Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2. ШКОЛА ГИПНОЗА. II СТУПЕНЬ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУГГЕСТИИ




Данный раздел книги посвящен разбору областей применения и действия суггестии, основных определений, понятий, методологического аппарата и принципов, лежащих в основе классификации суггестии.

Области применения и действия суггестии Суггестия применяется и проявляет себя в следующих областях: - религия; - медицина (суггестотерапия); - педагогика (суггестопедия); - спорт; - военное дело; - профессиональное обучение; - театрально-сценическая деятельность; - художественная литература; - живопись; - музыка; - аутогенная тренировка.

Основные определения суггестии Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. logos - учение, наука) - современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.

Суггестотерапия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. terapia - лечение) - коррекция психического и соматического состояния суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).

Суггестопедия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. pedia - воспитание) - использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).

Суггестия (от лат. suggestio - внушение, намек) - процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его "я" (с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность "суггестированных (внушенных) установок".

Суггестия представляет собой: - компонент человеческого общения; - специфический вид коммуникации; - противоположность убеждения.

Суггестия осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).

Суггеренд - объект гетеросуггестии. Возможные суггеренды: отдельный человек, группа ("толпа"), социальный слой и т. д.

Суггестор - источник гетеросуггестии. Возможные суггесторы: индивид, группа, средства массовой информации. Последние два суггестора являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное (внушающее) значение (сплетни, реклама, мода, обычаи, господствующие взгляды, предрассудки, поверил и т. д.).

Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.

 Эффективность суггестии определяется: 1. свойствами суггестора а) социальный статус; б) обаяние; в) волевое превосходство; г) интеллектуальное превосходство; д) характерологическое превосходство.

2. особенностями суггеренда а) степень суггестостабильности (внушаемости); 3. отношениями, складывающимися между ними а) доверие; б) авторитетность; в) зависимость.

4. способом конструирования сообщения а) уровень аргументированности; б) характер сочетания логических и эмоциональных компонентов; в) подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.).

Суггестабильность, суггестивность (от нем. sugges-tibiliitar; франц. suggestibilite - внушаемость) - степень восприимчивости к суггестии, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться суггестивному воздействию. Суггестабильность является характеристикой индивида, зависящей от ситуативных и личностных факторов.

 Повышенной суггестабильности благоприятствуют следующие свойства личности: 1. неуверенность в себе; 2. низкая самооценка; 3. чувство собственной неполноценности (комплекс); 4. покорность; 5. робость; 6. стеснительность; 7. доверчивость; 8. тревожность; 9. экстравертированность (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов); 10. повышенная эмоциональность; 11. впечатлительность; 12. слабость логического мышления; 13. медленный темп психической деятельности.

Эти свойства личности суггеренда (факторы суггестабильности) выявляются специальными тестами, перечнями и опросниками и включаются в его психологическую характеристику.

На повышение индивидуальной суггестабильности влияют следующие ситуативные факторы: 1. психофизическое состояние субъекта а) покой; б) релаксация (расслабление); в) сильное эмоциональное возбуждение (экстаз); г) утомление; д) стресс; е) гипноз.

 2. низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности 3. малая степень его значимости для личности 4. дефицит времени для принятия решения Суггестабильность - это неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно к тому или иному содержанию и виду деятельности.

Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться суггестабильным.

Суггестабильность представляет различные степени восприимчивости к суггестии, зависящие от возраста, пола, профессии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т. д.

С помощью факторного анализа выявлено два типа суггестабильности. Первичная суггестабилъностъ лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии, гипнозу. Вторичная суггестабилъностъ связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

Суггестабильность представляет собой: - производное "стадного инстинкта" (подчинение вожаку); основное свойство нервно-психического аппарата животных и человека; - следствие инфантильно-сексуального отношения (сексуально-эротического влечения) суггеренда к суггестору (мазохизм), в котором первый угадывает какие-либо черты своих родителей. Сеанс суггестии в этом случае проходит в инфантильной ситуации, заставляющей суггеренда пассивно воспринимать обаяние суггестора в форме авторитетности и строгости отца или мягкости и нежности матери; - противоположность критичности.

Суггестировать - внушать. Сам глагол "внушать" происходит от древнеславянского "вън уши" - вносить в уши.

Суггестарий - место, обстановка, где проводится суггестия.

