Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полный набор полей ввода информации об ОНИ




20011 - Основное наименование ОНН

Наименование - $а Феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии
Сведения, относящиеся к наименованию - $е Исследование комплекса идеологических, экономических и технических условий сложения уникальной эстетики тканых орнаментов на обрядовых и праздничных полотенцах, выполненных в технике одностороннего двухуточного браного ткачества (как одной из поздних разновидностей узорного ткачества) в восточной части Владимирской губернии, что и составляет феномен , т.к. в других территориях, например, на Вологодчине, применение тех же ткацких приёмов, но с иной пряжей и меньшей плотностью ткачества не привело к выдающимся результатам. Не выявлено там и сложно разработанных орнаментов, выполненных в указанной технике. Исследование и реконструкция утраченной технологии одностороннего двухуточного браного ткачества Данная поздняя разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым - узорным - утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве.
Наименование части ОНН - $i Исследование технологии и комплекса условий сложения уникальной эстетики тканых орнаментов на обрядовых и праздничных полотенцах, выполненных в технике одностороннего двухуточного браного ткачества в восточной части Владимирской губернии, областной школой «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ (руководитель Фёдорова Г.А.)
Язык наименования - $z Русский

 

5001# - Унифицированное наименование ОНН

Наименование - $а Исследование и реконструкция технологии одного из подтипов традиционного узорного ткачества на востоке Владимирской губернии
Наименование части ОНН - $i  
Язык наименования - $z Русский

 

5101# - Параллельное наименование ОНН

Наименование - $а Двухуточное браное ткачество на верхнем цепу в восточной части Владимирской губернии
Сведения, относящиеся к Исследования, реконструкция

 

наименованию - $е В отличие от традиционного двухуточного браного ткачества, при котором узор выбирается по всем нитям основы создаваемой ткани, в данной технологии узор выбирается при раскрытом ткацком зеве (нажатой подножке ткацкого стана) на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (на верхнем цепу).
Наименование части ОНН - $i  
Язык наименования - $z русский

 

5171#-Другие варианты наименования ОНН

Наименование - $а Исследование феномена позднего подвида традиционного узорного ткачества восточной части Владимирской губернии
Сведения, относящиеся к наименованию - $е Реконструкция технологии
Язык наименования - $z Русский

 

852 - Регистрация ОНН

Наименование организации - $а Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества»
Наименование фонда или коллекции - $b Фонд оцифрованных фотографий полотенец по результатам экспедиций и музейных исследований областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ, личная коллекция полотенец руководителя школы Фёдоровой Г.А.
Адрес организации - $с 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72; 32-55-42 e-mail: ocnt@vinfo.ru
Идентификатор ОНН - $m  
Непубликуемое примечание - $х  
Публикуемое примечание- $у  

 

686 - Классификация ОНН

Система классификации-$2  
Значение -$а[1] Знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами

 

620 - Текущее бытование ОНН

Страна - $а Российская Федерация
Республика / штат / провинция и т.п. - $b  
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. — $с Владимирская область
Населенный пункт - $d г. Владимир
Место бытования -$е  

 

6210# - Историческое бытование ОНН

Тип описания - Инд.1 Незаурядные эстетические особенности обрядовых и праздничных полотенец сложились на базе развития технологии одностороннего двухуточного браного ткачества в приклязьменской полосе востока Владимирской губернии благодаря наличию в этой местности комплекса благоприятных идеологических, экономических и технических условий.
Страна - $а Российская Империя
Республика / штат / провинция и т.п. - $b  
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. -$с Владимирская губерния Вязниковский уезд
Город - $d Вязники
Место бытования - $е Г.Вязники. Деревни: Перово, Ильина Гора, Кудрявцево, Олтушево, Липовская Усадьба, Малые и Большие Удолы, Сельцовы Деревеньки, Козлово Вязниковского уезда
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. — $с Владимирская губерния Гороховецкий уезд
Город - $d Гороховец
Место бытования - $е Г.Гороховец. Деревни: Малые Лужки, Мелкишево Гороховецкого уезда
Дата/ Дата начала - $f 1860 -1870 - е годы.
Событие - $g  
Сезон - $h  
Дата окончания - $i 1920 -е годы

 

300 - Краткое описание ОНН

Краткий текст описания - $а Феномен одностороннего (на верхнем цепу) двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии выявлен многочисленными экспедициями Областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» ГАУК ОЦНТ, г.Владимир. Специфика технологии восстановлена руководителем школы Фёдоровой Г.А. Комплекс идеологических, экономических и технических условий, способствовавших формированию этого феномена, отражён в пяти публикациях Фёдоровой Г.А. (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Ковров, 1996-2010). Показано различие художественных результатов, достигнутых при применении одного и того же способа узорного ткачества на верхнем цепу, на востоке Владимирской губернии и в Вологодской губернии вследствие указанного комплекса условий. Узорное ткачество называется браным, когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани. При традиционном двухуточном браном ткачестве пробираются все нити основы ткани. По бральнице вводится вспомогательная доска, которая затем поворачивается на ребро. Тем самым открывается узорный ткацкий зев. В него и прокидывается справа налево вторым челноком образующий узор утолщённый, чаще всего красный уток. С помощью ряда манипуляций узорный зев, соответствующий первой строке браного орнамента, «запоминается» и может быть вновь раскрыт уже без необходимости повторного пробора нитей. Производятся эти манипуляции позади устройства, связанного с двумя подножками и разделяющего нити основы на чётные и нечётные. Затем нажатием подножки раскрывается рабочий зев между чётными и нечётными нитями основы, в него первым челноком пробрасывается рабочий (фоновый) уток, создающий полотняное переплетение ткани полотенца, служащей фоном для расположенных над и под ним нитей браного узора (аналогично счётной вышивке набором). Узорный уток может перекрывать собою 1,3,5 или 7 (обычно не более) нитей основы. Для обратного провода слева направо узорного утка рабочий зев закрывается, восстанавливается «запомненный» узорный зев первой строки орнамента. После этого наступают на вторую подножку и проводят слева направо рабочий уток. «Запоминание» узорного зева первой строки орнамента сохраняется и далее, если геометрический браный узор симметричен по горизонтали: он ещё понадобится при тканье последней строки орнамента. Так же поступают со следующими строками орнамента до оси его горизонтальной симметрии. Орнамент на лицевой и изнаночной сторонах полотенца соотносятся между собой как позитив и негатив (инверсия). При одностороннем браном ткачестве орнамент строится так, что узорный уток всегда проходит над пятью нитями основы (чётными и нечётными). Ближайший соседний элемент орнамента отделён от предыдущего

