Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административные методы управления в экологии: ОВОС




Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, к примеру при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта - предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.

Главное назначение оценки воздействия на окружающую среду - обеспечить выполнение заказчиком планируемой деятельности требований экологического законодательства. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Цели оценки воздействия на окружающую среду определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. В соответствии с п. 1.2 Положения оценка организуется и проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой экологически вредной деятельности - одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС. Но необходимо обратить внимание и на то, что сформулированная таким образом цель выглядит неконкретно, так как не несет определенной юридической нагрузки - Положение не предусматривает юридического критерия или критериев для оценки и определения адекватности предусматриваемых мер.

С правовой точки зрения, наиболее приемлемым и определенным критерием обоснованности, допустимости и адекватности этих мер может быть соответствие требованиям российского экологического законодательства, а в общем - их выполнение. Конкретно - в зависимости от сути того или иного проекта - это означает возможность соблюдения на основе предусмотренных мер прежде всего нормативов качества окружающей среды, требований, касающиxcя правового режима особо охраняемых природных территорий (что весьма актуально, к примеру в отношении проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва) и др.

Исходя из целей проведения ОВОС, важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Очевидно, что общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда и можно говорить о необходимости ОВОС любой планируемой экологически вредной деятельности. Но как показывает практика, такая оценка - трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая обширного комплекса исследований и расчетов. В отношении некоторых объектов, незначительно опасных для окружающей среды, проводить полномасштабную ОВОС и экологически, и экономически нецелесообразно. Выполнения учета экологических требований в таких случаях можно добиться в рамках более простой процедуры.

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об ОВОС, согласно которому в процессе анализа и оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны быть рассмотрены:

а) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

б) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

в) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

г) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

д) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

е) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

ж) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего необходимо обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет, во всяком случае должно быть, весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п. В законодательстве пока недостаточно конкретно определены экологические требования относительно размещения экологически опасных объектов.

29) Административные методы управления в экологии: экологический аудит

Понятие, цели и задачи экологического аудита

В течение последнего десятилетия в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России. Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности, экологического аудита.

Под экологическим аудитомпонимается предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являютсяхозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

  • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
  • состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;
  • системы управления окружающей средой;
  • соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;
  • использование ресурсов;
  • процесс обращения с отходами;
  • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудитаявляетсясодействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами – экоаудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Основными принципами,обеспечивающими эффективность экологического аудита, – профессионально-этическими (1) и методологическими (2), являются:

1) объективность экоаудиторов:

  • независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;
  • компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;
  • сохранение конфиденциальности получаемой в процессе аудита информации, ее неразглашение;
  • ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

2) планирование процедуры аудита:

  • целесообразность выбора методики и технологии аудита;
  • определение критериев существенности и достоверности;
  • анализ информации и формирование выводов;
  • взаимодействие аудиторов;
  • информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Потребность в применении процедур экологического аудита определяется также “внутренними” причинами – недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, – отрицательно сказавшимися на состоянии окружающей среды, а также возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции “экологичных” предприятий.

Для широкого внедрения экологического менеджмента и экологически ориентированных систем управления, обеспечивающих эффективное эколого-экономическое развитие, необходима организация и государственная поддержка следующих основных направлений:

  • обучение представителей деловых кругов требованиям и рекомендациям по созданию систем управления;
  • ознакомление широких кругов потребителей, общественности и других заинтересованных сторон с результатами эффективного функционирования экологически ориентированных систем управления зарубежными и отечественными достижениями в области охраны окружающей среды;
  • обучение и подготовка специалистов, внедряющих на предприятиях экологические системы управления, а также аудиторов, проверяющих соответствие систем управления требованиям стандартов и их эффективность;
  • создание отечественных структур, необходимых для аттестации специалистов, органов аккредитации и сертификации (регистрации), признаваемых соответствующими зарубежными и, в первую очередь, европейскими структурами и органами;
  • подготовка рекомендаций и руководств для предприятий, внедряющих системы управления;
  • принятие стимулирующих мер, обеспечение определенных льгот в отношении предприятий, сертифицированных на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14000 и др.

Развитие экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает также развитие международного сотрудничества в этой области, обмен опытом и информацией, поддержку отечественных и зарубежных финансовых структур и инвестиции, а также позволит решить ряд задач, определенных Концепцией перехода РБ к устойчивому развитию, среди которых:

  • стабилизация экологической ситуации;
  • коренное улучшение экологического состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
  • ведение хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...