Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполните графические схемы 1,6,7,8,9,10,11,12,13 предложений.




 

                                                    

                                             

Озеро Дос

Дос – по(казахски) значит друг.

2. Это тихое соверше(н,нн)о круглое как глубокое блю…це озеро п…росш… по берегам высок…м к…мыш…м. На его северной ст…р…не возвышался (не)больш…й холм.

Озеро в окружности имел… в…рсты три. 5.  Все пр…мыкающ… к нему х…лмы и овраги н…зины и луга пор…стали сочной тр…вой. 6. Ее выж…гали каждую весну а летом она подн…мал…сь снов…. Как хорош был вид на озеро и эти луга с высоты х…лма!  8. Взглян…ш… и кажет…ся что тихо к…лышут…ся рядом два озера одно – серое бл…стящ… ровное тихое а другое – зеленое осыпа(н,нн)ое золотистой пылью и похожее на оп…рение чудес…ной птиц….

Мы  любили озеро. 10. Когда в…х…дило солнце все нач…нало петь стр…котать зал…ват…ся на разные голоса прыгать летать искать пищу.

Дорогой Дос! Милый (не)забве(н,нн)ый друг! 13. Так я и (не) написал о тебе (не,ни) поэмы (не,ни) ра…сказа (не, ни ) перел…жил на стихи (не,ни) тв…их тихих жалоб в (не)нас…ную погоду (не,ни) ш…пота твоих ласковых волн в ясный день.  14. Но как тебя благ…д…рить за те маленькие радости которые ты д…рил нам! Ты и сейчас т…кой (же) красивый как в дни м…его детства.

 

1. Вставьте  пропущенные буквы, перепишите  текст, расставляя знаки препинания.

Подчеркните  грамматические основы 2,5, 6, 8,10, 13,14 предложений.

Выполните графические схемы 6,10,14  предложений.

Портреты Абая

В тыс…ча девят…сот сорок пятом г…ду Абылхан Кастеев создал к…ртину «Портрет ю(н,нн)ого Абая». На ней изобр…ж…н четырна…цатилетний Абай с томиком восточной поэзии в руке. Томик звезд Востока в руке нач…нающ…го поэта н…сил с…мв…лический характер. Он учился у них продолжил их тр…диц…и.

Спустя годы Абылхан пиш…т к…ртину «Абай на жайляу». (С,з)десь уже мы вид…м зрел…го поэта и мыслителя. Вн…мательный взор направле(н,нн)ый на зрителя (не)пр…нужде(н,нн)ая посадка легко накинут…е на плечи светлое од…яние. А в руке вновь поэтический томик, на этот раз – (П,п)ушк…нский. За спиною Абая родной аул несколько юрт с хл…почущ…ми возле них земл…ками п…норама безбрежной степи. Тут так(же) все с…мв…лично. П…йзаж безмолвно свидетельствует о том что Абай р…жден и вд…хновлен степью крепко(накрепко) связ…н с нею и ж…вущ…м на ее бе…крайних просторах пр…стым душевным народом. (С,з)борник стихов Пушкина это пр…мое ук…зание на еще один источник п…тавш…й абаевскую музу русскую а через нее и зап…дно(европейскую) поэзию.

Абылхан Кастеев много (с,з)делал для того что(бы) образ велик…го Абая дош…л до нас во всей жив…писной п…лноте и наглядности.

 

                                       

Кунанбай

 

Абай быстро огл…нулся и только теперь замет…л отца. 2. Кунанбай стоял с (не)сколькими ст…риками (по)одаль (по)зади Гости(н,нн)ой юрты.3. Смущ…(н,нн)ый своей оплошностью мальчик пош…л к отцу. 4.  Байтас и Жумабай спеш…вшись и ведя коней в пов…ду то(же) шли к Кунанбаю.5. Высокий к…ренастый с с…деющ…й бородой Кунанбай даже (не) уд…стоил их взглядом своего единстве(н,нн)…го глаза странно св…ркавш…го на бледном словно застывш…м лице. 6. С другой стороны аула к нему пр…бл…жались (не)сколько всадников туч…ных богато одетых на хороших конях. Насколько можно было судить все это были ст…рейшины.8.  Кунанбай вид…мо ожидал их он напр…ж….нно см…трел на под…езжавш…х.

9. Байтас и Жумабай еще подходили когда Абай был уже возле отца. Кунанбай пов…рнул голову прин…л пр…ветствие но (не) (с,з)двинулся с места. Он только окинул Абая быстрым взглядом и сказал

Ты выр…с и возмужал. Выр…сли ли твои знания как ты сам?

Слава богу отец ответил Абай и пом…лчав добавил: Занятия еще (не)кончились но вы пр…слали за мной. Хазрет бл…госл…вил и я вернулся домой.

