Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средние показатели по компонентам




Белорусское правительство осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности нашей страны на международной арене. Тот факт, что Национальный банк и Совет Министров ставят задачу войти в Топ-30 стран с лучшим в мире бизнес климатом, в Топ-50 стран мира по уровню экономической свободы свидетельствует о принятии курса развития страны на создание устойчивых рыночных институтов, открытой конкурентной экономики при соблюдении международных норм и стандартов в сфере макроэкономической, финансовой и торговой политики.

 

Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка

 

Одним из основных международных индексов является Индекс легкости ведения бизнеса от Всемирного банка[9]. В докладе «Как делать бизнес – 2013» Беларусь повторила своё лучшее достижение. По легкости ведения бизнеса наша страна заняла 58-ое место из 185 стран. Белорусское правительство детально изучило методику рейтинга и организовало свою работу скорее для улучшения своего места в общемировом списке, чем для системного улучшения деловой среды и ликвидации самых вредных барьеров для ведения бизнеса. В рейтинге мы оказались выше Чехии (65-ое место), Болгарии (66-ое), Румынии (72-ое), Италии (73-ое), Греции (78-ое) и Мальты (102-ое место). Процесс идет медленно, вроде бы в нужном направлении. Россия осталась далеко позади (112-ое место). Китай также находится дальше (91-ое место), хотя условия ведения бизнеса в китайских СЭЗах в рейтинге не учитываются.

За десять лет Всемирный банк наработал очень большой аналитический материал по деловому климату и его регулированию. В период между 2003 годом, когда появился первый доклад, и DB-2013 180 стран провели более 2000 регуляторных реформ. Лучшими регионами по улучшению делового климата стали Восточная Европа и Центральная Азия. Страны ОЭСР сохраняют лидерство по качеству делового климата.

Правительствам легче удается улучшать качество регуляторных процессов (открытие бизнеса, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к электросети, сокращение числа налоговых платежей и торговых процедур), чем укреплять законодательные институты (принуждение к исполнению контрактов, сокращение налогового бремени, защита прав кредиторов и миноритарных акционеров). Собранные Всемирным банком данные указывают на благоприятное влияние улучшения делового климата на ускорение темпов экономического роста, создания новых рабочих мест и увеличения числа занятых в бизнесе. В целом, с учётом международного опыта Всемирный банк выступает за регулирование SMART (Streamlined, Meaningful, Adaptable, Relevant, Transparent): хорошо отлаженное, значимое, гибкое, релевантное и прозрачное.

Всемирный банк признает ограниченность своего индекса. Он не учитывает много важных для бизнеса компонентов. Среди них расстояние до больших рынков, качество инфраструктуры и рынка услуг, качество финансовой системы, степень защиты собственности от воровства и национализации, макроэкономические условия, распространение монополистических, дискриминационных практик и вмешательство в ценообразование. Тем более не отражено в нем распространение «телефонного» права или добровольно-принудительные практики навязывания бизнесу определенных параметров поведения на рынке. Индекс легкости ведения бизнеса охватывает лишь небольшой фрагмент деловой среды.

       В 2012 году 58% стран рейтинга совершили, по меньшей мере, одну регуляторную реформу. 23 страны делали реформы, как минимум, в трех сферах. Из них десять стран стали лидерами по улучшению своих показателей и перемещению в рейтинге вверх. Над деловым климатом работают не только развивающиеся страны. Так в группе лидеров по улучшению делового климата оказались Нидерланды и Южная Корея. Они провели реформы в четырех сферах. Реформаторами – лидерами в период с середины 2011 по середину 2012 года стали Польша (55-ое место), Шри-Ланка (81), Украина (137), Узбекистан (154), Бурунди (159), Коста-Рика (110), Монголия (76), Греция (78), Сербия (86) и Казахстан (49).

