются виды, порядок образования и компетенция органов юридического лица. Таким образом органы юридического лица определяют его дееспособность, то есть возможность реализовывать зафиксированные в учредительном документе права и обязанности, выступают от имени юридического лица на рынке, руководит текущей деятельностью юридического лица. В соответствии с ч.3 ст. 53 деятельность органа юридического лица должна быть добросовестной и разумной, осуществляться в интересах юридического лица.

По компетенции органы юридического лица разделяются на волеобразующие и волеизъявляющие.

Волеобразующим (высшим) органом юридического лица являются учредители, поскольку они создавая юридическое лицо принимают основной учредительный документ, в котором зафиксирована их воля, преобразованная в волю юридического лица.. Поскольку учредителем организации может быть или один учредитель или их группа волеобразующий орган может быть единоличным (например, Правительство субъекта Федерации) или коллегиальным (например, собрание учредителей).

Волеизъявляющий орган в лице его членов выражает волю юридического лица с другими участниками ранка, а также с персоналом организации. Второй орган юридического лица называется исполнительным. Он также может быть как единоличным (директор), так и коллегиальным (совет директоров, возглавляемый генеральным директором). Директор или генеральный директор избирается (назначается) волеобразующим органом и действует от имени юридического лица в соответствии с учредительным документом без доверенности, если это не предусмотренно учредительным документом или действующим законодательством .

Третий орган — контролирующий может называться ревизионной комиссией (коллективный орган) и ревизор, аудитор (единоличный).

Все три названных органов называются органами управления деятельностью организации. Каждый из них может создавать свои структурные подразделения (рабочие органы), которые не имеют собственной компетенции в отношении юридического лица, но помогают реализовать компетенцию созданных в соответствии с учредительным документом органов.

Структура юридического лица включает в себя кроме названных органов территориально обособленные структурные подразделения: филиалы и представительства, создаваемые юридическим лицом. Филиалы в соответствии с п.2 ст.55 ГК РФ осуществляют все или частично юридические и фактические действия, отнесенные к функциям юридического лица. Поскольку субъектами предпринимательских правоотношений являются только коммерческие юридические лица его филиалы также можно отнести к субъектам предпринимательских правоотношений. Юридическое лицо передает филиалу часть своего имущества, определяет в доверенности руководителя филиала величину денежных обязательств по договорам, которые может заключать филиал.

Организационная структура юридического лица помимо названных элементов включает функциональные подразделения исполнительного органа (администрация, отделы, управления и пр.). Эти подразделения создаются для решения конкретных задач юридического лица, зафиксированных в учредительном документе (торговля, хранение, транспортировка, контакт с контрагентами, производственная деятельность и т. д.). 

 

 3.6. Лицензия и лицензирование, сертификат и сертификация

Лицензирование является формой государственного контроля за деятельностью предпринимателей.

Лицензирование было введено задолго до принятия первой части ГК РФ. Массовое лицензирование в России началось на рубеже 19 — 20 веков. С ним связаны реформы, проводимые министром финансов Витте. Впервые в СССР слово «лицензия» появилось в законе «О банках и банковской деятельности» в 1990 году.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, его учредителя (участника), государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью.

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является согласно ст. 61 ГК РФ основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда.

В настоящее время действует федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следует иметь в виду, что в РФ нет единого закона, регулирующего все виды деятельности. Такие виды деятельности как банковская, производство этилового спирта, биржевая деятельность, таможенная, образовательная и другие (см. ст. 2 ФЗ 99 регулируются отдельными законами. Не распространяются законы о лицензировании на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Основные принципы лицензирования

1. Защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства

2. Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ

3. Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и прядка лицензирования

4. Гласность и открытость лицензирования

5. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования

В соответствии со ст. 3 п.1 ФЗ 99 под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, действий контролирующих выполнение лицензионных требований лицензиатом, то есть лицом имеющим лицензию. Лицензирующими являются уполномоченные органы государственной власти (п.4 ст. 3 ФЗ 99).

Порядок получения лицензий и перечень документов закреплен в соответствующих законах.

Порядок получения может быть общим и упрощенным. Общий – обращение в соответствующий лицензирующий орган с заявлением (указывается адрес, вид деятельности, документ, подтверждающий легальность (наличие государственной регистрации) заявителя (лицензиата) и т.п.

Упрощенный порядок может проходить только заявитель уже имеющий лицензию, т.е. применяется в отношении того вида деятельности, лицензирование которой необходимо для защиты имущественных прав и законных интересов граждан. Непременным условием для упрощенного порядка является заключение лицензиатом договора страхования имущественной ответственности либо наличия сертификата соответствия вида деятельности международным стандартам. Условия страхования и перечень сертификатов устанавливается Правительством РФ.

Срок проверки документов для лицензирования не свыше 15 дней.

Ведутся реестры лицензий.

Лицензионные требования – это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией.