Десуггестировать - снимать внушение, наложенное ранее.

Классификация суггестми Разнообразие современных систем суггестии связано прежде всего с поиском наиболее оптимальных методов воздействия.

По форме осуществления суггестия подразделяется на гетперосуггестию и аутосуггестию. В первом случае суггестивное воздействие производится со стороны. Во втором случае производится суггестивное самовоздействие.

По средствам достижения суггестия делится на вербальную и невербальную. К вербальным средствам достижения эффектов суггестии относятся слова и интонации другого человека. К невербальным средствам достижения эффектов суггестии относятся мимика, жесты, действия другого человека, а также окружающая обстановка.

По методам реализации суггестия подразделяется на прямую и косвенную, а также на преднамеренную и непреднамеренную. Прямая (целенаправленная) суггестия заключается в использовании суггестором специальных "словесных формул", которые внедряются в психическую сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Прямая суггестия в соответствии с ее психологической природой должна рассматриваться в двух аспектах: 1. влияние суггестии на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы (суггестивные наставления); 2. влияние суггестии на слагаемые поведения (суггестивные команды и приказы).

Содержание косвенной (непроизвольной) суггестии включено в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью ее усвоения, Косвенная суггестия органически связана со всей окружающей обстановкой, призванной воздействовать на впечатлительность и эмоциональность людей.

Содержание преднамеренной суггестии заготавливается и составляется суггестором заранее, т. е. перед сеансом суггестии. Содержание непреднамеренной суггестии создается в мозгу суггестора в ходе сеанса суггестии, т. е. носит импровизированный характер.

По характеру воздействия различают императивную и кооперативную суггестии. Первый вариант суггестии основан на жестких директивных инструкциях суггестора и сильных невербальных стимулах. Второй вариант суггестии предполагает мягкие формы суггестии с использованием слабых "повторяющихся" стимулов и "уговаривающих" словесных суггестии.

По быстроте наступления суггестивного эффекта суггестия разбивается на оперативную и неоперативную. При оперативной суггестии суггестивный эффект наступает быстро, сразу и целиком. Многое здесь зависит от мастерства, сноровки и методичности суггестора, а также от уровня суггестивной подготовки или дрессировки суггеренда, его суггестабильности. При неоперативной суггестии суггестивный эффект наступает медленно, постепенно и по частям.

По степени информативности суггестия распадается на концентрированную и неконцентрированную. Концентрированная суггестия характеризуется большой смысловой насыщенностью, целым "букетом" суггестивных воздействий, острой направленностью своего содержания. Неконцентрированная суггестия характеризуется некоторой смысловой распыленностью, рассеянностью, нейтральностью своего содержания.

По количеству суггерендов суггестия делится на индивидуальную и коллективную. Сеансы индивидуальной (персональной, единичной) суггестии прово--дятся с одним единственным суггерендом. Сеансы коллективной (групповой, массовой) суггестии проводятся с группой суггерендов - в среднем по 15 человек: от 6-8 до 18-20 мест в зависимости от условий помещения. Использование метода коллективной суггестии основано на общеизвестном факте усиления суггестабильности в коллективе. Группы для проведения коллективных сеансов суггестии подбираются суггестором, как правило, постоянными с учетом психофизического состояния суггерендов, степени их суггестабильности, возраста, культурно-образовательного уровня. Это необходимо для возникновения благоприятной атмосферы суггестивного воздействия (конформность, взаимная индукция, групповая динамика).

По критерию состояния суггеренда различают: суггестию в бодрствующем состоянии, суггестию в гипнозе, суггестию в естественном сне, постгипнотическую суггестию (реализуемую после выхода из гипноза).

По тактике применения суггестором суггестивных методик выделяют выборочную, комбинированную (комплексную) и смешанную суггестию.

Методы суггестии Суггестия осуществляется с помощью различных средств и методов. Их классификация строится исходя из следующих принципов: 1. вербальные - невербальные; 2. контактные - бесконтактные.

Вербалыго-невербальный принцип классификации подразумевает: имеет ли место в процессе суггестии слово как систематически воздействующий фактор или же доминирующую роль в регуляции состояния суггеренда приобретают первосигнальные стимулы. Контактно-бесконтактный принцип классификации подразумевает: контактируют ли с телом суггеренда руки суггестора или механический контакт с телом человека отсутствует.