Всемирный банк впервые ввел еще одну оценку качества делового климата стран. Показатель «расстояние до лидера» показывает, на сколько процентных пунктов страна отстает от той, которая по данному показателю является первой в мире. По этому  показателю можно оценить временной прогресс относительно других стран, так и изменение по каждому из факторов одной страны. Традиционное измерение – сам рейтинг – показывает только относительную динамику. Страны ранжируются от 1 до 185 на основе простого среднего арифметического по каждому из десяти факторов. Каждому фактору придается один и тот же вес в рамках одного фактора. «Вес» каждого из десяти факторов тоже одинаковый.

        Второе измерение, предложенное Банком в докладе этого года, представляет нам информацию о том, как изменялось качество разных факторов с течением времени, каково было расстояние до лидера (distance to frontier). Например, по фактору «открытие бизнеса» Новая Зеландия имеет лучший показатель (1 день). По показателю «число процедур» лидерами являются Новая Зеландия и Канада (1). Словения и еще 90 стран не имеют обязательного формирования уставного фонда. Таким образом, по данному фактору Новая Зеландия является лидером с показателем «100». После простых арифметических операций расстояние до лидера определяется по шкале от «0» до «100». Разница между показателем страны в 2005 году и 2012 году показывает прогресс страны и расстояние до лучшего в мире.

       Всемирный банк представил минимальные и максимальные показатели для 174 стран, начиная с 2005 года. Беларусь - в докладе DB-2013 у нас показатель 67,1 пунктов. Это значит, что наша страна отстает от лидера на 32,9 процентных пункта. В докладе DB-2012 мы были дальше от лидера. Наш показатель был 64,7 пунктов. Это значит, что от лидера мы отставали на 35,3 процентных пункта (п.п.).

       С 2005 по 2013 гг. мировым лидером по сокращению дистанции до лидера стала Грузия. Она улучшила свой показатель на 31,6 п.п. На втором месте оказалась Руанда – 26,5 п.п. Почетное третье место заняла Беларусь – 23,5 п.п. В топ-10 стран мира, которые наиболее стремительно сокращали расстояние до лидера, вошли также Буркина-Фасо, Македония, Египет, Мали, Колумбия, Таджикистан и Кыргызстан. С точки зрения качества делового климата Россия стагнирует. В 2006 г. она отставала от лидера на 48,7 п.п., то в 2013 г. она имеет 41,3 п.п. Еще хуже отработало правительство Украины. В 2013 году ее отставание от лидера составляет 46,5 процентных пункта.

Любой шаг вперед к Топ-30 стран с самым лучшим деловым климатом – это сокращение издержек бизнеса и увеличение шансов быть более конкурентоспособным. Поэтому нужно приветствовать действия, пусть робкие и медленные, белорусских властей по улучшению налогового законодательства. По фактору «уплата налогов» мы переместились с 156-го места на 129-ое. Улучшение произошло по всем трем показателям. Число платежей в год сократилось с 18 до 10. Время на уплату налогов сократилось с 654 до 338 часов, т. е. почти в 2 раза. Совокупная налоговая нагрузка, измеряемая как отношение уплачиваемых налогов к валовой прибыли, сократилась с 62,8% до 60,7%.

Чтобы догнать наших основных конкурентов, нам нужно двигаться гораздо быстрее. Даже в рамках ЕЭП по данному показателю мы заметно отстаем от наших партнеров. Россия по фактору «уплата налогов» находится на 64-м месте, а Казахстан – на 17-ом. Временные издержки на уплату налогов в России и Казахстане – почти в два раза меньше, чем в Беларуси, а совокупная налоговая нагрузка в России – на 11% меньше, а в Казахстане – более чем в 2 раза меньше. Наши азиатские партнеры установили налоговую нагрузку на уровне лучших по данному показателю стран мира.

