Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.




ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

 

Кафедра анатомии человека

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

(ситуационные задачи)

 

для студентов лечебного факультета при подготовке к промежуточной аттестации

 

МОСКВА 2016

 


 

 

Коллектив авторов:

Николенко В.Н., Кузнецова М.А., Милюков В.Е., Мирошкин Д.В., Клочкова С.В., Бахмет А.А., Шемяков С.Е., Чаиркин И.Н., Чилингариди С.Н., Куприянов И.Е., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Олсуфьева А.В., Тимофеева М.О.

 


 

«…рассчитывать нужно на лучших студентов, интересующихся предметом ради него самого, даже если такие студенты составляют меньшинство…».

К. Ясперс.

 



ВВЕДЕНИЕ.

Целью изучения анатомии человека студентами лечебного факультета является – приобретение студентами знаний и умений по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела, систем и аппаратов органов на основе современных достижений науки. С учетом требований практической медицины студенты должны научиться использовать полученные знания при последующем изучении теоретических и клинических дисциплин, а также для применения в будущей практической деятельности врача.

Без знания строения тела человека невозможно изучение других дисциплин, необходимых будущему медицинскому работнику. Анатомические знания необходимы каждому врачу и другим медицинским специалистам для понимания процессов, происходящих в органах и тканях, для правильной оценки изменений в теле человека при различных заболеваниях, а также для прочтения результатов обследования организма человека с помощью современных технических средств (компьютерной, магнитно-резонансной томографии, рентгеновского и других методов).

Студент должен знать:

Строение, топографию, развитие, индивидуальные особенности органов (во взаимосвязи с функцией):

•Органов опорно-двигательного аппарата человека (костей, их соединений, мышц);

•Внутренних органов (пищеварительной, дыхательной систем, мочеполового аппарата)

•Органов иммунной системы, лимфатических сосудов и узлов;

•Желез внутренней секреции;

•Сердечно-сосудистой системы (сердце, кровеносные сосуды);

•Нервной системы, центральной и периферической;

•Органов чувств

Студент должен уметь:

•На препаратах показывать и называть органы, детали их строения, распознавать варианты и аномалии развития органов;

•Самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по анатомии человека и другим медицинским книгам.

 

Студент должен владеть:

Знаниями морфофункциональных особенностей различных органов, систем и аппаратов у человека необходимы для формирования умений использовать полученные знания на теоретических и практических занятиях и в практической медицине (при изучении нормальной физиологии, общей патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, а также – сестринского дела в акушерстве и гинекологии, сестринского дела при инфекционных болезнях, в терапии, в хирургии, в педиатрии).

 

РАЗДЕЛЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА:

 

1. Анатомия органов опорно-двигательного аппарата – остеология; артросиндесмология; миология.

2. Анатомия внутренних органов (спланхнология).

3. Анатомия органов иммунной системы, лимфатических сосудов и узлов.

4. Анатомия желез внутренней секреции.

5. Анатомия органов кровообращения (ангиология).

6. Анатомия нервной системы (неврология):

А. Анатомия центральной нервной системы.

Б. Анатомия периферической нервной системы.

В. Анатомия вегетативной нервной системы.

Г. Учение об органах чувств (эстезиология).

 

Изучение анатомических разделов по каждой теме необходимо сопровождать схематическими рисунками с надписями и краткими конспектами. Если после проработки курса остались неясные вопросы, следует обратиться за консультацией на кафедру.

После изучения курса анатомии человека студенты сдают экзамен.

 

Настоящее пособие призвано облегчить студентам подготовку к экзамену по анатомии человека, проводимому по обновленным ситуационным задачам. Это новые по формулировкам (а иногда и по содержанию, что отражает современное состояние науки) задачи, вовлекающие студента в реальные клинические ситуации, в которых необходимы знания по анатомии.

Предлагаемый материал ни в коей мере не может служить ни учебником, ни конспектом, ни шпаргалкой, потому что он предполагает, что за время прохождения цикла все основополагающие понятия были усвоены или, по крайней мере, осмыслены.

 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№1

При кровотечении в области головы его удалось остановить, прижав сонную артерию к «сонному» бугорку.

1. Где расположен этот бугорок?

2. Какие особые признаки имеют шейные позвонки?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№2

Демонстрируя на лекции малоберцовую кость, подвергшуюся специальной обработке (кислотой), лектор продемонстрировал ее гибкость.