 

СУГГЕСТИЯ В ТРЕХ  АСПЕКТАХ

В данном разделе суггестия рассматривается с трех точек зрения: - с точки зрения психофизиологии; - с точки зрения психологии; - с точки зрения философии.

Психофизиология суггестии Во время суггестивного воздействия на психику суггеренда в его мозгу протекают следующие процессы.

1. Условный рефлекс (от лат. reflexus - отраженный) - приобретенная организмом при жизни ответная реакция на воздействие окружающей среды.

В процессе суггестивного воздействия суггестор описывает суггеренду признаки суггестируемого состояния, и организм последнего воспроизводит его по механизму условного рефлекса. Слова суггестора ("сигналы сигналов") полностью заменяют реально действующие раздражители.

2. Торможение и возбуждение - угасание и усиление нервных процессов в мозгу. В ходе суггестивного воздействия суггестор вызывает у суггеренда торможение коры мозга, за исключением тех пунктов последней, в которых разыгрываются физиологические акты, соответствующие содержанию данной суггестии. Эти пункты коры мозга объединяются в доминантный очаг возбуждения (от лат. dominans - господствующий).

 Психология суггестии В этой главе рассматриваются психологические механизмы суггестии.

Психологическая структура суггестии Психологическая структура суггестии такова. Суггестия является производным: 1. эмоционально распаленного воображения, 2. психологической установки, 3. конформности. Воображение составляет психологический механизм суггестии. Установка и конформность содействуют суггестии. Эмоциональное напряжение связывает их в единый психологический акт, называемый суггестией.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе суггестивного воздействия суггестор эмоционально распаляет воображение суггеренда, и содержание суггестируемой информации достигает в мозгу последнего чувственной реальности.

Психологическая установка - это готовность к выполнению определенной деятельности. Предвосхищая встречу с суггестором, суггеренд схватывает в самых общих чертах ситуацию суггестивного воздействия и моделирует на основе этого свое дальнейшее поведение. При этом большую роль играет прошлый опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором суггестабильности субъекта, его готовности к реализации суггестии. Ей принадлежит организующая роль в суггестии. Она ориентирует деятельность человека соответственно своему содержанию.

Конформность (от лат. conformis) - подобный, сообразный) - бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективной суггестии у суггерендов складывается конформное поведение. Оно проявляется в том, что люди лавинообразно, эпидемически "заражаются" состоянием друг друга в результате взаимопонимания, возникшего в русле коллективной установки на сеанс. Вот почему суггестабильность отдельных суггерендов в группе заметно повышается.

Суггестия и основные психические функции мозга Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на человека - это техника управления вниманием, эмоциями и памятью (на основе частичного усыпления).

Внимание - это сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда являются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождающие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, тактильно-термические). Объектом внимания для суггестора является суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггереыда дает возможность суггестору "вести" его за собой.

Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два качества внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целевой) - способности подмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенных особенностей. Хорошая работа органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности.

Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующими способами: 1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрытыми глазами (мысленное "фото", внутренний видеоскоп, "духовное око").

2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника помех (крики, шум, громкая музыка).

3. Длительное выполнение однообразной монотонной деятельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, наблюдение маятника).

4. В течение некоторого времени не думать о каком - либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носорог).

5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (говорить и читать, говорить и писать, говорить и считать).

Эмоции ( от лат. emoveo - потрясаю, волную) -это непосредственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В нача ле сеанса суггестивного воздействия суггеренда охватывает следующая парная эмоция; интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггести-рует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тревожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное состояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии - это абсолютная уверенность последнего в своих силах, в успехе суггестии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо "заражает" суггеренда своими эмоциями, либо пытается вызвать у последнего полярные, противоположные эмоции. Первая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая - императивной.

Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами: 1. мимикой - выразительными движениями мышц лица ("маска спокойствия", "маска печали", "маска веселости"); ' 2. пантомимой - выразительными движениями всего тела ("поза горя", "поза гнева", "поза радости"); 3. вокальной мимикой - динамической стороной речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса); 4. экспрессией - выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку); 6. воображением - образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар); 6. ритмостимуляцией - ритмическим сочетанием следующих факторов: созерцания, заклинания, встряски, музыки, дыхания ("экстаз шамана"); 7. декламацией - выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С. Есенина "Пугачев").