Лучшие практики в этой сфере – это максимально полное использование электронных платежей, а также уровень совокупной налоговой нагрузки 20 – 30% от валовой прибыли. У Сингапура, лидера мирового рейтинга по легкости ведения бизнеса, данный показатель составляет 27,6% (пятое место в мире по уплате налогов). При этом совокупные госрасходы в этой стране не превышают 20% ВВП. В Топ-20 стран по уплате налогов, на удивление, входит Норвегия. Здесь совокупная нагрузка составляет 41,6%, но число налоговых платежей в год – только четыре. На уплату налогов бизнес затрачивает только 87 часов, т. е. почти в 4 раза меньше, чем в Беларуси. Совокупные госрасходы составляют 44,3% ВВП. Дания (5-ое место в DB-2013) по налогам оказалась на 13-м месте в мире. Налоговая нагрузка на бизнес здесь практически такая же, как в Сингапуре (27,7%), что при десяти налоговых платежах и 130 часах на уплату налогов делает эту страну прекрасным местом для ведения бизнеса. При этом совокупные госрасходы в этой стране зашкаливают – 58,2% ВВП. Добровольный социализм, основанный на демократической солидарности, добровольном коллективизме и честности распорядителей чужого (политиков и чиновников) – это уникальная датская среда, воспроизвести которую без самих датчан просто невозможно.

 

Средние индикаторы по показателям

Индекса легкости уплаты налогов в мире и Беларуси, 2012 – 2013гг.

Налог

Совокупная налоговая ставка

Время на уплату налогов

Число платежей

2013 2012 2013 2012 2013 2012
Налоги на прибыль 16,2 16,0% 68 70 3,4 3,4
Беларусь 20,3 20,2 166 398 1 1
Налоги на зарплату и социальные взносы 16,2 16,2% 97 99 10,6 11,5
Беларусь 39,0 39,0 93 100 5 13
Другие налоги на потребление 12,3 12,6% 102 108 13,2 13,6
Беларусь 1,4 3,6 79 156 4 4
Всего: 44,7 44,8% 267 277 27,2 28,5
Беларусь 60,7 62,8 338 654 10 18
Минимум 8,4 0,2% 12 0 3,0 3,0
Максимум 339,7 339,7% 2600 2600 71,0 135,0

Источник: Paying Taxes 2012. The Global Picture. http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/key-findings.jhtml, Paying Taxes 2013. The Global Picture.

http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/pwc-paying-taxes-2013-full-report.pdf

 

Рейтинг стран по легкости уплаты налогов и качеству налоговой системы, 2013

Общий рейтинг*, место Страна Число налоговых платежей, Время для выполнения налоговых обязательств, место, часов Совокупная налоговая ставка, % валовой прибыли**
4 Гонконг 3 78 23,0
5 Сингапур 5 82 27,6
8 Канада 8 131 26,9
13 Дания 10 130 27,7
16 Британия 8 110 35,5
17 Казахстан 7 188 28,6
18 Швейцария 19 63 30,2
21 Н. Зеландия 8 152 33,5
30 Ю. Корея 10 207 29,8
33 Грузия 5 280 16,5
36 Чили 6 291 28,1
38 Швеция 4 122 53,0
50 Эстония 8 85 67,3
52 Латвия 7 264 36,6
60 Литва 11 175 43,7
64 Россия 7 177 54,1
69 США 11 175 46,7
72 Германия 9 207 46,8
76 Азербайджан 18 214 40,0
100 Словакия 20 207 47,9
108 Армения 13 380 38,8
109 Молдова 48 220 31,2
114 Польша 18 286 43,8
118 Венгрия 12 277 50,3
120 Чехия 8 413 49,2
122 Китай 7 338 63,7
127 Япония 14 330 50,0
129 Беларусь 10 338 60,7
152 Индия 33 243 61,8
165 Украина 28 491 55,4

*Общий рейтинг является средним арифметическим мест стран в каждом из его составляющих компонентов.

** Совокупная налоговая ставка – это отношение всех уплачиваемых компанией налогов к ее прибыли.

Источник: Paying Taxes 2012. The global picture. http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/key-findings.jhtml

 

Беларусь входит в число стран, которые за последние семь лет существенно улучшили деловой климат. Так по фактору «открытие бизнеса» наша страна сократила отставание от лидера на целых 39 процентных пункта (п.п.). Мы на 41,7 п.п. улучшили качество системы регистрации собственности. По этому параметру нам до идеала не хватает всего 4,3 п.п. Из всех факторов самый значительный прогресс Беларусь имеет по уплате налогов. Мы устойчиво занимали последнее место в мире. В 2013 году мы получили показатель 60,7 п.п. Это настоящий рывок вперед. Если мы по налогам сделаем то, что по регистрации собственности или по открытию бизнеса, достижение заветной цели – попасть в Топ-30 по качеству делового климата – будет на расстоянии вытянутой руки.