1.Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее упругость и эластичность?

2.При недостатке каких веществ кость становится хрупкой и ломкой?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№3

При диагностическом исследовании было необходимо осмотреть устье общего желчного протока.

1.В какой отдел двенадцатиперстной кишки с этой целью должен ввести оптический прибор врач-специалист?

2.Как называется складка слизистой оболочки кишки, на которой располагается большой сосочек двенадцатиперстной кишки?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№4

На экзамене по анатомии у студента вызвал затруднение вопрос об источниках роста трубчатых костей в толщину и длину.

1.За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости в местах ее перелома?

2.За счет чего растет трубчатая кость в длину?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№5

Обследуя больного, врач обнаружил внутреннюю грыжу живота, ворота которой располагаются в области перехода левого листка брыжейки сигмовидной кишки в париетальную брюшину задней стенки брюшной полости.

1.Как называется ямка в брыжейке сигмовидной кишки, ставшая входными воротами для этой грыжи?

2.Какие ямки (углубления) в брюшине задней стенки живота Вы знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№6

В случаях разрыва маточной трубы при трубной беременности кровь скапливается в пространстве между маткой и прямой кишкой.

1. Как называется это углубление брюшинной полости?

2. Какие складки ограничивают это углубление по бокам?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№7

При рентгеноскопическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками (хрящами) крестцовых позвонков.

1.Почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?

2.Как называется такой вид соединений в крестцовом отделе позвоночного столба, которое имеется у мальчика?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№8

Врач при оперативном вмешательстве по поводу ранения печени обнаружил скопление крови в правой около-ободочной борозде.

1.Какие анатомические структуры образуют стенки этой борозды?

2.Как далеко (откуда и до какого уровня) простирается правая около-ободочная борозда?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№9

Воспалительный процесс слизистой оболочки полости носа в области верхнего носового хода может распространяться на сообщающиеся с ним околоносовые пазухи.

1.Какие околоносовые пазухи открываются в верхний носовой ход?

2.Имеются ли в слизистой оболочке области верхнего носового хода обонятельные нейросенсорные клетки?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№10

При рентгеновском исследовании, помимо главного протока поджелудочной железы, обычно выявляется добавочный ее проток, дренирующий головку железы.

1.В какой части двенадцатиперстной кишки, на какой ее стенке и в каком анатомическом образовании открывается устье добавочного протока поджелудочной железы?

2.В каком месте слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки находится устье главного протока поджелудочной железы?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№11

Воспалительный процесс слизистой оболочки полости носа в области среднего носового хода может распространяться на сообщающиеся с ним околоносовые пазухи.

1.Какие околоносовые пазухи открываются в средний носовой ход?

2.Имеются ли в слизистой оболочке области среднего носового хода обонятельные нейросенсорные клетки?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№12

Рассматривая внутреннюю поверхность теменной кости, можно видеть характерные особенности рельефа: ямочек различного размера вдоль сагиттального края кости.

1.Как называются эти ямочки?

2.Укажите, какие структуры прилежат к этим анатомическим образованиям?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№13

При введении в нижние дыхательные пути интубационной трубки врач должен перед этим осмотреть вход в гортань.

1. Где находится и чем ограничен вход в гортань?

2. Какие хрящи участвуют в образовании скелета гортани?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№14

Клиническая практика показывает, что инородные тела в правый главный бронх попадают относительно чаще, чем в левый.

1.Какое анатомическое обоснование имеет этот факт?

2.Какие отличия имеются в положении правого и левого главных бронхов относительно других анатомических структур соответствующих корней легких?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№15

Воспалительный процесс слизистой оболочки полости носа довольно часто сопровождается слезотечением.

1.Какое анатомическое обоснование имеет данный факт?

2.Воспалительный процесс какой области носовой полости наиболее часто сопровождается появлением данного симптома?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№16

Частым заболеванием является воспаление полостей сосцевидного отростка височной кости (мастоидит), которое грозит серьезными осложнениями

1. Как называется самая крупная полость сосцевидного отростка?

2. Где располагается эта полость по отношению к барабанной полости?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№17

В травматологический пункт поступил раненый с проникающим ранением грудной стенки на уровне верхнего края 1-го ребра справа.

1. Вероятно ли повреждение плевры в этом случае?