Лицензируются 

- собственно вид деятельности (строительство, перевозки и т. п.);

- отдельные хозяйственные операции, исчерпывающие однократным действием и имеющие количественные признаки (лов рыбы, добыча животных, экспорт и импорт сырья и т. п.).

Законодательно определены границы лицензионного контроля и право лицензирующего органа приостановить действие лицензии.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без лицензии несет уголовную ответственность по ст.171 УК РФ. При необоснованном отказе или уклонении от выдачи лицензии соответствующие должностные лица лицензирующего органа также несут уголовную ответственность по ст.169 УК РФ.

В административном порядке ответственность могут нести как юридические так и физические лица (большой штраф, конфискация).

Лицензия (от латинского слова licentia — cвобода, возможность, право).

В современном праве России лицензией называется

- право (на занятие определенным законом видом деятельности);

- документ, содержащий разрешение на занятие определенным законом видом деятельности;

- юридический факт (основание для возникновения специальной правосубъектности, которая носит персонифицированный характер).

В патентном праве лицензией называется разрешение собственника исключительных прав на приобретение технологии, товарного знака, объектов интеллектуальной собственности.

Во внешней торговле лицензия означает разрешение на разовую или длящуюся экспортную операцию с определенным видом товаров.

В общегражданском смысле лицензией называется документ, на основании которого у конкретного лица возникают специальные личные правомочия (владение оружием, отстрел дичи, ловля рыбы и пр.).

За рубежом используются профессиональные лицензии, которые выдают профессиональны ассоциации своим членам (адвокатские, врачебные, летчиков, оценщиков и пр.).

В п.2 ст. 3 ФЗ 99 лицензией называется специальное разрешение на право осуществление определенным лицом конкретного вида разрешенной законом деятельности, подтвержденное документом, выданным компетентным органом государственной власти.

Сертификация — действия уполномоченных органов с целью получения документа (сертификата соответствия), в которым удостоверяется соответствие товара, услуги или работы определенному набору стандартов, образцов, технических условий или качеств. 

Термин «сертификация» впервые упоминался в Руководстве № 2 Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. В России этот термин широко используется в системе ГОСТ. Законодательно процесс сертификации регулируется федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. В настоящее время законом предусмотрена как обязательная сертификация, так и добровольная. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации указан в Постановлении Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г. Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, услуги, работа, системы управления, структура персонала организации. Перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляющих экспертизу продукции как в обязательном так и в добровольном порядке указаны в Постановлении Правительства РФ № 602 от 19.06.2012.

В соответствии с федеральным законом № 184 процесс сертификации включает пять этапов: заявку на сертификацию, проведение экспертизы (испытание образцов) соответствия, анализ вывода экспертизы, принятие решения о выдаче сертификата и выдача сертификата, контроль за использованием сертификата.

 

7. Несостоятельность (банкротство).

Слово «банкротство» имеет латинское происхождение (bancus – скамья, стул, ruptus – сломать, сломанный). Банком называлась скамья, устанавливаемая в людных местах (ярмарки, рынки), на которых сидели менялы, ростовщики и заключали договоры займа. Если владелец банка разорялся, он прилюдно ломал скамью, таким действием объявлял невозможность своей дальнейшей деятельности.

Прекращение деятельности организации или участия физического лица в гражданском обороте происходит в результате признания этих субъектов арбитражным судом несостоятельным (банкротом). Основания, условия и порядок данного признания установлены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Далее по тексту Закон о банкротстве). Согласно ст. 2 Закона о банкротстве:

«Несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

 При этом данная неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам определяется сроком неисполнения - 3 месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

Должником может быть как юридическое лицо (за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации), так и физическое лицо, в том числе обладающее статусом индивидуального предпринимателя.

Независимо от того, кто является должником дела о признании банкротом рассматриваются арбитражным судом. Производство по данному делу может быть возбуждено арбитражным судом при сумме долга - не менее чем триста тысяч рублей

 Право обратится в суд с заявлением имеет сам  должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Данное прав возникает у указанных лиц с даты вступления в законную силу решения суда, подтверждающие указанные права.

Условием возникновения права на обращение в суд указанных лиц является необходимость совершения ими действий по предварительному, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликованию уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В определенном случае должник обязан совершить действия по обращению в суд с заявлением о признании его банкротом. Данная обязанность возникает в случаях:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника

в других случаях, установленных законом.

В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника.

В качестве такой меры должнику может быть предоставлена финансовая помощь (санация) от учредителей, кредиторов или иных лиц. Данная помощь должна быть оказана в таком размере, чтобы можно было исполнить все денежные обязательства.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Обязательной из названных процедур выступает наблюдение. При проведении данной процедуры проводится анализа финансового состояния должника, составляется реестр требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. По итогам данных действий кредиторы решают — какую следующую процедуру возможно ввести.

Только одна из названных процедур, а именно — конкурсное производство, ведет к прекращению юридического лица. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Остальные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника путем проведения мероприятий, характерных для каждой процедуры.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Административный управляющий при проведении данной процедуры созывает собрание кредиторов; рассматривает отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления , представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключение о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления.

