Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Портреты дворян Лупандиных из фондов Боровичского филиала.




В моем докладе речь пойдет об одном дворянском роде. Поводом для этого исследования стало наличие в фонде Боровичского филиала двух портретов представителей рода Лупандиных. По данным журнала, который вел Сергей НиколаевичПоршняков, они поступили в музей из усадьбы Гришина Гора в 1920-х гг. В конце XVIII в. деревня Гришина Гора принадлежала владельцам с другой фамилией. Так в книге генерального межевания читаем: «№40. Деревня Гришина Гора с пустошьми Дарьи Ивановой дочери Кусаковой, Катерины Антоновой дочери Куракиной, Мавры Юрьевой дочери Пестриковой». Вероятно, кто-то из Лупандиных был женат на дочери или внучке кого-то из перечисленных владельцев.

В книге Ивана Васильевича Аничкова «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии» сообщается, что имение Гришина Гора «находится в Боровичском уезде, Новоселицкой волости, в городском приходе – принадлежит жене капитана Лидии Павловне Самсоновой, по первому мужу Лупандиной и другим совладельцам». И далее: «дом новый построен в 1903 г. нынешней владелицей, двухэтажный, деревянный, в 14 комнат; имеется библиотека, более всего книг французских, немецких и английских, русских книг 300, но особенно старинных нет, - в доме есть портреты масляными красками родственников фамилии Лупандиных». Вот о них и пойдет речь.

Итак, первый портрет. НГМ КП 40079/19. Неизвестный художник. Портрет Родиона Ивановича Лупандина в мундире офицера-пехотинца. XVIIIв., конец.

Известно, что подпоручик Р.И. Лупандинимел усадьбу в Боровичском уезде.Из книги генерального межевания: «№1960. СелцоНижниеКвички Родиона Иванова сына Лупандина.На суходоле при колодезях, дом господской деревянной, земля серопещаная, урожай хлеба и травы средственные, лес дровяной, крестьяне на пашне». (Льзичская волость).

В Провинциальном некрополе встречаем имя Лупандиной Анны Родионовны, могила которой находилась при Прокопиевско-Бельской церкви Боровичского уезда:

ЛупандинаАнна Родiоновна, р. 29 января 1765 † 21 января 1837 (при Прокопiевско-Бѣльской церкви Боровичъ. у.).

Вероятно, Родион Иванович приходится отцом Анне РодионовнеЛупандиной (1765 года рождения) и датой его рождения можно считать 1730-1740-е гг.Известно также, что похоронен он тоже на кладбище при Прокопиевско-Бельской церкви Льзичской волости Боровичского уезда. Дата его смерти, согласно провинциальному некрополю,1794-й год. В любом случае, он был женат и, помимо дочери Анны, имел дочь Александру, которая в свое время вышла замуж за И.Д. Горемыкина.

Горемыкин Иван Дмитрiевич, р. 15 июня 1773 † 25 марта 1856. «По добродѣтели, познанiямъ, уму умѣлъвсѣхъ уважать себя заставить, дай Богъ подобно, какъ ему, всѣмъ память по себѣ оставить» (похоронен при Прокопиевско-Бельской церкви Боровичского уезда).

Внуком Ивана Дмитриевича и Александры Родионовны, у которых были сыновья Дмитрий, Логин и Федор, был знаменитый член Государственного Совета, председатель совета министров Иван Логгинович Горемыкин (1839-1917). Местом его рождения считается Новгород, но основная усадьба его в Новгородской губернии находилась в селе Белое (ныне административный центр Любытинского района). Еще в 1920-х гг. сохранялось центральное здание усадьбы Городок, которое сгорело, а вместе с ним книги, архив и множество чего другого, что сообщает КронидГарновский, которому довелось работать в том здании, где некоторое время размещалась Любытинская библиотека. Есть основания думать, что портрет до ХХ века хранился именно там – в усадьбе прямого потомка Родиона Лупандина, Горемыкина.

Несмотря, на то, что Иван Логгинович достиг таких чинов в служебной карьере, совершенно не известна его родословная по линии бабушки, Александры Родионовны Лупандиной. Можно только осторожно предположить, что Родион Иванович (если его действительно так звали), изображенный на портрете, был сыном Ивана Кирилловича, выпускника Морского кадетского корпуса, участника русско-шведской войны, дослужившегося до адмирала (в отставке с 1826 г.).

