Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Конституционное право» обеспечивает формирование у бакалавров следующих
а) общекультурных компетенций:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
б) общепрофессиональных компетенций:
- способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);
- способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
в) профессиональных компетенций:
- способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15).
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать:
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основы построения гражданского общества;
- общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
- специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
- значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
- основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
- федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
уметь:
- обобщать полученные знания в области конституционного права;
- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
- правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
- анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
владеть:
- основными базовыми принципами анализа государственно-правовых аспектов, основными подходами к их оценке и разрешению на основе достаточного уровня профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии;
- навыками анализа федеральных нормативно-правовых актов, а также юридически грамотного изложения положений, содержащихся в нормативно-правовых актах;
- навыками принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- навыками применения процедурных норм конституционного права, необходимых для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс «Конституционное право» состоит из лекционных, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического освоения научных основ, ключевых вопросов дисциплины. Практические занятия являются аудиторными и направлены на приобретение навыков анализа и решения наиболее часто встречающихся проблем в сфере конституционного права.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 8 зач. ед., из них аудиторных: 114 часов – очная форма обучения; 34 часа – заочная форма обучения; 24 часа – заочная форма обучения на базе в/о.
Календарно-тематический план (очная форма обучения)
№
п/п
| Наименование тем
| Неделя семестра
| Количество часов по учебному плану
| Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации
| Макс. нагрузка студентов (час)
| Аудиторная нагрузка
| Контрольные работы
| Контроль самост. работы
| Курсовые работы
| Самостоятел. работа
| Всего
(в т.ч. в интерактивной форме)
| В том числе
| Лекции (в т.ч. в интерактивной форме)
| Практ. занятия, семинары
(в т.ч. в интерактивной форме)
| Лабораторная работа
| 1 курс 2 семестр
| КСР
| Часть 1. Основы конституционного права России
| 1.
| Тема 1.
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука
| 1
| 15
| 8
(1)
| 4 (2)
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 7
| лекция-презентация, опрос, составление схем
| 2.
| Тема 2.
Конституционное развитие России
| 2
| 15
| 8
(1)
| 4
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 7
| опрос, решение практических задач
| 3.
| Тема 3.
Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма
| 3
| 15
| 8
| 4 (2)
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 7
| лекция-презентация,
опрос, групповая дискуссия, «мозговой штурм»
| 4.
| Тема 4.
Основы конституционного строя Российской Федерации
| 4
| 16
| 8
(2)
| 4 (2)
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 8
| проблемная лекция, опрос, групповая дискуссия
| 5.
| Тема 5.
Конституционные основы правового статуса личности
| 5
| 16
| 8
(3)
| 4 (2)
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 8
| лекция-презентация,
опрос, решение практических задач
| 6.
| Тема 6.
Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и граж-данина в России
| 6
7
| 15
| 8
(1)
| 4
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 7
| опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
| 7.
| Тема 7.
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации
| 8
| 16
| 8
| 4
| 4 (2)
| -
| -
| -
| -
| 8
| опрос, «панельная дискуссия»
|
|
| 8
| 108
| 56
(20)
| 28
(8)
| 28
(12)
| -
| -
| -
| -
| 52
| Зачет
| 2 курс 3 семестр
| КСР
| Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти
в Российской Федерации
| 8.
| Тема 1.
Избирательная система Российской Федерации
| 1
| 14
| -
| -
| -
| -
| -
| 4
| -
| 10
| контроль самостоятельной работы
| 9.
| Тема 2.
Конституционно-правовой статус Президента России
| 2
| 24
| 10
(4)
| 4 (2)
| 6 (2)
| -
| -
| 4
| -
| 10
| лекция-презентация, опрос, составление алгоритма, решение практических задач
| 10.
| Тема 3.
Федеральное Собрание – российский парламент
| 3
| 26
| 12
(4)
| 6 (2)
| 6 (2)
| -
| -
| 4
| -
| 10
| лекция-диалог,
опрос, решение задач
| 11.
| Тема 4.
Конституционно-правовой статус Правительства России
| 4
| 24
| 10
(4)
| 4 (2)
| 6 (2)
| -
| -
| 4
| -
| 10
| лекция-презентация, опрос, решение практических задач
| 12.
| Тема 5.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
| 5
| 18
| 6
| 2
| 4
| -
| -
| 4
| -
| 8
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
| 13.
| Тема 6.
Обеспечение конституционной законности
| 6
| 20
| 6
(2)
| 2
| 4 (2)
| -
| -
| 4
| -
| 10
| опрос, решение практических задач, «панельная дискуссия»
| 14.
| Тема 7.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
| 7
| 20
| 6
(4)
| 2 (2)
| 4 (2)
| -
| -
| 4
| -
| 10
| лекция-дискуссия, опрос, составление алгоритма, позитивное комментирование ответов студентов
| 15.
| Тема 8.