 

 

Воспоминания

 

 1.Наш аил ра…положен в предгор…ях на широк…м плато куда (с,з)бегают…ся из ущелий шумл…вые горные речки. 2.Пониже ра…кинул…сь ж…лтая д…лина огромная казахская степь окаймле(н,нн)ая отрогами ч…рных гор да ч…рточкой железной дороги.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор как помню себя. 5. С какой стороны (не,ни) под…ед…ш… прежде всего увид…ш…. их, они всегда на виду точно маяки.

(С,з)десь сколько угодно всяких деревьев но эти особе…ые - у них свой особый язык и должно быть своя особая певучая душа.7.Когда н… пр…едеш… сюда они ра…качивают…ся перехлестываясь в…твями шумят (не)ум…лчно.8. То кажет…ся буд(то) тихая волна пр…лива плещ…тся о песок то пробежит по ветвям словно (не)зримый огонек страс…ный горячий ш…пот то вдруг на м…гновение затихнув тополя разом всей взбудораж…нной листвой шумно взд…хнут будто тоскуя о чем(то). 9.А когда набегает гр…зовая туча и буря заламывая ветви обрывает листву тополя гудят как бушующ… пламя.

По сей день т…поля на бугре кажут…ся мне (не)обыкнове(н,нн)ыми живыми.11.Там подле них ост ал …сь мое детство как осколок волшебного стеклышка.   

 

 

Поющий бархан

 

 

На прав…м берегу Или в ста вос…мидес…ти двух километрах от Алматы находит…ся  знаменитый П…ющий б…рхан. Дли(н,нн)а его дост…гает двух километров ширина (пол)километра а выс…та ста пятидес…ти метров. Сложен он  из чист…го ж…лт…го песка отл…вающ….го золотом. В…нчает б…рхан острый гребень. Песок тут звучит когда нач…нает осыпат…ся. Звук то усиливает…ся то ослаб…вает напом…ная рокот моторов сам…лета. А иной раз он похож… на звук идущ…го по реке колесн…го пар…хода. В безветре(н,нн)ую и д…ждливую погоду а так(же) зимой б…рхан м…лчит. Но когда сухо его (не)трудно заставить звучать надо лишь поднят…ся на в…ршину и быстро (с,з)бежать вниз по крутому склону. При этом возн…кает громкий звук  буд(то) б…рхан выр…жает свое (не)довольство вт…ржением человека.

Мы несемся ра(с,сс)казывает о своих вп…чатлениях профе(с,сс)ор П.И.Мариковский вниз по горе как на сала…ках и с нами катит…ся л…вина песка. Гора тр…сет…ся как в лихора…ке.

Когда дует сильный ветер холм изд…ет гул напоминающ…й звучание органа. Об этом гуле сложе(н,нн)ы л…генды старики из казахских с…лений ра(с,сс)каз…вают что (в)нутри б…рхана воет шайтан упрята(н,нн)ый туда аллахом.

 

                                                      

                                                 Задания:

 

1. Перепишите тексты, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Выполните графические схемы выделенных в тексте предложений.

 

                                                    

Палитра художника

Существует л…генда однажды один греческий художник по имени Апеллес оставил к…ртину на те(р,рр)асе и вдруг птицы стали сл…тат…ся и кл…вать нарисова(н,нн)ый виноград.

Возможно такого случ…я (ни,не)когда и (не) было но л…генда говорит о том что художник с помощ…ю красок может передать очень живо мир который мы вид…м вокруг себя.

…Соч…тание различных цветов в к…ртине называют колоритом. Для художника колориста важен и сам по себе цвет и его соч…тания с другими цветами. Они могут быть уд…вительно разн…образными г…рмоничными спокойными или ре…кими. Колорит ра…крывает нам красочное богатство мира.

Каждый художник вид…т мир (по)своему и (по)своему изор…жает его. У многих есть излюбле(н,нн)ые краски и их соч…тания.

 Иногда про художника говорят Какая у него богатая п…литра. Это значит что живопись этого художника отл…чает…ся богатством цвета. А про другого говорят У него (с,з)держ…(н,нн)ая п…литра. Такой художник предпочитает вводить в свои картины (не)большое ко(л,лл)ичество цветов.

Нельзя сосчитать сколько о(т,тт)енков есть у каждого цвета. Нужно научит…ся вн…мательно см…треть вокруг себя что(бы) разобрат…ся в цветовом богатстве которое ра(с,сс)ыпала перед нами природа.

                                                      

                                                 Задания:

 

3. Перепишите тексты, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

4. Выполните графические схемы выделенных в тексте предложений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...