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суггеренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) состояния. Однако память - это не только "библиотека" жизненного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по законам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его сознания и подсознания в виде следов памяти.

Образование и закрепление следов памяти - сложный нейрохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Суггестия - запоминаемый сигнал действительности в мозгу суггеренда - движется по следующему маршруту: "энграмма" - "реверберация" - "консолидация".

1. "Энграмма" - это "след памяти".

2. "Реверберация" - это гипотетический процесс, при котором информация, полученная мозгом, первое время циркулирует по нему - передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название "гиппокампова круга" (круга морского коня). Запись суггестированной информации на "мозговую пленку" памяти осуществляется в виде эхо-последействия, или, как говорят нейрофизиологи, "эхо-магнитного проторения" запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспроизведении импульсных структур - "рисунков" возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоминание. Развертка -воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые результаты.

3. "Консолидация" - переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в результате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним "консолидации" - "закрепление следов памяти".

Механизм образования и закрепления следов памяти об условном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственному) полю восприятия, а при мысленной суггестии -- к суб- или экстрасенсорному (под- или сверхчувственному) полю восприятия.

С понятием "память" тесно связано понятие "представления". Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) - это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, "укрощение" памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.

Существует два основных метода развития памяти: 1. Механический метод (метод механического заучивания).

а) метод "мыслефото" (аудиовизуальный метод). Сюда относятся следующие виды упражнений: - аутосуггестия сильной памяти; - припоминание событий "задом-наперед" (прием "обратной развертки"); - мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на "экране внутреннего видения"; - запоминание длинных рядов цифр и множества слов; - запоминание длинных стихотворных произведении; - запоминание содержания энциклопедического словаря ("живая энциклопедия"); - запоминание графических изображений; - запоминание лиц и имен; - "прогулки" по карте местности с закрытыми глазами; - мгновенный подсчет очков на костяшках домино; - мгновенное запоминание ("память-вспышка"); мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок ("память-мельница"); - быстрый счет многозначных чисел ("память-калькулятор"); - чтение предложенных слов "задом-наперед"; - устный подсчет букв в читаемом предложении; - устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент ("интеллектуальная эквилибристика"); - составление буриме (от фр. botus rimes - рифмованные концы) - стихотворений на заданные рифмы.

б) метод "зубрежки" (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации базируется на следующих принципах: - концентрация внимания на запоминаемом; - дозировка запоминаемого; - повторение запоминаемого; - индивидуализация запоминания.

2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).

а) метод "смысловых опор" (метод ключевых слов).

Метод заключается в выделении тезисов или разверну того плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал; б) метод "смысловой группировки" (метод осмысленной связи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью; в) метод "осмысленного соотнесения" (мнемотехника (от греч. mnemonicon - искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio - соединение)). Метод основан на создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.

Суггестия и психология общения Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью такова: суггестивное воздействие на* человека - это театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.

Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно, связан с понятием -"социально-психологической роли". Социально-психологическая роль - это построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая социально-психологическая роль имеет свое поле "тяготений", или "валентностей",к другим ролям. У всякой социальнопсихологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие же"располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль - это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска- это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо "сбросить" маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в другого.

Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом - достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.

Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать... Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи...

Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: это неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила "того, кто послал его в мир". Он бог или боговдохновенный пророк. -Этой реакцией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы - оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада - настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом "религиозных учителей".

Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектра, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика каждой суггестивной роли.

1. Покровитель. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к вам человек. Опора в бедах,утешение в страданиях, предмет благоговения...

2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к вам, но он знаменит, обаятелен, пользу ется всеобщим восторженным восхищением.

3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Шевельнет пальцем - и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему - и станете жить в довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.

4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу...

5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое - неважно. Виртуозный делец "из- под земли" добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.

6. Удав. Это не Властитель не Господин хотя он прижелании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И также приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.

7. Дьявол. В этой роли вы - олицетворенное зло.

Зло "метафизическое" зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это "божество с обратным знаком". Беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землетрясении скелет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол...

Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением лица, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно - передают социально-психологическую роль взятую на себя суггесто-ром. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивидуализировать т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов "клюнет" на какую суггестивную роль.

Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (PAT) - системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозначенных ролей по заданным "легендам" - вымышленным сценариям. Применяются следующие виды "легенд".

