Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заметки о делах политических и гражданских»




Образ Медичи в трудах Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини

 

Работу выполнила студентка II курса

Группы 2062

Кузьмичева Анастасия Евгеньевна

Руководитель семинара :

Аникьев Илья Игоревич

 

Москва 2013


Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................... 3

Характеристика источников........................................................................... 5

Историография.............................................................................................. 11

Глава I Общий исторический обзор............................................................. 14

Глава II Никколо Макиавелли...................................................................... 24

2.1 Козимо Медичи.................................................................................... 26

2.2 Пьеро и Лоренцо Медичи.................................................................... 33

Глава III Франческо Гвиччардини............................................................... 41

3.1 История Флоренции............................................................................. 42

3.1 «Заметки о делах политических и гражданских»............................... 48

3.3 Семейная хроника................................................................................ 52

Заключение.................................................................................................... 55

Список литературы....................................................................................... 58

 

 

 


Введение

 

При упоминании о семействе Медичи[1] первое, что приходит на ум – это эпоха Возрождения, политика меценатства и могущественный банк. Но Медичи – это целая эпоха выдающихся флорентийских властителей, правление которых продолжалось целых три столетия ( с XV по XVIII вв.). Они сделали маленький городок Флоренцию одним из самых могущественных государств Европы, они вошли в родство со многими королевскими домами Старого Света и это только малые их заслуги и показатели могущества. Тем не менее, не все было так блестяще  в их политике, методы их правления не всегда можно было назвать гуманистическими, а властолюбие иногда так переступало рамки приличия, что его нельзя было уже прикрыть республиканскими декорациями.

Но в XIV в. Медичи еще не обладали никаким могуществом и представляли собой обычное пополанское семейство. Но власть они получили далеко не сразу, это был постепенный процесс, который, что важно отметить, всегда сопровождался мудрой политикой. Приход Медичи к власти является темой данной работы, только с небольшим дополнением: будет целесообразно рассмотреть становление и эволюцию власти Медичи  через призму того времени, а именно, глазами их современников - выдающихся писателей и мыслителей Возрождения, таких как, Никколо Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиччардини (1483-1540).

В рамках данного исследования будет предпринята попытка определения, насколько полезным было правление дома Медичи для современников. Для решения данной проблемы будет необходимо определить несколько задач. Во-первых, установить, как относились вышеупомянутые современники к власти Медичи. Во-вторых, выделить те аспекты и мотивы, которые определяли позиции современников. В-третьих, будет очень важно определить политические идеалы и взгляды Макиавелли и Гвиччардини, а также, на основании их работ, изучить те факторы, которые определяли их позиции. И, в конечном счёте, будет важно изучить что являлось, с их точки зрения, наивысшим благом для отечества.

Основной же задачей данной работы будет попытка проследить эволюцию власти Медичи по трудам современников, в которых отражается историческая реальность того времени.

 Стоит отметить, что работа структурирована по главам. Вступительные главы посвящены характеристике источников, историографии и общему историческому обзору рассматриваемого времени. Основная часть делится на две части, каждая из которых посвящена отдельному писателю. Их последовательность обусловлена временным промежутком, который был описан в их произведениях, что кажется логичным. В этих главах будет рассматриваться основная проблема, и решаться поставленные задачи.

 

 

Характеристика источников

 

Прежде, чем говорить о самом произведении Никколо Макиавелли(1469-1527) «История Флоренции»(1520-1525), будет целесообразно обратиться к биографическим вехам этого выдающегося человека. Макиавелли родился 3 мая 1469 года деревне Сан- Кашано близ Флоренции в «семье средней зажиточности»[2]. Семью Макиавелли можно отнести с средним пополанам, хотя по происхождению она имела нобильские корни. Отец его был адвокатом, что помогло Никколо получить хорошее образование, которое дало ему полное знание латинской и итальянской классики. В 1494 году Синьория Медичи пала и была восстановлена Республика, а через четыре года Макиавелли был назначен секретарем второй канцелярии Флорентийской республики при гонфалоньре справедливости Пьеро Содерини. На этой должности Макиавелли пробыл 14 лет, вплоть до падения Республики и реставрации Медичи[3]. Продержаться так долго на этой должности ему помогли его находчивый ум и политическая проницательность. Более того, он исполнял еще и функции посла при Республике.

 Стоит отметить, что в течение всей своей жизни Макиавелли увлекался чтением древних классиков, таких как Тацит, Тит Ливий, Цезарь, Цецерон и др. Это заставляло его сравнивать образ жизни того времени и современности, что привело к убеждению о низменности человеческой натуры. Нрав у Макиавелли был веселый, ум остроумный, характер не жестокий. Женился Макиавелли, когда ему было 34 года, хотя относился к любви как к свободному чувству. Тем не менее, постоянно заботился о своей семье.

Обычно биографию Макиавелли делят на два периода: «первый — годы его государственной службы (1498—1512 гг.), когда он выступает как политический деятель, второй — годы его изгнания (1512—1527 гг.), и здесь он предстает будто бы только как мыслитель и писатель, отрешившийся от всякой практической деятельности»[4]. В рамках данной работы интересным представляется второй переломный период – годы творчества и изгнания. В 1512 году восстанавливается Синьория Медичи и Макиавелли высылается из города на год, как сторонник республиканского правления, хотя он подавал прошение о службе к Медичи. В 1513 раскрывается заговор против Медичи, и Макиавелли, которого заподозрили в соучастии, сажают в тюрьму. Его пытают, но вскоре отпускают, и он теперь как неблагоприятный гражданин вынужден уехать из Флоренции и живет теперь в небольшом имении Сант-Андреа в Перкуссино, около Сан-Кашьяно. Его активная политическая деятельность закончилась, началась благотворная творческая деятельность. Макиавелли отчаянно хотел служить своему отечеству, но Медичи в течение пятнадцати лет не допускали его к должностям. Однако, они смиловались , и призвали Макиавелли в 1520 году к должности придворного историографа. Он всячески помогал своему отечеству в мудрых советах по военным делам, сделал проект по укреплению стен Флоренции. В 1527 году Медичи пали вследствие захвата Рима немцами. Восстанавливается республика, но Макиавелли уже не получит никаких постов, хотя и будет претендовать на пост канцлера, так как он заслужил себе сомнительную репутацию сторонника Медичи, которая была неприемлема в Республике. Макиавелли умер в том же году.