2. Соответствуют ли границы купола плевры границам верхушки легкого?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№18

При исследовании биопсии почки, согласно заключению специалиста, микроанатомическое строение этого органа соответствовало норме. Какие части нефронов были выявлены:

1. В свернутой части коркового вещества?

2. В лучистой части коркового вещества?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№19

В клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

1.Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается верхнечелюстная (гайморова) пазуха?

2.Какие придаточные пазухи носа с какими носовыми ходами сообщаются?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№20

При поражении верхних отделов передней поверхности тела верхнечелюстной кости (в зоне расположенного здесь отверстия) возможно повреждение проходящего через него нерва и поэтому нарушение иннервации верхней губы, крыла носа и др.

1.Как это отверстие называется?

2.Какой канал заканчивается этим отверстием? В какую борозду переходит задняя часть этого канала?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№21

В случаях отхождения камня из почки при мочекаменной болезни он может застрять в зонах анатомических сужений мочеточника.

1.Укажите известные Вам сужения мочеточника.

2.С чем связано наличие физиологических сужений мочеточников, наблюдаемых часто при рентгеноскопии?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№22

Во время операции по поводу косой паховой грыжи хирург увидел в паховом канале у оперируемой женщины соединительнотканный тяж.

1.Как называется это анатомическое образование?

2.Какое анатомическое образование хирург мог бы увидеть в паховом канале у мужчины?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№23

При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травма, заболевание) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.

1.Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы.

2.Какой канал, идущий из глазницы в полость носа может быть поврежден при травме?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№24

Известным признаком, используемым в криминалистике, археологии и др., позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.

1.Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?

2.Какие изменения происходят с зубными альвеолами при потере постоянных зубов?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№25

При рентгенологическом исследовании матки (метросальпингографии) была выявлена двурогая матка.

1.Какова непосредственная причина возникновения этой аномалии?

2.Какие еще органы у женщин развиваются в норме из того же эмбрионального источника, что и матка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№26

Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением анатомических образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим, укажите:

1.Какие кости ограничивают рваное отверстие?

2.Какие анатомические образования проходят через это отверстие?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№27

Во время операции по поводу воспалительного процесса в области промежности у мужчины хирург осмотрел бульбоуретральные железы (куперовы) и их протоки.

1.Между какими фасциями промежности у мужчин располагаются бульбоуретральные железы?

2.Где открываются устья выводных протоков этих желез?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№28

Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) появляются прозрачные выделения из носа вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью.

1.Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

2.Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№29

Обследуя больного в отделении эндокринологии, установили наличие локальной опухоли, поражающей промежуточную долю гипофиза, сопровождающейся нарушением выработки соответствующего гормона.

1.Сколько долей различают у гипофиза?

2.Как эти доли расположены в гипофизе?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№30

При рентгеновском исследовании черепа в передней проекции по бокам от полости носа, под глазницами, всегда выделяются темные участки (“просветления”).

1.Какому анатомическому образованию эти участки соответствуют?

2.Где (у какой кости, костей) это образование имеется и сообщается ли оно с другими полостями черепа?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№31

При обследовании больного на его рентгенограмме выявлено висячее («капельное») сердце.

1. При каком типе телосложения встречается такое сердце?

2. Какое положение сердца имеется у людей других типов телосложения?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№32

После проведения электрокардиографического исследования (ЭКГ) установлена блокада левой ножки пучка Гиса.

1. Какое функциональное значение имеет этот пучок и где он располагается?

2. Где заканчиваются волокна этого пучка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№33

При операции на желудке хирург должен сделать перевязку артерий в области его малой кривизны.

1. Какие артерии располагаются возле малой кривизны желудка?

2. Назовите источники кровоснабжения желудка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№34

В отделении реанимации на экране кардиографа у пациента определялась картина полной предсердно-желудочковой блокады (нарушения проведения импульса в проводящей системе сердца).

1.Какие узлы различают у проводящей системы сердца?

2.Где в стенках сердца расположена и чем образована проводящая система сердца?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№35

Одним из пороков развития сердца является открытое у сердца овальное отверстие.

1.Где у сердца расположено овальное отверстие?

2.Почему у плода верхняя половина тела крупнее, чем нижняя?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№36

При травматическом повреждении языка в качестве экстренной помощи в связи с сильным кровотечением возникла необходимость наложить лигатуру на язычную артерию (перевязать артерию).

1.На каком уровне язычная артерия ответвляется от наружной сонной артерии?