       Легкие регуляторные реформы, которые упрочили наше положение в рейтинге, закончились. Но повестке дня – создание полноценных рыночных институтов. Без них продвижение вперед, попадание в Топ-30, маловероятно. Надо отдать должное нашим властям за то, что они сделали. По сравнению с другими государствами мы прошли период 2005-2013 гг. в качестве одного из мировых лидеров по улучшению делового климата по критериям Всемирного банка. Белорусские власти достигли предела в улучшении централизованной плановой экономики. Движение вперед при сохранении её основных институтов и механизмов невозможно. Беларуси нужны полноценные рыночные реформы, создание предсказуемого правового поля, в котором комфортно себя чувствует как малый и средний частный белорусский бизнес, так и большая транснациональная корпорация.

 

Лучшие и худшие страны для ведения бизнеса,

места по рейтингу «Doing business-2013»

Место в DB-13 Страна Открытие бизнеса Получение разрешения на строительство Получение электричества Регистрация прав собственности Получение кредита Защита инвесторов Уплата налогов Внешняя торговля Исполнение контрактов Закрытие бизнеса
1 Сингапур 4 2 5 36 12 2 5 1 12 2
2 Гонконг 6 1 4 60 4 3 4 2 10 17
3 Н. Зеландия 1 6 32 2 4 1 21 25 17 13
4 США 13 17 19 25 4 6 69 22 6 16
5 Дания 33 8 14 6 23 32 13 4 34 10
6 Норвегия 43 23 14 7 70 25 19 21 4 3
7 Британия 19 20 62 73 1 10 16 14 21 8
8 Ю. Корея 24 26 3 75 12 49 30 3 2 14
9 Грузия 7 3 50 1 4 19 33 38 30 81
10 Австралия 2 11 36 37 4 70 48 44 15 18
12 Малайзия 54 96 28 33 1 4 15 11 33 49
13 Швеция 54 25 9 35 40 32 38 8 27 22
21 Эстония 47 35 52 14 40 70 50 7 31 72
25 Латвия 59 113 83 31 4 70 52 16 24 33
27 Литва 107 48 75 5 53 70 60 24 14 40
32 Армения 11 46 101 4 40 25 108 107 91 63
46 Словакия 83 46 100 8 23 117 100 98 69 38
49 Казахстан 25 155 80 28 83 10 17 182 28 55
55 Польша 124 161 137 62 4 49 114 50 56 37
58 Беларусь 9 30 171 3 104 82 129 151 13 56
65 Чехия 140 74 143 27 53 100 120 68 79 34
67 Азербайдж. 18 177 175 9 53 25 76 169 25 95
70 Кыргызстан 15 67 177 11 12 13 168 174 47 155
78 Греция 146 31 59 150 83 117 56 62 87 50
83 Молдова 92 168 161 16 40 82 109 142 26 91
91 Китай 151 181 114 44 70 100 122 68 19 82
112 Россия 101 178 184 46 104 117 64 162 11 53
137 Украина 50 183 166 149 23 117 165 145 42 157

Источник: Источник: Doing Business-2013, Всемирный банк, октябрь 2013г., www.doingbusiness.org

 