 

  тремя нитями основы. Но дощечкой-бральницей пробираются только нити, оказавшиеся наверху (на верхнем цепу) при раскрытом с помощью нажатой   подножки рабочем зеве. Например, это чётные нити основы. При наборе первой строки орнамента бральницей опускаются две нити, поднимаются две, затем снова опускаются две и т.д в соответствии со схемой орнамента. На участках, соответствующих фону, чётные нити основы проходят над  дощечкой-бральницей (подняты). В образовавшийся из чётных нитей основы узорный зев справа налево прокладывается узорный уток. Этот зев «запоминается» только в том случае, когда ткётся симметричный по горизонтали геометрический орнамент. Переступая по подножкам, меняем рабочий зев на противоположный, пробрасываем справа налево рабочий уток. На востоке Владимирской губернии в некоторых полосах орнамента использовался нелиняющий красный хлопчатобумажный рабочий уток, что деликатно подцвечивало фон узора. Вновь переступаем по подножкам - и на верхнем цепу опять оказываются чётные нити основы. Дощечкой-бральницей пробираются нити в соответствии со второй строкой орнамента. За исключением специальных случаев (например, колонны и ноги на приводимом в качестве иллюстрации укрупнённом фрагменте орнамента полотенца JI.CЛбовой), поднятые и опущенные чётные нити основы смещены в шахматном порядке  относительно первой строки орнамента. Узорный уток прокладывается в узорный зев слева направо. Переступив по подножкам, пробрасываем и рабочий уток слева направо. Третья строка орнамента набирается после ещё одного переступания по подножкам, когда чётные нити вновь оказываются на верхнем цепу, оба челнока справа.   На участках фона пухлый узорный уток оказывается плотно зажатым полотняными переплетениями рабочего утка с охватывающими узорный уток нитями основы, что делает ткань более жёсткой и скорее наращивает её длину. Пушистый в несколько сложений белый хлопчатобумажный уток создаёт выразительный выпуклый орнамент на лицевой стороне изделия. Изнаночная сторона представляет собой как бы репсовый фон с перетяжками белого или красного рабочего утка на местах выпуклой лицевой стороны.  

 

 

 


___________________________________________________

  Людмила Семёновна Лбова, 1925 г.р., д. Сельцовы Деревеньки Вязншсовского р-на и полотенце, сотканное её матерью Марией Михайловной Романовой, 1895 г.р. в той же деревне. Фотографии Федоровой Г.А., 21.09.2007. (Первая фотофиксация - 6 августа 1996 г.)

 




 

 

                                          Слева - свадебное полотенце из семьи старообрядки Марии Яковлевны Старостиной, 1920 г.р., д. Ильина Гора. Принадлежало её матери  Марии Васильевны Крюковой (1884-1962), родившейся в д. Олтушево в староверческой семье и вышедшей замуж за «церковного» из Ильиной Горы. Фото Г.Фёдоровой, 11 октября 1995 г.  Справа - праздничное полотенце на зеркало (возможно, ранее - на икону) из семьи Клавдии Григорьевны Седуниной (1912-1997), д.Перово. По словам К.Г.Седуниной, полотенце было соткано в семье свекрови её свекрови («из староверов») из другой деревни.. Фото Г.Фёдоровой. Первая фотофиксация - 9 июля 1995г. Представленная фотография сделана осенью 1998 г. после того как полотенце по завещанию К.Г.Седуниной было передано её родственниками в коллекцию Г.А.Фёдоровой. Перово и Ильина Гора, практически слившиеся в настоящее время деревни, расположены на правом берегу р.Клязьмы в Вязниковском районе.

 

           

 

 

                                                    

  Слева - полотенце Александры Васильевны Каманиной (младшая их шестерых детей в семье, 1918 г.р.), г. Вязники. Полотенце соткано её матерью, Пелагеей Ивановной Полянской, в замужестве Терёхиной (1870-1957) в д. Липовская усадьба на левом берегу р. Клязьмы, до её свадьбы в 1900 г. и переезда в д.Илевники за реку. Фото Г.Фёдоровой, 1 сентября 1995 г. Справа - полотенце Нины Тимофеевны Осиповой (1922 г.р.), д.Кудрявцево - из приданого её матери, Ирины Герасимовны Фроловой 1898 г.р из д. Козлово, расположенной в левобережье Клязьмы за многочисленными её   старицами на границе с бескрайними болотами. Кто ткал - неизвестно. Фото Г.Фёдоровой, 11 октября 1995 г. Все населённые пункты - Вязниковского района.