2.В каком треугольнике шеи можно обнаружить язычную артерию?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№37

При гипертонической болезни из-за роста гидродинамической нагрузки наблюдается увеличение размеров сердца.

1.Какова топография сердца в норме?

2. Как проецируются на переднюю грудную стенку клапаны сердца?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№38

При ножевом ранении задней области плеча оказалась поврежденной крупная артерия.

1.Как называется и в каком канале в задней области плеча проходит эта крупная артерия?

2.Какие артерии кровоснабжают плечевой сустав?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№39

При операции по поводу бедренной грыжи большую опасность представляет повреждение артериального анастомоза у медиальной полуокружности бедренного кольца (т.н. «корона смерти»).

1.Между какими артериальными ветвями образуется этот анастомоз?

2. Какие артериальные анастомозы в области таза Вы знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№40

При сдавлении ствола верхней полой вены опухолью развивается синдром верхней полой вены с характерным застоем крови в верхних конечностях, в области головы и шеи.

1. Опишите скелетотопию и синтопию верхней полой вены.

2. Назовите притоки верхней полой вены.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№41

В отделение проктологии поступил больной с жалобами на боль в области ануса (заднего прохода) во время дефекации, на кровотечение.

1.Какие вены образуют прямокишечное венозное сплетение?

2.В какие вены впадают прямокишечные вены?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№42

Невропатолог проверил у пациента сухожильный (коленный) рефлекс путем постукивания молоточком по связке надколенника.

1.Опишите строение простой рефлекторной дуги.

2.Какие структуры центральной нервной системы участвуют в образовании сложных рефлекторных дуг?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№43

После контузии (ушиба мозга) у больного нарушилась продукция цереброспинальной жидкости.

1.Где образуется спинномозговая жидкость?

2.Объясните пути оттока спинномозговой жидкости из полостной системы мозга в венозное русло.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№44

Благодаря мозолистому телу объединяются (координируются) функции обеих половин конечного мозга.

1.Из каких частей состоит мозолистое тело?

2.Какие спайки мозга Вы еще знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№45

При операции устранения паховой грыжи хирург выполняет пластику стенок пахового канала.

1. Какие анатомические структуры формируют стенки пахового канала?

2. Какие еще слабые места передней и задней брюшной стенки Вы знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№46

Мозжечок участвует в координации движений головы, туловища, конечностей и связан проводящими путями с экстрапирамидной системой и вестибулярным аппаратом.

1.Какие проводящие пути осуществляют управление функциями самого мозжечка?

2.В каком отделе внутренней капсулы эти проводящие пути располагаются?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№47

Фурункул (нарыв) в области наружного слухового прохода вызывает резкую болезненность в боковой области головы.

1.Перечислите нервы, иннервирующие наружное ухо и наружный слуховой проход.

2.Укажите смешанный (по составу волокон), самый длинный нерв шейного сплетения. Что он иннервирует?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№48

Известно, что шейное сплетение участвует в образовании двух шейных петель.

1.Какие нервы образуют глубокую шейную петлю?

2.Какие нервы образуют поверхностную шейную петлю?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№49

При образовании бедренной грыжи формируется бедренный канал.

1. Какие анатомические структуры формируют стенки бедренного канала?

2. Какие еще слабые места передней и задней брюшной стенки Вы знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№50

После травмы плеча (область плече-мышечного канала) у мужчины появились боли в области задней стороны плеча и предплечья.

1.Какой нерв поврежден при этой травме? Рядом с какой артерией нерв проходит в этом канале?

2.Какие еще названия имеет этот канал?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№51

При травмах груди возможно появление выпота в плевральной полости, что приводит к смещению границ легких.

1.Какова топография нижних границ легких в норме?

2.Как проецируются на переднюю грудную стенку верхушка легких?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№52

При травмах груди возможно появление выпота в плевральной полости, что требует выполнения плевральной пункции.

1.Какова топография границ легких в норме?

2.По какому краю ребра (для предупреждения повреждения межреберных сосудов и нервов) должна выполняться плевральная пункция?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№53

У пациента при рентгеноскопии обнаружен вывих в плечевом суставе, головка плечевой кости ушла вниз из суставной ямки лопатки.

1.В связи с какими особенностями строения плечевого сустава головка плечевой кости при вывихе уходит вниз?

2.Опишите строение плечевого сустава, назовите его суставные поверхности и связки.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№54

При вскрытии абсцесса (нарыва) в левой ягодичной области необходимо знать источники ее иннервации. 