Расстояние до лидера по индексу легкости ведения бизнеса

(лидер = 100%), в процентных пунктах

Страна DB-2006 DB-2007 DB-2008 DB-2009 DB-2010 DB-2011 DB-2012 DB-2013 DB-2012 к DB-2013, в п.п.
Сингапур 90.2 90.2 90.4 90.6 90.9 91.7 91.7 91.7 1.5
Н. Зеландия 89.6 89.5 89.5 89.7 89.8 90.1 90.1 90.5 0.9
Гонконг 84.0 85.8 85.8 87.2 89.1 89.5 89.5 89.5 5.5
Британия 83.2 83.2 83.1 83.0 84.8 85.7 85.8 85.8 2.6
Дания 79.8 81.0 82.9 82.9 83.0 84.4 84.6 84.7 4.9
США 84.6 84.3 84.2 85.0 84.9 85.2 85.0 84.3 -0.3
Норвегия 82.3 82.5 82.2 81.6 81.7 81.9 81.9 82.8 0.5
Ю. Корея 74.5 75.0 76.0 76.9 79.8 80.0 81.5 82.5 8.0
Швеция 78.0 79.6 79.5 79.4 80.7 82.4 81.9 81.5 3.5
Грузия 49.2 62.0 66.3 70.7 73.8 76.5 79.1 80.7 31.5
Германия 77.8 78.1 78.1 77.1 77.6 77.5 77.7 77.3 -0.5
Латвия 68.3 71.3 71.4 71.3 71.8 72.5 76.1 76.5 8.2
Литва 72.4 72.8 72.6 72.6 72.9 73.2 74.3 74.2 1.8
Эстония 73.5 73.6 74.5 74.2 74.2 74.5 74.0 73.6 0.1
Армения 58.4 60.5 62.9 62.3 63.2 64.0 66.6 70.6 12.2
Словакия 66.0 67.2 67.6 68.1 68.3 69.6 69.6 70.5 4.5
Польша 57.1 58.4 59.1 59.1 62.4 64.2 63.8 69.4 12.3
Азербайджан 49.9 51.7 51.3 60.8 61.3 62.0 62.7 62.8 12.9
Чехия 57.8 59.2 60.8 59.8 61.2 65.9 66.4 67.6 9.8
Беларусь 43.6 44.5 47.0 54.5 57.1 59.7 64.7 67.1 23.5
Венгрия 62.5 63.1 63.6 65.2 65.1 67.1 66.6 66.9 4.4
Молдова 55.9 56.4 57.4 57.2 59.3 59.2 62.6 63.5 7.6
Казахстан 51.0 54.3 54.7 56.8 57.5 59.9 62.6 63.0 12.0
Греция 55.1 57.4 57.3 59.5 60.1 58.5 59.4 62.0 6.9
Китай 46.3 51.9 53.3 56.7 58.4 59.3 59.5 60.6 14.3
Россия 51.3 52.4 55.2 54.9 56.5 55.9 57.7 58.7 7.4
Украина 41.6 43.2 43.6 44.2 45.8 48.8 48.9 53.5 11.9

Источник: Doing Business 2013. Smarter Regulation for Small and Medium-Size Enterprises. 10th edition. www.doingbusiness.org

 

Прогресс Беларуси, России, Украины, Казахстана, Польши по 10 факторам индекса легкости ведения бизнеса, 2006-2013, «лидер» - 100%, в процентных пунктах (п.п.)*

Показатель

Беларусь

Россия

Украина

Казахстан

DB-06 DB-09 DB-13 DB-13 к DB-06 DB-06 DB-09 DB-13 DB-13 к DB-06 DB-06 DB-09 DB-13 DB-13 к DB-06 DB-06 DB-09 DB-13 DB-13 к DB-06
Открытие бизнеса 52,7 79,6 91,7 39,0 80,6 81,1 83,6 3,0 58,1 69,5 84,7 26,6 80,1 81,9 87,2 7,1
Получение разрешения на строительство 62,0 73,5 83,4 21,4 27,3 30,3 40,8 13,5 24,7 14,1 39,4 14,7 44,5 46,8 53,0 8,5
Подключение к энергосистеме   45,3 47,7 2,5   18,4 27,4 9,0   32,3 32,6 0,3   69,7 69,9 0,2
Регистрация собственности 54,0 87,8 95,7 41,7 76,9 77,3 81,5 4,6 50,0 54,6 55,9 5,9 71,8 85,6 85,4 13,6
Получение кредита 37,5 43,8 50,0 12,5 18,8 43,8 50,0 31,2 56,3 75,0 81,3 25,0 18,8 50,0 56,3 37,5
Защита инвесторов 41,1 47,0 53,7 12,6 47,4 47,4 47,4 0,0 37,8 37,8 47,4 9,6 57,0 57,0 82,2 25,2
Уплата налогов 0,0 0,0 60,7 60,7 54,8 63,7 73,9 19,1 10,6 16,0 47,0 36,4 75,3 76,8 88,2 12,9
Внешняя торговля 41,4 42,5 45,4 4,0 39,8 34,5 31,4 -8,4 54,2 52,9 48,2 -6,0 6,9 3,9 2,1 -4,8
Исполнение контрактов 80,1 80,1 77,5 -2,6 71,6 71,6 73,1 1,5 67,4 67,4 67,7 0,3 65,4 65,4 65,9 0,5
Решение проблемы неплатежеспособности 23,5 36,0 46,1 22,6 44,1 44,7 46,5 2,4 9,9 10,6 10,2 0,3 39,2 43,6 46,2 7,0