Его произведение «История Флоренции» была написана по заказу папы Климента VII, в миру Джулио Медичи. Она состоит из 8 книг. Повествование начинается с первоначальных сведений о Флоренции и об Италии вообще и доводится до конца правления Лоренцо Медичи. До 1434 года Макиавелли рассматривал только внутренние дела Флоренции и иногда внешние, чтобы объяснить внутренние, а после уже брал и внешние, и внутренние, так как этот период является наиболее важным. Макиавелли сам дает характеристику книгам своего произведения: «в первой будут кратко изложены все события, происходившие в Италии после падения Римской империи и до 1434 года. Вторая охватит время от начала Флоренции до войны с папой после изгнания герцога Афинского. Третья завершится 1414 годом - смертью короля Неаполитанского Владислава. В четвертой мы дойдем до 1434 года и начиная с этого времени будем подробно описывать все, что происходило во Флоренции и за ее пределами вплоть до наших дней»[5]. Впервые «История Флоренция» была издана в Риме в 1532 году. В течение следующих 22 лет было выпущено девять ее изданий, что говорит о небывалой популярности произведения. Но в 1559 году трактат, как и все остальные сочинения Макиавелли, был внесен в «Индекс» запрещённых книг католический церкви за антипапизм его автора. Тем не менее, произведение уже успело распространиться за границей: шесть раз было издано во Франции, семь раз в Англии, в 1884 году выходит шведское издание, а в 1960 году американское. Перевод произведения на русский язык осуществляется Н.Я.Рыковой в советское время, в 1973 году. Как видно, произведение Макиавелли являлось с самого его первого издания очень популярным и актуальным произведением. В «Истории Флоренции» изображена проблема государя и республики, дается анализ исторических событий, который предлагает возможность политической полемики с современностью. Макиавелли рассуждает, обобщает в этом труде все свои знания, делает акцент на переломных моментах истории, пытается передать истинное положение вещей. И хотя труд был написан по заказу Медичи, он не является промедичейским. В.И. Рутенберг приводит этому такие доказательства: «Похвалы в адрес отдельных виднейших ее представителей не являются признанием правильности их действий, но лишь формальными элогиумами, торжественно-похвальными речами, свойственными некрологической литературе и составленными в адрес частных лиц, а не правителей. Метод критики Медичи как правителей изложен им в его письме к Донато Джанотти: “Я свободен от всяких авторитетов (sono libero da tutti i rispetti); я скажу о том, как Козимо успешно овладел государством, но не буду говорить о том, какими средствами он достиг таких высот. А кто хочет узнать об этом, пусть внимательно посмотрит на то, что я вкладываю в уста его противников, так как то, что я не хочу сказать от себя (da me), я заставляю сказать его противников (lo faro dire ai suoi avversari)»[6].

Важными являются также произведения Франческо Гвиччардини (1483-1540): «История Флоренции»(1508-1510), «Заметки о делах политических и гражданских»(1508-1530), «Семейная хроника»(1508). Гвиччардини родом из богатой и знатной семьи, которые были сторонниками Медичи. Учился в университетах Феррары и Падуи. Получил адвокатское образование. Женился на Марии Сальвиати[7], хотя это противоречило политике семьи, но все же Гвиччардини решил сам себе прокладывать путь к самостоятельной карьере в новых условиях Республики. В 1511 году ему был предложен пост посла в Испании при Фердинанде Католике. Это была нелегкая миссия, так как Испания была союзником Медичи, которые готовили свою реставрацию. Гвиччардини прекрасно знал об этих планах, но не принимал в них никакого участия. Но после реставрации Медичи Гвиччардини вошел с ними в сношение и получил от папы Льва Х губернаторства в папских областях: «1516 году Лев дал ему губернаторство в Модене, год спустя -- и в Реджо, а в 1523 году -- и в Парме»[8]. Гвиччардини был генералом папской армии в войнах Коньякской лиги[9], которые к сожалению закончились ужаснейшим поражением: Рим был разграблен войсками Карла V, почти вся Италия оказалась под влиянием испано-имперских войск, а Флоренция, осажденная войсками в 1529 году, сдалась в 1530, что впоследствии означало и смену режима – новое восстановление Медичи уже как герцогов. Все республиканские традиции были устранены. Гвиччардини сначала был подвергнут подозрению, но вскоре благодаря своей расчетливости и мудрости стал влиятельным человеком в государстве, хотя его активная политическая жизнь на этом закончилась.

Для данной работы является важным рассмотреть труды Гвиччардини в период его политической активности, так как в то время на его глазах происходили смены государственного строя. Первое свое произведение «История Флоренции» Гвиччардини писал во время республиканского правления Пьеро Содерини. Хотя писатель тогда был еще совсем молодым, это не умаляет значение его труда, так как уже тогда он был уже сметливым, расчетливым и мудрым. События в данном историческом труде изложены с 1378 года, восстания чомпи, доведены до 1509 года, т.е. до времени написания труда. Сочинение не было опубликовано сразу, так как Гвиччардини писал все произведения сугубо для своей семьи и для себя. На русский язык переведена совсем недавно только часть «Истории Флоренции»: с IX по XVI[10]. Перевод был сделан Н.П. Подземской. Повествование в данном отрывке ведется от смерти Лоренцо Медичи, сравнения его с Козимо Медичи до сожжения Джилорамо Савонаролы. Сочинение проникнуто глубоким патриотизмом, здесь утверждаются республиканские взгляды Гвиччардини, исследована конституция Флоренция.

Значительный источник – «Заметки о делах политических и гражданских», которые Гвиччардини писал всю свою сознательную жизнь. Произведение состоит из 403 небольших заметок, которые тоже сразу не были опубликованы. Скорее всего они были опубликованы только посмертно. Произведение представляет собой набор мудрых советов и замечаний, которые проникнуты прагматическим индивидуализмом. В них также можно уловить нотки драматизма, связанные с тем, что город Флоренция навсегда потерял свободу и связан с тиранией. Это теоретическое обоснование мыслей писателя. Впервые на русский язык было переведено М.С. Фельдштейном в 1934 году, как и «Семейная хроника»[11].

«Семейная хроника» была написана Франческо Гвиччардини для того, чтобы потомки знали и помнили своих храбрых и доблестных предков, чтобы смогли поучиться у них мудрым делам. Повествование начинается с основателя рода Гвиччардини рыцаря мессера Пьеро(около 1300 года) и останавливается на деятельности отца Гвиччардини – Пьеро. Этот источник нам важен для того, чтобы проследить, в каких отношениях находилась семья Гвиччардини с домом Медичи, какую роль играла при их правлении, и как это повлияло на Франческо Гвиччардини. Это произведение было опубликовано поздно – только в 19 веке, поскольку по общему мнению не представляло из себя особой ценности. На русский язык «Семейная хроника» переведена тем же Фельдштейном в том же издании.

 

 

Историография

 

При исследовании творчества Никколо Макиавелли была использована монография М.А. Юсима «Этика Макиавелли»[12]. Хотя М.А. Юсим является историком, это не мешает ему заниматься философскими исканиями, в частности, в теоретических произведениях Макиавелли. Главным предметом его монографии является обзор творчества и деятельности Макиавелли на основании его этики. Юсим ставит на рассмотрение тезис о разделение политики и морали, проблему фортуны и долга в творчестве Макиавелли, разбирает его тезис об «истинной правде вещей». Юсим также дает характеристику политическим взглядам Макиавелли, рассказывает о его приемах как писателя, приводит характеристику его личности, которую он восстанавливает по письмам и поступкам. Юсим затрагивает в своей монографии и проблему данного исследования: рассказывает, как Макиавелли пришел к своим республиканским убеждениям, за что невзлюбил Медичи и какими средствами хотел спасти отечество. Сам Юсим в своей монографии дает краткую историографию об учении Макиавелли, и говорит о том, насколько спорными и противоречивыми были оценки ученых по отношению к данному мыслителю. Важно отметить также, что в монографии почти не прослеживаются следы марксистко-ленинской идеологии, так как она была написана в 1990 году.

Исследователем Возрождения, а в частности и  творчества Никколо Макиавелли, был В.И. Рутенбург. В своей статье Рутенбург обозначает основные вехи биографии Макиавелли, рассказывает о его подходе к истории, конкретно рассматривает «Историю Флоренции». Если говорить о личности самого ученого-медиевиста, то можно сказать, что он преподавал в Ленинградском университете и был членом корреспондентом АН СССР. В его поле деятельности входили проблемы экономической теории, народные движения XIV—XV вв., история города средневековой Италии, проблемы культуры эпохи Возрождения. Это был историк мировой величины. Его основные труды были посвящены складыванию сословий в средневековом городе, так как эта была одна из ведущих проблем советской медиевистики.