1. Подготовительные (общеразвивающие) "легенды".

Они предназначены для сбрасывания маски.

а) принятие вымышленного имени ("новое имя"); б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым ("выход из-за двери"); в) танцы соло и в парах ("непринужденный танец"); г) от одного угла помещения к другому - по диагонали - прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно ("клоунский подход"); д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было искренно, из глубин сердца ("монолог во всеуслышание"); е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе ("монолог на столе"); ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несогласие с кем-либо или с чем-либо ("монолог под столом"); з) сесть "визави" партнера за столом в центре комнаты и искренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства ("диалог за столом"); и) выразительно изображать желание взять воображаемый "запретный плод" ("запретный плод"); к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания ("разминка словом"); л) производить одно и то же действие с разными значениями ("разминка делом"); м) изъясняться на ломаном русском языке ("американский турист"); н)произнести кавказский тост ("гость из Грузии").

2. Основные (специальные) "легенды". Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествления себя с другим человеком ("человеком-Божеством") включает в себя три фазы: 1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном "Я-образе"); 2. фазу вселения (вселение в бесконечного внутреннего двойника); 3. фазу овладения (цепные перевоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) "легенд".

а) представить себя в образе врача-ортопеда Г. А. Или зарова, беседующего с больным (роль Покровителя); б) представить себя в образе рок-звезды Э. Пресли, общающегося с поклонниками (роль Кумира); в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина); г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заведующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В. Е. Рожнова, проводящего лекцию по проблемам суггестологии (роль Авторитета); д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонстрирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача); е) представить себя в образе "святого старца" Г. Е. Распутина, "опутывающего" очередную светскую даму (роль Удава); ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых раб^в (роль Дьявола).

 Философия суггестии В суггестологии существуют два философских воззрения.

1. Идеалистическое: дух первичен, материя вторична, всего лишь производное духа; материя подчинена принципу причинности, категориям времени и пространства; дух же свободен, он не знает причинной зависимости, действует вне времени и пространства.

2. Материалистическое: дух, душа - производное мозга, его функция; психические явления неразрывно связаны с мозговыми физиологическими процессами и вместе с ними строго детерминированы, протекают во времени и в пространстве.

Некоторые западные философы-суггестологи считают, что оба этих воззрения отлично дополняют друг друга. А связующим звеном в этом случае якобы выступает суггестия. В обычном состоянии сознания человек воспринимает действительность такой, какова она есть. В особом измененном состоянии сознания, моделируемом в процессе суггестивного воздействия, сугге-ренд воспринимает и то, чего нет в действительности. В первом случае будто бы возможно материалистическое толкование суггестии, во втором - идеалистическое. Подобное суггестивное решение основного вопроса философии философы-суггестологи Запада объясняют тем, что дуализм свойственен природе во всех ее проявлениях. Для суггестолога-материалиста бесспорным является второе философское воззрение на суггестию.

ТРИ ЗВЕНА СУГГЕСТИИ

В данном разделе разбираются три звена суггестии: - суггеренд; - суггестор; - суггестарий.

Суггеренд Суггеренд по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на него. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только способы оценки личности потенциального суггеренда, необходимые для выбора метода суггестивного воздействия. Эти способы позволяют составить психологический портрет, habitus (облик) личности потенциального суггеренда. Все остальные сведения о суггеренде (гипнотике, перципиенте) будут освещены в соответствующих главах следующих разделов.

Основным методом личности потенциального суггеренда является психологическое тестирование. Тест (от англ, test - опыт, проба) - система заданий, предъявляемых испытуемому с целью оценки его реакций в конкретных условиях. В суггестологии применяются три группы тестов: 1. Опросники - это группа тестов, построенная в виде анкетного вопроса о поведении, вкусах, привычках и т. п. Опросники применяются для выявления свойств личности, благоприятствующих повышенной суггестабильности (факторов суггестабильности). Эти свойства были перечислены в первом разделе. На каждого потенциального суггеренда с учетом его ответов суггестором составляется психологическая характеристика, исходным материалом для которой являются результаты предварительного тестирования.