*Например, Беларусь по фактору «открытие бизнеса» в 2013г. имеет 91,7 процентных пунктов. Значит, она отстает от лидера на 8,3 п.п.

Источник: Doing Business 2013. Smarter Regulation for Small and Medium-Size Enterprises. 10th edition. www.doingbusiness.org

 

Лучшие и худшие страны для ведения бизнеса,

места по рейтингу «Doing business-2013»

Место в DB-13 Страна Открытие бизнеса Получение разрешения на строительство Получение электричества Регистрация прав собственности Получение кредита Защита инвесторов Уплата налогов Внешняя торговля Исполнение контрактов Закрытие бизнеса
1 Сингапур 4 2 5 36 12 2 5 1 12 2
2 Гонконг 6 1 4 60 4 3 4 2 10 17
3 Н. Зеландия 1 6 32 2 4 1 21 25 17 13
4 США 13 17 19 25 4 6 69 22 6 16
5 Дания 33 8 14 6 23 32 13 4 34 10
6 Норвегия 43 23 14 7 70 25 19 21 4 3
7 Британия 19 20 62 73 1 10 16 14 21 8
8 Ю. Корея 24 26 3 75 12 49 30 3 2 14
9 Грузия 7 3 50 1 4 19 33 38 30 81
10 Австралия 2 11 36 37 4 70 48 44 15 18
12 Малайзия 54 96 28 33 1 4 15 11 33 49
13 Швеция 54 25 9 35 40 32 38 8 27 22
21 Эстония 47 35 52 14 40 70 50 7 31 72
25 Латвия 59 113 83 31 4 70 52 16 24 33
27 Литва 107 48 75 5 53 70 60 24 14 40
32 Армения 11 46 101 4 40 25 108 107 91 63
46 Словакия 83 46 100 8 23 117 100 98 69 38
49 Казахстан 25 155 80 28 83 10 17 182 28 55
55 Польша 124 161 137 62 4 49 114 50 56 37
58 Беларусь 9 30 171 3 104 82 129 151 13 56
65 Чехия 140 74 143 27 53 100 120 68 79 34
67 Азербайдж. 18 177 175 9 53 25 76 169 25 95
70 Кыргызстан 15 67 177 11 12 13 168 174 47 155
78 Греция 146 31 59 150 83 117 56 62 87 50
83 Молдова 92 168 161 16 40 82 109 142 26 91
91 Китай 151 181 114 44 70 100 122 68 19 82
112 Россия 101 178 184 46 104 117 64 162 11 53
137 Украина 50 183 166 149 23 117 165 145 42 157

Источник: Источник: Doing Business-2013, Всемирный банк, октябрь 2013г., www.doingbusiness.org

 