Вот что нам известно об отце: Иван Кириллович Лупандин. Из семьи морских офицеров. В апреле 1773 г. поступил в Морской кадетский корпус, в 1774 г. гардемарин, В 1774-1780 гг. плавал по Балтийскому морю и Северному Ледовитому океану. В 1781 г. произведен в лейтенанты, в 1788 - в капитан-лейтенанты, в 1789 командовал фрегатом «Парос». Участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг. В 1790 г. награжден орденом святого Владимира 4-й степени. В 1803 г. переведен из Балтийского флота в Черноморский. С 1809 генерал-майор. В 1826 уволен в отставку.

Замечательно, что в Государственном Русском музее хранятся портреты братьев Ивана и Петра Кирилловичей Лупандиных, выполненные Родчевым Василием Яковлевичем. Портреты датируют 1780-ми годами, и можно допустить, что молодой человек изображенный в форме морского офицера – и есть отец нашего«Родиона Ивановича», еще совсем юного в середине 1790-х гг.

Рассматриваемый нами портрет принадлежит кисти неизвестного, о самом портретируемом сведений крайне мало (весьма возможно, что это вообще не Родион Иванович), поэтому будет уместно рассказать о самом дворянском роде Лупандиных.

Предок их Яков Васильевич Обедов (по прозвищу Лупанда), из фамилии Глебовых, был праправнуком Михаила Юрьевича Сорокоума, и следовательно потомкомкасожского князя Редеди, от которого произошло несколько славных дворянских родов. У Якова Васильевича было двое сыновей: Михаил Яковлевич, сын которого Иван умер бездетным, и Степан Яковлевич, имевший троих сыновей: Ариста, Семена, Угрима и Якова; Согласно родословной, Арист Степанович имел четырех сыновей: Юрия, родоначальника старшей ветви Лупандиных; Поликарпа (по прозвищу Гость), родоначальника младшей ветви; Ивана Большого и Ивана Меньшого. Юрий Аристович имел сына Максима, внуков Кузму (по прозвищу Гость), и Семена, правнуков: Богдана, Никифора, Федора, Еремея и ЕлевферияКузмичей, Силу и Федора Семеновичей и праправнуков: Василия и Кузьму Богдановичей, Федора Никифоровича, Поликарпа и Романа Силычей и Василия Федоровича.

       В Боровичском уезде заметны представители линийЛупандиных от сыновей Максима Юрьевича – Кузьмы по прозвищу Гость и Семена Максимовичей.

В переписной книге 1710 г. Бежецкой пятины перечислены помещики, землевладельцы в Ивановском Покровском погосте Волока Держкова.Среди них Кузьма Богданович, Федор Алексеевич, а также Василиса вдова Еремея Лупандина, Овдотья – вдова Василия Лупандина и некоторые другие. Принадлежали этой ветви усадищеТуемля, и усадище Березник.

В той же переписной книге 1710-го года есть сведения о Лупандиных, владевших землями в Егорьевском Минецком погосте. Среди них – Кузьма Богданович и его брат Василий Богданович. Сыном Василия Богдановича был Федор, сыновья которого Богдан, Василий и Лаврентий Федоровичи – морские офицеры, предки техЛупандиных, живших в конце XVIIIв., имена которых находим в книге Генерального межевания Боровичского уезда.

 

Таким образом, получаем родословную:

Яков Лупанда Васильевич Обедов-Глебов – Степан Яковлевич – Арист Степанович – Юрий Аристович – Максим Юрьевич – Кузьма Максимович – Богдан Кузьмич – Василий и Кузьма Богдановичи – Федор Васильевич – Богдан, Василий, Лаврентий Федоровичи.

 

У Богдана Федоровича (который имел второе имя Кирилл) были сыновья: Федор, флота капитан 2-го ранга, Василий, флота капитан-лейтенант, Иван, флота капитан-лейтенант (в 1788 г.), Алексей, флота лейтенант, Николай, лейб-гвардии Семеновского полка сержант).

       Федор Кириллович, Иван Кириллович, Алексей Кириллович, Николай Кириллович и надворный советник Василий Кириллович (1759-1805) упоминаются в книге генерального межевания Боровичского уезда 1780-х гг.

Всего в книге генерального межевания находим 23 усадьбы, принадлежавших представителям рода Лупандиных. 9 усадеб находились в Засыпенской волости, остальные в Хоромской, Волоцкой, Кончанской, Перелучской, Миголощской и Льзичской волостях Боровичского уезда.