Если говорить о восприятии власти таким титаном Возрождения, как Франческо Гвиччардини, то следует упомянуть таких исследователей его трудов, как Л.М. Брагина и А.К. Дживелегов. А.К. Дживелегов окончил Московский университет и являлся доктором искусствоведческих наук. Тем не менее, его работы затрагивали не только проблемы искусства. Он специализировался по проблемам западноевропейской культуры, особенно по эпохе Возрождения, и достаточно много его работ посвящено Армянскому вопросу. Как историк, являлся сторонником экономического направления, но придавал значение и психологическому моменту. Для своего исследования был использован сборник «Франческо Гвиччардини. Сочинения», который был выпущен под редакцией Дживелегова и в котором дана обзорная статья о творчестве и характере Франческо Гвиччардини[13]. В этой статье Дживелегов дает точную и подробную психологическую характеристику Гвиччардини. Каждое его действие автор объясняет расчетливостью и осторожностью. Дживелегов, аргументируя свою точку зрения, доказывает нам, что Гвиччардини был сторонником республики, и описывает нам его шаткое душевное состояние, сострадание своему отечеству и отчаянную беспомощность в противостоянии Медичи, которая в итоге приводит к смирению тирании.

В центре исследований Л.М.Брагиной обычно находится гуманистическая этика и проблема ее эволюции в XV веке. Для данной работы представляет интерес ее статья « Проблемы власти в творчестве Франческо Гвиччардини»[14]. Здесь Брагина не только восполняет пробелы в переводе «Истории Флоренции», но и раскрывает проблему власти в двух сочинениях Гвиччардини – «Заметки о делах политических и гражданских» и «История Флоренции». Автор подчеркивает, что эти труды недостаточно исследованы в отечественной историографии. Брагина выявляет гуманистический подход Гвиччардини к решению проблем власти. Она показывает нам, что главнее всего для Гвиччардини было спокойствие и благоденствие Флоренции, и тогда становится неважно, какой государственный строй привел к улучшению жизни граждан. Главным критерием Гвиччардини в оценке власти дома Медичи является польза для отечества.

О проблеме власти в творчестве Гвиччардини пишет и В.А.Постников[15]. Автор, правда, при этом опирается на другие произведения Гвиччардини и не включает в число источников «Историю Флоренции». Тем не менее, его статья важна для понимания общей концепции Гвиччардини.

 

При написании работы также были использованы статьи И.А.Красновой[16](характеристика политического климата во Флоренции XIV-XV вв.) и О.Ф.Кудрявцева[17](меценатство Козимо Медичи).

 

 

Глава I

Общий исторический обзор

 

Прежде чем начать обзор, стоит обозначить, что для данной работы представляется интересным период с начала XV века до середины XVI века, то есть время от основания и становления Синьории Медичи до официального превращения Медичи в герцогов и установления монархии[18]. Но целесообразным является рассмотреть и общую обстановку в Италии до обозначенного периода для того, чтобы выявить, какие общие предпосылки помогли подняться дому Медичи.

Для социально-экономического положения Северной и Средней Италии конца XIV- начала XV, и непосредственно для Флоренции, характерен ряд общих черт. В сельском хозяйстве преобладал поликультурный тип ведения хозяйства (подере), большая часть зависимого населения была лично свободна вследствие аграрной политики городов, дистретто и контадо находятся в полной зависимости от города, уничтожаются сельские коммуны. Для города характерен бурный экономический рост, расцвет ремесла, торговли, банковской деятельности, что объясняется тем, что города обрели политическую самостоятельность и успешной политикой относительно сельской округи. Именно здесь происходило зарождение рассеянной мануфактуры, как принципиально нового типа производства. 

Важно отметить, что после обретением городом свобод, социальная борьба теперь происходила между нобилями и пополанством, между крупными купеческими и феодальными фамилиями, между гвельфами и гибеллинами. В результате борьбы между нобилями и пополанством проявилось две линии развития городов: если победу одерживали пополаны, то появлялся такой государственный орган, как Совет народа, куда входили только пополаны, возрастала роль капитана народа[19] или подеста[20], которые иногда становились синьорами города, т.е. правителями; если побеждали нобили, то феодалы сохраняли свои привилегии в округе, а во главе города становились также синьоры. Для этого времени характерны мощные выступления «тощего» народа, которые были вызваны повышением налогов и недовольством относительно отсутствия политических прав.

На этом моменте стоит перейти непосредственно к Флоренции. Флоренция – один из самых богатых и процветающих городов в Италии. Флорентийские купцы вели широкомасштабную международную торговлю, а также зарабатывали на банковском деле. Флоренция была главным экспортером сукна в Европу. Вследствие этого в городе была сильна пополанская верхушка. В 1250 году принимается пополанская конституция, создается Совет народа. В 1282 году устанавливается Синьория (коллегия приоров), состоящая из представителей 6 старших цехов. Глава Синьории - гонфалоньер справедливости. Все должности избирались на два месяца, в Советах на 4 месяца.

Середина XIV в. характеризуется выступлениями «тощего» народа, которые имели самые важные последствия для Флоренции. В литературе эти выступления называют «восстаниями чомпи»[21]. Причинами восстания были тяжёлые условия труда, низкая заработная плата, высокие штрафы, политическая изоляция. Произошло несколько восстаний чомпи, но самое важное произошло в 1378 году. Именно в этом году чомпи и «жирные» пополаны добились отстранения грандов от ведущих должностей, был обновлен состав Синьории, в советы и комиссии теперь входили представители и бедных, и богатых слоев населения. Утвердилась власть «жирных» пополанов[22].

В конце XIV – начале XV вв. началась борьба за ведущую роль в государственных делах олигархических группировок из числа бывших грандов и разбогатевшего купечества. С этого и начинается усиление дома Медичи.

Основоположник благосостояния семьи Медичи – Джованни Медичи (1360 – 1429), который основал знаменитый банк Медичи, который впоследствии стал крупнейшим и одним из влиятельнейших банков в Европе. Филиалы этого банка находились во всех крупных городах Европы. Немаловажную роль сыграло то, что Медичи стали главным кредитором папской курии и самой республики, что повлияло на повышение влияния этого дома. Стоит сказать, что Джованни Медичи имел широкую популярность в народе благодаря своей репутации, финансово поддерживал своих сторонников и занимал главные государственные должности.

После его смерти наследником его стал сын Козимо (1389 – 1464). Он возглавил партию пополанов. В то время Медичи уже были достаточно могущественны – у них были материальные средства, любовь народа и сильные сторонники. Политику Козимо в этот период И.А.Краснова охарактеризовала так: «Содержа на жалованье предводителей плебса и «тощего народа», Козимо Медичи мог манипулировать поведением низших слоев общества»[23].  Этим, естественно, были недовольны противники партии пополанов – партия нобилей во главе с Ринальдо Альбицци. Последние организовали заговор против Козимо, обвиняя его в том, что он якобы хочет поднять мятеж и стать самоличным правителем города. Заговор удался, хотя Альбицци хотел, чтобы Козимо казнили, а его вместо этого его просто изгнали в Падую благодаря тому, что Козимо подкупил гонфалоньера справедливости. Это произошло в 1433 году.

Не далее как через год, в 1434 году, сторонники Медичи составляли большую часть Синьории, включая гонфалоньера справедливости. Козимо был возвращен в родной город, где его торжественно встретили все жители, а Альбицци и его сторонники были изгнаны из города или казнены. С этого года начинается правление Козимо Медичи.

