Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческая эволюция византийской цивилизации




Особенности византийской цивилизации.

Тысячелетие существования Византийской империи целиком укладывается в хронологические рамки средневековья. Возникшая в 395 г. на месте греческой колонии Византа, Восточная Римская империя со столицей в г. Константинополе пала под ударами турок-османов только в 1453 г. Византийцы, именовавшиеся ромеями (римлянами), считали себя законными наследниками и продолжателями античных традиций. Между тем, исторические и культурные особенности Византийской империи позволяют утверждать о существовании некогда самобытной цивилизации.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших факторов развития. Первым из них была постоянная военная опасность. Византии приходилось отражать натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен; затем - славян, тюрок-сельджуков; наконец - европейцев-крестоносцев и турок-османов. Вторым фактором самобытности византийской цивилизации явился синтез позднеантичных и восточных традиций. Владевшая территориями на трех материках, Византия держала в своих руках торговые пути из Европы в Азию и Африку, контролировала проливы Босфор и Дарданеллы.

Византия располагалась на территориях древней и высокой земледельческой культуры. Широкое распространение получило хлебопашество, выращивание зерновых - пшеницы и ячменя. Житницами империи в ранний период были Египет и Фракия. Греция, Сирия, Палестина славились садами, огородами, богатыми виноградниками. Там же занимались выращиванием оливковых деревьев и производством оливкового масла. В степных и высокогорных районах развивалось скотоводство. С VI в. в Сирии и Финикии появилось шелководство. Малая Азия была одним из основных районов производства кож и кожаных изделий. В Сирии, Палестине и Египте вырабатывались льняные и шерстяные ткани.
Византия обладала богатыми природными ресурсами, в том числе строительным лесом, камнем, мрамором; залежами полезных ископаемых - золотом, серебром, железом, медью.

Этническая структура империи была чрезвычайно сложна (греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, арабы, евреи, иллирийцы, славяне и др.), но в ней доминировали греки. Завоеванные народы включались в состав государства, сохраняли свою самобытную культуру, хотя и не могли рассчитывать на равноправие.

Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов. В основе православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная жизнь коротка, а загробная - вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам м предписаниям церкви. Православные традиции отразились в ментальности и культуре византийской цивилизации, оказали влияние на формирование и развитие государственности.


Историческая эволюция византийской цивилизации

В тысячелетней истории Византии были свои взлеты и падения, свое возрождение и угасание. Вплоть до YII в. Восточная Римская империя оставалась одним из самых могущественных государств мира. Между тем, уже в Y в. ей пришлось столкнуться с варварами. Первыми были готы и исавры (дикое малоазийское племя). Во второй половине Y в. исавр Зенон даже сделался императором Византии. С севера империю тревожили болгары, гунны и славяне, с востока - угрожала сильная персидская держава Сасанидов. Однако Византии хватило сил не только противостоять нападениям, но и расширить в середине YI в. границы за счет отвоевания у германцев «римских» территорий в Северной Африке, Италии и Испании. Империя сохраняла черты позднеантичного общества и государства. Императоры считали себя последователями римских цезарей, сохранялись Сенат и Государственный совет. По-прежнему «выбиться в люди» могли даже самые неродовитые. Императоры Юстин и Юстиниан Великий были из крестьян. Недовольство правительством приводило к восстаниям. Плебс пользовался раздачами дарового хлеба. Как и в Риме, в Константинополе существовали традиционные зрелища - гладиаторские бои и бега на колесницах. Но с распространением христианства отношение к зрелищам стало меняться. Гладиаторские бои под давлением христиан были запрещены, а цирки все чаще использовались в качестве общественных трибун. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право.

