Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 10. Общество как система: основные сферы общественной жизни и специфика соц.закономерностей.




Изучение общества является предметом социальной фи­лософии. Для философского подхода к познанию обще­ства характерно стремление осмыслить его сущность, по­нять особенности, отличающие социальную реальность от природной реальности.

Понятие «общество» многозначно. С философской точ­ки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводит­ся лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя об­щественное сознание.

В философском понимании общества используются ка­тегории общественного бытия и общественного сознания

Общественное бытиеопределяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее вхо­дят способ производства материальных благ; экономиче­ские отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена.

Обще­ственное сознаниехарактеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, на­строения, теории социальных групп.

Во взглядах на общественную жизнь длительное время господствовала идеалистическая концепция. Эта концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обще­стве играет духовное начало (бог, мировой разум, сознание людей).

Такое понимание общества имеет определенные осно­вания. Во-первых, все действия, поступки людей происхо­дят при участии сознания. Во-вторых, выделение умствен­ного труда в самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, буд­то сознание, идеи не зависят от материальной жизни об­щества, развиваются совершенно самостоятельно.

Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географический детерминизм — направление в социологии, утверждающее, что на специ­фику и историю общественной жизни определяющее воз­действие оказывает географическая среда.

Второй вариант материалистического подхода к истории предложен в марксизме, который распространяет материа­лизм на понимание общества. Основополагающая социаль­но-философская идея марксизма состоит в том, что обще­ственное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им. На основе материалистического понима­ния истории марксизм определяет структуру общества как иерархию четырех сфер общественной жизни: экономичес­кой, социальной, политической и духовной.

Общество является определенным этапом исторического развития человечества, исторически сложившейся формой совместной деятельности людей. Оно представляет собой особую реальность, обособившуюся от природы (естествен­ных условий существования человека), но и неразрывно связанную с ней. Это достаточно широкая трактовка по­нятия «общества», в более узком смыслепод ним пони­мают конкретный вид общества со своими особенностями (напр., российское, американское).

Общество включает в себя помимо людей, его состав­ляющих, формы их объединения и способы их взаимодей­ствия. Таким образом, общество проявляется как сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность. Эти связи и отношения являются объективными, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существо­вания и развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности людей.

Важнейшими признаками общества являются:

общность территории проживании людей, что обычно совпадает с государственными границами;

целостность и устойчивость;

самовоспроизводство и самообеспеченность;

• существование системы общепринятых норм и ценнос­тей, т. е. культуры.

Общество — это совокупность людей, объединенных ис­торически сложившимися формами их взаимосвязи и вза­имодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей, между ко­торыми существуют экономические, политические, соци альные и другие отношения. Существование общества пред­полагает наличие совместных интересов различных общ­ностей, его составляющих. Общности отстаивают свои ин­тересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы и так или иначе приводят их в соответствие с интересами других общностей. Таким образом, осуществляется комп­ромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способ­ны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит — общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество пред­полагает единство дифференцированной массы людей.

Известный английский философ и социолог Г. Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенден­ция к росту внутренней дифференциации (разделения, расслоения) которая сопро­вождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции (объединения). Единство общества обеспечивается различны­ми факторами — экономическими, политическими, соци­альными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основыэтого взаимодействия в социальной филосо­фии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что ос­новой человеческой деятельности являются духовные на­чала— сознание, духовные потребности, духовные ценно­сти. Другие связывали эти основы с материальными по­требностямии материальными условиями общественной жизни.

Например, английский философ Томас Гоббс полагал, что основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. По его мнению, изначальные отно­шения между людьми были основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности и тем самым приво­дит к возникновению общества и государства.

Немецкий философ В. Виндельбанд считал, что в осно­ве развития общества лежат ценностные ориентиры чело­века. Ценности, но его мнению, имеют абсолютное значе­ние, образуют идеальный, вечный и независимый от лю­дей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руковод­ствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей.Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...