Козимо не занимал никаких государственных должностей, оставался частным лицом, хотя и был неформально правителем города. Его политика была направлена на расширение торговли и промышленности, на поддержку народа в голодные годы, на устранение влиятельных противников. Банк Медичи процветал, Козимо совершал успешные банковские операции, его материальное благосостояние возрастало. Имея много средств, он ставил в финансовую зависимость от себя многих видных людей, которые вследствие этого становились его сторонниками. Козимо проводил широкую меценатскую политику: при нем было построено множество общественных зданий, открыта Платоновская Академия и привлечено множество гуманистов. Это «обеспечило Медичи не только политическое, но и культурное преобладание»[24].Важно отметить, что вся структура республиканской власти сохранялась, но Козимо с течением времени все более и более сужал круг лиц, с которыми разделял правление и становился единоличным правителем. Следовательно, республиканские органы власти являлись лишь декорацией, а реальная политическая власть была только у Козимо.

Правление Козимо (1434 - 1464) отличается относительным спокойствием как во внутренней, так и во внешней обстановке[25]. Для политики Медичи характерны демонстрация и культивирование принципа соглашательства и покорности воле государства как средства достижения единства гражданского общества и укрепления собственной власти.

Его приемником стал сын Пьеро (1416-1469), который правил около четырех лет. Это был болезненный и совсем невыдающийся человек. При нем могущество Медичи пошатнулось, так как он стал настойчиво собирать деньги со своих должников, что вызвало большое недовольство со стороны многих людей. В это время оживилась оппозиция, но партии Медичи удалось сохранить власть только уже насилием.

Приемников Пьеро стал его сын Лоренцо, прозванный впоследствии Великолепным за свое меценатство. В его правление Флоренция достигла наивысшего расцвета. Лоренцо продолжал линию своего деда – занимался меценатством, отстранял от управления неугодных ему людей. Стоит отметить, что материальное благосостояние Медичи пошатнулось, так как Лоренцо совершил ряд опрометчивых операций. Но он не стеснялся пользоваться государственной казной и деньгами своих сторонников.

Лоренцо была проведена внутриполитическая реформа (1480 г.): был учреждён дополнительный Совет Семидесяти, который приобрёл функции правительства и оттеснил от власти старые коллегии, приоров и гонфалоньера. При Совете были сформированы два постоянных комитета: Совет Восьми, ответственный за внешнюю политику и ведение войны, и Совет Двенадцати, управляющий финансово-кредитной и торговой политикой, а также занимающийся вопросами внутренних дел и юстиции. Старые законодательные советы сохранились, но их полномочия были ограничены одобрением решений Совета Семидесяти. В 1480 г. была проведена налоговая реформа и резко повышен размер налога на имущество. Важным моментом налоговой реформы Лоренцо Медичи было то, что она не затрагивала обложение земельной ренты. Это поощряло вывод капитала флорентийской буржуазией из производства и торговли и его вложение в землю и дало толчок процессам «одворянивания» крупной буржуазии республики. Режим Лоренцо Великолепного также характеризовался хорошо поставленной пропагандой, способствующей сплочению общества под руководством дома Медичи.

Стоит отметить, что создание Совета Семидесяти было вызвано заговором Пацци, который произошел в 1478 году при поддержке папы Сикста IV. Пацци были недовольны тем, что их отстранили от управления государством и единоличной властью Медичи. Заговорщики надеялись на успех, рассчитывая на поддержку народа. Но они ошиблись, и заговор закончился провалом, хотя им и удалось убить брата Лоренцо, Джулиано.

Лоренцо также сосредоточил в своих руках всю внешнюю политику Флорентийской республики. В самом начале своего правления Лоренцо завоевал Вольтерру, где имелся важный стратегический источник квасцов. После неудачного заговора Пацци на Флоренцию напал папа Сикст IV(1479), и начались продолжительные итальянские распри. Общие вехи внешней политики: 1480г. – мир с папой, 1484г. - урегулирование мирным образом конфликта Рима с Феррарой, 1487г. - приобретена Сарцана - важный плацдарм на Лигурийском побережье. Флоренция оставалась в мирных отношениях с Неаполем и Миланом. Однако главным достижением внешней политики Флорентийской республики в период правления Лоренцо Великолепного стало успешное удерживание Франции от вмешательства в итальянские дела.

При сыне Лоренцо, Пьеро, Синьория Медичи пала, так как народ был недоволен тем, что Пьеро вследствие того, что поддержал Неаполь в их распре с Миланом, отдал без боя французам, сторонникам Милана, Сарцану, Пизу и Ливорно. Причинами являются также и материальное истощение Медичи, вследствие чего их пышный двор содержал народ.

Таким образом, в 1494 году путем народного восстания и изгнания Медичи во Флоренции была восстановлена Республика. Был создан новый высший законодательный орган – Большой Совет из 3 тыс. человек. Под его контролем находились все другие государственные органы. Народное собрание избрало коллегию двенадцати аккопьяторов для отбора кандидатур на замещение высших государственных должностей. В стране развернулись дебаты о том, по какому пути должно пойти государственное развитие в республике. Верх одержал Джилорамо Савонарола, проповедник, который настаивал на строгой морали в обществе и был сторонником демократической республики. Он приобрел колоссальное влияние в народе и стал не только религиозным лидером Флоренции, но и политическим. Сеньором города был провозглашен Иисус Христос, ростовщики изгнаны из города, сворачивались все светские мероприятия. Савонарола придерживался позиции сторонника Франции во внешней политике, но в 1494 году французы ушли из Италии, и Флоренция стала терять свое внешнеполитическое могущество. Пиза отделилась от республики, Сарцана была захвачена Генуей, Пьетрасанта - Луккой. Усугубляло положение и то, что в Италии формировалась антифранцузская лига, и многие государства вследствие этого относились враждебно к  Флоренции.

В 1497 году папа Александр VI объявляет Савонаролу еретиком, и в 1498 году он сожжен. После смерти проповедника во главе государства встали ведущие флорентийские семьи. Флоренция безуспешно пыталась вернуть себе Пизу, подверглась агрессивным нападкам правителя Романьи Чезаре Борджиа[26] и потеряла Ареццо, Монтепульчано и Пистойе. Лишь вмешательство Франции остановила агрессию Борджиа.

Проблемой внешнеполитического кризиса Флоренции видели в том, что там часто происходит смена высших должностей, что мешает стабилизации государства. Поэтому с 1502 года должность гонфалоньера справедливости делают пожизненной. Первым пожизненным гонфалоньером стал Пьеро Содерини, а его секретарем и советчиком Никколо Макиавелли. Внутриполитическое положение стабилизируется, как и внешнеполитическое, чему способствует смерть врага Флоренции, папы Александра VI, потеря влияния Чезаре Борджиа и франко-испанский мир(1505). В 1506 году проводится реформа армии – теперь вместо наемников восстанавливается государственное ополчение. Благодаря этой реформе Флоренция смогла снова захватить Пизу(1509).

И все же республика оставалась слабой как экономически, так и политически. Содерини так же придерживался профранцузской линии во внешней политики, что делало Флоренции изолированной от других государств Италии. Медичи же в это время имели сношения с Испанией, которая и помогла им восстановить свою власть во Флоренции в результате войн Священной Лиги[27](1512).

Период с 1512 по 1527 год в литературе называют реставрацией Медичи. Восстановив свою власть, Медичи создали комитет Сорока пяти для реформирования государственного устройства. Председателем комитета и автоматически главой государства стал кардинал Джованни Медичи[28]. Все демократические органы власти были ликвидированы, был восстановлен Совет Семидесяти, куда входили сторонники Медичи. Формально власть была у Совета и Синьории, но все рычаги правления были сосредоточены в балье[29], которая назначала состав Синьории. А решения бальи зависели целиком от Джованни Медичи, которые являлся единоличным правителем Флоренции.