В IV-VI вв. в Византии господствовали рабовладельческие отношения. В ранней Византии труд рабов применялся достаточно широко как в сельской местности, так и в городах. Однако рабских латифундий в Византии было меньше, чем в Западной Римской империи. Здесь преобладали более рентабельные формы использования рабского труда: рабов «сажали на землю», предоставляя им участок земли - пекулий, что повышало производительность труда, а тем самым и доходы рабовладельцев. Рабский труд использовался в ремесленных эргастериях и в государственных мастерских. В периоды успешных завоеваний (VI в.) масштабы рабовладения увеличивались. Войны способствовали притоку рабов.
В империи сохранилась и получила распространение свободная крестьянская община. Византийская община по своей внутренней организации отличалась от восточной, подчиненной государству податной общины и ближе стояла к западноевропейской общине - марке. Наиболее распространенным типом крестьянской общины в ранней Византии была митрокомия — соседская община, объединявшая крестьян, владевших небольшими участками земли и имеющих довольно широкие права собственности на эти участки. Подобно западноевропейской марке ей был присущ дуализм - сочетание общинного землевладения с частной собственностью на землю. Митрокомия производила раскладку и сбор податей, обеспечивала выполнение повинностей и совместных работ. С IV в. государство усиливает коллективную ответственность общины, вводит эпиболу — обязанность общины платить подати за заброшенные односельчанами земли. Разорившиеся крестьяне уходили из общины, пополняя число колонов крупных собственников. Чтобы защитить собственные интересы, община нередко отдавалась под патронат более сильного и могущественного лица. В ранней Византии широкое распространение получил «коллективный патронат». Существенную роль в усилении сельских общин сыграло переселение на территорию Византийской империи варварских народов, в первую очередь славян.
Характерной особенностью аграрного строя Византии являлось длительное сохранение полной и безусловной собственности на землю крупными собственниками и крестьянами. Однако крупное землевладение развивалось медленнее, чем на Западе. Его росту препятствовали такие факторы, как устойчивость городского муниципального землевладения, наличие крепких крестьянских общин и значительные масштабы государственной собственности на землю.

 

В VI в. достигло высокого уровня строительное дело. Постоянно совершенствовалась строительная техника. По всей империи строились оборонительные сооружения, города украшались дворцами и храмами. Прогресс строительной техники явился важным стимулом для развития архитектуры. Размах строительства был бы невозможен без прогресса точных наук, прежде всего механики, математики, физики. Улучшилась ирригация, навигационное дело, что было связано с достижениями в области астрономии и географии.

При Юстиниане Великом была предпринята кодификация законов, что привело к созданию правовой основы для регулирования имущественных отношений. В определенном смысле Византия того периода может считаться правовым государством средневековья.

В YII - IX вв. Византийская империя переживала глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы. Более полувека отважные воины ислама не давали покоя Византии. Весь YIII век проходил в войнах с болгарами. Восточная Римская империя оставалась империей лишь по названию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров. Константинопольские чиновники пытались наладить управление и разделили страну на области - фемы с сильной гражданской и военной властью стратигов. Но это лишь осложнило ситуацию: полуварварские фемы не желали подчиняться Константинополю и поднимали мятежи. Кроме того, империя была взбудоражена иконоборческим движением внутри христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к тому, что попирались все законы, в запустении оказались монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось христианское движение «павликиан» - последователей старца Константина, проповедовавшего Новый завет с посланиями апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в руках прошли по Малой Азии, истребляя неверных. Император Василий I одолел павликиан, но принял многие из их требований. С этого времени началось возрождение цивилизации и возрождение греческой учености.

Постепенно менялось место городов в хозяйстве Византии. Из центров торговли и ремесла они превращались преимущественно в торговые центры. На смену крупным купцам, богатым судовладельцам и ростовщикам приходили мелкие торговцы. Сокращение внутриимперской торговли привело к тому, что город превратился в центр местного обмена, зависимый от сельской округи. Исчезла система принудительных ремесленно -торговых корпораций. Ремесло стало свободным. Но численность ремесленников сократилась. Сохранились лишь немногие крупные города как производственные, административные и военные центры, а также окраинные города, занятые обменом с соседними регионами. Возросло значение Константинополя, где сконцентри ровалось крупное ремесленное производство, объединенное и контролируемое государственными корпорациями. В массовом производстве получили развитие кинонии - добровольные временные объединения отдельных лиц на основе договоров в целях достижения общей выгоды. Обычно кинонии были сообществами двух -трех лиц, объединявших капиталы, труд, имущество. Город перестал господствовать над деревней. По условиям жизни городское население мало чем отличалось от сельских жителей, исключение составляли лишь жители Константинополя.

