Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фентези в современной русской литературе




Обращение к фэнтези -- довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. Некоторые принципы фэнтези используют и посмодернисты. Уже более полувека стабильной популярностью пользуются романы многочисленных американских и западноевропейских писателей, создающих многотомные фэнтезийные эпопеи. Самыми известными представителями жанра фэнтези являются Джон Рональд РоэлТолкин, Урсула ЛеГуин, Майкл Муркок, Роджер Желязны, Андре Нортон, Анджей Сапковский, среди отечественных писателей выделяются Ник Перумов, Сергей Лукьяненко и другие. Фэнтези в целом - это описание миров, подобных нашему, миров с работающей в них магией; миров с четкой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далеком прошлом; далеком будущем; альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне или же в связи с Землей. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Фантастика как прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды -- к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь научной фантастики и фэнтези. Эти жанры развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь. И вот что любопытно: история этих жанров началась гораздо раньше, чем появились их определение и название. Да и определить их оказалось не так легко. И если с научной фантастикой все достаточно просто, то с фэнтези дело обстоит иначе. До сих пор нет единого толкования этого жанра Беренкова В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2009. - № 4. - С. 91..

Обращение к фэнтези -- довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. Некоторые принципы фэнтези используют и постмодернисты.

Современная русская фэнтези, фэнтези конца ХХ столетия, "выросла" и расцвела в художественном пространстве, образовавшемся в результате развала советской идеологической системы с ее строгой цензурой и уклоном к соцреализму. В Советском Союзе и научная фантастика не очень приходилась ко двору, и вынуждена была прислуживать режиму. Она тянула идеологическую тележку, ибо это был единственный шанс на существование. Фэнтези же в эту тележку запрячь невозможно, она ведь по сути своей аполитична, ибо описывает не только никогда не существовавшее, но и не могущее существовать в реальном мире. Она обращается не к разуму и логике, а к чувствам и мечтам, она иррациональна, и не несет идеологической направленности. Потому этот жанр находился под негласным запретом. И его бурный расцвет в постперестроечные годы можно объяснить именно тем, что он (как и другие жанры) наконец получил свободу. До этого фэнтези могла существовать лишь под маской детской литературы и вынуждена была рядиться в одежды научной фантастики… Ярким примером может служить творчество В. Крапивина.

Первые шаги фэнтези в нашей литературе совпали с расцветом того явления в искусстве, которое многие исследователи называют постмодернизмом. Фэнтези не могла не ощутить влияния постмодернизма и не оказать, в свою очередь, воздействия на него. Она многое восприняла из постмодернистской эстетики. Это и идея понимания мира как текста и текста как мира, и замещение реальной действительности действительностью вымышленной, и мысль об отчуждении человека от жизни, и идея создания собственного мира из элементов культуры, и многое другое. Но не следует утверждать, что русская фэнтези родом из постмодернизма. Это неверно. У нее свои корни, своя традиция. Лишь очень немногие произведения, написанные в жанре фэнтези, можно с полной уверенностью назвать постмодернистскими (М. Успенский."Там, где нас нет", «Устав соколиной охоты» и др.). Большинство писателей используют только некоторые приемы постмодернизма наряду с традиционными средствами фэнтези. А коммерческой фэнтези постмодернизм и вовсе ни к чему, ведь она рассчитана на не слишком требовательного читателя с непритязательными вкусами (каких, увы, большинство).

Но это две крайности явления. Многие популярные авторы фэнтези по-настоящему талантливы и их произведения узнаются сразу; они используют самые различные приемы, и постмодернистские в том числе, оставаясь в границах фэнтези. Это -- С. Логинов ("Земные пути", "Многорукий бог далайна", "Колодезь" и др.), Е. Лукин ("Катали мы ваше солнце", "Там, за Ахероном" и др.), Г. Л. Олди …

Жанр фэнтези привлекает писателей в первую очередь тем, что дает огромную свободу авторской фантазии и позволяет ввести в повествование порою самые немыслимые элементы. Однако и здесь есть свои пределы и правила.

