Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое обеспечение тренировочного процесса




 

Целью данного направления является создание психологических предпосылок, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности спортсмена. Для достижения этой цели работа по психологическому обеспечению включает следующие направления: 1) психодиагностика; 2) формирование оптимальной структуры спортивной мотивации; 3) развитие и совершенствование психических функций, свойств и профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности; 4) формирование психологической структуры спортивной деятельности.

Психодиагностикапредусматривает:

- выявление исходного уровня развития психических процессов, обеспечивающих успешность в конкретном виде спорта;

- выявление индивидуально-психологических особенностей занимающихся (характер, темперамент, способности);

- изучение психических состояний в тренировочной деятельности (доминирующих и актуальных);

- изучение характера взаимоотношений между спортсменами, и между тренером и спортсменами.

По результатам диагностики спортсмену и тренеру даются рекомендации:

- по комплектованию спортивных групп на основе психологической совместимости и срабатываемости партнеров;

- для занятий в том виде спортивной деятельности, к которой спортсмен более всего предрасположен и добьется в нем высоких результатов;

- по организации индивидуального подхода при обучении спортсменов, планировании объема и интенсивности тренировочных нагрузок, вида спортивных упражнений в связи с состоянием спортсмена;

- по управлению взаимоотношениями в спортивной команде;

- по развитию необходимых психических процессов, волевых качеств.

Формирование оптимальной структуры спортивной мотивации.

Целью данного направления является формирование и сохранение у спортсменов устойчивой мотивации к занятиям спортом. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

- формирование устойчивого интереса к спорту;

- формирование синдрома достижения успеха и нейтрализация мотива избегания неудачи;

- формирование оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации на том или ином этапе многолетней подготовки спортсменов;

- оптимизация соотношения уровня притязаний и возможностей спортсмена;

- удовлетворение актуальных потребностей спортсмена;

- формирование ценностного отношения к занятиям спортом;

- предотвращение возможных неудач при занятиях спортом;

- обеспечение эмоционального удовлетворения спортсменов при занятиях спортом.

- предотвращение у занимающихся неблагоприятных психических состояний (монотонии, психического пресыщения, страха и др.).

Развитие и совершенствование психических функций, свойств и профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности.

Целью данного раздела работы психологического обеспечения тренировочного процесса является развитие и совершенствование тех психических функций, свойств и профессиональных качеств, которые являются ведущими в том или ином виде спортивной деятельности:

- развитие свойств внимания (концентрации, переключения, распределения) в зависимости от их значимости в спортивной деятельности;

- развитие ощущений (мышечно-двигательных, зрительных, вестибулярных) в зависимости от их значимости в спортивной деятельности;

- развитие представлений движений (идеомоторная тренировка);

- развитие воображения, необходимого для овладения психорегуляцией,

- развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной деятельности;

- формирование у спортсменов адекватной самооценки своей подготовленности;

- развитие помехоустойчивости;

- развитие эмоциональной устойчивости;

- развитие и совершенствование умений управлять своим состоянием, поведением, деятельностью;

Формирование психологической структуры спортивной деятельности. Работа психолога, тренера со спортсменами по данному направлению представляется одной из составляющих психологического обеспечения подготовки спортсменов. При этом важным является ее своевременность, так как сформировавшиеся в процессе занятий спортом ненужные стереотипы поведения, деятельности, реагирования в дальнейшем трудно перестроить. В содержание данной работы входит:

- обучение спортсменов целеполаганию, являющимся важным компонентом психической регуляции спортивной деятельности. Цели привлекают сознание над чем надо работать, мобилизуют энергию и волю спортсмена;

- формирование у спортсменов устойчивой спортивной мотивации;

- анализ значимых условий спортивной деятельности с поиском причин неудач и успеха, их объяснением;

- обучение спортсменов идеомоторной тренировке и побуждение их к ее использованию на занятиях;

- побуждение спортсменов к качественному выполнению тренировочных заданий;

- обучение спортсменов самостоятельному формированию состояния психической готовности к выполнению физических упражнений;

- обучение спортсменов самоконтролю за состоянием, поведением, выполнением движений. Самоконтроль выступает как элемент контрольно-оценочного компонента деятельности спортсмена;

- формирование у спортсменов представления об объективных и субъективных признаках оптимального боевого состояния;

- обучение спортсменов использованию психологических знаний при развитии физических качеств и при освоении техники спортивных упражнений – осуществление интеграции психологической подготовки с физической и технической;

- обучение и побуждение спортсменов к систематическому анализу результатов тренировочных занятий;

- обеспечение восстановления работоспособности спортсменов в процессе тренировочных занятий и по их окончании с использованием психологических (психорегулирующая тренировка) и физических средств (массаж, баня).

 

 

Психологическое обеспечение подготовки

Спортсменов к соревнованиям

Психологическое обеспечение подготовки спортсменов










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...