В VIII в. в связи с постоянной угрозой внешнего вторжения коренным образом изменилось административное устройство Византийского государства. Старые провинции заменялись новыми военно -административными округами - фемами. Из свободных византийских крестьян, а также представителей других племен - славян, армян, сирийцев - в VIII в. создавалось особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы они получали от правительства в наследственное владение земельные наделы, освобожденные от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу войска и основу нового строя. Во главе фем стояли командиры войска - стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в этих административных структурах. Фе мы возникли в Малой Азии, где существовала постоянная угроза арабского нашествия. Формирование фемного строя растянулось на два столетия и было тесно связано с деятельностью иконоборцев.

Конец IX века ознаменовал собой восстановление империи: государство снова стало регулировать отношения между гражданами; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось возрождение древних наук и искусств; были восстановлены города и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде высоту. Существенными были и изменения в общественном строе Византии. Огромную роль стало играть жестко централизованное государство. Особая роль государственных начал получила теоретическое обоснование, что способствовало формированию специфической ментальности византийцев. считалось, что, наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью, должна существовать и единая христианская империя. Императорская власть приобретала сакральные (священные) функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где роль мессии, спасителя, закреплялась за империей.

Начало массового разорения византийского свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в., что было связано с ростом податного гнета и повинностей. Государство уже не ограничивалось только учетом площади обрабатываемой подворной земли. Оно все более тщательно учитывало качество и количество тяглового и домашнего скота, используемы х лугов и пастбищ, птицы, ульев - все источники доходов крестьянского хозяйства.

 

Важным источником дохода византийского государства являлась обширная государственная земельная собственность, которая росла за счет завоеванных территорий, выморочных и заброшенных земель.

В византийском городе действовала система поимущественно -подоходного обложения. Собирался налог с недвижимости в соответствии с ее доходностью, устанавливались торговые пошлины с ремесленников и торговцев, сборы с торговых сделок.

Норма дохода была единой - 8,33% от прибыли с вложенной суммы исходного капитала. Регулируя норму прибыли, государство осуществляло контроль над ценами, ограничивало спекуляцию

К концу XI в. определяющую роль в аграрных отношениях играла крупная земельная собственность - феодальная вотчина (как важнейшая структурная ячейка феодального общества) и труд зависимых крестьян -париков (как основной категории зависимого населения). В Византии утвердились феодальные отношения.

Развитие этого процесса шло за счет сокращения частной собственности свободного крестьянства, собственности общин, роста крупной частной земельной собственности и умножения числа частновладельческих париков, а также постепенной феодализации отношений на государственных землях . Стремление государства обеспечить обработку земли и поступление податей приводило к тому, что все более значительный фонд государственных земель переходил к крупным земельным собственникам, особенно монастырям.

 

Таким образом, в Византии XI в. в основном утвердились феодальные отношения. Однако процесс их оформления не был завершен. В XI в. не сложилось четких сословных градаций внутри господствующего класса, не было обособленности духовенства как особого сословия, не оформилось и городское сословие.

 

Феодализация византийского общества проявилась и в развитии элементов вассальных отношений, связан ных с распространением форм условного землевладения.

 

В руках императора сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Фактически император управлял и церковью, назначая и смещая патриархов. Император опирался на бюрократию и строго иерархизированный государственный аппарат. Родилась автократия - освященная церковью единоличная власть императора.

Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Общественная система носила корпоративный характер. Корпорации ремесленников и торговцев находились в полной зависимости от государства. Крестьянская соседская община являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Таким образом, Византийская империя приобретала черты традиционно восточного государства.