Деловой климат Беларуси и ее основных конкурентов,

рейтинг легкости ведения бизнеса DB-2013

Показатель Беларусь Россия Казахстан Украина Польша Литва Сингапур
Валовой национальный продукт на душу населения, $ 2011 $5830 $10400 $8220 $3120 $12480 $12280 $42930
Место в мире по индексу легкости ведения бизнеса (из 183 стран) 58 112 49 137 55 27 1
I. Открытие бизнеса (место) 9 101 25 50 124 107 4
1. Число процедур 5 8 6 7 6 7 3
2. Время регистрации (дней) 5 18 19 22 32 20 3
3. Стоимость (% дохода на душу населения) 2,3 2,0 0,6 1,5 14,4 1,1 0,6
4. Минимальный капитал (% дохода на душу населения) 0,0 1,4 0,0 0,0 13,0 31,3 0,0
II. Получение разрешения на строительство (место) 30 178 155 183 161 48 2
5. Число процедур 12 42 32 20 29 15 11
6. Время получения (дней) 130 344 189 375 301 142 26
7. Стоимость (% дохода на душу населения) 24,8 129,2 103,5 1262,6 49,4 22,3 16,7
III. Подключение к элергосистеме 171 184 80 166 137 75 5
8. Число процедур 7 10 6 11 6 5 4
9. Время (дни) 179 281 88 285 186 148 36
10. Стоимость (% дохода на душу населения) 838,8 1573,7 71,1 192,3 208,3 55,4 28,6
IV. Регистрация прав собственности (место) 3 46 28 149 62 5 36
11. Число процедур 2 5 4 10 6 3 5
12. Время (дней) 10 44 40 69 54 3 21
13. Стоимость )% регистрируемого имущества) 0,0 0,2 0,1 3,7 0,4 0,8 2,9
V. Получение кредита (место) 104 104 83 23 4 53 12
14 Индекс защиты прав собственности (шкала от 0 до 10) 3 3 4 9 9 5 10
15. Индекс глубины кредитной информации (шкала 0-6) 5 5 5 4 6 6 4
16. Гос. регистр кредитной информации (% взрослых) 56,2 0,0 0,0 0,0 0,0 24,4 0,0
17. Частный регистр кредитной информации (% взрослых) 0,0 45,4 39,3 23,3 76,9 81,2 58,3
VI. Защита инвесторов (место) 82 117 10 117 49 70 2
18. Индекс раскрытия информации, (шкала 0 -10) 7 6 9 5 7 7 10
19. Индекс ответственности директора (0-10) 1 2 6 2 2 4 9
20. Индекс легкости защиты прав акционеров в суде, (шкала 0 – 10) 8 6 9 7 9 6 9
21. Индекс степени защиты прав инвестора, (шкала 0 – 10) 5,3 4,7 8,0 4,7 6,0 5,7 9,3
VII. Уплата налогов (место) 129 64 17 165 114 60 5
22. Число платежей 10 7 7 28 18 11 5
23. Время (часы) 338 177 188 491 286 175 82
24. Общая налоговая нагрузка (% прибыли) 60,7 54,1 28,6 55,4 43,8 43,7 27,6
VIII. Внешняя торговля (место) 151 162 182 145 50 24 1
25. Число документов на экспорт 9 8 9 6 5 5 4
26. Время на экспорт (дней) 15 21 81 30 17 9 5
27. Издержки на экспорт ($ на контейнер) 1510 2820 4685 1865 1050 825 456
28. Число документов на импорт 10 11 12 8 5 6 4
29. Время на импорт (дней) 30 36 69 33 16 8 4
30. Издержки на импорт ($ на контейнер) 2315 2920 4665 2155 1025 980 439
IX. Исполнение контрактов (место) 13 11 28 42 56 14 12
31. Число процедур 29 36 37 30 33 30 21
32. Продолжительность (дней) 275 270 370 343 685 275 150
33. Издержки (% от требуемого долга) 23,4 13,4 22,0 41,5 19,0 23,6 25,8
X. Решение проблемы неплатежеспособности (место) 56 53 55 157 37 40 2
34. Время (годы) 3,0 2,0 1,5 2,9 3,0 1,5 0,8
35. Стоимость (% активов) 22,0 9,0 15 42 15 7 1
36 Ставка возврата капитала (центов из доллара) 43,0 43,4 43,1 8,7 54,5 51,0 91,3

Источник: Источник: Doing Business-2013, Всемирный банк, октябрь 2013г., www.doingbusiness.org. Всего в рейтинге 185 стран.