            

 

 


                                                                

  Полотенце Натальи Константиновны Панфиловой, 1910 г.р., д. Олтушево. Мать её, Ломакина (1880-1972), была родом из д. Большие Удолы по правую сторону р.Клязьмы. Вышла замуж в д.Ильина Гора в 1903 г. Ткала «браное и столешники  клетками», холсты, потом половики Фото Г.Фёдоровой, 27 июня 1996 г. Все населённые пункты - Вязниковского района.

 

 

 

 


                                                                               Полотенца. 1.Н70-е Владимирская губ. Кат. 40, 41

  Два полотенца из фондов Государственного Русского музея, фотография из издания . «Русское народное ткачество и керамика: каталог выставки». Л., 1976. С.10,33. Полотенца приобретены в 1960 г. во Владимирской области экспедицией ГРМ  в составе В.А.Фалеевой и М.Н.Петай. Сотканы З.И.Каратыгиной (1860 г.р.) из д. Малые Лужки Красносельской вол. Гороховецкого уезда.

 

                                                

 

316 - Примечания об особенностях ОНИ

Тип особенности - $9 Исключительная ценность выявленного феномена подтверждена сравнительными исследованиями, проведёнными в этнографических экспедициях и в фондах музеев Владимирской и Вологодской области
Краткий текст - $а Одностороннее двухуточное браное ткачество (иначе: двухуточное браное ткачество на верхнем цепу) проникло и закрепилось в крестьянском ткачестве во второй половине XIX в. под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся текстильной промышленностью, например, на востоке Владимирской губернии, на территории вокруг Великого Устюга Вологодской губернии, в других местностях. Для вологодских крестьян характерна была средняя плотность ткачества холста (примерно 16-18 нитей/см по основе и по утку) и применение в качестве второго (узорного) утка сдвоенной гладкой белой льняной нити. Вследствие этого орнамент на лицевой стороне изделия получался растянуто-плоским и маловыразительным. Жёсткость узорных концов полотенец увеличивалась незначительно. Плотность ткачества тонких холстов в Вязниковском и Гороховецком уездах Владимирской губернии была гораздо выше - до 24-26 нитей/см. Применение в качестве узорного утка белых пушистых хлопчатобумажных нитей в несколько сложений превращало каждый выбранный по счёту нитей элемент орнамента в равноосный белый бугорок на белом (как на Вологодчине) или часто на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Специфика технологии одностороннего двухуточного браного ткачества при использовании массивного узорного утка приводит к существенному повышению жёсткости декорированных концов полотенца, что выводит такое изделие из круга предметов утилитарного назначения, а в качестве обрядово-праздничного делает его ещё более выигрышным. Среди полотенец, отложившихся в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в научно-экспедиционном архиве Детско-юношеского центра «Школа традиционной народной культуры» Департамента образования Вологодской области, не оказалось экземпляров полотенец с такими густо заполненными и уникально разработанными орнаментами, как образцы из Сельцовых Деревенек, Перово Вязниковского уезда и ряд других из нескольких десятков к настоящему времени выявленных полотенец востока Владимирской губернии. В большинстве исследованных крестьянских полотенец Вологодской губернии, концы которых выполнены в технике двухуточного браного ткачества на верхнем цепу, обнаруживаются небольшие ошибки-сбои в строчках набора, что говорит о недостаточности опыта ткачих в разработке сложных орнаментов в указанной технике

 

 

  (в отличие от привычного традиционного браного ткачества). В то же время, на Вологодчине была достаточно развита традиция сочетания в одном изделии («строчах» для оформления подола обрядовой женской рубахи) двух ткацких техник. Между двумя или тремя полосами традиционного двухуточного браного ткачества (преимущественно с красным узорным утком) заключались неширокие белые браные полоски, сотканные на верхнем цепу. В Грязовецком уезде такие «строчи» ткались по синей основе. Как правило, все они были вытканы безошибочно. Необходимость соткать 4-5 одинаковых «строчей» на окружность подола одной рубахи автоматизировала расчёт обычно несложных геометрических орнаментов. Какое-то количество «строчей», вероятно, производилось и на продажу. Иное дело - произвести расчёт более сложных широких орнаментов на праздничное или обрядовое полотенце. За пределами выявленного к настоящему времени в восточной части Владимирской губернии ареала создания полотенец со сложно разработанными орнаментами, вытканными на верхнем цепу (восточная граница ареала пока не уточнена) также встречаются экземпляры с сочетанием двух техник браного двухуточного ткачества. Отметим, что и здесь иногда можно найти ошибки в наборе именно в полосах одностороннего двухуточного браного ткачества. Например, это полотенце из фондов Муромского историко- художественного музея, а также два полотенца с юга Костромской губернии (Российский этнографический музей. Русские. Коллекция №321, сбор 1903 г.). Видимо, среди ткачих распространялась своего рода мода на эту новинку последней трети XIX в. Наш вывод об исключительной ценности полотенец востока Владимирской губернии, сотканных в технике двухуточного браного ткачества на верхнем цепу, подтверждается и оценкой искусствоведа из Государственного Русского музея Э.Корсун: «Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке владимирские полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета». Экспедицией музея в составе В.А.Фалеевой и М.Н.Петай в 1960 г. недалеко от Гороховца в д. Малые Лужки были приобретены два полотенца, предположительно 1870-х годов. Соткала их З.И.Каратыгина 1860 г.р. Отметим, что этот факт и цитированная публикация не были известны владимирским исследователям до начала обработки собственных экспедиционных материалов.
  1.Фёдорова  Г. А. Вязниковские находки // Народное творчество. 1996. №3. С. 15-16. 2.Фёдорова  Г.А. Браное ткачество и строчевышивальные промыслы крестьян Гороховецкого уезда и сопредельных территорий /Традиционные ремёсла и промыслы// Традиционная культура Гороховецкого края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.1. М.,2004. С.264-292. 3.Просина     С.В. Женские ремёсла / Промыслы и ремёсла // Традиционная культура Муромского края:

 

  экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.2. М., 2008. С. 437 (со ссылкой на предыдущее издание по Гороховецкому краю, с. 264-292). 4.Фёдорова  Г.А. О типологии браного ткачества на северо-востоке Владимирской губернии и на Вологодчине (конец XIX - начало XX в ).//Г1роблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.,2006. С. 45-49. Иллюстрации - приложение в электронном виде («Презентация»). 5.Фёдорова  Г.А. Узорное ткачество восточной части Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Возможная роль старообрядчества //Традиционная культура и христианство во Владимирском крае: сб. статей по материалам III научно-практической конференции. Владимир, 28.11.2008. Вып. 3. Владимир, 2009. С. 4-8. 6.Фёдорова  Г.А.Феномен одностороннего браного ткачества северо-востока Владимирской губернии и полотенца на иконы Вологодской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // «Российская провинция: история, традиции, современность». Рождественский сборник. Выпуск XVII. Ковров, 2010. С.169-175. 7.Русское народное ткачество и керамика: каталог выставки. JL, 1976. С.10. Фото полотенец З.И.Каратыгиной на с. 33., кат 40,41.

317 - Примечания о происхождении ОНН

Тип происхождения - $9 Историко-этнографическая характеристика
Краткий текст - $а Выявленный к настоящему времени ареал формирования феномена одностороннего двухуточного браного ткачества - достаточно узкая полоса по обоим берегам реки Клязьмы - заселён русскими, многие из них во второй половине XIX в. сохраняли приверженность к старообрядчеству, распространявшемуся в этих краях с XVII века. Практически все селения здесь принадлежали в XIX в. Удельному ведомству. Уездный город Вязники в XVII веке был дворцовой слободой, поставлявшей, в числе других материалов и продуктов, тонкий лён для царицыных ткацких мастерских1. Женщины Гороховецкого уезда славились в XIX в. умением удивительно тонко прясть и хорошо отбеливать льняные нити, известные по России под названием «гороховских». Их сбывали на Нижегородской ярмарке более чем на 2000 руб.2 серебром. Более всего их употребляли для ручного плетения кружев на коклюшках, но они прекрасно ложились и в изысканное ткачество. Приобретение высококачественной белой и нелиняющей красной хлопчатобумажной пряжи для применения в качестве второго узорного или временного рабочего (красного) утка не составляло проблемы в регионе, насыщенном бумагопрядильными, красильными, миткалёвыми и ситцепечатными заведениями.

 

  Крестьяне многих селений, из которых происходят полотенца исследуемой группы, во второй половине- конце XIX в. работали светёлочными и надомными ткачами у вязниковского мануфактуриста-старообрядца Василия Фёдоровича Демидова (ум. 1882 г). Его характеризуют как «человека редкой предприимчивости, неоднократно получавшего на промышленных выставках золотые и серебряные медали за качество выпускаемой продукции»3. Эти крестьяне ткали льняные полотна, тонкие и плотные, для чего к их домашним традиционным ткацким станам требовались бёрда соответствующих высоких номеров, ими также снабжал В.Ф.Демидов. Такие бёрда сохранились в фондах Вязниковского историко-художественного музея. Известно, что концентрация старообрядцев среди текстильных фабрикантов России на порядок превосходила их процентное отношение к общему числу населения. Они отличались довольно тесными профессиональными и духовными связями. Можно предположить, что именно на этой почве и мог сложиться синтез новой текстильной технологии и эстетики «ревнителей древлего благочестия». Думается, что изысканный бело-розовый колорит исследуемых полотенец как нельзя более соответствовал представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве. От старообрядцев это искусство воспринималось соседями или даже родственниками «церковными» (см. приведённый в подписи под фото пример Марии Васильевны Крюковой из д. Олтушево; на крещёной старообрядке женили младшего брата отца Пелагеи Ивановны Полянской в д. Липовская усадьба, почти одногодки стали подругами). Исследования Наталии Юрьевны Данченковой, проведённые на ином, музыкальном материале, показали, что в таком разноконфессиональном регионе воздействие старообрядческой духовности проявилось в чертах своеобразия восточно-владимирской фольклорной традиции., отличной как от фольклорных формаций старообрядческого толка, так и от фольклорных традиций, бытовавших в сопредельных районах. Ставшая предметом изучения традиция причитывания восточной Владимирщины связана с двумя обрядовыми комплексами: похоронно-поминальным и свадебным. А ведь именно со свадебным циклом связан обширный корпус обрядовых полотенец. Создание обрядовых и праздничных полотенец в технике одностороннего двухуточного браного ткачества во Владимирской губернии не выходило на уровень промысла, ткали для себя и для родни. Хитро-мудрое ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг. Именно в старообрядческих семьях и в семьях удельных крестьян при их более высоком благосостоянии желание заниматься богоугодным рукоделием подкреплялось экономической возможностью.
Ссылка на источник примечания - $u 1. Якобсон АЛ. Ткацкие слободы и сёла в XVII в. М.- JL, 1934. 2. Владимирский сборник. М., 1857. С. 13. 3. Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. С. 141-142. 4. Данченкова Н.Ю.Традиционные причитания Владимирской области.. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М. 1997. 5. Фёдорова Г. А. Вязниковские находки // Народное творчество. 1996. №3. С. 15-16. 6. Фёдорова Г.А. Браное ткачество и строчевышивальные промыслы крестьян Гороховецкого уезда и
  Сопредельных территорий/ Традиционные ремесла и промыслы// Традиционная культура Гороховецкого края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.1. М.,2004. С.264-292. 7.Федорова Г.А. о типологии бранного ткачества на северо-востоке Владимирской губернии и на Володчине (конец XIX- начало ХХ в) // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2006. С.45-49. Иллюстрации- приложение в электронном виде («Презентация»). 8.Федорова Г.А. Узорное ткачество восточной части Владимирской губернии второй половины XIX- начала ХХ вв. Возможная роль старообрядчества// Традиционная культура и христианство во Владимирском крае: сб. статей по материалам III научно-практической конференции. Владимир, 28.11.2008. Вып.3 Владимир, 2009. С.4-8 9.Федорова Г.А. Феномен одностороннего бранного ткачества северо-востока Владимирской губернии полотенца на иконы Вологодской губернии (вторая половина XIX- начало ХХ века) // «Российская провинция: история, традиции, современность». Рождественский сборник. Выпуск XVII. Ковров, 2010. С.169-175.