В некоторых случаях после проведения финансового оздоровления происходит переход к другой процедуре внешнему управлению. Это возможно при установлении возможности восстановления платежеспособности должника , а также подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению .

При проведении внешнего управления внешний управляющий в соответствии с планом управления должника вправе осуществлять действия, направленные на восстановление его платежеспособности, в частности:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

взыскание дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника и пр.

 

По окончании проведения внешнего управления управляющий представляет собранию кредиторов отчет, по результатам которого может быть принято одно из следующих решений:

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о заключении мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве между должником и его конкурсными кредиторами. Данное соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. Форма соглашения — простая письменная. Содержание -  положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.

 

 

Контрольные вопросы:

1. С какого момента организация считается созданной?

2. В каком порядке осуществляется учреждение юридического лица?

3. Что такое реорганизация?

4. Какие формы реорганизации существуют?

5. В какой момент реорганизация считается завершенной?

6. Как обеспечены права кредиторов реорганизуемого юридического лица?

7. В каком порядке осуществляется реорганизация?

8. Что такое ликвидация?

9. Какие виды ликвидации существуют?

10. В каком порядке происходит ликвидация организации?

11. Что такое недействующее юридическое лицо и в каком порядке оно может прекратить свое существование?

12. Какие признаки банкротства организации существуют?

13. В каком случае возникает право на подачу заявления о признании лица банкротом в суд?

14. Какие судебные процедуры применяются при банкротстве юридического лица?

15. Кто имеет право обратиться в суд с заявлением о признании лица банкротом?

Задачи:

1. Граждане Сиротин В.А., Ершов П.П., Столбов В.И. решили учредить юридическое лицо в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью». В уставе ими были определены наименование, место нахождения, адрес организации и другие сведения , определенные законом. При этом, по соглашению между учредителями, было решено, что вопросы структуры органов управления, порядка управления, компетенции данных органов будут отражены во внутреннем регламенте общества, на что и было указано в уставе.

Однако, при регистрации данного юридического лица учредителям было указано на недопустимость формирования положений об управлении во внутреннем регламенте. Учредители не согласились с данным утверждением на том основании, что вопросы управления есть вопросы локального характера.

Кто прав в этом споре? Какие документы являются учредительными документами юридического лица? Какие положения должны быть отражены в уставе, а какие во внутренних документах организации?

 

2. В соответствии с положениями Устава ООО «Кленовый лист» право выступать от имени общества было предоставлено президенту обществу как единоличному исполнительному органу и председателю совета директоров.

В силу данного полномочия президентом от имени ООО «Кленовый лист» был подписан договор на предоставление займа ООО «Трифон» в размере 1 000 000 рублей на 1 месяц. После подписания договора выяснилось, что:

- в отношении заемщика начата процедура ликвидации, о чем в день подписания договора займа в едином государственным реестре юридических лиц была внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации,

- стоимость активов по балансу заемщика составляет 15 000 рублей.

 

По наступлению срока возврата займа заемщик отказался вернуть долг в силу отсутствия необходимой денежной суммы и введения процедуры ликвидации.

Председатель совета директоров предъявил в суд к президенту исковые требования о возмещении убытков, причиненных обществу.

Президент иск не признал, сославшись на имеющийся риск предпринимательской деятельности, а также в силу того, что он , будучи учредителем данного ООО не может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 56 ГК РФ. Решите дело.

Кто несет ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу? Какие существуют основания для освобождения от ответственности?

 

3. Непубличное акционерное общество «Восход» было реорганизовано путем разделения на АО «Вторметсрой» и АО «Принцип».

Один из участников Промыслов В.Г. реорганизованного юридического лица решил обратился в суд с требованием о признании решения о реорганизации недействительным и восстановлении АО «Восход» с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации - АО «Вторметсрой» и АО «Принцип». Основанием для данного иска послужило то обстоятельство, что для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы, содержащие заведомо недостоверные данные.

Юрист, к которому Промыслов В.Г. обратился за консультацией посоветовал обратиться в суд с требованием о признании реорганизации корпорации несостоявшейся.

В чем состоят различия между признанием решения о реорганизации недействительным и признания реорганизации корпорации несостоявшейся. Каковы правовые последствия между данными действиями?

 

4. При проведении ликвидационной комиссией ООО «АРГО-С» действий, направленных на формирование промежуточного ликвидационного баланса, было выявлено превышение суммы требований кредиторов по отношению к имуществу общества более чем в 5 раз.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса члены ликвидационной комиссии указывали на необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Учредители ООО «АРГО-С» считали, что необходимо дальше продолжать процедуру ликвидации в порядке, установленном гражданским законодательством.

Кто прав в данном споре?

В каком порядке осуществляется ликвидация юридического лица?

Как следовало бы поступить, если у ООО «АРГО-С» изначально отсутствовали средства на расходы, связанные с проведением процедуры ликвидации?

С какого момента юридическое лицо считается ликвидированным?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...