Примечательно, что в Прокофьевском Бельском погосте, где был похоронен Родион ИвановичЛупандин, отец Анны и Александры, существовала ветвь Лупандиных, представители которой вообще отсутствуют в генеалогии этого рода

В переписной книге 1710 г. находим такую запись: «За Иваном Марковым сыном Лупандина в усадищеНевзорове двор помещицкой а в том дворе живут дворовые люди… За Федором Семеновым сыном Титовым да за Ларионом Михайловым Лупандинымв деревне Городке…»

Эта деревня Городок – и есть та усадьба, в которой в начале ХХ века жил Иван Логгинович Горемыкин. Объяснить это противоречие можно тем, что обедневшие представители одной ветви продали свое имение представителям более успешным представителям рода, которые, кстати – проживали от них не более чем в 30 верстах, в соседнем Волоко-Держковском погосте.

Переходим ко второму по хронологии портрету.

КП 40079/18. Карл Рейхель. Портрет боровичского помещика Алексея Петровича Лупандина, XIX в., первая половина. Алексей Петровичбыл братом Анны Петровны Рейхель (урожденной Лупандиной). Прежде, чем говорить о портретируемом, нужно сказать и о самом художнике.

Средний сын медальера Якоба Иоганна Рейхеля – Карл Христиан Филипп – родился в Варшаве в 1788 г. В 1800 г. он оказался в Петербурге и стал студентом-пансионером Императорской Академии художеств. По окончании Академии получил Большую золотую медаль. В 1810 г. совершил традиционную для выпускников Академии поездку за границу – в Германию, Францию и Италию, но из-за материальных затруднений – до Италии он не доехал и был вынужден вернуться в Петербург. Здесь в следующие пять лет он стал известным портретистом. Им были написаны портреты императрицы Елизаветы Алексеевны, героя войны 1812 г. генерала Александра Петровича Тормасова, графини Луизы Карловны Виельгорской, адмирала и сенатора графа Н.С. Мордвинова, а также князя Петра Андреевича и княгини Веры Федоровны Вяземских.

В 1838 г. Карл Рейхель с семьей поселился в Новгороде. Здесь в числе его ближайших знакомых стали супруги Александр Иванович и Наталья Александровна Герцены. В 1840-х гг. в Москве Рейхель создает портреты видного западника, историка Тимофея Николаевича Грановского и графа Федора Ивановича Толстого-американца. Оставшуюся часть жизни художник провел в Иркутске, где был близко знаком с декабристами и их семьями. В числе работ этого периода – портреты Муравьева Артамона Захаровича и его супруги. Умер Карл Яковлевич в 1858 году. Его портреты сейчас хранятся в государственных музеях. Кроме того, в Воскресенском соборе в Кяхте долгое время хранились иконы, выполненные Рейхелем. Сейчас они в краеведческом музее. В нашем музее – портрет Алексея Петровича Лупандина – родного брата Анны Петровны, жены Казимира Яковлевича Рейхеля, младшего брата художника, выпускника Института инженеров путей сообщения.

Дмитрий Михайлов, в своей книге «РоссийскиеРейхели», в главе о Казимире Яковлевиче сообщает: «За второй женой он получил… имения в Устюженском уезде 174 души, в Боровичском уезде 180 душ крепостных крестьян и каменный дом в Новгороде на Московской улице». И далее: «Вторая жена Рейхеля отличалась не только красотой, но и властным, решительным характером. Это заметно на ее портрете, который в конце 1830-х годов написал родной брат главы семьи Карл Рейхель, живший в то время в Новгороде. Тогда же Карл написал и портрет самого Казимира в парадном мундире и с многочисленными орденами».

Дмитрий Александрович указывает, что отцом Анны и Алексея был коллежский асессор Петр Ефимович Лупандин. К сожалению, неизвестно, как звали их деда. Дело в том, что в числе боровичских помещиков в конце XVIII века было несколько Лупандиных с именем Ефим:Ефим Максимович, Ефим Иванович, Ефим Петрович и Ефим Александрович… Но есть одно указание, которое можно принять к сведению и считать Петра Ефимовича сыном Ефима Максимовича.

Из книги Д.А.Михайлова:«Карл Рейхель создал также и портрет Алексея Петровича Лупандина, брата Анны Петровны. Выйдя в отставку капитан-лейтенантом, он поселился в своем имении Шастово (это между Починной Сопкой и Меглецами по дороге из Боровичей в Мошенское), и вскоре стал видным земским деятелем». В частности – он стал одним из первых председателей Сельскохозяйственного общества, созданного в 1874 г. Из книги генерального межевания известно, что сельцо Шастово, где жил Алексей Петрович, в 1780-х гг. принадлежало Лупандину Ефиму Максимовичу, вероятно - деду Алексея Петровича.