 

318 - Примечание о действии над/ с ОНИ

Тип действия - $9 Исследование и популяризация феномена одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии
Целевое действие - $а Привлечение местных жителей, сотрудников музеев, участников фольклорных коллективов к выявлению и сохранению более широкого круга объектов исследования
Наименование действия - $b Этнографические экспедиции, сообщения на научных конференциях, публикации в научных и популярных изданиях, консультации.
Время действия - $с С 1995 г.
Периодичность действия - $d Ежегодно
Условие действия ("в связи с …”)-Se  
Регламент действия- $f  
Юридическая ответственность - $h Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества» 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72; 32-55-42 e-mail: ocnKja)yinfo.ru Руководитель областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ Фёдорова Галина Александровна

 


 

Метод действия - $i Экспедиции, публикации, консультации.
Место действия - $j Вязниковский, Гороховецкий, Селивановский, Муромский р-ны Владимирской обл., Шуйский р-н Ивановской обл.; Владимирская и Вологодская области; Москва, Санкт-Петербург; Российская Федерация
Исполнитель действия - $к Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ, руководитель школы Фёдорова Галина Александровна
Состояние (результат действия) - $1 Выявление нескольких десятков объектов исследования на востоке Владимирской области, в музеях Ивановской обл. расширение круга включающихся в исследования, как на местах, так и во Владимирской и Вологодской областях в целом, в Москве, Санкт-Петербурге, а также в центральной и северной России.
Непубликуемое примечание - $р  
Публикуемое примечание - $г  
Ссылка на источник примечания - $u 1.            Фёдорова Г. А. Вязниковские находки // Народное творчество. 1996. №3. С. 15-16. 2.Фёдорова  Г.А. Браное ткачество и строчевышивальные промыслы крестьян Гороховецкого уезда и сопредельных территорий /Традиционные ремёсла и промыслы// Традиционная культура Гороховецкого края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.1. М.,2004. С.264-292. 3.Просина     С.В. Женские ремёсла / Промыслы и ремёсла // Традиционная культура Муромского края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.2. М., 2008. С. 437 (со ссылкой на предыдущее издание по Гороховецкому краю, с. 264-292). 4.Фёдорова  Г.А. О типологии браного ткачества на северо-востоке Владимирской губернии и на Вологодчине (конец XIX - начало XX в ).//Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.,2006. С. 45-49.Иллюстрации - приложение в электронном виде («Презентация»). 5.Фёдорова  Г.А. Узорное ткачество восточной части Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Возможная роль старообрядчества /Традиционная культура и христианство во Владимирском крае: сб. статей по материалам III научно-практической конференции. Владимир, 28.11.2008. Вып. 3. Владимир,2009. С. 4-8. 6.Фёдорова  Г.А.Феномен одностороннего браного ткачества северо-востока Владимирской губернии полотенца на иконы Вологодской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // «Российская провинция: история, традиции, современность». Рождественский сборник. Выпуск XVII. Ковров, 2010. С.169-175. 7.Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология». Владимир, 2011. С. 28- 29.

 

 

318 - Примечание о действии над/с ОНН

Тип действия - $9 Реконструкция технологии
Целевое действие - $а Выявление технологической специфики в отношении оборудования, материалов, приёмов расчёта и вытыкания орнамента
Наименование действия - $b  
Время действия - $с С 2000 года
Периодичность действия - $d  
Условие действия ("в связи с ...") - $е  
Регламент действия- $f В соответствии с традициями народного ткачества
Юридическая ответственность - $h  
Метод действия - $i  
Место действия - $j г. Владимир, областная школа «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ, 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7, ОЦНТ.
Исполнитель действия - $к Фёдорова Галина Александровна, руководитель областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ. 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ.  Тел/Факс 8(4922)32-53-72; 32-55-42. e-mail: оспt@viпfo.ru.
Место действия - $j г.Вологда, Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» Департамента образования Вологодской области. 160001, г.Вологда, ул. Мальцева, 31, ДЮЦ ШТНК.
Исполнитель действия - $к Черёмушкина Ирина Алексеевна, педагог ткацкой мастерской ДЮЦ ШТНК, народный мастер Вологодской области. г.Вологда, ул. Мальцева, 31, ДЮЦ ШТНК. Тел/факс:8(8172)72-18-92. e-mail: shtnk_vologda@bk.ru
Состояние (результат действия) - $1 Реконструкция технологии, восстановление разрушенной временем преемственности традиции народного ткачества
Непубликуемое примечание - $р  
Публикуемое примечание - $r  
Ссылка на источник примечания - $u  

 

 