В 1513 году Джованни Медичи стал римским папой под именем Льва Х(1513-1521). Вся политика Флоренции была теперь подчинена интересам папства. Формально во главе Флоренции стоял Джулиано Медичи [30](1513-1516), а после него Лоренцо Медичи, герцог Урбинский[31](1516-1519). В 1519 году Флоренция перешла под управление кардинала Джулио Медичи[32], который впоследствии стал папой Климентом VII(1521-1534).

Стоит отметить, что в это время в Италии, и в частности во Флоренции, начался упадок экономики. Это связано с открытием Америки и перемещением торговых путей в Атлантику, с появлением таких могущественных конкурентов в торговле, как Англия и Франция. Благодаря этому проявился упадок в промышленности, банковском деле и торговле. Капитал стали снова вкладывать в землю.

После смерти папы Льва Х, новым папой стал вышеупомянутый Климент VII, и Флоренция продолжала находиться под влиянием папства. Формальными правителями государства были Ипполито и Алессандро Медичи. Но теперь в связи с экономическим кризисом, большим наступлением Медичи на республиканские традиции города, ростом безработицы народ больше не хотел мириться с единоличным правлением этого дома. Последней каплей стало разграбление Рима в 1527 году немецкими наемными пехотинцами Карла V вследствие войны Коньякской Лиги(1526-1530)[33]. Папа Климент VII бежал, во Флоренции произошло восстание, и Медичи были изгнаны из города.

Во Флоренции снова была восстановлена республиканская конституция, восстановлен Большой Совет(200 чел.), который выбирал членов Синьории. Синьория руководила внешней и внутренней политикой, а военными вопросами занимался Совет Десяти. Гонфалоньер был главой государства и избирался на один год. Гонфалоньером был избран Николо Каппони. В это время Флоренцию раздирали междупартийные распри, в которых верх взяли арриабати, радикальный демократы и ярые противники Медичи. Теперь они определяли политику государства.

Флоренция, вследствие нового курса политики, вошла в состав Коньякской Лиги. Поражение в войне плохо сказалось на городе: теперь Флоренция была единственным соперников Испании в Италии. В 1529 году испано-имперские войска вторглись на территорию республики и, несмотря на героическое сопротивление граждан, смогли завоевать ее. В 1530 году Флоренция капитулировала, и в городе снова восстановилась власть Медичи, так как Карл V возвратил государство папе Клименту VII в обмен на коронацию императорской короной.

Республика была упразднена, а Флоренцией стал править Алессандро Медичи(1531-1537)[34] как полноценный монарх. Теперь Флоренция стала наследственный монархией, а дом Медичи получил титул герцогов Флоренции( с 1532). Государство впоследствии было переименовано в великое герцогство Тоскана(с 1569). 

 

 

Глава II

Никколо Макиавелли

 

Никколо Макиавелли был выдающимся человеком своего времени. Он был философом, писателем, политическим деятелем, который рассказал людям о реалиях политической системы, ничего не скрывая, и привнеся в свой подход некоторые новшества. Он, не боясь осуждений, писал о том, что настоящему государю надо быть не только щедрым, честным, но и в какие- то моменты проявлять жестокость, лукавство и другие аморальные качества. Это мысль касается не только государей, а людей вообще. Марк Аркадьевич Юсим писал об одном из главных тезисов Макиавелли (люди в ряде случаев неизбежно должны делать зло –А.К.), что именно эта мысль является «шагом вперед в практике общественного познания»[35]. 

Макиавелли пережил и видел разные политические устройства в своем родном государстве и посвятил этому немало трактатов, которые и по сей день являются актуальными. Его даже иногда называют по-современному политологом, хотя, конечно, в полном смысле слова он им не был. Он лишь описывал политическую реальность своего времени и рассуждал на этот счет. 

В данной работе акцент должен быть сделан на выявление взглядов Макиавелли по поводу роли дома Медичи в государственном устройстве Флоренции, на их личности и их поведение, на суть их власти, поэтому сама по себе этика Макиавелли будет затронута. Точка зрения Макиавелли особенно ценна потому, что он пережил и видел своими собственными глазами и подлинное республиканское правление (был государственным секретарем при пожизненном гонфалоньере Пьеро Содерини) и реставрацию Медичи, из-за которой, в частности, и оказался в ссылке. Наиболее четко его взгляды представлены по этому вопросу в его произведении «История Флоренции», которая была написана в 1520-1525 годах, когда он был официальным историографом при дворе Медичи.

«История Флоренции» посвящена папе Клименту VII, в миру Джулио Медичи[36], который и поручил Макиавелли создание этого трактата. В предисловии Макиавелли сам пишет о том, какие сомнения он испытывал по поводу того, с чего начать повествования – с 1434 года[37] или с начала времен[38]. В итоге он решил писать с начала образования города Флоренция, объясняя это тем, что Леонардо Аретино и мессер Поджо[39]  «в изложении войн, которые вела Флоренция с чужеземными государями и народами, действительно проявили должную обстоятельность, но в отношении гражданских раздоров и внутренних несогласий и последствий того и другого они многое вовсе замолчали, а прочего лишь поверхностно коснулись, так что из этой части их произведений читатели не извлекут ни пользы, ни удовольствия»[40]. А внутренние раздоры, по мнению Макиавелли, очень важны, так как именно благодаря им гражданский строй в городе эволюционировал, и Флоренция стала таким великим государством.

Для данной работы интерес представляют только 4,5,6,7,8 книги данного произведения, так как цель состоит в том, чтобы увидеть Медичи глазами Макиавелли со времен образования Синьории Медичи во Флоренции, которая начинается с такого государственного деятеля, как Козимо Медичи.

Козимо Медичи

 

Козимо Медичи (1389-1464) был одним из сыновей Джованни Медичи, о котором Макиавелли отзывается весьма приятными словами: «Джованни отличался величайшим добросердечием и не только раздавал милостыню всем, кто о ней просил, но сам шел навстречу неимущему без всякой его просьбы. Не знал он ненависти и добрых хвалил, а о злых сокрушался. Не домогаясь никаких почестей, все их получал, и не являлся во Дворец Синьории, пока его не приглашали. Он любил мир и избегал войны. Он помогал нуждающимся и поддерживал благоденствующих. Неповинный в расхищении общественных средств, он, напротив, содействовал увеличению государственной казны. Занимая какие-либо должности, он ко всем проявлял доброжелательность и, не отличаясь особым красноречием, выказывал зато исключительное благоразумие. На первый взгляд он казался задумчивым, но беседа его бывала всегда приятной и остроумной. Скончался он богатый мирскими благами, но еще более - всеобщим уважением и доброй славой, а наследие это, как вещественное, так и нравственное, было не только сохранено, но и увеличено сыном его Козимо. Как видно, Макиавелли предвосхищает в этих словах величие Медичи, которые уже в начале XV века пользовались уважением, а впоследствии добились еще большего почитания. Автор подчеркивает, что именно Джованни Медичи заложил основу благосостояния семьи и был родоначальником политического могущества Медичи. Видя, сколько прекрасных характеристик дал автор Джованни Медичи, все же не стоит забывать, что необходим критический взгляд. Трудно говорить об истинности суждений Макиавелли, относительно всех Медичи, представленных в данной работе. Но в характеристике Джованни Медичи, как представляется, сомнений об истинности быть не может, так как Макиавелли действительно уважает этого человека за его находчивость в создании семейного банка, который стал впоследствии одним из могущественнейших в Европе и заложил основу материального превосходства семьи над остальными гражданами Флоренции.

