Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В результате сопоставления данных трех методик




Было выявлено 10 студентов, обладающих высоким уровнем креативности. Они составили экспериментальную группу. Уровень креативности остальных 14 студентов оказался средним либо низким. Контрольную группу составили 10 студентов с наиболее низкими показателями креативности.

На втором этапе исследования у данных 20 студентов в индивидуальном порядке был измерен уровень тревожности при помощи Личностной шкалы проявления тревоги (Дж. Тейлора, 1953), адаптированной Т.А. Немчиным и Методики «Определение уровня тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин).

  Полученные результаты были статистически обработаны с помощью программы Statistica 6.0. и Microsoft Office Excel 2003. Проверка гипотезы проводилась непараметрическим критерием Спирмена. Значения корреляции считались достоверными при p<0,05.

 

Таким образом, анализ результатов Личностной шкалы проявления тревоги Тейлора показал, что среди креативных студентов высокий уровень тревожности имеют 40%, средний – 60%, низкий – 0%. Среди студентов с низким уровнем креативности высоким – 0%, средним – 40%, низким – 60%.

Анализ результатов методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера – Ханина показал, что среди креативных студентов высокий уровень тревожности отмечается у 20%, средний – у 80%, низкий - не был выявлен. У студентов с низким уровнем креативности не был выявлен высокий уровень личностной тревожности, средний – у 60% и низкий – у 40%.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем креативности отмечается повышенная тревожность наряду со средним ее уровнем, в то время, как у студентов с низким уровнем креативности уровень тревожности средний, либо низкий.

Для вычисления средних значений и стандартной ошибки среднего использовались методы описательной статистики, расчеты производились в программе Statistica 6.0.

Среднее значение тревожности у студентов с высоким уровнем креативности выше аналогичных показателей у студентов с низким уровнем креативности, что подтвердил анализ результатов как Личностной шкалы тревоги Тейлора, так и методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера –Ханина.

Выявление корреляционной связи между уровнем тревожности и креативностью (как ее показатель рассматривался индекс оригинальности) производилось в программе Statistica 6.0., использовался непараметрический критерий Спирмена. Значения корреляции считались достоверными при p<0,05.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что между уровнем тревожности и креативностью есть корреляционная связь.

                                Выводы

1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть такие понятия, как «тревожность» и «креативность», рассмотреть представления о них в русле разных психологических школ и направлений.

2. Нами были рассмотрены особенности студенческого возраста, в частности особенности проявления тревожности у студентов, также был изучен феномен креативности у студентов.

3. Была осуществлена экспериментальная работа по определению уровня тревожности и креативности у 24 студентов СибГМУ в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 17 девушек и 7 юношей. На первом этапе исследования при помощи опросника креативности Джонсона, адаптированного Туник, Теста вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) и Теста креативности Торранса (сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса - задание «Закончи рисунок»)было выявлено 10 студентов, обладающих высоким уровнем креативности (42%). Они составили экспериментальную группу. Уровень креативности остальных 14 (58%) студентов оказался средним либо низким. Контрольную группу составили 10 студентов с наиболее низкими показателями креативности.

4. На втором этапе исследования у студентов экспериментальной и контрольной групп в индивидуальном порядке был измерен уровень тревожности при помощи Личностной шкалы проявления тревоги (Дж. Тейлора, 1953), адаптированной Т.А. Немчиным и Методики «Определение уровня тревожности» (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин). В результате исследования было выявлено, что уровень ситуативной тревожности и уровень личностной тревожности у всех студентов совпадают между собой, поэтому в дальнейшей работе мы использовали показатели личностной тревожности испытуемых.

5. Анализ результатов Личностной шкалы проявления тревоги Тейлора показал, что среди креативных студентов высокий уровень тревожности имеют 40%, средний – 60%, низкий – 0%. Среди студентов с низким уровнем креативности высоким – 0%, средним – 40%, низким – 60%.

6. Анализ результатов методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера – Ханина показал, что среди креативных студентов высокий уровень тревожности отмечается у 20%, средний – у 80%, низкий - не был выявлен. У студентов с низким уровнем креативности не был выявлен высокий уровень личностной тревожности, средний – у 60% и низкий – у 40%.

7. Среднее значение тревожности у студентов с высоким уровнем креативности выше аналогичных показателей у студентов с низким уровнем креативности, что подтвердил анализ результатов как Личностной шкалы тревоги Тейлора, так и методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера –Ханина.

8. Выявление корреляционной связи между уровнем тревожности и креативностью (в качестве ее индикатора был использован индекс оригинальности) осуществлялось при помощи непараметрического критерия Спирмена. Значения корреляции считались достоверными при p<0,05. Были получены следующие результаты: коэффициент корреляции между уровнем тревожности и креативностью в экспериментальной группе составил – 0,64, в контрольной оказался равным – 0,69.

9. Исследование доказало, что между уровнем тревожности и креативностью студентов существует корреляционная связь.

                        

Заключение

Людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Студентам же не только претерпевают ряд изменений с точки зрения физиологии, психологического и социального развития, что может объяснять повышение уровня тревожности у них, но и сталкиваются со множеством стрессовых ситуаций в ходе их основной деятельности – обучения и профессионального самоопределения. В связи с этим большое значение приобретает поиск и разработка возможностей снижения уровня тревожности у молодых людей.

Основной задачей вузовского образования является повышение эффективности учебного процесса при наименьших травмирующих воздействиях на личность и психику студента, тем более, что в последнее время возросло число стрессогенных факторов, негативно влияющих на личность студента в процессе получения им высшего профессионального образования. Если учесть, что студенческий период – это период повышенной тревожности, то просто необходимо найти новые пути решения этой проблемы.

Целью нашего исследования явилось выявление связи между уровнем тревожности студентов и их креативностью. Мы выдвинули следующую гипотезу: эта связь существует, причем студентам с высоким уровнем тревожности присущ высокий уровень креативности. И так как тревожный студент, обладающий высокими показателями креативности, не всегда может раскрыть свой потенциал в силу своих психологических особенностей, важно создать условия для развития его способностей, позволяющие при этом снизить уровень его тревожности.

Надо отметить, что современное высшее образование не делает акцента на развитие творческих, креативных способностей студентов (имеются ввиду нетворческие ВУЗы), что, по нашему мнению, является его недочетом.

Проведенное нами исследование позволило выявить связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью, наша цель была достигнута. Также нам удалось подтвердить выдвигаемую гипотезу: среди креативных студентов процент высокотревожных выше, чем среди студентов со средним и низким показателем креативности.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем креативности отмечается повышенная тревожность наряду со средним ее уровнем, в то время, как у студентов с низким уровнем креативности уровень тревожности средний, либо низкий.

Среднее значение тревожности у студентов с высоким уровнем креативности выше аналогичных показателей у студентов с низким уровнем креативности, что подтвердил анализ результатов как Личностной шкалы тревоги Тейлора, так и методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера –Ханина.

Полученные нами результаты совпадают с результатами исследований таких психологов, как В.М. Астапова и Е.Л. Барышкина, которые указывали на связь между креативностью и повышенной аффективностью, впечатлительностью и тревожностью индивида.

 По мнению некоторых психологов, креативность поддается развитию, и мы считаем, что особенности юношеского возраста, такие как стремление к чему-то новому, гибкость мышления, делают его подходящим для развития креативности. Выявленная в ходе исследования связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью обосновывает необходимость разработки программы коррекции тревожности, основанную на развитии креативных способностей обучающихся. Кроме того подобная работа может способствовать предупреждению развития связанных с тревожностью психических проблем и способствовать адаптации студентов, в чем проявляется ее профилактическая значимость

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...