330 - Описательные примечания

Тип описания - $9 Аннотация
Содержание - $а   Одностороннее двухуточное браное ткачество (иначе: двухуточное браное ткачество на верхнем цепу) проникло и закрепилось в крестьянском ткачестве во второй половине XIX в. под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся текстильной промышленностью, например, на территории вокруг Великого Устюга Вологодской губернии. Для вологодских крестьян характерна была средняя плотность ткачества холста (примерно 16-18 нитей/см по основе и по утку) и применение в качестве второго (узорного) утка сдвоенной гладкой белой льняной нити. Вследствие этого орнамент на лицевой стороне изделия получался растянуто-плоским и маловыразительным. Плотность ткачества тонких холстов в Вязниковском и Гороховецком уездах Владимирской губернии была значительно выше - до 24-26 нитей/см. Применение в качестве узорного утка белых пушистых хлопчатобумажных нитей в несколько сложений превращало каждый выбранный по счёту нитей элемент орнамента в равноосный белый бугорок на белом (как на Вологодчине) или часто на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Специфика технологии одностороннего двухуточного браного ткачества при использовании массивного узорного утка приводит к существенному уплотнению и жёсткости декорированных концов полотенца, что выводит такое изделие из круга предметов утилитарного употребления, а в качестве обрядово-праздничного делает ещё более выигрышным. Среди полотенец, отложившихся в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в научно-экспедиционном архиве Детско-юношеского центра «Школа традиционной народной культуры» Департамента образования Вологодской области, не оказалось экземпляров с такими густо заполненными и уникально разработанными орнаментами, как образцы из Сельцовых деревенек и Перово Вязниковского уезда (и ряд других из нескольких десятков к настоящему времени выявленных полотенец востока Владимирской губернии). Это подтверждается и оценкой искусствоведа из Государственного Русского музея Э.Корсун: «Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке владимирские полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета» (Экспедицией музея в составе В.А.Фалеевой и М.Н.Петай в 1960 г. недалеко от Гороховца в д. Малые Лужки были приобретены два полотенца предположительно 1870-х годов. Соткала их в отмеченной технике З.И.Каратыгина 1860 г.р. Этот факт и цитированная публикация не были известны владимирским исследователям до начала обработки собственных экспедиционных материалов).

 

    Выявленный к настоящему времени ареал формирования феномена одностороннего двухуточного браного ткачества - достаточно узкая полоса по обоим берегам реки Клязьмы - заселён русскими, многие из них во второй половине XIX в. сохраняли приверженность к старообрядчеству, распространявшемуся в этих краях с XVII века. Практически все селения здесь принадлежали в XIX в. Удельному ведомству. Уездный город Вязники в XVII веке был дворцовой слободой, поставлявшей, в числе других материалов и продуктов, тонкий лён для царицыных ткацких мастерских4. Женщины Гороховецкого уезда славились в XIX в. умением удивительно тонко прясть и хорошо отбеливать льняные нити, известные по России под названием «гороховских». Их сбывали на Нижегородской ярмарке более чем на 2000 руб.5 серебром. Более всего их употребляли для ручного плетения кружев на коклюшках, но они прекрасно ложились и в изысканное ткачество. Приобретение высококачественной белой и нелиняющей красной хлопчатобумажной пряжи для применения в качестве второго узорного или временного рабочего (красного) утка не составляло проблемы в регионе, насыщенном бумагопрядильными, красильными, миткалёвыми и ситцепечатными заведениями. Крестьяне многих селений, из которых происходят полотенца исследуемой группы, во второй половине- конце XIX в. работали светёлочными и надомными ткачами у вязниковского мануфактуриста-старообрядца Василия Фёдоровича Демидова (ум. 1882 г). Его характеризуют как «человека редкой предприимчивости, неоднократно получавшего на промышленных выставках золотые и серебряные медали за качество выпускаемой продукции»6» Эти крестьяне ткали льняные полотна, тонкие и плотные, для чего к их домашним традиционным ткацким станам требовались бёрда соответствующих высоких номеров, ими также снабжал В.Ф.Демидов. Известно, что концентрация старообрядцев среди текстильных фабрикантов России на порядок превосходила их процентное отношение к общему числу населения. Они отличались довольно тесными профессиональными и духовными связями. Можно предположить, что именно на этой почве и мог сложиться синтез новой текстильной технологии и эстетики «ревнителей древлего благочестия». Думается, что изысканный бело-розовый колорит исследуемых полотенец как нельзя более соответствует представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве. Создание обрядовых и праздничных полотенец в технике одностороннего двухуточного браного ткачества во Владимирской губернии не выходило на уровень промысла, ткали для себя и для родни. Хитро-мудрое ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг. Именно в старообрядческих семьях и в семьях удельных крестьян при их более высоком благосостоянии желание заниматься богоугодным рукоделием подкреплялось экономической возможностью.
Ссылка на полное описание - $u 1.Фёдорова Г. А. Вязниковские находки // Народное творчество. 1996. №3. С. 15-16. 2.Фёдорова Г.А. Браное ткачество и строчевышивальные промыслы крестьян Гороховецкого уезда и сопредельных территорий /Традиционные ремёсла и промыслы// Традиционная культура Гороховецкого

 

 

  края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.1. М.,2004. С.264-292. 3.Фёдорова Г.А. О типологии браного ткачествана северо-востоке Владимирской губернии и на Вологодчине (конец XIX - начало XX в ).//Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.,2006. С. 45-49.Иллюстрации - приложение в электронном виде («Презентация»). 4.Фёдорова Г.А. Узорное ткачество восточной части Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Возможная роль старообрядчества /Традиционная культура и христианство во Владимирском крае: сб. статей по материалам III научно-практической конференции. Владимир, 28.11.2008. Вып. 3. Владимир,2009. С. 4-8. 5.Фёдорова Г.А.Феномен одностороннего браного ткачества северо-востока Владимирской губернии полотенца на иконы Вологодской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // «Российская провинция: история, традиции, современность». Рождественский сборник. Выпуск XVII. Ковров, 2010. С.169-175. 6.Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология». Владимир, 2011. С. 28- 29. 7. Русское народное ткачество и керамика: каталог выставки. Л., 1976. С.10. Фото полотенец З.И.Каратыгиной на с. 33., кат 40,41.  

