Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности спортсменов.




На данном этапе у спортсменов проявляются индивидуальные характеристики поведения в условиях соревнований. Как показывает практика подготовки спортсменов, стиль соревновательной деятельности вырабатывается продолжительное время с накоплением соревновательного опыта, претерпевая при этом существенные изменения. Важно, чтобы он соответствовал индивидуально-психологическим особенностям личности спортсмена и давал положительные результаты.

Для формирования индивидуального стиля соревновательной деятельности у спортсмена можно воспользоваться рекомендациями Б. В. Турецкого (1985) для спортивных единоборств, в следующей последовательности:

1  Проанализировать соревновательную деятельность спортсмена и установить основные особенности поведения в различных соревновательных ситуациях: определить, в каких ситуациях он действует уверенно, а в каких неуверенно. Для этого необходимо разработать соревновательную карту спортсмена, включающую: характер соревновательной деятельности (характер маневрирования, коэффициент активности, коэффициент соревновательной результативности); склонность к решению двигательных приемов (быстрота нападения, быстрота и успешность переключения к другим действиям и т. п.); объем, вариативность, направленность боевого арсенала; склонность к проявлению творчества в борьбе, склонность к тактической игре с соперником; морально-волевые качества.

2  Выделить наиболее вероятные качества (физические, психологические, волевые), определяющие успех в соревновательной деятельности.

3  Определить степень выраженности психофизиологических особенностей (силы, подвижности, уравновешенности и др.), определяющих успех в соревнованиях, а также тех, которые препятствуют этому.

4  Определить типичные компоненты стиля соревновательной деятельности на основе оценки соревновательной деятельности спортсмена и его психофизиологических особенностей.

5  Сформулировать и описать комплексную характеристику индивидуального стиля соревновательной деятельности для конкретного спортсмена, начиная с разминки перед соревнованием и заканчивая финальным поединком.

6  Определить общие направления в развитии и совершенствовании: физических качеств, технических приемов, тактических приемов, психических качеств.

7  Разработать конкретные пути и определить средства использования сильных сторон личности спортсмена на различных этапах обучения и тактико-технического совершенствования.

8  Определить педагогические средства для компенсации и нивелирования тех качеств спортсмена, которые препятствуют успеху в соревновательной деятельности. Установить последовательность средств нивелирования на различных этапах подготовки.

9  Выбрать конкретные способы, приемы и темпы обучения с учетом подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и способностей спортсмена.

10  Коррекция индивидуального стиля соревновательной деятельности на основе результатов его эффективности в соревнованиях.

Активизация реализации спортсменом когнитивного ресурса на соревнованиях.

На данном этапе спортивной тренировки, когда спортсмен получил необходимые психологические знания для успешного выступления в соревнованиях, перед спортсменом ставится задача реализации накопленного когнитивного ресурса – использование полученных знаний на соревнованиях. После каждого успешного или неуспешного выступления спортсмена на соревновании производится анализ использования полученных знаний в различных соревновательных ситуациях, и к чему это привело. Важное значение имеет знание спортсменом характера влияния предсоревновательных и соревновательных стресс-факторов на состояние и деятельность и их нейтрализация. Результаты анализа фиксируются в дневнике спортсмена с той целью, чтобы он мог в любое время обратиться к ним. Таким образом, происходит активизация реализации спортсменом накопленного когнитивного ресурса и его пополнения.

Психологическое обеспечение подготовки спортсменов










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...