Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История зарождения Хохломы.




Учебно - исследовательский проект

«Узоры хохломы»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Мальцева Марианна Сергеевна

 

Учебно - исследовательский проект «Узоры хохломы»

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

П. Синяковский

Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды, на занятии по изобразительной деятельности нас познакомили с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего нам понравились узоры хохломской росписи - они очень яркие, теплые. Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня хохломская роспись.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель исследования:изучение возникновения русского народного промысла «Хохлома».

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством хохломской росписью.

Ø Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Ø Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

Ø Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Ø Учить использовать растительные элементы.

Развивающие:

Ø Развитие познавательной активности детей.

Ø Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Ø Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Ø Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».

Воспитательные:

Ø Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Ø Воспитывать любовь к народному творчеству.

Ø Воспитывать эстетические и этические чувства.

Методы:

Ø Изучение и анализ литературных источников и интернет-ресурсов;

Ø Наблюдения;

Ø Анкетирование;

Ø Беседы;

Ø Посещение библиотеки;

Ø Практическая работа.

 

В ходе работы над проектом мы познакомились с историей возникновения росписи «Хохломы». Как изготавливаются предметы народного промысла, как создаются изделия с хохломской росписью.

 

План исследований

Проблема исследования:дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не умеют использовать знания в изобразительной деятельности.

Объект исследования:росписи хохломы.

Предмет исследования:создание изделий с хохломской росписью.

Гипотеза исследования:Мы предположили, что реализация данного проекта даст большой толчок для дальнейшего знакомства к русскому декоративно - прикладному искусству.

Этапы реализации проекта

Название этапов Пути реализации проекта
Первый этап подготовительный   Сбор информации. Работа со специальной литературой, интернет-ресурсами. Работа с художественной литературой.
Второй этап реализации проекта     Наблюдения: «Как изготавливаются предметы народного промысла», «Как создаются изделия с хохломской росписью». Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Легенда о Хохломе. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок. Просмотр мультфильма «Хохлома». Просмотр учебных фильмов о народном промысле «Хохломе». Беседы с детьми на тему: «Золотая хохлома». Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры Хохломы».
Третий этап - заключительный Оформление продуктов проекта - информационного материала для детей и родителей (буклеты, информационные листы, памятки, мультимедийная презентация). Подготовка презентации по деятельности проекта.

 

Описание работы.

I.Основная часть.

Для выяснения, что ребята знают о декоративно - прикладном творчестве, мы провели опрос среди воспитанников группы общеразвивающей направленности 6-7 лет «Мишутка» (25 воспитанников) и проанализировали собранные данные.

По результатам опроса у детей группы «Мишутка» на тему «Что мы знаем о Хохломе?» были получены следующие результаты:

Вопросы Результаты
1 Какие окружающие нас предметы можно назвать произведениями декоративно-прикладного творчества? Разделочные доски, посуда, вязаные изделия - 3
2 Какие художественные ремесла характерны для ДПИ? Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10
3 Какие народные промыслы известны росписью по дереву? Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10
4 Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему? Да, потому что они становятся красивыми, яркими
5 Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью? Да - 25 Нет - 0

Выделив проблему, мы начали подробно изучать декоративно-прикладное творчество «Хохлома» и вот что мы узнали.

 

История зарождения Хохломы.

Легенда о Хохломе

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».

  Хохлома - старинный русский народный промысел, возник в 17 в. в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). А название происходит от села Хохлома.

Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись тонким растительным узором по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным, золотом (реже зеленым) и по золотистому фону. Посуда с росписью хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.

В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами.

Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим, создать какое - либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом.

II. Практическая часть










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...