Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История как форма проявления жизни.




Вопросы к экзамену по истории и философии науки (общие проблемы философии науки)

1. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

2. Предмет и основные проблемы современной философии науки.

3. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.

4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности (М.Вебер, А.Койре, Р.Мертон, М.Малкей).

5. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

6. Философия и наука. Методологическая функция философии в научном познании.

7. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

8. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний.

9.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

10. Развитие логических форм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.

11.Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания.

12. Формирование науки как профессиональной деятельности. Технологические применения науки.

13. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

14. Структура эмпирического знания.

15. Сущность и структура теоретического знания.

16. Структура и функции научной теории.

17. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность.

18. Научная картина мира и ее функции. Исторические формы научной картины мира

19. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания

20. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

21. Проблемные ситуации в науке.

22. Наука творчества и творчество в науке

23. Традиции в науке и развитие научных знаний.

24. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.

25. Глобальные революции и типы научной рациональности.

26. Главные характеристики современной постнеклассической науки.

27. Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

28. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

29. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

30. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания.

31. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

32. Научная рациональность и проблема диалога культур.

33. Наука как социальный институт.

34. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы.

35. Наука в общественной системе. Взаимодействие науки и экономики, науки и власти.

 

Вопросы к экзамену по социально-гуманитарным наукам

 

1.Предмет социально-гуманитарных наук. Философия – интегральная форма социально-гуманитарного знания.

2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного научного знания и ее социокультурная обусловленность.

3. Этапы развития социально-гуманитарных наук: классический, неклассический, постнеклассический.

4. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

5. Особенности объекта социально-гуманитарного познания.

6. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

7. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании.

8. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания.

9. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания.

10. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании.

11. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в социально-гуманитарных науках.

12. Роль философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

13. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (В.Дильтей, А. Бергсон).

14. История – одна из форм проявления жизни.

15. Культура как форма объективации жизни во времени.

16. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

17. Категория пространства в гуманитарном контексте.

18. Понятие «хронотоп» как конкретное единство пространственно-временных характеристик.

19. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания.

20. Моральная ответственность ученого и индоктринация.

21. Проблема рациональности, объективности, истинности в социально-гуманитарных науках.

22. Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарных науках.

23. Экзистенциальная истина, истина и правда.

24. Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.

25. Природа и типы объяснений в социально-гуманитарных науках.

26. Понимание как метод и базовая процедура познания в социальных и гуманитарных науках.

27. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

28. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

29. Язык, «языковые игры», языковая картина мира.

30. Вера и знание, вера и понимание, вера и истина

31. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы в социально-гуманитарных науках

32. Специфика и методы социальных и гуманитарных наук

33. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.

34. Опережающие социальные исследования, их значение для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

35. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.

Вопросы для естественно-научных и технических специальностей

 

1. Философское понимание термина «техника».

2. Объект, предмет и проблематика философии техники.

3. Зарождение философии техники.

4. Социокультурные основы возникновения и развития техники.

5. Инструментальный этап развития техники

6. Машинный этап развития техники и проблема интенсификации труда

7. Автоматизированный этап развития техники и психологические проблемы труда

8. Информатизированный и виртуальный этап развития техники.

9. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники

10. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

11. Политехника и монотехника Л. Мэмфорда.

12. Человек и машина в философии техники Н. Бердяева.

13. Философские взгляды К. Ясперса на технику.

14. Экзистенциальные основания философии техники М. Хайдеггера.

15. Компенсаторная роль техники X. Блюменберга.

16. Вопрос о технике как вопрос о бытии человека в философии X. Ортеги-и-Гассета.

17. Роль техники в становлении классического естествознания

18. Специфика естественных и технических наук

19. Аппроксимация теоретического описания технической системы как норма функционирования технической теории.

20. Функционирование технических теорий как соотнесение процедур анализа и синтеза.

21. Эволюционное и революционное развитие технической теории.

22. Формирование и развитие технической теории.

23. Эмпирическое и теоретическое в технической теории.

24. Теоретические схемы технических теорий.

25. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин

26. Формирование неклассических технических наук

27. Развитие кибернетических представлений в технике

28. Общая характеристика инженерной деятельности

29. Структура и этапы инженерной деятельности

30. Социопроектная техническая деятельность.

31. Системотехническая деятельность.

32. Оценка современного научно-технического прогресса.

33. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

34. Социальная оценка техники. Социальная ответственность субъекта технической деятельности.

35. Роль техники в генезисе и решении гуманитарных и общественных проблем.

 

История как форма проявления жизни.

Объективация жизни во времени. Жизнь как незавершаемая целостность.(О.Шпеннглер, Э. Гуссерль)

Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Она может трактоваться в естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах. Категория «жизнь» является важнейшей и в социально-гуманитарных науках. Жизнь в социокультурном и гуманитарном смысле это непосредственное, внутреннее переживание человеком собственного бытия, которое является уникальным и раскрывается в духовно-коммуникативном опыте (В. Дильтей). Она может изучаться с разных позиций, например, со стороны образа жизни людей, стиля и манеры жизни, повседневного, жизненного мира человека, со стороны продолжительности, уровня, качества жизни и т.д.

Жизнь– это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей (надо, прежде всего, жить, чтобы обрести свободу или стать счастливым и т.д.). В социально-гуманитарных науках присутствует и другая точка зрения на значение повседневного, жизненного мира для человека. Согласно ей он рассматривается как неподлинный мир, как подготовительный период подлинной жизни человека, которая наступит вследствие или практического переустройства мира, или духовного, нравственного самосовершенствования самого человека. Данная точка зрения не является общепринятой.

Человек воспринимает свою жизнь, прежде всего, как повседневный, жизненный мир, который проявляется как:

непосредственная жизненная среда – она окружает человека, является повседневной средой, она чувственно воспринимается и реально представляется человеком, в этой среде человек совершает в основном традиционные действия;

опосредованная жизненная среда – она дистанцирована от человека, но влияет на него;

отдаленная жизненная среда – она удалена от человека и оказывает на него небольшое влияние.

Повседневный, жизненный мир, прежде всего, непосредственная жизненная среда, имеет наибольшее значение для человека, так как он является «началом и концом всякой человеческой деятельности» (Д. Лукач). Он характеризуется следующим:

ориентированность на прагматичные действия (поступки с целью удовлетворить свои первичные, жизненные потребности),

постоянное изменение (частые преобразования среды жизни),

значительная коммуникативность (постоянное общение с ближним кругом людей),

стандартизированность поведения (ориентация на привычные формы поведения),

 приоритет переживания над осмыслением среды (ориентация на эмоциональное восприятие мира),

постоянная интерпретация жизненных смыслов (понимание целей и задач).

Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.

Социальные науки (прежде всего, социология, политология) изучают образ жизни людей. Образ жизни – это вся совокупность форм жизнедеятельности, которые осуществляются человеком в определенных условиях социальной среды. Он включает в себя: способы совместной деятельности, связи человека, его ценности и цели. Формирование позитивного образа жизни людей является одной из важных задач социально-гуманитарных наук.

Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:

– быть или не быть (безусловно – быть),

– иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть),

 – как стать бессмертным (в делах, в детях, в памяти людей).

Они также учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели:

 жить ради других (альтруизм) или ради самого себя (эгоизм),

 жить в самоограничении (аскетизм) или в наслаждении (гедонизм),

жить ради личных интересов (индивидуализм) или ради общественных интересов (коллективизм),

 жить, преобразовывая среду (активизм) или не изменяя её (пассивизм).

Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципе благоволения перед жизнью, который был сформулирован А. Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах. Данный принцип так же подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...