Поскольку оба портрета поступили из усадьбы Гришина Гора, было бы допустимым предположить, что на портрете конца XVIIIвека – отец Алексея Петровича Лупандина или кто-то из его ближайших родственников.

В приведенной в «Бархатной книге» генеалогии Лупандиных мы не найдем имен целого ряда землевладельцев Боровичского уезда: в их числе Лупандин Герасим Макарьевич, Лупандин Матвей Максимович и некоторые другие. Причиной этого можно считать, что существовало два различных рода Лупандиных. Один происходил от боярского рода Глебовых-Сорокоумовых, другой же вероятнее всего – из послужильцев или выходцев из Большой Орды. Представителями этого второго «лупандинского» рода, вероятно, были Иван Меньшой Клоков и его сын Андрей Лупандины, испомещенные в Бежецкой пятине в 1569 г. Испомещены они были в Егорьевском погосте, в Тельбовичах. Это рядом с усадьбой Шастово, что позволяет отнести к этому же роду и адмирала Е. М. Лупандина.

Лупандин Ефим Максимович, окончил морской корпус в 1758 г. Капитан-лейтенант (1769), капитан 2 ранга (1774), капитан 1 ранга (1779), капитан бригадирского ранга (1783), капитан генерал-майорского ранга с 1787 г., вице-адмирал (1793), адмирал (1799). Участник Семилетней и Русско-турецкой 1768-1774 гг. войн. С 1779 г. капитан над галерным портом, с 1783 г., капитан над Кронштадтским портом, с 1793 г., генерал-казначей флота. НагражденОрд. Св. Георг 4 класса (1773). С 14.11.1800 г. в отставке.

 

Герб: В щите, имеющем серебряное поле изображён красный грифон, обращённый в правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской короной на нем и пятью павлиньими перьями. Намёт на щите серебряный подложен красным. Герб рода Лупандиных внесён в Часть 2 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

 

В Обзоре помещичьих усадеб Иван Аничков сообщает, что госпожа Лидия Павловна Самсонова приобрела усадьбу после кончины своего тестя А.Н. Лупандина (так!), «которого родовое, большое и благоустроенное имениеШастово в Боровичском уезде, досталось по семейным обстоятельствам не сыну последнего, а племяннику – инженеру технологу Н(иколаю) А(лексеевичу) Рейхелю, погибшему в бою при Цусиме, и в настоящее время перешедшее в посторонние руки».

Итак, что же это за посторонние руки – необходимо сказать несколько слов об этом. Последним владельцем усадьбы был Яков Богданович фон Бретцель, последний врач Федора Михайловича Достоевского. Приведем небольшую справку:

[1842 — 4.4.1918, имение Шастово Новгородской губернии]

Врач. Окончил Медико-хирургическую академию и много лет работал в Петербурге, заведуя тифозным отделением Обуховской больницы, в 1868 г. был послан в Тверскую губернию на борьбу с тифом, служил сначала участковым врачом, а потом инспектором Врачебно-полицейского комитета. Девять лет Бретцель был ассистентом в детской клинике известного педиатра М.С. Зеленского, был опытным врачом, специалистом по внутренним и инфекционным болезням. Бретцеля рекомендовали Достоевскому как опытного детского врача в начале 1870-х гг. и в 1873 г. он был уже домашним врачом в семье Достоевского.

Яков Богданович и его жена Анна Алексеевна оставили воспоминания о Достоевском, причем она рассказала в них, как познакомилась с будущим супругом – на вечере в институте, где выступал Федор Михайлович, а молодой врач находился рядом, за кулисами. Эти воспоминания были опубликованы и стали важным материалом для изучения жизни и творчества писателя, в частности – его последних дней и обстоятельств смерти, которую первым установил именно будущий владелец усадьбы Шастово. Кстати, сам Яков Богданович умер 4 апреля 1918 г., и похоронен в своем имении на Георгиевском погосте в Тельбовичах. На том же погосте сохраняются плиты с надписями: «Мария Иосифовна Лупандина. Скончалась в 1874 г. 20 февраля 82 лет от роду»;«Анна Алексеевна Лупандина, урожденная Демидова» (годы жизни 1785-1814). Кто были эти женщины – еще предстоит выяснить.

В завершении доклада хотелось бы поблагодарить всех тех, кто сохранил портреты: они находятся в хорошем состоянии сохранности. Портрет одного из лучших портретистов Пушкинской эпохи, относящийся к истории местного дворянства – стал чудесным повод поговорить и об авторе и о портретируемом, одном из замечательных деятелей пореформенной России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...