Но, прежде чем начать разговор о том, что же такое, в сущности, фэнтези, необходимо дать определение жанра вообще. В литературоведении и в искусствоведении существует много различных определений жанра. Приведу только два из них -- те, что даются "Литературоведческим энциклопедическим словарем" и Современным словарем-справочником по литературе". Итак, жанр -- "разновидность художественной литературы, определяемая комплексом (иногда минимальным) тех или иных признаков (элементов или качеств) содержания и формы". По "Литературоведческому энциклопедическому словарю" жанр литературный -- " исторически складывающийся тип литературного произведения... в теоретическом понятии о жанре обобщены черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще".

Как видно, эти два определения не противоречат друг другу, а в чем-то даже и дополняют.

Следует отметить, что очень многие теоретики пытались дать универсальную классификацию жанровых признаков. Однако эти попытки не имели успеха, так как разные литературы и литературные направления предполагают разные жанровые принципы. По классификации М. С. Кагана, к жанровым принципам относятся:

1)познавательный аспект (по сути, тематический), 2) объем (новелла, рассказ, роман),

3) оценочная сторона творчества (ода, элегия, комедия, трагедия),

4) степень участия фантазии, 5) прямой или косвенный смысл образности.

По М. Я. Полякову жанровые принципы -- это

1)эстетическая "система" (трагическое, комическое и т. п.),

2)композиционная система,

3) тематическая система (охват действительности),

4) стилистическая система.

По Г. Н. Поспелову, все жанры создаются сочетанием той или иной проблематики, признаков объема и стихотворности либо прозаичности Беренкова В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2009. - № 4. - С. 93..

Итак, мы видим, что единой классификации жанровых принципов и признаков нет. Каждая эпоха вносит свои поправки, каждая литература имеет свою специфику. В этой статье я буду говорить только о принципах создания текстов фэнтези. Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как ей присущи такие признаки, каких нет у других жанров. Именно по этим признакам фэнтези выделена мной в отдельный жанр.

Итак, жанровые признаки фэнтези:

1)мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: "этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится (точнее, едет верхом) на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени ВеликийА'Туин. Диск обрамлен водопадом, пенистые каскады которого бесконечной лавиной обрушиваются в космос. Ученые подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равняются одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс "один на миллион" выпадает в девяти случаях из десяти";

2)магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент. В качестве примера подойдет едва ли не любое произведение фэнтези.;

3) авантюрный сюжет (как правило -- поиск, странствие, война и т. п.).

4)средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты: Древний мир (Г. Л. Олди, "Герой должен быть один", где действие происходит в Древней Греции), современность ( С. Лукьяненко «Ночной дозор») или будущее (Кристофер Сташефф, "Чародей поневоле"); Следует отметить, что этот признак хотя и присутствует чаще всего, но не является определяющим.

5) скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;

6)на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;

7) противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, "для фэнтези обязательна борьба добра и зла -- ибо она, как и сказка, структурирована этически" (6). Конечно, фэнтези отличается от сказки. Зло и добро в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает без потерь.

8)наличие потустороннего мира и его проявлений;

9)полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.. Этот последний признак -- один из наиболее важных, определяющих. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками. Он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать научно или псевдонаучно (что чаще всего и происходит) Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166..

Сравним две примерно одинаковые ситуации. Герой попадает в темницу, откуда бежать весьма сложно. На рассвете его должны казнить. Научная фантастика располагает небольшим набором средств, позволяющих вызволить героя так, чтобы это выглядело правдоподобно. Это, как правило, различные технические средства: например, лазер, чтобы разрезать стальную решетку, взрывное устройство для проламывания стены, телепортация, и т. п. У фэнтези гораздо больше способов. Помочь освобождению героя может что угодно и кто угодно. Это может быть дружелюбное привидение, указывающее путь к бегству, это может быть магия самого героя или какой-то магический предмет, это может быть вмешательство судьбы самым невероятным образом…и все это будет правдоподобным в реальности фэнтези.

 

Литература фэнтези часто использует мифологическую базу, начиная с мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые романы. «Артурианская легенда с ее магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези» [6].