Система органов государственной власти Республики Коми
| 8
| 18
| 4
(2)
| -
| 4 (2)
|
|
| 4
|
| 10
| опрос, презентация, групповая дискуссия
| 16.
| Тема 9.
Конституционные основы местного самоуправления в России
| 9
| 16
| 4
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| -
| 8
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
|
| 9
| 180
| 58
(20)
| 22
(8)
| 36
(12)
| -
| -
| 36
| -
| 86
| Экзамен
| ИТОГО:
| 288
| 114
(40)
| 50
(16)
| 64
(24)
| -
| -
| 36
| -
| 138
| |
Календарно-тематический план (заочная форма обучения)
№
п/п
| Наименование тем
| Неделя семестра
| Количество часов по учебному плану
| Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации
| Макс. нагрузка студентов (час)
| Аудиторная нагрузка
| Контрольные работы
| Контроль самост. работы
| Курсовые работы
| Самостоятел. работа
| Всего
(в т.ч. в интерактивной форме)
| В том числе
| Лекции (в т.ч. в интерактивной форме)
| Практ. занятия, семинары
(в т.ч. в интерактивной форме)
| Лабораторная работа
| 1 курс 1-2 семестр
| КСР
| Часть 1. Основы конституционного права России
| 1.
| Тема 1.
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука
| 1
| 17
| 3
| 1
| 2
| -
| -
| 2
| -
| 12
| лекция-диалог, контроль самостоятельной работы
| 2.
| Тема 2.
Конституционное развитие России
| 1
| 15
| 1
| 1
| -
| -
| -
| 2
| -
| 12
| контроль самостоятельной работы
| 3.
| Тема 3.
Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма
| 1
| 15
| 3
| 2
| 1
| -
| -
|
| -
| 12
| лекция-дискуссия,
опрос
| 4.
| Тема 4.
Основы конституционного строя России
| 2
| 17
| 3
(2)
| 2
(2)
| 1
| -
| -
|
| -
| 14
| проблемная лекция, опрос, презентация
| 5.
| Тема 5.
Конституционные основы правового статуса личности
| 2
| 16
| 2
(2)
| 1
| 1
(2)
| -
| -
|
| -
| 14
| лекция-презентация,
опрос, решение задач
| 6.
| Тема 6.
Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ
| 2
| 14
| 2
(2)
| 1
| 1
(2)
| -
| -
|
| -
| 12
| опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
| 7.
| Тема 7.
Территориальная организация государственной власти в России
| 2
| 14
| 4
| 2
| 2
| -
| -
|
| -
| 10
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
|
| 2
| 108
| 18
(6)
| 10
(2)
| 8
(4)
| -
| -
| 4
| -
| 86
| Зачет
| Семестр 3
| КСР
| Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти
в Российской Федерации
| 8.
| Тема 1.
Избирательная система Российской Федерации
| 1
| 19
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
| 18
| контроль самостоятельной работы
| 9.
| Тема 2.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
| 1
| 22
| 3
(2)
| 2
| 1
(2)
| -
| -
| 1
| -
| 18
| опрос, составление алгоритма, решение практических задач
| 10.
| Тема 3.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
| 1
| 22
| 3
(2)
| 2
| 1
(2)
| -
| -
| 1
| -
| 18
| опрос, решение практических задач
| 11.
| Тема 4.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
| 2
| 19
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 16
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
| 12.
| Тема 5.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
| 2
| 19
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 16
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
| 13.
| Тема 6.
Обеспечение конституционной законности
| 2
| 19
| 2
| -
| 2
| -
| -
| 1
| -
| 16
| опрос, решение практических задач
| 14.
| Тема 7.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
| 3
| 22
| 3
(2)
| 2
(2)
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 18
| лекция-диалог,
опрос, составление алгоритма, групповая дискуссия
| 15.
| Тема 8.
Система органов государственной власти Республики Коми
| 3
| 20
| 1
| -
| 1
|
|
| 1
|
| 18
| опрос, презентация, групповая дискуссия
| 16.
| Тема 9.
Конституционные основы местного самоуправления в России
| 3
| 26
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| -
| 17
| контроль самостоятельной работы
|
|
| 3
| 180
| 16
(6)
| 8
(2)
| 8
(4)
| -
| -
| 9
| -
| 155
| Экзамен
| ИТОГО:
| 288
| 34
(12)
| 18
(4)
| 16
(8)
| -
| -
| 13
| -
| 241
| |
Календарно-тематический план (заочная форма обучения на базе в/о)
№
п/п
| Наименование тем
| Неделя семестра
| Количество часов по учебному плану
| Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации
| Макс. нагрузка студентов (час)
| Аудиторная нагрузка
| Контрольные работы
| Контроль самост. работы
| Курсовые работы
| Самостоятел. работа
| Всего
(в т.ч. в интерактивной форме)
| В том числе
| Лекции (в т.ч. в интерактивной форме)
| Практ. занятия, семинары
(в т.ч. в интерактивной форме)
| Лабораторная работа
| 1 курс 1 семестр
| КСР
| Часть 1. Основы конституционного права России
| 1.
| Тема 1.
