Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как способствовать речевому развитию ребенка




В этом возрасте ребенок и взрослый уже используют звуки и жесты для того, чтобы управлять поведением друг друга. Малыш выражает звуками свои эмоции и показывает звуками и движениями, чего ему хочется (например, чтобы его взяли на руки, дали ему игрушку, на которую он смотрит, опустили бы его на пол и т.д.). Взрослый тоже использует слова и жесты для того, чтобы воздействовать на ребенка.

Например, мать протягивает руки к нему и говорит "Иди, иди сюда", когда хочет взять его на руки. Она качает головой и говорит "Нет, нет, нельзя, нельзя", когда ребенок пытается схватить бьющийся предмет. Она же учит ребенка понимать, что означают некоторые слова или звуки.

Наконец, в этом же возрасте у малыша появляется лепет, он начинает повторять бабаба.…, мамама..., и некоторые другие последовательности простых слогов.

Подражая словам и фразам взрослого, ребенок научается создавать разные интонации в этом лепете, лепет начинает звучать как непонятная фраза на родном языке.

1. Прежде чем взять малыша на руки, протяните к нему руки и подождите некоторое время – посмотрите, как он будет реагировать. Он может слегка подвигать руками или головой, а может и вообще не "отозваться". Возьмите его ручки и осторожно их поднимите. После этого возьмите ребенка на руки. Делайте так каждый раз, когда вы его берете. Всегда выдерживайте некоторую паузу после того, как вы протянули
руки к ребенку – давайте ему возможность ответить. Поцелуйте его и обнимите, если он к вам потянется.

2. В обеденное время старайтесь вызвать ребенка на то, чтобы он показал жестами, что он хочет есть. Посмотрите, потянется ли он к пище.

3. Внимательно приглядывайтесь к поведению ребенка и старайтесь понять, что он хочет вам сообщить. Удовлетворив угаданное вами желание, вы тем самым подтверждаете: вы поняли его – и подкрепляете употребление данного жеста, движения или звука.

4. Когда вы вместе с ребенком играете с игрушками, сопровождайте ваши действия звуками: удары по мячику произносимыми в такт "да-да-да...", говорите трр", катая игрушечную машинку и т.д.

5. Игрушечные звери пригодятся вам для демонстрации звуков, которые они издают. Пусть игрушечная собачка "нападает" на ребенка и щекочет ему животик; говорите при этом "ав-ав-ав". Покажите, как "говорит" курочка, уточка, гусь, кошка, коза, корова. Давайте игрушку в руки ребенку и спрашивайте, как она говорит.

6. Показывайте малышу указательным пальцем на мячик и говорите "Вот мячик". Сделав так несколько раз, спросите ребенка "Где мячик?", сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывающими: вы что-то ищите. Сделайте то же самое по отношению к игрушечному зверю, с которым любит играть ваш ребенок.

7. Давая ребенку в руки игрушку, говорите "на" ("на кису", "на мишку", "на мячик"), а, беря игрушку у него из рук, говорите "дай".

8. Обращаясь к домашним с просьбой взять ребенка, дать ему что-то и т.д., называйте их "папа, баба, тетя" и т.д., согласно их родственным отношениям.

Говорите ребенку: "Вон там папа", "Иди к папе", "Дай папе" и т.д. Для того чтобы проверить, что ребенок уже понимает эти слова, спрашивайте его время от времени "Где папа?" (или "Где баба?"). Если он смотрит на того, кто ему назван, хвалите малыша, целуйте его, улыбайтесь ему.

9. Систематически играйте с ребенком, повторяя то, что он произносит и вызывая его на повторение того, что произносите вы. Используйте только те слоги, которые ребенок уже может произносить. Если ребенок говорит "ба", повторите сначала "ба", а потом скажите "ма" и выжидательно посмотрите на ребенка. Если он скажет то же, что и вы, похвалите его, поулыбайтесь ему и еще "поговорите"!

10. Если ребенок уже начал гулить, т. е. говорить "бабаба", "мамама" и т. д. – поговорите с ним на его языке. Когда он скажет "бабаба" спросите его "бабаба?" или скажите то же самое так, как если бы вы с ним соглашались, или были в восторге, или, наоборот, очень огорчились. Посмотрите, будет ли он тоже менять интонацию лепета. Можете использовать в этой игре куклу или мишку. Вообра­зите, что, говоря "бабаба", вы обсуждаете, какая это хорошая кукла, надо ли взять ее с собой гулять и т.д. Такими играми в разговор вы поможете вашему ребенку овладеть интонациями русской речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...