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в тех же журналах, что и научная фантастика, и были часто написаны теми же авторами. Истинное рождение современного фэнтези произошло после публикации романа «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкина (1954). Эта книга, а также «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса (1950) и «Земноморье» У. ЛеГуин (1968) заложили основы одного из наиболее популярных жанров, в котором на данный момент работают сотни писателей.

Отсутствие четкого определения жанра фэнтези в литературоведении, как было сказано выше, до сих пор нет. Фэнтези не имеет даже устоявшегося названия, приходится встречать такие варианты, как: «фэнтези», «фентези». Можно встретить утверждения, что фэнтези не следует считать самостоятельной жанровой разновидностью или жанром.

Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как ему присущи свои, особые признаки.

Рассмотрим, что же характерно для фэнтези:

1) в произведениях описан мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: «этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени ВеликийА'Туин. Диск обрамлен водопадом, пенистые каскады которого бесконечной лавиной обрушиваются в космос. Ученые подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равняются одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс «один на миллион» выпадает в девяти случаях из десяти». 2) традиционно присутствуют магия и заимствованные из фольклора персонажи. В качестве примера можно взять едва ли не любое произведение фэнтези;

3) обязателен авантюрный сюжет;

4) часто встречается средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты: древний мир, современность или будущее;

5) зачастую присутствует скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;

6) обычно на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную роль;

7) типичным является противостояние добра и зла как основного сюжетообразующего стержня, фэнтезийное произведение, как и сказка, структурировано этически. Но фэнтези отличается от сказки хотя бы тем, что добро и зло в нем может быть равнозначным, а в сказке добро побеждает зло без каких-либо для себя потерь;

8) наличие потустороннего мира и его проявлений;

9) полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все (как и в сказке).

Этот последний признак один из наиболее важных и определяющих для жанра фэнтези. Он отделяет его от научной фантастики, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать мир научно или псевдонаучно. Фэнтези не требует подобного.

Главный признак фэнтези - описание того, что заведомо невозможно в нашем мире. Соответственно, среди перечисленных признаков важнейшим следует назвать наличие иного мира, созданного с определенной целью и обладающего свойствами, нехарактерными для реального мира. Сверхъестественное предполагает магию, которая и объясняет все непонятное. В произведении фэнтези герой может использовать ковер-самолет или шапку-невидимку. Это волшебные предметы, и пояснять принципы их действия нет ни необходимости, ни смысла. В научно-фантастическом произведении читатель столкнулся бы с пространным объяснением, почему и как работает шапка- невидимка, и называлась бы она каким- нибудь научным термином. В фэнтези могут появиться любые фантастические элементы без всяких объяснений и ограничений, так как фэнтези является своего рода фантастическим хаосом, космосом ничем не ограниченного творческого воображения, миром непредвиденной случайности, где все может случиться, и где каждый может стать победителем независимо от своих моральных качеств. Отсутствует необходимость обязательного объяснения при введении в текст фантастических элементов.

Итак, особый, похожий на сказочный мир фэнтези и магия - основные признаки любого произведения в данном жанре. Другие из перечисленных признаков тоже могут присутствовать, но не являются обязательными. Именно первые два можно считать основными при определении, является произведение фэнтези или нет.

Этот жанр развивает фантазию, а фантазия - это тоже творчество, только еще не оформленное делом. Хороший жанр.Да и хочется и взрослым людям верить в чудеса. Это же так здорово. Читая фэнтези, учишься мыслить не так, как все,- Анджей Сапковский.

Виды

Классическое

Классическим назовём фэнтези, действие происходит в антураже (контексте) средневекового оружия и замков. Средства передвижения - лошади или какие-нибудь другие, порой несуществующие, животные. Здесь всё "древнее" - оружие, доспехи, постройки, представления о мире. Как правило герои являются язычниками, верящие в многобожье.

Иногда присутствует одна, человеческая, раса, иногда разумных народов много: эльфы, гномы, орки, полурослики и так далее. Часто в созданных воображением автором мирах живут драконы, грифоны, единороги и прочие мифологические существа. В принципе, населить фэнтези-реальность можно абсолютно любыми созданиями, и совершенно неважно, из каких легенд они пришли.