1.Укажите нерв, ветви которого иннервируют большую ягодичную мышцу?

2.Через какое отверстие этот нерв покидает полость таза?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№55

Хирурги-травматологи знают, что после пересечения одной из связок поперечного (Шапарова) сустава предплюсны сустав легко расчленяется, что позволяет выполнять проксимальную резекцию стопы.

1.Как называется эта связка?

2.Какие кости стопы соединяет эта связка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№56

При травме плеча нарушена чувствительность на тыльной поверхности первого, второго и, частично, третьего пальца кисти.

1. Какой нерв иннервирует эту область?

2. Какие еще анатомические структуры иннервирует этот нерв на верхней конечности?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№57

Больной жалуется на постоянное слезотечение.

1.Какие нервы осуществляют чувствительную иннервацию слезной железы?

2.Назовите путь прохождения парасимпатических (секреторных) импульсов к слезной железе.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№58

В клинике при обследовании у больного диагностировали диафрагмальную грыжу-выпячивание в грудную полость желудка через одно из слабых мест диафрагмы.

1. Назовите части диафрагмы и места их начала.

2. Назовите слабые места диафрагмы и области их расположения.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№59

При заболевании околоушной слюнной железы возможно повреждение нервов, проходящих через эту железу.

1.Какой нерв образует околоушное нервное сплетение?

2.Какой волоконный состав этого нерва в области околоушного сплетения?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№60

При чрезмерном напряжении и повышении внутрибрюшного давления у физически слабо развитых людей возможны грыжи в области передней брюшной стенки.

1.Назовите слабые места передней брюшной стенки.

2.Почему грыжи белой линии живота чаще образуются в ее верхней части, а не в нижней?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№61

При операции в области шеи хирург должен проявлять осторожность в пределах треугольника Пирогова (язычный треугольник).

1.Какой нерв принимает участие в образовании одной из стенок этого треугольника?

2.Какая артерия может быть обнаружена в пределах этого треугольника?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№62

В травмпункт обратился пострадавший с травмой глаза. Врач определил смещение (вывих) хрусталика.

1.Какая связка при этом повреждена?

2.Где эта связка начинается и заканчивается?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№63

Воспаление лицевого нерва вызвало нарушение функции подкожной мышцы шеи.

1.Где эта мышца начинается? Где заканчивается? Укажите функции подкожной мышцы шеи.

2.Нарушение функции какой группы мышц может вызвать воспаление лицевого нерва?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№64

Во время осмотра передней области шеи у пострадавшего в результате ранения было отмечено, что затронута зона сонного и лопаточно-трахеального треугольников.

1.Укажите границы этих треугольников.

2.Какие еще треугольники в передней области шеи Вы знаете? В латеральной области шеи? Их границы?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№65

На заседании студенческого научного кружка во время доклада о строении тимуса был продемонстрирован слайд, отражающий типичную возрастную картину этого органа. На этом слайде было видно разрастание соединительной ткани с наличием лишь островка паренхимы тимуса.

1.Для людей какого примерно возраста характерны указанные особенности тимуса?

2.В каком возрасте в тимусе наблюдается максимальное содержание лимфоидной (иммунокомпетентной) ткани?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№66

При сильной эмоциональной деятельности на лице появились вначале поперечные складки (морщины) в середине лба. Затем, после сокращения соответствующей мышцы, эти морщины расправились.

1.При сокращении каких мимических мышц образуются и расправляются поперечные складки в области лба?

2.Укажите источник развития и иннервации мимических мышц.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№67

В клинической практике используется перкуссия сердца и аускультация клапанов сердца.

1.Какова топография сердца в норме?

2.Как проецируются на переднюю грудную стенку клапаны сердца?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№68

Для осмотра глазного дна на глазное яблоко капают раствор атропина, что обеспечивает блокаду нервного импульса и расширение зрачка.

1.Какие мышцы глаза при этом денервированы?

2.Какие нервы обеспечивают нервную трофику этих мышц?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№69

Травматическое повреждение подмышечного нерва привело к нарушению функций дельтовидной мышцы.

1. Где эта мышца начинается, где прикрепляется?

2. Укажите функции этой мышцы и ее частей.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№70

У пострадавшего (в результате травмы плеча) оказалась поврежденной область четырехстороннего отверстия.