В середине XI в. Великая Степь выплеснула из своего чрева новую волну воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась по равнинам Персии и хлынула через византийские границы. В первом же решающем столкновении в 1071 г. при Манцикерте римская армия была разгромлена. После этого тюрки-сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю. Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать напора победоносных тюрок, император обратился за помощью к христианам Запада. Еще в 1054 году церковь раскололась на две части - католицизм и православие, но в условиях натиска мусульман, христиане временно забыли свои взаимные обиды. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами. Вместе с воинами-крестоносцами Византия приступила к отвоеванию территорий в Малой Азии. В течение XII века империя ведет многочисленные войны, пытаясь вернуть себе Южную Италию, захватывает балканские страны. Однако к концу XII в. Византия слабеет и теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались крестовые походы, причем к началу XIII века внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая Византия всегда привлекала западноевропейских рыцарей, смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром крестоносцами в 1204 г. Константинополя отразил их истинные чувства. Франкские рыцари поделили между собой страну, но не могли мирно ужиться и постоянно воевали. В 1261 г. грекам удалось овладеть тем, что осталось от Константинополя, и их вождь Михаил YIII Палеолог стал императором, но его власть распространялась немногим далее полуразрушенных стен «Нового Рима». Вокруг города на протяжении XIII - XIY вв. хозяйничали болгары и тюрки.

К началу ХIY в. тюрки создали мощное государство. Бурно формирующаяся мусульманская цивилизация захватила Сирию, Палестину, Египет. К середине XIY в. была захвачена Малая Азия. Балканские государства, ослабленные внутренними распрями были захвачены поодиночке.

Конец XIII - начало XIV в. - время окончательного установления в Византии господства крупного феодального землевладения. Огромное количество земель с париками было роздано светским феодалам и крупным монастырям. Свободное крестьянское землевладение сократилось до минимума. Расширение иммунитетных привилегий вело к росту прав феодалов на землю и закрепощению крестьянина.
Расширение судебных прав феодалов фактически ставило в зависимость не только отдельных крестьян, но и общину в целом. Укреплялась система вотчинной организации, росла роль управляющих и старост феодала, вотчинного суда. Существенно увеличился объем феодальной ренты. Росли натуральные поборы в пользу феодала и денежные - в пользу государства.

К XV в. большинство византийских городов переживало упадок, который был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной периферии, демографическим спадом из -за опустошения многих городов завоевателями. Монополия итальянских купцов превращала Византию в аграрно -сырьевой придаток Генуи и Венеции. Города Византии аграризировались и пр евращались в центры местного обмена товарами с ограниченным ремесленным производством. Некоторые из них оставались только церковно -административными центрами или резиденциями крупных феодалов.
Расширение налоговых иммунитетов феодалов, торговые привилегии итальянских купцов, оскудение крестьян и горожан сократили поступления в государственную казну. Не стало средств для содержания армии и флота. Ни одна из предпринятых мер, будь то увеличение налогов, снижение золотого содержания монеты, не вели к стабилиза ции экономического положения страны. Кроме того, нарастала турецкая угроза. К началу XIV в. большая часть Малой Азии находилась уже в руках турок. Все попытки остановить продвижение Османской империи не увенчались успехом. В 1453 г. Константинополь был захвачен и разграблен турками -османами. Некогда могущественная Византия пала.
Падение Византии было обусловлено как внешними, так и внутренними причинами. Империя была надломлена латинским завоеванием. С конца XIII в.

29 мая 1453 года турки-османы взяли штурмом Константинополь. Византия пала. На этом завершилась многовековая история Византии. С установлением турецкой власти на Балканах народы полуострова оказались в крайне угнетенном положении, поскольку завоевателей и подчиненных разделяли этнические корни и религиозные верования. Противостояние «Креста и полумесяца» выливается в череду бесконечных войн европейских христианских стран с мусульманской Османской империей.

Восточная Римская империя погибла в то время, когда Западная Европа перешла на прогрессивный путь развития. Классические начала византийской цивилизации оказали значительное влияние на российские культурные и политические традиции, а в эпоху Возрождения - на европейское художественное творчество.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...