Теперь, что касается реальностей, в которых разворачиваются действия произведений этого вида. Это может быть Земля, либо древняя, либо после некоего природного или, скажем, ядерного катаклизма, когда произошёл возврат к холодному оружию и колдовству. Иногда такой мир населен мутантами, возникшими в результате катастрофы. Они могут выполнять функции иных рас или чудовищ. Или, например, способность к волшебству объясняется генетическими изменениями.

Другой вариант, когда действие происходит на другой планете, где также живут гуманоиды или просто люди. Порой они могут путешествовать с планеты на планету при помощи порталов.

фэнтези ролевое героическое герой

Также действие может разворачиваться в параллельной реальности. В таком случае часто герои переходят из одной реальности в другую.

Иногда в данном виде фэнтези присутствуют различные артефакты, которые отличаются от окружающих техническим уровнем. Это, как правило, или механизмы, оставшиеся от прежних, более развитых, но потом исчезнувших рас, или инопланетные изобретения. Герои даже могут ими пользоваться, при этом не понимая принципа работы и считая предметы магическими. В качестве примера можно привести роман Карла Вагнера "Кровавый камень", где Кейн находит машину пришельцев и запускает её.

Тем не менее, это ещё не "космическое фэнтези", так как данные атрефакты не являются органичной частью мира, в котором находятся и воспринимаются как волшебные.

Можно в этом же разделе упомянуть о первобытном фэнтезе, а можно выделить в отдельный вид. Антуражем данного вида является племенной строй, в котором живут герои, многобожье, каменные наконечники для копий и стрел, иногда мамонты и саблезубые тигры. Причём, не обязательно действие происходит на древней Земле. Оно может иметь место и в постапокалиптическом будущем. Примером этого вида является "Чёрная кровь" Ника Перумова и Святослава Логинова.

Урбанистическое

О городском фэнтези заговорили, по большому счёту, после экранизации романов Сергея Лукьяненко "Ночной дозор" и "Дневной дозор", вернее, уже после первого. Всплеск интереса к данному виду объясняется, в первую очередь, удачной работой создателей фильмов и той атмосферой, которую они создали. Её поддержали такие компьютерные игры, как "Vampires. BloodMascarade" и "BloodRaine". И действительно, "маскарад" иных, выдающих себя за обычных людей, завораживает. Интрига в стиле "чужие среди нас" под мистическим соусом завладела вниманием поклонников фэнтези.

Следует отметить, что этот вид существовал и раньше, и у него есть вполне определённые предшественники (вспомним хотя бы "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова). Отличительными его чертами является, конечно, то, что действие происходит в современном читателю мире, возможно, в его родном городе. Здесь не так часто можно встретить мечи и доспехи, зато магии и вообще сверхъестественного - хоть отбавляй.

Технофэнтези

Этот вид отличается смешением классического фэнтези и космической фантастики. В качестве примера приведём роман Аттанасио "Тёмный берег", в котором есть и бластеры, и межзвёздные корабли, и самая настоящая магия, которую излучает звезда под названием Чарм (магия называется так же), то есть "очарование". Герои носят амулеты, которые поглощают излечение космического тела и преобразуют в магию. Имеются и колдуны, и император, и космический десант. Главный же герой по имени Котяра - гуманоид с головой и способностями кошки - оказывается заколдованным человеком.

Как правило, в произведениях такого рода не объясняется, зачем пользоваться мечами, если есть бластеры, но ведь и в боевиках нам не говорят, почему якудзы бегают с каттанами, если есть пистолеты и автоматы. Так что будем снисходительны, тем более, что есть очень хорошие образцы данного вида фэнтези, например, чрезвычайно оригинальное и увлекательное произведение Веры Камши "Чакра Кентавра".

Аллегорическое

Этот вид ближе всего к сказкам. Здесь фэнтези используется обычно как литературный приём, зачастую иносказательно раскрывающий нам мысль автора. Редкий и не очень популярный. В качестве примера назовём произведение Сергея Булыги "Дваждырог".