1.Чем это отверстие ограничено? Какие анатомические структуры проходят через это отверстие?

2.Какое еще отверстие находится по соседству с четырехсторонним, назовите его границы (стенки). Какие анатомические структуры проходят через это отверстие?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№71

При судебно-медицинском вскрытии трупа взрослого человека обнаружено ножевое повреждение передней области шеи на уровне 5-го шейного позвонка.

1. Могла ли быть повреждена трахея в этом случае?

2. Какова скелетотопия трахеи у взрослого человека?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№72

Опухоль гипофиза разрушает костные структуры в области его расположение в полости черепа.

1.Где в полости черепа расположен гипофиз?

2.Какие части выделяют у гипофиза?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№73

У больного обнаружено воспалительное заболевание поджелудочной железы, в связи с чем у этого человека нарушен сахарный обмен. Предполагается поражение структур, регулирующих углеводный обмен в организме.

1.Какие структуры в составе поджелудочной железы относят к эндокринным?

2.Какие еще железы внутренней секреции в организме человека участвуют в регуляции углеводного обмена?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№74

Неудачное выполнение внутримышечной инъекции осложнилось абсцессом в области большой ягодичной мышцы с соответствующими нарушениями функций тазобедренного сустава.

1.Назовите функции большой ягодичной мышцы.

2.Укажите места ее начала и прикрепления.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№75

Результатом воспаления запирательного нерва явилось нарушение функций мышц медиальной группы бедра.

1.Перечислите мышцы этой группы, назовите места их начала и прикрепления.

2.Каковы функции каждой из этих мышц?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№76

После извлечения пострадавшего из-под обломков разрушенного здания было установлено повреждение позвоночника и ушиб спинного мозга.

1.Какие артерии обеспечивают кровоснабжение спинного мозга?

2.Через какие отверстия позвоночного столба эти артерии проходят в позвоночный канал?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№77

При обследовании в поликлинике у больного выявлено скопление жидкости в пространстве межу листками влагалищной оболочки яичка (водянка яичка).

1.Какие анатомические структуры формируют оболочки яичка - мошонку?

2.Какие артерии обеспечивают кровоснабжение яичка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№78

В хирургическом стационаре у больной выявлена злокачественная опухоль большого дуоденального сосочка.

1.В какой части двенадцатиперстной кишки находится большой дуоденальный (Фатеров) сосочек?

2.Протоки каких желез могут блокироваться при его заболеваниях?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№79

При инфекционном гепатите выявляется увеличение размеров печени.

1. Опишите ее проекцию (границы печени) на переднюю брюшную стенку в норме.

2. Назовите связки печени.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№80

При циррозе печени отмечается нарушение венозного оттока по воротной вене с компенсаторным расширением ее анастомозов с венозными сосудами системы верхней и нижней полой вены.

1. Назовите локализацию порто-кавальных анастомозов?

2. Назовите локализацию порто-кава-кавальных анастомозов.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№81

При повреждении затылочной области у больного нарушена чувствительность кожи затылка.

1.Какой нерв из шейного сплетения иннервирует эту кожную зону?

2.Какие чувствительные нервы шейного сплетения вы знаете? Чем шейное сплетение образовано?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№82

У ребенка родители отметили начало прорезывания молочных зубов.

1.В каком возрасте начинается и заканчивается обычно прорезывание молочных зубов?

2.Какие зубы прорезываются первыми?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№83

При выполнении операций на органах брюшной полости хирург должен четко представлять анатомические отличия тонкой и толстой кишки.

1.Какие анатомические отличия имеются на наружной поверхности тонкой и толстой кишки?

2.Какие анатомические отличия имеются на внутренней поверхности тонкой и толстой кишки?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№84

При обследовании новорожденного ребенка обратили внимание на наличие двух расщелин в верхней губе, справа и слева от срединной линии.

1.Как называется этот порок развития?

2.С нарушением развития каких структур связано образование этих расщелин?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№85

В результате заболевания больной потерял чувствительность языка к боли и температуре.

1.Назовите нервы, проводящие импульсы общей чувствительности от языка.

2.Какой нерв иннервирует мышцы языка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№86

При лечении зубов стоматолог помещает ватный тампон в ротовую полость под язык для закрытия устья выводных протоков слюнных желез.

1.Где эти железы располагаются и как называются?

2.Где конкретно открываются устья выводных протоков этих желез?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№87

При лечении зубов стоматолог помещает ватный тампон в ротовую полость, накладывая его в область устья выводного протока околоушной слюнной железы.