В связи с тем, что методика психологического тестирования занимает огромный раздел целой науки психодиагностики (от греч. psyche - душа и diagnosticos - способный распознавать), осветить ее в рамках одной главы не представляется возможным. В качестве основного методического пособия по психологическому тестированию можно порекомендовать "Компендиум объективных тестов личности и мотивации" Р. Б. Кэттелла и Ф. В. Вар-буртона*. Там приводится 400 различных тестов, которые в той или иной степени могут быть полезны суггестору для оценки личности потенциального суггеренда.

Факторный анализ позволяет многомерно исследовать личность потенциального суггеренда и дает возможность предвидеть его поведение в конкретных условиях сеанса суггестивного воздействия. Каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов индивидуально-психологических особенностей его личности в системе собранных о нем данных.

Одними из наиболее известных многомерных тестов для оценки личности являются Миннесотский фазный перечень (MMPI - Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и шестнадцатифакторный личностный опросник (16Р - Sixteen Personality Factor Questionnaire). Эти тесты можно порекомендовать суггестору для работы. Из множества факторов личности рассмотренных в этих тестах он без труда найдет факторы суггестабильности. Именно на их выявление и должна быть направлена вся психодиагностическая работа суггестора. Необходимо заметить что каждому фактору суггестабильности соответствует фактор контрсуггестабильности - фактор критичности. Личность суггеренда - - это конгломерат различных факторов суггестабильности и критичности (неуверенность в себе - самоувренность, низкая самооценка - высокая самооценка, чувство собственной неполноценности - самонадеянность, покор-ность - настойчивость, зависимость - напористость, робость - смелость, стеснительность - развязность, доверчивость - подозрительность, тревожность - приспособленность, экстраверсия - интроверсия, повышенная эмоциональность - сдержанность, впечатлительность - равнодушие, слабость логического мышления, низкий интеллект - сила логического мышления, высокий интеллект медленный темп психической деятельности - быстрый темп психической деятельности).

2. Наблюдения за внешностью и поведением - это группа тестов, позволяющая "вычислить" личность потенциального суггеренда по его внешнему облику и поведению в обыденной жизни. Суггестор одномоментно, свернуто "схватывает" внутренний мир личности потенциального суггеренда его ум, характер, моральный облик уровень смысловых, целевых и операционных установок. Психогностическое чутье (от греч. psiche - душа и gnosis - знание) подсказывает суггестору, как поведет себя потенциальный суггеренд в конкретной ситуации суггестивного воздействия. Ориентирами здесь служат его разговор, смех, движения, почерк и т. п. Подобное человекоощущение развивается постоянным общением, а также рисованием физиогномических портретов людей (от греч. physis - природа и gnomon -знающий) по памяти и по представлению с последующим изучением, анализом и комментарием. Под термином "рисование по памяти" понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том или ином пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия. Термин "рисование по представлению" означает процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.

3. Тесты суггестабильности - это группа тестов, выявляющая степень восприимчивости потенциального суггеренда к суггестивному воздействию данного конкретного суггестора. Они проводятся суггестором в виде пробных императивных и кооперативных суггестии суггеренду.

 Суггестор Суггестор по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на суггеренда. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только сведения о внешнем виде суггестора, общие для всех видов суггестии.

У многих народов нашей планеты сложился своеобразный стереотип суггестора. Глаза необыкновенной черноты или серостальные, непроницаемые или пронзительно-голубые, или змейно-зеленые, или желтовато-карие, открыто-горящие; острый сверлящий взгляд, зависящий от своеобразного строения век (тяжелые глаза с нависшими малоподвижными веками), необычная величина или форма глаз (глаза небольшие, тусклые, с какой-то особой постановкой век, может быть, необычный угол схождения, - и вам трудно смотреть в них и трудно отвести взор; восточные, узкие глаза, с совершенно загадочным выражением; буравчики, прогрызающие вас насквозь), при которой над радужкой или под ней в большей степени, чем обычно, выступают белки, густые брови, нависшие (глубокий мерцающий взгляд седого, как лунь, старика из-под нависших бровей; толстовский, рембрандтовский, наполеоновский - исподлобья) или, наоборот, дающие мощный мефистофельский взмах (могучий взлет бровей; смоляная цыганская чернота; орлиность), малая подвижность взора, редкое мигание, связанное с притуплением чувствительности роговой оболочки, лохматая грива, борода. В этом случае импозантность внешности суггестора заставляет суггеренда видеть за ней еще что-то магическое.