Пародийное и фанфикшн

Пародийное. С этим видом всё, в общем-то понятно. Пародируются клише и штампы фэнтези, высмеивается их повторяемость. Например, в романе Йена Бэнкса "Шаги по стеклу" одна из сюжетных линий пародирует героическеофэнтези, а особенно героя-варвара, которые представлении непроходимо тупым качком, умеющим только рубить всех подряд, и которым управляет некое маленькое существо, сидящее у него на плече, используя его для своих целей. Причём герой совершает "подвиги", напоминающие подвиги Геракла, он даже спускается в Тартар, где встречает Харон, Цербера и Медузу Горгону. Некоторые, считающие книги о Гарри Потере фэнтези, относят сюда же "Таню Гроттер" и "Пори Гаттера".

Фанфикш (сочинения поклонников) может быть двух видов - пародийный и серьёзный. Первый пародирует произведения (это чаще) или стиль любимого писателя. Можно привести в качестве примера "Дневники хранителей", "Ашназг…", а также множество произведений, пародирующих "Властелина колец". Как правило, чем больше по объёму произведении, тем дальше оно от фанфикшна и ближе к пародии.

Серьёзныйфаншикш может быть продолжением какой-либо из сюжетных линий любимого произведения, содержать предысторию событий, имевших место в книге, рассказывать о судьбе некого персонажа и прочее.

Это что касается типов и видом фэнтези. Теперь переёдём к штампам и клише, которые, по сути, и сделали фэнтези отдельным жанром, придав ему сюжетное и стилистическое единство, обеспечив ему определенную стабильность.

Типы фэнтези

В этой главе речь пойдёт именно о типах, а не о видах фэнтези. Эти понятия не следует путать, иначе может получиться путаница. Что бы этого избежать сразу выделим два типа фэнтези: героическое, героико-эпическое, ролевое и эпико-ролевое. Разберёмся по порядку, что означают эти названия.

Героическое.

Этот тип берёт начало в мифах, в том числе, древнегреческих. Вспомним Гераклаи сравним его с незабвеннымКонаном: одинаково накачаны, завёрнуты в шкуры, сокрушают с одинаковой лёгкостью и людей и огромных чудовищ. Они полагаются на силу своих мышц, ловкость и покровительство богов.

Очевидно, что главный герой книг данного типа справляется со всеми неприятностями в одиночку. За это его и любит читатель. Как правило, подобные произведение нельзя даже назвать романами в полном смысле этого слова, поскольку герой в течение повествования не меняется, не проходит путь духовного роста, что для романа вообще-то является обязательным критерием. Например, "Путешествия Гулливера" многие литературоведы не считают романом, называя повестью. И объём здесь не имеет значения.

Итак, герой неизменен, а, стало быть, предсказуем. И в этом одно из его главных достоинств. Он не разочарует и не подведёт. Мы уверены, что зло будет повержено, слабые защищены, а благородство и честь восторжествуют. ТаковКонан и прочие варвары.

Здесь следует вспомнить о персонаже Карла Вагнера Кейне, то бишь, библейском Каине, первом в истории человечества убийце, более того, братоубийце, превратившемся по воле писателя в персонажа фэнтези. Он тоже считается варваром, но здесь намечается отход от образа-клише. Кейн - жестокий убийца, проклятый Богом и владеющий магией. Он противопоставлен Конану, который не терпел несправедливости и ненавидел колдунов, считая их трусами, неспособными сражаться так, как подобает настоящим мужчинам - мечом и силой мышц. Он всегда предпочитал открытые схватки лицом к лицу, а не чёрную магию, действующую исподтишка, на расстоянии.

Героико-эпическое.

Если герой книги становится свидетелем конца и возрождения мира, или если о каждом персонаже помещаются исчерпывающие сведения на двух-трёх страницах (откуда появились его предки, кто на ком женился, чем прославились представители рода, когда и где родились родители родителей героя и так далее; то же самое может быть рассказано о местности, народности или просто городе), то это эпическое фэнтези.

Ролевое.