 

333 - Примечания об особенностях распространения и использования

Тип примечания - $9 Способы передачи традиций
Краткий текст - Sa Индивидуальное обучение
Ссылка на источник примечания - $u  

 

333 - Примечания об особенностях распространения и использования

Тип примечания - $9 Средства выражения традиций
Краткий текст - $а Ткацкие схемы и наглядные пособия
Ссылка на источник примечания - $u  

 

 

334 - Примечания о наградах ОНН

Текст примечания - $а  
Название награды - $b Областная премия в области культуры, искусства и литературы коллективу областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» (руководитель Фёдорова Г.А.) за новаторский подход в деле исследования и возрождения старинных ремёсел, связанных с изготовлением и декоративным оформлением русского национального костюма.
Год присуждения - $с Ноябрь 2000 г.
Страна присуждения - $d Российская Федерация
Ссылка на источник примечания - $u Диплом лауреата

 

350 - Предметы, связанные с ОНН

Наименование Предмета - $а Ткацкий стан
Тип предмета - $9 Традиционное ткацкое оборудование
Роль Предмета - $х Ткачество
Особенности Предмета - $g Наличие частого берда: 8-9 пасм на 10 см
Публикуемое примечание - $r  
Непубликуемое примечание - $р  
Ссылка на расширенное описание - $u  

 

350 - Предметы, связанные с ОНН

Наименование Предмета - $а Аутентичные образцы ткачества из коллекции Фёдоровой Г.А.
Тип предмета - $9 Образец для копирования
Роль Предмета - $х Образец для воспроизведения традиции
Особенности Предмета - $g  
Публикуемое примечание - $r  

 

 

Непубликуемое примечание - $р  
Ссылка на расширенное описание - $u  

 

351 - Техники исполнения ОНИ

Наименование техники - $а Поздний подтип традиционного браного ткачества
Тип техники - $9 Браное ткачество
Описание техники - Sd Одностороннее двухуточное браное ткачество по частой льняной основе (8-9 пасм на 10 см) белым льняным или нелиняющим красным хлопчатобумажным утком и белым узорным утком из мягких хлопчатобумажных нитей в несколько сложений в соответствии с аутентичным образцом.. Пои одностороннем браном ткачестве орнамент строится так, что узорный уток всегда проходит над пятью нитями основы (чётными и нечётными). Ближайший соседний элемент орнамента отделён от предыдущего тремя нитями основы. Но дощечкой-бральницей пробираются только нити, оказавшиеся наверху (на верхнем цепу) при раскрытом с помощью нажатой подножки рабочем зеве. Например, это чётные нити основы. При наборе первой строки орнамента бральницей опускаются две нити, поднимаются две, затем снова опускаются две и т.д в соответствии со схемой орнамента. На участках, соответствующих фону, чётные нити основы проходят над дощечкой-бральницей (подняты). В образовавшийся из чётных нитей основы узорный зев справа налево прокладывается узорный уток. Этот зев «запоминается» только в том случае, когда ткётся симметричный по горизонтали геометрический орнамент. Переступая по подножкам, меняем рабочий зев на противоположный, пробрасываем справа налево рабочий уток. На востоке Владимирской губернии в некоторых полосах орнамента использовался нелиняющий красный хлопчатобумажный рабочий уток, что деликатно подцвечивало фон узора. Вновь переступаем по подножкам - и на верхнем цепу опять оказываются чётные нити основы. Дощечкой-бральницей пробираются нити в соответствии со второй строкой орнамента. За исключением специальных случаев (например, колонны и ноги на приводимом в качестве иллюстрации укрупнённом фрагменте орнамента полотенца JI.CЛбовой), поднятые и опущенные чётные нити основы смещены в шахматном порядке относительно первой строки орнамента. Узорный уток прокладывается в узорный зев слева направо. Переступив по подножкам, пробрасываем и рабочий уток слева направо. Третья строка орнамента набирается после ещё одного переступания по подножкам, когда чётные нити вновь оказываются на верхнем цепу, оба челнока справа. На участках фона пухлый узорный уток оказывается плотно зажатым полотняными переплетениями рабочего утка с охватывающими узорный уток нитями основы, что делает ткань более жёсткой и скорее наращивает её длину. Пушистый в несколько сложений белый хлопчатобумажный уток создаёт выразительный выпуклый орнамент на лицевой стороне изделия. Изнаночная сторона представляет собой

 

  как бы репсовый фон с перетяжками белого или красного рабочего утка на местах выпуклостей лицевой стороны.
Непубликуемое примечание - $р  
Ссылка на расширенное описание - $u  
Ссылка на расширенное описание - $u  

 

 

215 - Количественные характеристики ОНН

Наименование характеристики - $а  
Количество, объем - $d  

 

 

600-Лицо как предмет содержания ОНН

Фамилия имени лица- $а  
Имя Отчество имени- $g  
Дополнение к имени - $с  
Даты - Sf  
Место работы/адрес - $р  

 

601 - Корпоративное сообщество как предмет содержания ОНН

Название сообщества - $а  
Структурное подразделение - $b  
Место расположения временного сообщества - $е  
Дата существования временного сообщества - $f  
Местонахождение - $р  

 

 

603 - Принадлежность ОНН

Тип принадлежности - Инд.1 Национальность / Культура / Род
Значения принадлежности - $а Знания, навыки и умения, связанные с русским традиционным декоративно-прикладным творчеством второй половины XIX - начала XX вв.

