Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИЛЕТ 15. Сознание: происхождение, структура и функции.




БИЛЕТ 1. Место философии в системе знаний и её значение для человека и общества. Предмет и функции философии.

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нём, которая опирается на науку и развивается вместе с ней. Философия связана с искусством, религией, идеологией, политикой и т.д.

Функции: познавательная (осмысление мира, природы и человека), мировоззренческая (знания о познании и преобразовании мира, смысл жизни), методологическая (осмысление действительности, направленность познавательной и практической деятельности) и ценностная (система ценностей)

БИЛЕТ 2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические формы.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и его место в нём.

Составляющие: картина мира (как возник, как устроен и что ждёт его в дальнейшем), ценность (благо/зло, красиво/уродливо), убеждения человека и жизненные программы.

Уровни: жизненно-практический (рассудок) и философо-теоритический (разум)

Понимания мира: объективный (реальность), субъективный (то как мы воспринимаем реальность) и виртуальный (пересказ человеку субъективного мнения)

Исторические формы: мифология (человек часть природы), религия (противопоставление человека природе) и философия (наука о мире в целом)

БИЛЕТ 3. Античная философия: основные школы и их представители.

Античная философия – совокупность древнегреческой и древнеримской философий с 6 века до н.э. по 4-6 век н.э.

Натур-философский период (проблема устройства мира и его первоначала).Милетская школа (Гераклид) и Элейская школа (Эмпедокл).

Гуманистический и классический (проблема человека и общества). Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический (проблема счастья). Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) и Платонизм (нумерий)

Неоплатонизм (проблема религии)

БИЛЕТ 4. Основные проблемы философии средних веков.

Время 6-9 века. Бог 0 главное что есть в мире, весь мир создал он, монотеизм.

Проблема существования бога и познания его сущности. Креационизм – учение, считающее что бог создал весь мир из ничего и сохраняет его «своим могуществом». Бог выше природы. Познание бога идёт через святые писания – библию.

Проблема соотношения знания и веры. Фома Аквинский: «И вера и разум познают мир и дополняют друг друга, однако вера принимает истину о существовании бога основываясь на желании и эмоциях, а разум постоянно сомневается и ищет всё новые и новые доказательства»

БИЛЕТ 5. Философия эпохи Возрождения.

Европейская философия 14-16 веков названа так т.к. пытается возродить древнюю философию (античности)

Гуманизм – система взглядов, которые пропагандируют свободу, счастье и развитие человека. «человек сам творец своей судьбы». Представители: Данте, Петрарка.

Натур-философия - бог присутствует во всём вокруг нас (Коперник, Дж. Бруно)

Социально-философские концепции. Политическая философия – теория создания централизованного государства. «Цель оправдывает средства»

 БИЛЕТ 6. Основные проблемы и направления философии Нового Времени.

Быстрое развитие науки и техники.

Эмпиризм (Бекон, Гоббс, Локк) – все знания должны основываться на опыте (эксперимент и наблюдения)

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – нельзя полагаться на веру, а данные опытов и экспериментов всегда стоит ставить под сомнение и перепроверять.

Агностицизм – философское направление, считающие что мир вокруг нас не познаваем.

БИЛЕТ 7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли.

Основной ролью стало то, что она максимально обобщила и как бы подвела итог всей философии более ранних периодов. Философия широко понятного гуманизма, философия как критическая совесть культуры. Философия – строгая и специфическая наука. На немецкую философии позднее опирались очень многие философские мысли, идеи и школы.

БИЛЕТ 8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основатели – Маркс и Энгельс.

Появилась на волне пролетариата, поднимает злободневные проблемы общественной жизни – экономика, социальное отношение, политика. Революция – изменение экономических основ общества, революция исходит от пролетариата. Коммунизм – новая эпоха, в которой человек будет контролировать социальный и природный мир.

Марксизм: материалистическая философия, политическая экономия и теория научного социализма.

Практическое направление всего учения. «Марксизм не догма, а руководство к действию»(с) Ленин

БИЛЕТ 11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.

Онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия.

Бытие – это всё вещественное (космос, природа, человек). Оно разделяется на мир в целом и субстанцию.

Субстанция – это некая первоначальная мира.

Бытие: материальное (природное и чувственное), духовное (обьективное и индивидуальное, социльаное (общество и человек) и человеческое (обьединяет все предыдущие).

БИЛЕТ 12. Движение, пространство и время.

Движение – механическое (пространственное перемещение обьектов по траектории), физическое (теплота, магнитизм, гравитация), химическое (атомы и молекулы) и биологическое (живые процессы, белки).

Теории: субстанционная (время самостоятельная единица) и релятивистская (время и пространство едины). При этом время одномерно, а пространство трёхмерно.

Время – это сосуществование обьектов и процессов. Движение, пространство и время – всё это форма существования материи.

БИЛЕТ 13. Диалектика и её категории.

Диалектика – это наука о развитии. «Сущность диалектики в постижении единства противоположностей» (с) Гегель. Существует два вида диалектики – объективная (в материальном мире) и субъективная (в сознании).

Категории: сущность-явление, содержание-форма, необходимость-случайность, причина-следствие, возможность-действительность, единичное-особенное-всеобщее.

Причина – это явление, ведущее за собой другое явление – следствие. При этом следствие является причиной другого явления и т.д.

БИЛЕТ 14. Основные законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей (червяк и яблоко)

Закон количества в качество (долгое повторение даёт качественный скачёк. Чего то не было и тут оно появилось)

Закон отрицания отрицания (новый этап отрицает предыдущий, а затем идёт отрицание нового этапа и возвращение к исходному на новом уровне с некими изменениями)

БИЛЕТ 15. Сознание: происхождение, структура и функции.

«Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Структурирование сознания по основным способностям: мышление, воображение, память, воля, эмоции. Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, её функция – связывать меж собой прошлые и настоящие состояния субъекта, готовя т.с. будущие, т.е. обеспечивать непрерывность существования человеческого «Я». Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.Воображение – особая способность сознания, заключающая в создании представлений и мысленных ситуаций, в целом не воспринимаемых человеком в действительности. Т.к. большинство актов познания характеризуется принципиальной неполнотой, воображение участвует в каждом из них, достраивая картину частично наблюдаемого предмета, явления, процесса. Воля – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Эмоции – способность в форме непосредственного переживания отражать значимость (смысл) явлений, ситуаций и состояний для субъекта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...