1.Где конкретно открывается выводной проток этой железы?

2.Как кровоснабжается и иннервируется эта железа?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№88

В результате химического ожога ротовой полости отмечены нарушения вкусовой чувствительности.

1.Какие сосочки языка оказались пораженными?

2.Какие нервы обеспечивают вкусовое восприятие?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№89

При катаракте (нарушении прозрачности хрусталика) проведено удаление хрусталика.

1.Каковы функции хрусталика?

2.Какие преломляющие структуры глаза Вы знаете?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№90

В поликлинике врачу необходимо осмотреть небные миндалины.

1.Как называется ямка, где такая миндалина располагаются?

2.Какие миндалины имеются рядом с небными миндалинами?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№91

При вскрытии трупа старого человека патологоанатом обнаружил наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани, расположенной в треугольном пространстве, свободном от плевры.

1.Как называется это пространство?

2.Какое анатомическое образование располагается в этом пространстве у молодых людей?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№92

При воспалении червеобразного отростка слепой кишки выполняется его удаление (аппендэктомия).

1.Дайте четкие анатомические ориентиры расположения основания червеобразного отростка на куполе слепой кишки?

2.Как осуществляется кровоснабжение червеобразного отростка?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№93

На приеме в поликлинике у взрослого высокого мужчины рентгеноскопическим методом выявили типичную для долихоморфного типа телосложения форму желудка.

1.Какую форму имеет желудок у людей долихоморфного типа телосложения?

2.Укажите особенности расположении пилорической части желудка при этой его форме.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№94

При рентгеноскопическом обследовании у взрослого мужчины мезоморфного типа телосложения определили, что при вертикальном положении тела желудок по форме напоминает рыболовный крючок.

1.Типична ли такая форма желудка для людей мезоморфного типа телосложения?

2.Укажите особенности расположения тела желудка у людей брахиморфного и мезоморфного типов телосложения.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№95

При заболеваниях сердца наблюдается изменение его размеров.

1.Какова топография сердца в норме?

2.Как проецируются на переднюю грудную стенку клапаны сердца?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№96

При обследовании пожилой женщины установлено наличие нефроптоза (опущение почек), одной из причин которого явилась слабость фиксирующего аппарата этого органа.

1. Назовите элементы фиксирующего аппарата почек.

2. Какова скелетотопия почек у взрослого человека в норме?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№97

При операции в области основания черепа необходимо учитывать топографию проходящих сосудов и нервов.

1.Укажите, какие нервы выходят из полости черепа через яремное отверстие?

2.Какая вена начинается в области этого отверстия?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№98

При воспалении поджелудочной железы воспалительный выпот может скапливаться в пространстве, образованном брюшиной за желудком.

1. Назовите это пространство и его стенки.

2. Как сообщается это пространство с брюшинной полостью?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№99

Пациент обратился с жалобами на потерю обоняния.

1.В каких отделах полости носа находится обонятельная область?

2.По каким путям из обонятельной области полости носа первые импульсы поступают в головной мозг?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА№100

Брюшина верхнего этажа брюшной полости иннервируется нервом – ветвью шейного сплетения.

1.Назовите этот нерв.

2.Как еще анатомические структуры и органы иннервируются этим нервом?


 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Николенко В.Н., Чава С.В. Анатомия человека. Учебник. В 2 томах. //Изд.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г. - 528 стр., 456 стр.

Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Клочкова С.В. Анатомия человека. Учебник. В 3 томах. //Изд.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2015 г. - 304 стр., 216 стр., 256 с.

Билич Г.Л., Николенко В.Н. Атлас анатомия человека: в 3-х томах: учебное пособие. // Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 488 с.: ил. – (Библиотека МГМУ им. И.М. Сеченова) (Гриф УМО). (Тираж 2 000).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Привес М. Г. : учебник / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. — 12-е изд., перераб. и доп. — СПб.:СпбМАПО, 2008.

Атлас анатомии человека : в 3-х томах : учебное пособие для студентов медицинских вузов / М. Р. Сапин. — М.; Медицина, 2006.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Анатомические препараты органов.

Анатомические модели (муляжи).

Анатомические таблицы.

Коллекция учебных анатомических препаратов анатомического музея.

Мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации лекций, видеоряд анатомических препаратов, мультимедийные анатомические атласы).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...