 

606 - Темы, имеющие отношение к ОНН

Наименование темы— $а  
Формальный подзаголовок -$j  
Тематический подзаголовок -$х  
Географический подзаголовок - $у  
Хронологический подзаголовок - $z  
Система классификации - $2  

 

607 - Географическое наименование как предмет содержания ОНН

Географическое наименование - $а  
Формальный подзаголовок -$j  
Тематический подзаголовок -$х  
Географический подзаголовок -$у  
Хронологический подзаголовок - $z  
Система классификации - $2  

 

608 - Стиль, Период, Группы, События, к которому относится ОНН

Термин - $а Традиционное декоративно-прикладное творчество второй половины XIX - начала XX вв.
Система классификации - $2  

 

 

Ссылка на АФ - $3  

 

 

610 - Ключевые слова

Уровень ключевого слова - Инд.1 Основной
Ключевое слово - $а Одностороннее двухуточное браное ткачество

610 - Ключевые слова

Уровень ключевого слова - Инд.1 Основной
Ключевое слово — $а Двухуточное браное ткачество на верхнем цепу
   

610- Ключевые слова

Уровень ключевого слова - Инд.1 Основной
Ключевое слово — $а Реконструкция технологии

 

701 - Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности - $4 Ответственное лицо
Фамилия имени лица -$а Фёдорова
Имя Отчество имени - $g Галина Александровна
Дополнение к имени - $с
Даты - $f Дата рождения - 6 апреля 1941 г.
Место работы/адрес - $р Руководитель областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ. 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72; 32-55-42. e-mail: ocnt@yinfo.ru

 

Ссылка на АФ - $3  

701 - Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности - $4 Исследователь
Фамилия имени лица -$а Фёдорова
Имя Отчество имени - $g Галина Александровна
Дополнение к имени - $с  
Даты - $f Дата рождения - 6 апреля 1941 г.
Место работы/адрес - $р Руководитель областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ. 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7, ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72: 32-55-42. e-mail: ocnt@vinfo.ru
Ссылка на АФ - $3  

 

701 - Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности - $4 Исследователь
Фамилия имени лица -$а Черёмушкина
Имя Отчество имени - $g Ирина Алексеевна
Дополнение к имени - $с  
Даты - $f Дата рождения - 22 октября 1954 г.
Место работы/адрес - $р ,Педагог ткацкой мастерской Детско-юношеского центра «Школа традиционной народной культуры» Департамента образования Вологодской области, народный мастер Вологодской области. 1690001, Вологда, ул. Мальцева, 31, ДЮЦ ШТНК. Тел/факс:8(8172)72-18-92. e-mail: shtnk_vologda@bk.ru
Ссылка на АФ - $3  

 

712 - Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности — $4 Исследователь
Название организации- $а Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ.
Структурное подразделение - $Ь  
Место нахождения временной организации - $е  
Дата существования временной организации - $f  
Местонахождение - $р 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72: 32-55-42. e-mail: ocnt@vinfo.ru
Ссылка на АФ - $3  

 

488 - Ссылки полей записи на библиографические ресурсы

Классификатор ссылок - $9 Литература
Наименование содержания ссылки - $а Опубликованные источники
Наименование держателя ресурса - $Ь  
Идентификатор держателя ресурса - $с  
Ссылка на полный текст (url) — $u  
Ссылка на библиографический ресурс - $3 1.Фёдорова Г. А. Вязниковские находки // Народное творчество. 1996. №3. С. 15-16. 2.Фёдорова Г.А. Браное ткачество и строчевышивальные промыслы крестьян Гороховецкого уезда и сопредельных территорий /Традиционные ремёсла и промыслы// Традиционная культура Гороховецкого

 

  края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание в 2 томах. Т.1. М.,2004. С.264-292. 3.Фёдорова Г.А. О типологии браного ткачествана северо-востоке Владимирской губернии и на Вологодчине (конец XIX - начало XX в ).//Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.,2006. С. 45-49.Иллюстрации - приложение в электронном виде («Презентация»). 4.Фёдорова Г.А. Узорное ткачество восточной части Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Возможная роль старообрядчества /Традиционная культура и христианство во Владимирском крае: сб. статей по материалам III научно-практической конференции. Владимир, 28.11.2008. Вып. 3. Владимир,2009. С. 4-8. 5.Фёдорова Г.А.Феномен одностороннего браного ткачества северо-востока Владимирской губернии полотенца на иконы Вологодской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // «Российская провинция: история, традиции, современность». Рождественский сборник. Выпуск XVII. Ковров, 2010. С.169-175. 6.Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология». Владимир, 2011. С. 28- 29. 7. Русское народное ткачество и керамика: каталог выставки. Л., 1976. С.10. Фото полотенец З.И.Каратыгиной на с. 33., кат 40,41.           

 

856 - Формы фиксации ОНН

Тип фиксации - Инд.1 Фотофиксация
Текст ссылки - $2 Фотографии экспедиционных находок и единиц музейного хранения
Ссылка на ресурс - $и Фотоархив областной школы «Народный русский костюм. Материалы. Истории. Технология» ГАУК ОЦНТ. 600000. г.Владимир, ул. Девическая, 7. ОЦНТ. Тел/факс 8(4922)32-53-72; 32-55-42. e-mail: ocnt@vinfo.ru
Публикуемое примечание - $х  

 

Не публикуемое примечание - $z  
   

 

856 - Формы фиксации ОНН










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...