При вступлении Козимо на политическую арену после смерти отца Макиавелли тут же рисует его портрет, стараясь показать какой выдающейся личностью он был: «После кончины Джованни Медичи сын его Козимо стал проявлять к делам государственным еще больший пыл, а к друзьям своим еще больше внимания и щедрости, чем даже его отец. Так что те, кто радовался смерти Джованни, приуныли, видя, что представляет собою его сын. Человек, полный исключительной рассудительности, по внешности своей и приятный, и в то же время весьма представительный, беспредельно щедрый, исключительно благожелательный к людям, Козимо никогда не предпринимал ничего ни против гвельфской партии, ни против государства, а стремился только всех ублаготворить и лишь щедростью своей приобретать сторонников. Пример его был живым укором власть имущим, он же сам считал, что, ведя себя таким образом, сможет жить как человек не менее могущественный и уверенный, чем любой другой, а если бы честолюбие его противников привело к какому-нибудь взрыву, он оказался бы сильнее их и числом вооруженных сторонников, и народной любовью»[41].

Среди похвал можно заметить и тонкий намек на то, что все поведение Козимо на людях было спланировано, что выставляемая напоказ щедрость и отстраненность от должностей является фикцией, ибо он делал все возможное, чтобы установить самоличную Синьорию над городом под маской республиканского правления. М.А. Юсим также замечает это за Макиавелли и приводит в доказательство убеждения самого писателя: «Флоренция, например, город, « судящий о вещах по успеху, а не на основании здравого размышления». Ее правитель Козимо Медичи не зря старался выглядеть подобно рядовому гражданину, «ибо знал , что чрезмерно выделяясь внешне, вызовешь большую зависть, нежели когда прикрываешься наружной скромностью»[42].

 Очень важными и почти нигде не встречающимися являются сведения Макиавелли о Козимо и о планах об его изгнании из разговора его партийных противников, а именно Никколо да Уццано и Никколо Барбадоро[43]. В этом разговоре Барбадоро пытается убедить Уццано сплочить все свои силы и изгнать Медичи, на что ему дается ответ: «Я полагаю, что тем, кто хотел бы изгнать Козимо из Флоренции, следовало бы прежде всего сравнить свои силы с его силами. Нашу партию вы сами называете партией нобилей, его партию - партией народных низов. Даже если бы существо соответствовало названию, и то победа представлялась бы сомнительной, и уж во всяком случае у нас больше оснований для опасений, чем для надежды, ибо перед глазами у нас пример древнего нобилитета нашего города, который не раз терпел жестокие поражения от народных низов. И мы должны тем более опасаться, что ряды нашей партии ослаблены, а враждебной нам - многолюдны и сплочены»[44]. Очевидно, что даже самый заядлый противник Медичи понимает, насколько безрассудно идти в открытый конфликт с тем, за кем стоит народ. Ценны эти сведения тем, что они исходит именно от противников, которые вряд ли стали бы преувеличивать достоинства своего врага, а, следовательно, приведенный выше отрывок из разговора содержит абсолютно объективную информацию. Но тут снова видно указание на притворство Медичи( «…даже если бы существо соответствовало названию…»). Здесь даже можно уловить симпатию и сочувствие Макиавелли к партии Никколо да Уццано, так как автор подчеркивает, что Медичи уже настолько заворожили народные массы, настолько закрепили свое положение, что сделать уже ничего нельзя. Макиавелли отмечает, что даже до изгнания единоличная Синьория была очень сильна.

После окончания войн с Луккой[45] город погряз в распрях между партией нобилей сеньора Ринальдо[46] и партией народа Козимо Медичи. Из-за козней Ринальдо (подкуп магистратов, речи о том, что Медичи хочет своего единовластия) Козимо изгнали из Флоренции. Снова в речах противника Медичи слышатся такие выражения «народные низы, обожающие Козимо» «чрезмерные его богатства»[47]. Этим Макиавелли подчеркивает величие Медичи, правильность их политики и свое уважительное отношение к Козимо, хотя автор в принципе не являлся сторонником Медичи.

Чтобы показать насколько находчив и остер был ум Козимо можно привести в пример случай, когда он , сидя в тюрьме по обвинению в тирании[48], добился себе вместо смерти изгнание, подкупив гонфалоньера справедливости: «Козимо, дружественно поговорив некоторое время по своему обыкновению с Фарганаччо[49], дал ему письменную доверенность на получение у казначея Санта Мария Нуова тысячи ста дукатов: из них сто Фарганаччо должен был взять себе, а тысячу передать гонфалоньеру с просьбой от Козимо прийти к нему под каким-нибудь благовидным предлогом. Фарганаччо взялся за это поручение, деньги были переданы Бернардо, который смягчился, и Козимо, вопреки мессеру Ринальдо, требовавшему его смерти, был только изгнан в Падую»[50] ( I.F. ,4, XXVIII). Здесь Макиавелли прямо указывает на то, каким образом проворачивал свои дела Козимо. И дело тут вовсе не в том, что его все любили и горели желанием помочь, а в том, что этот человек имел значительное количество материальных средств, которыми благодаря своей находчивости и острому уму умел пользоваться. Подкуп и щедрость - истоки могущества Медичи. Надо заметить, что все Медичи проводили такую политику, с определённой долей допущения их даже можно назвать социальными капиталистами, так как они вроде бы безвозмездно помогали пополанству и бедноте, но в то же время это можно было рассматривать как выгодное вложение капитала, так как вскоре все эти щедроты в нужные моменты в несколько раз могли окупиться, а именно: народ поддержал возвращающегося из изгнания Козимо и яростное растерзание гражданами участников заговора Пацци в 1478 году при Лоренцо Медичи. Макиавелли часто подчеркивает эту черту в политике Медичи, так как для него важно охарактеризовать психологию масс, которые используются для объяснения событий[51].

Макиавелли считал Козимо поистине большим человеком, и доказательство этому его слова: «больших людей либо совсем не надо трогать, либо уж по-настоящему кончать с ними»[52]. Имеется в виду медлительность действий партии нобилей, которые не смогли противостоять возвращению из изгнания Козимо. После свержения противной Козимо партии , вот как описывает Макиавелли его приезд в город, сопоставимый, как кажется, с приездом прославленного древнеримского августа: «И редко бывает, чтобы гражданина, вступающего в город с триумфом после победы, встречало в отечестве такое стечение народа и такое проявление любви, с какими приняли возвращение этого изгнанника. И каждый по собственному своему побуждению громко приветствовал его как благодетеля народа и отца отечества»[53].С этого и начинается Синьория Медичи.

Нужно сказать, что хотя Макиавелли, с одной стороны, и превозносит семейство Медичи, то с другой стороны, сравнивая всех государей Италии вообще с древними полководцами, он говорит, что «деяния наших государей и вовне и внутри страны отнюдь не вызывают того восхищения, с коим мы читаем о деяниях древних»;   «не придется говорить ни о храбрости воина, ни о доблести полководца, ни о любви к отечеству гражданина, то во всяком случае можно будет показать, к какому коварству, к каким ловким ухищрениям прибегали и государи, и солдаты, и вожди республик, чтобы сохранить уважение, которого они никак не заслуживали» »[54] . Как видно, Макиавелли косвенно намекает на то, что какими бы уважаемыми и богатыми не были современные ему государи, никто из них не сможет превзойти древних государей и достичь совершенного идеала.