Суггестор может иметь и безликую, невзрачную, невыразительную внешность - абсолютно ничего, полнейшая заурядность. Ну совершенно ничего особенного: ни демонизма, ни мрачной сосредоточенности, ни лихорадочной эксцентричности, ни тяжелого, давящего спокойствия. И безбров, и одутловат, и сер. Загадочная интеллигентность, но ничего грозного, ничего демонического, давящего. Глаза, наоборот, очень застенчивые. Располагают потрясающе, но с дистанцией. В этом случае заурядность внешности суггестора оказывается своеобразным союзником, вводя элемент неожиданности.

Резюмируя все вышесказанное, можно выделить три варианта внешности суггестора - три вида "сильного" взора: 1 вариант - "поднятый" (брови подняты вверх веки расширены); 2 вариант - "нормальный" (брови и веки в естественном положении); 3 вариант - "опущенный" (брови опущены вниз, веки сужены).

Первый и третий варианты "сильного" взора требуют от суггестора определенного физического напряжения. Они знаменуют собой "выдавливание суггестором из себя волевых токов, флюидов, квантов магнетической энергии". Второй вариант "сильного" взора выполняется суггестором без малейшего физического напряжения.

Рисунок лица, очертание бровей, глаз суггестора имеют свой зрительный центр тяжести, фокус внимания, предрасполагают взгляд суггеренда к совершенно определенным маршрутам. Но главное фасцинативное средство - это глаза суггестора. Секрет "сильного" взора суггестора заключается в особенностях бессознательного зрительного внимания суггеренда. Когда суг-гестор, казалось бы, неподвижно смотрит в глаза суггеренда, его глаза совершают вибрирующие микродвижения (у некоторых усиленные до видимых). Причем суг-геренд воспринимает некоторые микродвижения, не отдавая себе в этом отчета: видит дрожь в глазах суггестора (микродвижение - 1), взор его как-то следует ей (микродвижение - 2), резонирует, но до сознания это не доходит, рождая лишь ощущение. Это микроощущения от микродвижений. Они рождаются в мышцах, в сосудах суггеренда. Тот, кто влюблялся, должен знать эти "токи".

Отработка властного взгляда в глаза производится выполнением следующих упражнений: 1. игра в "гляделки" (с партнером или с самим собой (перед зеркалом)); 2. рассматривание и воспроизведение изображений ("портретных масок") талантливых врожденных суггесторов (Калигула, Цезарь, Иоанн Кронштадский и др.).

Суггестармй В этой главе будут рассмотрены условия пространства и времени, в которых проводится суггестивное воздействие суггестора на суггеренда.

В широком смысле слова, как это явствует из определения, под суггестарием подразумевается всякое место (среда, обстановка), где проводится суггестия.

В этом случае: А. Условия пространства - любая обстановка. Б. Условия времени - o любое по продолжительности время суток.

Частным случаем суггестария является гипнота-рий - специально оборудованное помещение, где проводятся сеансы гипносуггестии.

В этом случае: А. Условия пространства - закрытое изолированное от внешнего шума помещение: 1. уединенный домашний угол; 2. замкнутое пространство комнаты, кабинета или учебного класса.

Требования и гипнотарию: 1. хорошая звукоизоляция - звуконепроницаемые стены и двери в помещении (полная тишина); 2. хорошая светоизоляция - светонепроницаемые занавеси на окнах в помещении (полное затемнение).

Специальное оборудование и инвентарь.

1. Меблировка гипнотария: а) стулья в белых полотняных чехлах; б) мягкие удобные кресла для релаксации , шезлонги; в) кушетки, банкетки, софы, кровати с мягкими матрацами, тумбочки.

2. Интерьер гипнотария: а) цветовая гамма окраски или обивки стен и потолка должна быть спокойной, в пастельных тонах; б) двери должны быть обиты дермантином; в) полы должны быть устланы покрытием - ковриками, паласом или дорожками, скрадывающими звук шагов; г) на окнах должны предусматриваться занавески, темные шторы или портьеры, обеспечивающие затемнение гипнотария; д) в помещении гипнотария должны использоваться различные декоративные предметы - коряги, галька, растения, аквариум, освещенный изнутри зеленой лампочкой, с мерно двигающейся в нем золотой рыбкой - беззвучным живым маятником - объектом пристальной фиксации суггеренда; 2 При помощи этих кресел достигается состояние расслабления. Самыми удобными являются кресла, позволяющие изменить позу, с подлокотниками к опорой для головы.