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука
| 1
| 9
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| -
| -
| 7
| лекция-диалог,
опрос, дискуссия
| 2.
| Тема 2.
Конституционное развитие России
| 1
| 9
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| -
| 7
| контроль самостоятельной работы
| 3.
| Тема 3.
Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма
| 1
| 9
| 2
| 1
| 1
| -
| -
|
| -
| 7
| лекция-дискуссия,
опрос
| 4.
| Тема 4.
Основы конституционного строя России
| 2
| 11
| 2
(2)
| 2
(2)
| -
| -
| -
| 2
| -
| 7
| проблемная лекция, контроль самостоятельной работы
| 5.
| Тема 5.
Конституционные основы правового статуса личности
| 2
| 9
| 2
(1)
| 1
| 1
(1)
| -
| -
|
| -
| 7
| лекция-презентация,
опрос, решение задач
| 6.
| Тема 6.
Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ
| 2
| 9
| 2
(1)
| 1
| 1
(1)
| -
| -
|
| -
| 7
| опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
| 7.
| Тема 7.
Территориальная организация государственной власти в России
| 2
| 9
| 2
| -
| 2
| -
| -
|
| -
| 7
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
|
| 2
| 72
| 12
(4)
| 6
(2)
| 6
(2)
| -
| -
| 4
| -
| 56
| Зачет
| 1 курс 2 семестр
| КСР
| Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти
в Российской Федерации
| 8.
| Тема 1.
Избирательная система Российской Федерации
| 1
| 24
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| -
| 22
| контроль самостоятельной работы
| 9.
| Тема 2.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
| 1
| 25
| 3
| 2
| 1
| -
| -
| -
| -
| 22
| лекция-диалог,
опрос, составление алгоритма
| 10.
| Тема 3.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
| 1
| 25
| 3
(1)
| 2
| 1
(1)
| -
| -
| -
| -
| 22
| опрос, решение практических задач
| 11.
| Тема 4.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
| 2
| 23
| 1
| -
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 21
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
| 12.
| Тема 5.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
| 2
| 23
| 1
| -
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 21
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
| 13.
| Тема 6.
Обеспечение конституционной законности
| 2
| 24
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| -
| 22
| контроль самостоятельной работы
| 14.
| Тема 7.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
| 3
| 25
| 3
(3)
| 2
(2)
| 1
(1)
| -
| -
| -
| -
| 22
| лекция-диалог,
опрос, составление алгоритма, групповая дискуссия
| 15.
| Тема 8.
Система органов государственной власти Республики Коми
| 3
| 24
| 1
| -
| 1
| -
|
| 1
|
| 22
| опрос, презентация, групповая дискуссия
| 16.
| Тема 9.
Конституционные основы местного самоуправления в России
| 3
| 23
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| -
| 21
| контроль самостоятельной работы
|
|
| 3
| 216
| 12
(4)
| 6
(2)
| 6
(2)
| -
| -
| 9
| -
| 195
| Экзамен
| ИТОГО:
| 288
| 24
(8)
| 12
(4)
| 12
(4)
| -
| -
| 13
| -
| 251
| |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» реализация компетентного подхода предусматривает использование различных интерактивных методов проведения занятий. Занятия практического и лекционного типа для соответствующих групп студентов проводятся в активной и интерактивной формах: для студентов очной формы обучения предусмотрено 40 часов занятий в интерактивной и активной формах, для студентов заочной формы обучения – 12 и 8 часов.
При изучении дисциплины «Конституционное право» используются следующие формы и методы проведения указанных занятий: проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-презентация, позитивное комментирование ответов студентов, моделирование конституционно-правовых ситуаций, решение практических задач (case study), тестирование, составление таблиц, алгоритмов и схем, анализ актуальных вопросов конституционного права в малых группах по типу «мозговой штурм», проведение «круглых столов» и «панельных дискуссий» по актуальным проблемам конституционного права, творческие задания и др. Активные и интерактивные методы и формы позволяют повысить процент усвоения учебного материала, добиться обратной информационной связи между студентами и преподавателем, а также заинтересовать и включить в работу малоактивных студентов. Данные формы сочетаются с самостоятельной работой студента в целях закрепления и развития полученных знаний. Также планируется проведение встреч с представителями органов публичной власти, правозащитных организаций, избирательных комиссий разного уровня и иных конституционно-правовых институтов.
|