После возвращения Козимо Медичи и установления Синьории Медичи в 1434 году Макиавелли весьма трагично описывает проскрипции, которые были обращены против соперничающей Медичи партии. Стоит заметить, что партийные распри никогда не одобрялись Макиавелли. Он всегда был на стороне тех, кто воздерживался от поддержки какой-либо партии, сохраняя нейтралитет и тем самым показывая не свою трусость, а то, что он настоящий патриот своей страны. Образ такого идеального гражданина чаще всего ассоциировался с Палла Строцци, «занявшего в 1433 г. позицию невмешательства в гражданские раздоры. Несмотря на натиск многих неразумных и гневливых горожан, обладающих разрушительной волей»[55]. В этом виден укор данной политике Козимо.

Говоря о личности Козимо вообще, Макиавелли рисует образ находчивого и сметливого человека, который, по сути, не обладал никакой ученостью, но «Козимо любил людей, искушенных в изящной словесности, и оказывал им покровительство»[56] . Здесь имеется в виду покровительство Марсилио Фичино, который был основоположником Платоновской Академии. Козимо предоставил ему свою виллу в Кареджи и обеспечил его доходы, чтобы он не отрываясь мог заниматься переводами Платона и других античных авторов.

Макиавелли подводит итог правления Козимо и говорит следующие вещи: «Ни в одном государстве, управляемом монархом или же самим народом, не было в его время человека более выдающегося своим разумом: вот почему среди стольких превратностей судьбы, в городе столь неспокойном, с населением столь переменчивого нрава сумел он в течение тридцати лет оставаться у кормила власти. Величайшая предусмотрительность позволила ему заранее предвидеть опасности и либо не дать им разрастись, либо так подготовиться к ним, что, даже и разрастаясь, они ему не вредили. Сумел он не только преодолеть честолюбивые устремления в семействе своем и в городе, но и замыслы многих государей пресек столь удачно и мудро, что каждый вступавший в союз с ним и с его отечеством оказывался либо непобедимым для врага, либо сам побеждал, а тот, кто вооружался против них, либо даром тратил силы и средства, либо даже терял свое государство. Так, все затруднения, которые Козимо испытывал из-за внутренних и внешних смут, разрешались к его славе и к стыду его недругов: вот почему все гражданские раздоры во Флоренции усиливали его влияние, а внешние войны увеличивали его могущество и славу. Благодаря ему под власть Флорентийской республики перешли Борго-Сан-Сеполькро, Монтедольо, Казентино и Валь-ди-Баньо. Так добродетелью своей и счастьем сокрушил он своих врагов и дал победу друзьям»[57].

Совершенно ясно, что Макиавелли не был сторонником политики Медичи, так как верил только в республиканское правление и сильную государственную власть, за что в принципе и поплатился ссылкой при реставрации Медичи в 1512 году. Его позицию можно проследить через мысли, которые он вкладывает в речи анонимных персонажей или в речи противников Медичи. Но читая эту слаженную и точную похвалу выдающемуся представителю этого прославленного семейства, нельзя не заметить восхищения, хотя Макиавелли дает понять, что восхищения заслуживает именно этот деятель, а не те, кто в его семье преследует «честолюбивые устремления». Возможно, автору и не нравилось, как Козимо пришел к власти, как он защищал достояние родины, но главное, что он смог отразить врагов, претендовавших на власть во Флоренции, сумел поддержать относительное спокойствие, ведь как сам сказал Макиавелли: «Цель оправдывает средства»[58]. Как говорит сам Макиавелли «в городе нашем был человек исключительный», за что ему  «на надгробии начертано было «Отец отечества»[59].

Пьеро и Лоренцо Медичи

По сравнению со своим отцом Пьеро Медичи (1464-1469) «был человек больной и по телесной своей слабости не мог должным образом заниматься ни общественными, ни даже личными своими делами»[60]. Макиавелли откровенно намекает на то, что Пьеро был глупцом, так как позволял влиять на себя людям, которые под видом доброжелателей хотели низложить его путем переворота. Таким, например, был совет бывшего друга Козимо Медичи мессера Диотисальви о том, что Пьеро следует потребовать возврата долгов, ибо материальное положение его является весьма шатким. Пьеро последовал этому совету, и Макиавелли больше не использует тех ярких и восхищенных реплик, которые он использовал при характеристике Козимо Медичи. Он не пытается его оправдать, и более того в словах, которые он вкладывает в уста противников Медичи , можно заметить намек на отрицательную характеристику государственного строя: «Говорили они только об одном: о стремлении к тому, чтобы республика управлялась магистратами, а не прихотью нескольких могущественных граждан»[61]. Представляется, что Макиавелли имел в виду не непосредственно Медичи, а сложившийся строй вообще, т.е. тиранию, прикрытую республиканскими традициями. Ведь не каждый член рода будет таким исключительным, как Козимо, а будут и такие, как Пьеро, которые , не умея править, имеют в руках власть и приводят государство в полное расстройство. 

Всеобщая ненависть к Пьеро в городе усиливалась. Чтобы подчеркнуть беспомощность Пьеро, Макиавелли постоянно употребляет такие выражения: «по совету друзей он тоже решил собрать подписи своих сторонников»; «пока враги и друзья Пьеро вершили все эти дела»[62]. Могущество Пьеро было обусловлено влиянием, которое ему завещал Козимо, связями и богатством. Макиавелли замечает, что не все граждане уже на стороне Медичи, как это было до этого: «граждане… видя, что Пьеро вооружен, а его противники безоружны, стали подумывать уже не столько о том, как повредить Пьеро, сколько о том, как бы с ним сдружиться»[63]. Речь здесь идет о столкновении партии Медичи со своими соперниками, и Макиавелли подчеркивает, что если бы Пьеро не был вооружен, то возможен был бы и другой исход событий, что никак не могло случиться при предшественнике Пьеро. Это говорит о том, что политические меры Пьеро дали сбой, и Синьория серьёзно ослабла, так как горожане шли за Медичи уже не посредством доброй воли, а их косвенно принудили силой.

Говоря о недостатках Пьеро, Макиавелли в тоже время говорит и о положительных чертах его характера - о силе духа этого человека и об умении убеждать: «в речах его была такая сила, что многие из присутствующих, глубоко тронутые ими, готовы были тут же на месте расправиться с мессером Диотисальви и его братьями, если бы Пьеро их не удержал»[64]. Речь здесь идет о том, как граждане пришли к Пьеро с перемирием и просили унять распри в отечестве, что все-таки говорит о сохраняющемся могуществе Медичи, которое имело крепкий фундамент, хотя в последнее время и ослабло.

Стоит заметить, что Макиавелли снова, вкладывая свои мысли в слова противников Медичи, говорит почти слово в слово то, что приводилось нами выше относительно недовольства правлением дома Медичи: «они хотели, чтобы отечество их жило по законам и почести воздавало своим магистратам, а не какой-то горсточке граждан…Ибо Пьеро Медичи и некоторые его сторонники, привыкшие действовать как тираны, обманным путем взялись за оружие, обманом заставили их, своих противников, положить его и затем обманом изгнали их из отечества»[65]. Совершенно очевидно, что как бы Макиавелли не восхвалял Медичи (ведь он писал этот трактат по заказу Джулио Медичи), он определенно считает их тиранами и не согласен с тем, что только они правят городом. Именно здесь и проявляется истинное отношение Макиавелли к Медичи, неудовлетворенность незаконностью их действий и в то же время торжествуют его республиканские взгляды.