 

Индекс экономической свободы

Важным показателем для определения качества институтов развития бизнеса является Индекс экономической свободы[10]. Под экономической свободой понимается свобода производства, торговли, защита прав собственности, макроэкономическая устойчивость, низкая коррупция и ограниченный размер государственных расходов. Исследования указывают на существующую взаимосвязь между уровнем экономической свободы и благосостоянием.

Средний показатель Индекса в мире в 2013 году составил 59,6 пунктов, что только на 0,1 пункта больше, чем в 2012 г. Как и в 2012 году, экономически свободных стран в мире (80 баллов и выше) оказалось всего пять или 2,8% от общего числа. Среди них нет ни одной страны Европейского Союза. В основном, свободных стран (70 – 79,9 баллов) в рейтинге тридцать (16,9% от общего числа). Группа относительно свободных стран находится в промежутке от 60 до 69,9 баллов. Таких в 2013 году оказалось 50 (28,2%). В основном, несвободные страны имеют индекс от 50 до 59,9 баллов. Их в списке 59 государств (33,3%). Наконец, репрессированными считаются страны, индекс экономической свободы которых не превышает 50 баллов. Таких в рейтинге 33 страны (18,6%). К сожалению, в этой последней группе находится Беларусь. Россия вышла из нее, но далеко не ушла (139-ое место с индексом 51,1 балл). Казахстан вышел из этой неблагополучной группы еще в 2004 году. Сейчас он занимает 68-ое место с 63-мя баллами.

Каждый новый индекс экономической свободы – это повод проанализировать цифры и тенденции. Вот как выглядит сравнение двух факторов: уровня экономической свободы и притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В квартиле (25%) самых свободных стран приток ПИИ составил $328,6 млрд. Во втором квартиле (по убыванию экономической свободы) приток ПИИ составил только $69,9 млрд., в третьем - $33,0 млрд. В квартиле самых несвободных стран этот приток составляет только $20,4 млрд. Очевидно, что без иностранных технологий и денег развивающиеся страны не в состоянии избавиться от бедности и обеспечить устойчивое развитие.

Среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения в период 2001-2011 гг. в квартиле 25% самых свободных стран мира составили 3,8%, во втором – 2,9%, в третьем – 2,2%, а в 25% самых несвободных стран мира – 2,5%. В группе экономически свободных стран мира ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет $44488. Во «в основном, свободных» странах этот показатель составляет $35228, в «умеренно свободных» - $15822, во «в основном несвободных» - $5475, а в репрессированных - $5462. Более чем восьмикратная разница в доходах между 25% самых свободных и самых несвободных стран говорит сама за себя.

Авторы Доклада на основании почти 20-летних наблюдений и исследований делают однозначный вывод о том, что страны с более высоким уровнем экономической свободы значительно опережают конкурентов «по темпам экономического роста, доходу на душу населения, здравоохранению, образованию, защите окружающей среды и по сокращению бедности». «Видя силу и эмпирическую устойчивость отношений между более высоким уровнем экономической свободы и большим благополучием, можно считать человеческой трагедией, что большинство населения мира по-прежнему живет в странах с репрессированной или сильно ограниченной экономической свободой. В 2013 году 92 страны, в которых проживает около 70% населения Земли, являются «в основном, несвободными» или «репрессированными».

       Экономическая свобода благоприятно действует на рынок труда. Так авторы Доклада сгруппировали страны ОЭСР в четыре квартиля по уровню экономической свободы. В квартиле самых свободных стран безработица составляет 6%, во втором – 7%, в третьем – 10,0%, а в 25% самых несвободных стран ОЭСР она составляет 10,1%. Если государство пытается в ручном режиме регулировать рынок труда, создает барьеры для приема на работу и увольнения, принуждает к высоким налогам на зарплату, оно увеличивает безработицу. Европейские бюрократы и политики до сих пор не выучили этот простой урок. Ладно, страны ЕС. В большинстве из них достатка пока хватает. Трагедия почти 5 миллиардов людей на Земле в том, что они до сих пор ни дня не прожили в условиях экономической свободы и капитализма.

Средние показатели по компонентам










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...