Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ПРИМЕРЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.
- Наблюдение и объяснение физического явления.
| Экспериментальное задание к билету № 3
«Наблюдения изменения энергии отраженного и преломленного световых пучков на границе раздела двух сред».
В вашем распоряжении имеется оборудование для наблюдения преломления света: источник света, экран со щелью, стеклянная пластинка.
Пронаблюдайте изменение яркости преломленного и отраженного пучков при изменении угла падения света. Опишите и объясните свои наблюдения.
|
Экспериментальное задание к билету № 11
«Наблюдение явления электромагнитной индукции»
В вашем распоряжении имеется оборудование для исследования явления электромагнитной индукции: магнит, проволочная катушка, миллиамперметр.
Подключите миллиамперметр к катушке, исследуйте возможные способы получения индуктивного тока в катушке. Сделайте вывод об условиях, при которых возникает электрический ток.
| - Изменение физических величин.
| Экспериментальное задание к билету № 22
«Измерение сопротивления при последовательном и параллельном соединении двух проводников»
В вашем распоряжении имеется оборудование для измерения сопротивления резисторов: источник тока, два резистора с известными сопротивлениями, амперметр, вольтметр, провода.
Зная сопротивления резисторов, подсчитайте сопротивления участков цепи при их последовательном и параллельном соединении.
Соберите электрическую цепь, соединив резисторы последовательно. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на резисторах. Рассчитайте по закону Ома для участка цепи сопротивление двух последовательно соединенных резисторов. Сравните полученный результат с имеющимися теоретическими расчетами.
Повторите измерения для участка цепи с параллельно соединенными резисторами.
| - Построение графика зависимости одной физической величины от другой.
| Экспериментальное задание к билету № 8
«Построение графика зависимости температуры от времени остывания воды»
В вашем распоряжении имеются металлический стакан ( от калориметра), термометр и часы.
Исследуйте зависимость температуры остывающей воды от времени. Для этого фиксируйте температуру воды через равные промежутки времени (например, через каждые две или пять минут) данные запишите в таблицу:
Время наблюдения, мин
|
|
|
|
|
|
| Температура воды, 0С
|
|
|
|
|
|
| Постройте график зависимости температуры от времени и выясните, справедлива ли закономерность: за любые последовательно равные промежутки времени изменения температуры воды одинаково.
|
Экспериментальное задание к билету № 25
«Построение графика зависимости силы тока от напряжения»
В вашем распоряжении имеется оборудование для сборки электрической цепи, схема которой представлена на рисунке.
Соберите электрическую цепь, замкните ее и измерьте силу тока и напряжение на резисторе. Перемещая движок реостата, зафиксируйте 4-5 значение силы тока и напряжения на резисторе. Данные занесите в таблицу:
Сила тока, А
|
|
|
|
|
|
| Напряжение, В
|
|
|
|
|
|
| Постройте график зависимости силы тока от напряжения. Какое предположение о зависимости силы тока от напряжения можно сделать на основе этого опыта?
| 5.Установите связи между физическими величинами на основании 2-3 опытов.
| Экспериментальное задание к билету № 10
«Проверка зависимости периода колебания нитяного маятника от длины нити (и независимости периода от массы груза)»
В вашем распоряжении имеются штатив, к лапке которого привязана нить длиной 100 см с грузом массой 0,1 кг, набор грузов массой по 0,1 кг, секундомер.
Измерьте период колебаний груза при начальном его от положения равновесия на 5 см. Подвесьте к нити еще один груз массой 0,1 кг и снова измерьте период колебаний. Подтверждают ли результаты опытов предположение о том, что период также увеличился в два раза?
Измерьте период колебаний маятника содним грузом и нитью длиной 100 см при начальном отклонении его от положения равновесия на 5 см.
Уменьшите длину нити до 25 см. и снова измерьте период колебаний маятника. Подтверждают ли результаты опытов предположения о том, что при уменьшении длины нити в 4 раза период колебаний уменьшается в 2 раза?
|
Экспериментальное задание к билету № 24
«Проверка зависимости времени движения шарика по наклонному желобу от угла наклона желоба»
В вашем распоряжении имеются желоб, линейка, шарик, секундомер и металлический цилиндр.
Установите один конец желоба на небольшой высоте h (1-2 см) над поверхностью стола, а в конце желоба положите цилиндр. Измерьте промежуток времени, за который шарик, пущенный из состояния покоя с верхней точки желоба, достигнет цилиндра. Сделайте высоту верхней точки желоба равной 2h и снова измерьте время движения шарика.
Подтверждают ли результаты опытов предложение о том, что время движения шарика уменьшилось в 2 раза при увеличении высоты верхней точки желоба вдвое?
| ПРИМЕРЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ
- Объяснение физических явлений, наблюдений и опытов
| Качественная задача к билету № 5
Бумажную гильзу, подвешенную на шелковой нити, зарядили. Когда к ней поднесли руку, гильза притянулась к руке. Почему?
ИЛИ
Маленький металлический шарик на шелковой нити вносят в пространство между пластинами заряженного плоского воздушного конденсатора. Объясните, почему шарик начинает колебаться.
| Качественная задача к билету № 16
Объясните происхождение цвета синего стекла, синей бумаги, синего моря.
ИЛИ
В плоскости зеркала видно изображение свечи. Как изменится изображение. Если между зеркалом и свчой поставить плоскопараллельную пластинку?
| - Понимание смысла изученных физических величин и законов .
| Качественная задача к билету № 9
Действует ли сила Лоренца:.
А. на незаряженную частицу в магнитном поле;
Б. на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;
В. на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля; перпендикулярно линиям магнитной индукции поля?
| Качественная задача к билету № 19
Почему при быстром сжатии газа он нагревается? Почему при быстром расширении газа он охлаждается? Почему повышается давление газа при его нагревании в закрытом сосуде?
| Качественная задача к билету № 23
Как изменяется сопротивление полупроводников при нагревании? Как изменяется сопротивление полупроводников при освещении? Приведите примеры.
| - Понимание графиков, электрических схем, схематических рисунков простых технических устройств и т.п
| Качественная задача к билету № 18
На рисунке изображен график зависимости скорости велосипедиста от времени движения. Опишите, как двигался велосипедист на каждом из участников. Начертите примерный график зависимости координаты велосипедиста от времени.
| 5.Объяснение примеров проявления физических явлений в окружающей жизни и практического использования физических знаний.
|
Качественная задача к билету № 17
Сухое молоко получают путем выпаривания его в сосуде, откуда непрерывно откачивают воздух, причем температура выпаривания намного ниже 1000 С. Какие физические закономерности лежат в основе этого процесса?
| Качественная задача к билету № 19
Почему в рабочих отсеках орбитальной станции устанавливаются постоянно работающие вентиляторы?
ИЛИ
Почему нагретая медицинская банка «присасывается» к телу человека?
| Качественная задача к билету № 26
Автомобиль тянет прицеп. По третьему закону Ньютона сила, с которой автомобиль тянет прицеп, равна силе, с которой прицеп действует на автомобиль. Почему же прицеп движется за автомобилем?
ИЛИ
Почему, прыгнув с некоторой высоты, следует согнуть ноги в коленях?
|
|