Макиавелли всегда старался быть нейтральным, поэтому он решил не омрачать посмертную характеристику Пьеро Медичи, который умер пятидесяти трех лет отроду, но все же нам стоит заметить, насколько она меркнет , если сравнить ее с характеристикой Козимо: «отечество не могло в достаточной мере оценить его благородство и доброту, ибо отец его Козимо сопровождал его, можно сказать, почти всю жизнь, а те немногие годы, на которые он пережил отца, прошли для него в болезнях и гражданских раздорах»[66]. Главная вина Пьеро – раздоры в отечестве, которые произошли по его вине.

 Пьеро оставил после себя двух сыновей «Лоренцо и Джульяно, уже подававших надежды на то, что им предстоит быть весьма полезными государству»[67]. Преемником дома Медичи стал Лоренцо, старший сын Пьеро. Первым его шагом, вполне удачным, было обуздание Вольтерры, Макиавелли говорит, что  «он способен как мудрый советчик»[68]. С этого момента и начинается восстановление могущества Синьории и возвышение Лоренцо Медичи (1469-1492)[69].

В рамках данной работы будет важно рассмотреть заговор Пацци против Медичи. При характеристике заговора  необходимо обратить внимание на то, как Макиавелли выделяет объективные причины его свершения, в отличие от Анджело Полициано, автора произведения «О заговоре Пацци», который все причины заговора видит лишь в дурных качествах противников Медичи. Вот, что на этот счет думает Макиавелли: «Главой дома [Пацци] был мессер Якопо, и во внимание к его происхождению и богатству народ даровал ему рыцарское звание…Советники Лоренцо все время убеждали его, как опасно и противно его собственному могуществу допускать, чтобы еще в чьих-то руках сосредоточились и богатство, и власть. Из-за этого ни Якопо, ни его племянникам не поручали важных постов, хотя все считали, что они их достойны. Отсюда начало недовольства Пацци и начало опасений со стороны Медичи» »(I.F. ,8, II). Очевидно, что Макиавелли оправдывает заговор, более того, можно уловить даже нотки сочувствия и негодования, что только Медичи могут решать, кто будет у власти, а кого надо отстранить. Это снова объясняется его республиканскими взглядами.

Весь народ поддержал Медичи, такую любовь и уважение эта семья заслужила своей мудрой политикой, которую продолжал Лоренцо Медичи. Макиавелли приводит весьма трогательный ответ граждан на речь Лоренцо, которая была проникнута любовью к отечеству и к своей нации: «пока Лоренцо говорил, граждане и не пытались удерживаться от слез; и с тем же волнением, с каким они внимали ему, ответил один из них от имени всех прочих. Он сказал Лоренцо, что республика благодарна ему и его дому, что ему не следует терять мужество, что как ни преминули они со своей поспешностью защитить его жизнь и отомстить за смерть его брата, также постоят за его влияние и власть, которые он потеряет лишь тогда, когда они потеряют свое отечество»[70]. Макиавелли подчеркивает, что там были только именитые граждане, давая нам понять, что большинство из них были сторонниками Медичи и иначе ответить не могли. Но довольно много приведено примеров того, как простые граждане жестоко расправляются с заговорщиками, так что можно сказать, что престиж своей партии Лоренцо Медичи сумел возродить.

Макиавелли пишет весьма положительно о правлении Лоренцо Медичи. Например, Макиавелли хвалит Лоренцо за то, что он заключил мир во Флоренции, которая была охвачена разорительными войнами, в которые вмешивались все государства Европы, когда рискуя жизнью, отправился в Неаполь к королю на переговоры: «И если Лоренцо, уезжая из Флоренции, уже был великим человеком, то вернулся он на родину осененный еще большим величием, и город принял его с восторгом, которые вполне заслуживали его качества вообще и новые и новые заслуги перед отечеством, ибо он вернул ему мир, подвергая опасности свою жизнь»[71]. Макиавелли позитивно относится к внешней политике Лоренцо, так как он видит, что им движет не личная выгода, а любовь к отечеству. Когда в Италии прекратились войны, то Лоренцо «все помыслы свои устремил к возвеличиванию своего отечества и своего дома»[72].

Проявилось это, например, в создании Совета Семидесяти: «Флорентийцы боялись,…как бы заключенный только что мир не породил еще более жестокую войну. Вследствие этого возглавлявшие государство решили уменьшить число членов правительства и поручить вынесение решений по важнейшим государственным делам меньшему числу лиц. Так составлен был совет Семидесяти, который и получил решающее влияние на все дела первостепенного значения. Этот новый порядок вещей утихомирил тех, кто стремился к переворотам»[73]. Создание совета означало, с одной стороны, сокращение числа лиц, которые имели реальное политическое значение в государстве, с другой стороны, увеличение числа сторонников Медичи в органе государственного аппарата. Эта реформа усилила влияние дома Медичи, а если еще прибавить к этому заключенный Лоренцо мир, который был необходим всей Италии, то можно себе представить каких масштабов достигла власть Медичи.

Кроме того, Лоренцо покровительствовал искусствам, строил множество величественных зданий в городе, Лоренцо сумел убедить самого графа Джованни Мирандолу[74] поселиться во Флоренции. Характеристику, как личности Макиавелли дает ему такую: «красноречив и силен доводами, в решениях благоразумен, в осуществлении решений быстр и смел»; «обладал неземной мудростью»; «весьма склонен к любовным наслаждениям, любил беседу с балагурами и остряками и детские забавы». Макиавелли подчеркивает тем самым, что в Лоренцо сочеталось две разные натуры: с одной стороны, мудрый политик, с другой стороны легкомысленный мальчишка. Тем не менее, автор особенно благодарен Лоренцо за то, что он сумел установить порядок в государстве после продолжительных войн и что до самой его кончины в 1492 году граждане жили в благополучии.

Макиавелли заканчивает свое произведение смертью Лоренцо, дальше повествование не идет: «Сколь обоснована была эта скорбь…ибо когда Италия лишилась такого мудрого советчика, оставшиеся не сумели ни насытить, ни обуздать честолюбие Сфорца…»[75]. Думатся, для Макиавелли Лоренцо Великолепный был последним великим Медичи, так как и последняя его фраза дает не двусмысленный намек на это.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что хотя Макиавелли не был сторонником Медичи, он все же признавал среди них личностей, которые действительно боролись за благо отечества и своих граждан. Макиавелли дает понять, что ему чужд тот тип государственного устройства, при котором во главе государства стояли Медичи. Ближе всего ему республиканские устои, что он и пытается сказать косвенно, вкладывая свои мысли в слова противников Медичи. Для Макиавелли героями являются Козимо и Лоренцо Медичи, так как к остальным он испытывает враждебность по политическим соображениям и по личным, ведь именно Медичи отправили его в ссылку в 1512 году. Но, тем не менее, открыто он свои взгляды не выражает и, как  видно, смиряется с тиранией Медичи, находясь у них при дворе (его помиловали и вернули из ссылки спустя несколько лет). М.А. Юсим так объясняет поведение знаменитого мыслителя: «Власть во Флоренции покоилась на столь шатком основании, что падение могло быть неожиданным, как и случилось. Макиавелли обвиняют в том, что он предложил свои услуги Медичи, врагам республики и режима, при котором он работал, а одному из Медичи посвятил «Государя»[76]. Но он служил флорентийскому государству, а не лицам, и мог служить вопреки личным пристрастиям, если видел пользу для дела»[77] Для Макиавелли дороже всего свобода своих граждан, которая ущемляется Медичи, поэтому, как представлется, он и довел свое повествование только до Лоренцо Великолепного. Через образы Лоренцо и Козимо Макиавелли пытается показать современным ему Медичи, что дороже всего на свете должно быть отечество, а не честолюбие и обогащение своего дома за счет других. 



Глава III

Франческо Гвиччардини

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...