Таким требованиям отвечают кресла типа самолетных.

3 Иногда предусматривается предварительный согрев постелей специальными грелками. Считается, что электрическая грелка в постели действует успокоительно, вызывает желаемую сонливость.

е) в помещении гипнотария должно быть отведено место под цветы, зеленые насаждения, панно, витражи, картины, облегчающие переход в мир фантазии4. 3. Гипногенное воздействие достигается при помощи различных фоновых программ: а) звуковые программы: словесные, музыкальные, имитирующие. Словесные программы по своему назначению бывают двоякими: для непосредственного воздействия с целью снижения нервно-эмоциональной напряженности и для обучения саморегуляции психического состояния. Обычно словесные программы транслируются на фоне специально подобранной музыки, дополняющей действие слова. Музыкальная программа может использоваться и самостоятельно. Регулируя громкость звука, изменяя его ритм и темп, можно достичь определенного эффекта воздействия на психическую сферу человека. В музыкальную программу часто включаются звуки, имитирующие шум морского прибоя, горного ручья, леса (листвы), дождя, завывание ветра, ритмичный стук вагонных колес, скучную лекцию (монотонную, невнятную речь) и др.

б) световые программы. При помощи соответствующей аппаратуры может быть создана программа световоздействий, сочетающаяся со словесной, музыкалькой программами. В ней используются такие световые эффекты, как эффект падающего снега, эффект северного сияния, однообразный пейзаж, мелькание столбов за окном и др.

в) обонятельные программы. В помещении гипнотария через кондиционеры могут поступать запахи цветов, травы, скошенного сена, хвойного одеколона и т. д., что также влияет на состояние суггеренда.

г) видеопрограммы. Для воздействия на психогенную сферу суггеренда все более широко применяются программы в форме демонстрации слайдов (одного или одновременно нескольких), постоянных или меняющихся. Демонстрация слайдов Осуществляется на специальном матовом экране в раме на стене ("окно души").

Подбираются слайды примерно такого содержания: распахнутое окно с цветущими, убегающими вдаль полями, пепельно-металлическое море сквозь ряд мощных изогнутых сосен Прибалтики, синева над розоватыми предгорьями Армении, заснеженная тайга и т. п. Нажатием кнопки из глубины стены на экран проецируется цветной слайд. Можно применять "вид из окна" по' настроению. Качество снимков должно быть настолько хорошим, чтобы при задернутых шторах экран действительно казался небольшим окном с великолепным видом, расстилающимся перед глазами.

Б. Условия времени - продолжительность суггестивного воздействия варьируется в зависимости от поставленных задач. Временные рамки сеанса гипносуггестивного воздействия могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая продолжительность сеанса, если перед суггестором не ставится какая-либо исследовательская задача, не должна быть меньше 30 минут. При работе суггестора с суггерендом (суггерендами) требуется время для предварительной настройки последнего (последних) на успешное восприятие суггестии (предварительная беседа), а также для гипнотического "разгона" (суггестирование гипнотического сна и всевозможных заданий) и последующего пробуждения (дегипнотизация).

Для овладения курсом аутогенной тренировки (AT) вполне достаточно уделять AT в общей сложности по 30 минут ежедневно, например 5 минут утром, 20 - днем (10 + 10) и 5 - перед сном. Количество времени не столь важно, сколь качество: хоть 5 минут в день, но с полной отдачей.

В отдельных случаях (при тяжелых неврозах) рекомендуют продолжительный тренинг с погружением на 3 часа. Такие длительные погружения действительно могут быть полезными: они помогают избавиться от тягостного состояния (тревоги, подавленности) или настроиться на что-то очень ответственное. Отличие гип-нотария от суггестария заключается в следующем. В условиях гипнотария ограничение притока внешних раздражителей и частичное торможение коры головного мозга представляют собой именно то сочетание условий, при котором репродуктивные свойства центральной нервной системы раскрываются в максимальной степени. Различные яркие слуховые и зрительные образы "лезут" в голову к суггеренду, калейдоскопически сменяя друг друга. А целенаправленная суггестия активирует образы и представления до такой степени, что их действенность и яркость становятся выше реальных воздействий. В условиях суггестария сеанс суггестии проводится не в "тепличных", а в "полевых" условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...