Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по идеомоторной тренировке




 

При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1 – создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать её в тренировочном процессе.

Средство – беседы.

Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике – неправильное или расплывчатое представление о движениях. Спортсмены, не умеющие сосредотачивать своё внимание на деталях техники движения, не способны «прислушиваться» к своему телу, не могут вызвать в нужный момент необходимые мышечно-двигательные ощущения, с трудом овладевают новыми упражнениями, испытывают непонятный застой при овладении техникой движений. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Средство – анализ тренировочных занятий.

Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Предметом обсуждения должны быть целесообразность каждого повторного выполнения упражнения, приемлемость того или иного варианта техники. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нём нередко закрепляются ошибки, ускользающие от внимания. Со временем их число увеличивается. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать своё состояние. Такому спортсмену не страшны будущие срывы, неудачи.

Средство – анализ специальной разминки.

Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют её суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток. Надо указать на необходимость планирования специальной разминки с обязательным включением идеомоторной подготовки. Это позволит избежать нервозности и срывов на старте.

Средство – сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения.

Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно-двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они соответствуют оптимальному варианту техники. Ошибки в представлении движения неизбежно приводят к искажению реального исполнения.

Задача 2 – научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средство – объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчёт спортсмена. Моделирование (проволочная, пластмассовая модели).

Задача 3 – развитие у занимающихся умений вызывать мышечно-двигательные представления и ощущения.

Средства – самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на силовых компонентах представления движения. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на временных компонентах представления движения. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на пространственных характеристиках движения. Идеомоторное воспроизведение с пересказом двигательных представлений и ощущений движения. Вторичный анализ двигательных представлений и ощущений движения.

 

Темы рефератов

 

1  Идеомоторика как средство спортивной тренировки.

2  Содержание идеомоторных представлений в конкретном виде спорта.

3  Методика овладения идеомоторной тренировкой.

 

Литература

 

1  Белкин, А. А. Идеомоторная тренировка в спорте / А. А. Белкин. – М. : Фис, 1983.

2  Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. – М. : Фис, 1979.

3  Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск : СибГУФК, 2004.



ГЛАВА  16  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ

Психологическая сущность физической подготовки

Психологическая структура физической подготовки включает следующие составляющие: 1) специальные знания, 2) физические качества, 3) методы воспитания физических качеств. Специальные знания в свою очередь включают: понятия о физических качествах и представления о физических качествах.

1  Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения спортивной терминологии. В спортивной деятельности сложились общие понятия об основных физических качествах: быстрота, выносливость, сила, ловкость, а также о производных качествах: динамическая сила, статическая сила, общая выносливость, специальная выносливость, скоростная выносливость, взрывная сила и др. Конкретизация физических качеств обусловливается специфическими особенностями вида спорта.

2  Представления о физических качествах это воспроизведенный в сознании спортсмена образ физического качества во всем многообразии его элементов. В состав представлений о физических качествах входит следующее: величина и степень дифференцировки отдельных элементов его структуры, осознаваемые функции организма, связанные с напряжением и расслаблением мышц, частота и глубина дыхания и др. Представления о физических качествах не консервативны, они изменяются по мере развития физических качеств у спортсмена и зависят от его функциональных возможностей и уровня тренированности.

Специализированное восприятие физических качеств это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена. Эти восприятия выступают в виде особого чувства «чувство силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движения» и др. Они формируются в процессе длительных занятий спортом и являются своеобразной «опорой», на которую спортсмен опирается, ориентируется при выполнении движений.

В развитии физических качеств (силы, быстроты, выносливости) существенное значение имеет психологический фактор. Так, например, при развитии силы для лиц с различной силой процессов возбуждения, одна и та же методика не даст ожидаемого результата. Спортсменам с большой силой процессов возбуждения оптимальным будет такой вес, который спортсмен может поднимать 1 – 3 раза в одном подходе. Для спортсменов с малой силой процессов возбуждения оптимальным будет такой вес, который он может поднимать 4 – 7 раз в одном подходе.

Различными будут объем и интенсивность и при развитии быстроты и выносливости у лиц с разной силой процессов возбуждения.

 

 

Психологическая характеристика










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...