В произведениях данного типа герой не одинок. Ему помогают несколько друзей или соратников, причём каждый из них умеет делать что-то особенное, что отличает его от других и помогает выпутываться из различных ситуаций. Поэтому все герои важны, каждый может пригодиться. Каждый имеет свою "роль" в отряде. На этом типе фэнтези основаны многие компьютерные игры в жанре RPG, например, такие, как "Врата Бальдура" и "NeverWinterNights". Можно выделить следующих героев, которые почти всегда присутствуют в современных образцах данного типа фэнтези: воин, маг, вор. Бывают также берсеркеры или герои со "специализацией", например, такие, которые имеют способность, недоступную другим.

Эпико-ролевое.

Куда более интересным представляется эпико-ролевое фэнтези, отличающееся от ролевого так же, как героико-эпическое отличается от героического.

Здесь также присутствуют такие признаки эпоса, как цикличность мира (его умирание и возрождение), а также генеалогические деревья персонажей, стран и местностей. В примитивных, подражательных книгах авторы рассказывают обо всех героях подряд, словно задаются целью набрать такой объём, за который им лучше заплатят. Что ж, это остаётся на их совести, а мы поговорим о романе, из которого "слова не выбросишь". Это "библия" толкинистов и просто поклонников фэнтези Властелин колец" Дж.Р. Р. Толкиена.

Здесь героев аж девять: следопыт (АрагорнДунадан), лучник (Леголас), маг (Гэндальф), гном с секирой (Гимли), воин (Боромир), а также четыре хоббита, один из которых, по имени Фродо, несёт кольцо (и только он дин может его нести), а другой, Сэм, во всём ему помогает (и без него первый не справился бы). Более того, у Сэма есть очень важная роль - он слуга. Двое же оставшихсяполурослика - просто смешные приятели и преданные друзья. Это то, что касается "ролей" романа.

Эпическое же начинается с самого начала. Главы "О хоббитах", "О трубочном зелье", "О благоустройстве Хоббитании" (Шира), "О том, как нашлось кольцо" сразу настраивают нас на соответствующий лад, хотя последняя служит скорее напоминанием-синопсисом. Да и сама форма повествования в виде "летописей" говорит нам о том, что перед нами - эпопея.

Некоторые путают фантастику и фентези поэтому различие заключается в следующем:

В фантастике в основном все рассматривается с научной точки зрения, в ней события происходят в мире, который отличается от современного исторической, физической или технологической реальностью. В таких произведениях используются машины или приборы, которые на момент написания книги еще не существовали. Чем отличается фантастика от фэнтези? Тем, что идеи писателей в будущем находят свое отражение в техническом прогрессе.

Также имеется сочетание жанров фентези и фантастика, например:примеры фантастики-фентези Серия книг сталкер.

«Зона поражения», «Эпицентр удачи», «Закон Стрелка», «Закон меченого», «Линия огня», «Тени чернобыля», «Слепое пятно» (пост апокалипсис).

Книги серии сталкер это собрание повестей о сталкерах. Они написаны на основе книги братьяев Стругацких «Пикник на обочине». В каждой книге практически место действие Чернобыль. Но каждая книга несёт другой сюжет и другое мировоззрение. Благодаря братьем Стругацким, которые разрешили другим писать по мотивам своей книге. Появилась целая вселенная написанная разными писателями. Сталкеры выступают и в роли злодеев и героев, духов, призраков и даже военных. И при этом эта литература имеет разно жанровый образ. Например приключение, боевик, психологический, хоррор, фантастика, мистика, детектив и наконец главное определяющее этому всему – фентези.

Фентези имеет разнообразное влияние на человека. Оно развивает фантазию, воображение и способствует духовному развитию человека. Этот жанр имеет также философские идеи, поднимает моральные, нравственные идеи. В основном несёт некую идеалистическую форму добра, а иногда равновесия добра и зла например как в Китае инь и янь. В китайскихфентези это часто можно встретить.

Источники.

Сайты: http://studbooks.net, xreferat.com,cyberleninka.ru,http://mirznanii.com

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1881.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...